Рабочая программа по биологии 7 класс на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа по биологии 7 класс на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования Курс биологии 7 класса направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях животных, как части живой природы, их многообразии и эволюции. Основу изучения курса биологии 7 класса составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия животных переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования Курс биологии 7 класса направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях животных, как части живой природы, их многообразии и эволюции. Основу изучения курса биологии 7 класса составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия животных переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о животных: их строении, поведении, среде обитания, через систему разнообразных по форме уроков: изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля, уроки – путешествия, уроки – тесты, уроки – систематизации, уроки – конференции.
овладение умениями применять биологические знания в повседневной жизни, работать с биологическими приборами, справочниками, проводить наблюдения за животными.
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, бережно отношения к животным.
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для: соблюдение мер профилактики заболеваний вызванных животными, бактериями, вирусами. Оказание первой помощи при укусах животных. Рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил безопасности и предотвращение травматизма.
Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса
Учащиеся должны знать: – основные крупнейшие подразделения живых организмов: безъядерные и ядерные (простейшие, растения, грибы, животные) организмы; – иерархию основных систематических категорий; – элементарные сведения о клетке, как основе строения и жизнедеятельности организмов; – о сравнительном методе, как важнейшем методе научного познания (на примере биологии); – о роли бактерий в природе и жизни человека; – о строении и жизнедеятельности шляпочных грибов; – о роли грибов в природе и жизни человека; – основное правило сбора грибов: не собирать неизвестные грибы; – о биосферной роли зеленых растений и фотосинтеза; – особенности растительной клетки; – основные жизненные функции растительного организма: фотосинтез, дыхание, испарение воды, передвижение веществ; – о минеральном питании растений и роли удобрений для возделывания культурных растений; – об особенностях жизни растений в воде и строении водорослей; – о роли водорослей в жизни Мирового океана и хозяйстве человека; – о симбиотической природе лишайников; – об особенностях жизни растений на суше; – о строении и жизненном цикле мхов, хвощей, плаунов, папоротников; – о роли мхов в жизни болота и леса; – о строении и жизненном цикле голосеменных; – о роли хвойных лесов в природе и хозяйстве человека; – основные органы цветкового растения и их видоизменения; – о роли цветка в размножении растений; – о взаимоотношениях насекомоопыляемых растений и их опылителей; – жизненный цикл цветкового растения; – характерные признаки однодольных и двудольных растений; – важнейшие группы культурных растений на примере своей местности; – ядовитые растения своей местности; – способы размножения растений (половое и вегетативное) и их использование человеком; – важнейшие охраняемые растения своей местности; – о роли растений в сообществах; – взаимосвязь растений и факторов неживой и живой природы, приспособленность растений к совместному обитанию; – о значении разнообразия растений в природе и в жизни человека, о мерах по сохранению биологического разнообразия.
Учащиеся должны уметь:
– различать основные царства живых организмов; – пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов; – проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты (по выявлению в составе растительного организма минеральных и органических веществ; по проращиванию семян; изучению влияния факторов среды на рост и развитие растений); – использовать знания о распространении и размножении бактерий для предотвращения инфекционных заболеваний; – различать наиболее распространенные виды съедобных и ядовитых грибов; – определять основные органы цветковых растений (по таблице); – различать основные жизненные формы растений; – различать основные изученные группы растений (по таблице): водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосемянные и цветковые растения; – различать однодольные и двудольные растения; – узнавать основные виды лекарственных и ядовитых растений своей местности; – выращивать растения на примере фасоли (проращивать семена для рассады, сажать растения, ухаживать за растениями и т.д.); – соблюдать правила поведения в природе; – работать с текстом, рисунками и справочным аппаратом учебника и энциклопедии; находить ответы на поставленные учителем вопросы в тексте учебника; – использовать элементарные навыки сравнения и классификации.
Место учебного предмета в учебном плане.
Примерная программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 68 часов, в том числе в (2 часа в неделю).
Тематическое планирование по биологии, 7 класс,
(2 часа в неделю, всего 68 часов УМК В.Б.Захаров, Н.И.Сонин .)
СОДЕРЖАНИЕ.
Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс (68 ч, 2 ч в неделю)
Введение (3 ч)
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Экосистемы. Биосфера — глобальная экологическая система; границы и компоненты биосферы. Причины многообразия живых организмов. Эволюционная теория Ч. Дарвина о приспособленности к разнообразным условиям среды обитания. Естественная система классификации как отражение процесса эволюции организмов.
Раздел 1. Царство Прокариоты (3 ч)
Тема 1.1. МНОГООБРАЗИЕ, ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ
И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРОКАРИОТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗМОВ (3 ч)
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки.
Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространённость и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).
Демонстрация
Строение клеток различных прокариот.
Лабораторные и практические работы
Зарисовка схемы строения прокариотической клетки.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;
— разнообразие и распространение бактерий и грибов;
— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;
— методы профилактики инфекционных заболеваний.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику бактерий;
— характеризовать формы бактериальных клеток;
— отличать бактерии от других живых организмов;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
— разрабатывать план - конспект темы, используя разные источники информации;
— готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;
— пользоваться поисковыми системами Интернета.
Раздел 2. Царство Грибы (4 ч)
Тема 2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРИБОВ (3 ч)
Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Оомикота; группа Несовершенные грибы . Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.
Демонстрация
Схемы строения представителей различных систематических групп грибов, различные представители царства Грибы, строение плодового тела шляпочного гриба.
Лабораторные и практические работы
Строение плесневого гриба мукора.
Распознавание съедобных и ядовитых грибов.
Тема 2.2. ЛИШАЙНИКИ (1 ч)
Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространённость и экологическая роль лишайников.
Демонстрация
Схемы строения лишайников, различные представители лишайников.
Знание учащимися систематических таксонов не является обязательным.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные понятия, относящиеся к строению про- и эукариотической клеток;
— строение и основы жизнедеятельности клеток гриба;
— особенности организации шляпочного гриба;
— меры профилактики грибковых заболеваний.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику бактерий и грибов;
— объяснять строение грибов и лишайников;
— приводить примеры распространённости грибов и лишайников;
— характеризовать роль грибов и лишайников в биоценозах;
— определять несъедобные шляпочные грибы;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
— пользоваться биологическими словарями и справочниками для поиска определений биологических терминов;
— разрабатывать план- конспект темы, используя разные источники информации;
— готовить сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;
— пользоваться поисковыми системами Интернета.
Раздел 3. Царство Растения (21 ч)
Тема 3.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТЕНИЙ (2 ч)
Растительный организм как целостная система.
Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений. Фотосинтез. Пигменты.
Систематика растений; низшие и высшие растения.
Демонстрация
Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.
Тема 3.2. НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ (4 ч)
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зелёные водоросли, Бурые водоросли и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных
биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.
Демонстрация
Схемы строения водорослей различных отделов.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения водорослей.
Тема 3.3. ВЫСШИЕ СПОРОВЫЕ РАСТЕНИЯ (6 ч)
Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений. Споровые растения. Общая характеристика, происхождение. Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль
в биоценозах. Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение и роль в биоценозах.
Демонстрация
Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов, различные представители мхов, плаунов и хвощей, схемы строения папоротника; древние папоротниковидные, схема цикла развития папоротника, различные представители папоротниковидных.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения мха.
Изучение внешнего строения папоротника.
Тема 3.4. ВЫСШИЕ СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ.
ОТДЕЛ ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ (2 ч)
Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространённость голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.
Демонстрация
Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны, различные представители голосеменных.
Лабораторные и практические работы
Изучение строения и многообразия голосеменных растений.
Тема 3.5. ВЫСШИЕ СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ.
ОТДЕЛ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ) РАСТЕНИЯ (7 ч)
Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные. Основные семейства покрытосеменных растений (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространённость цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация
Схема строения цветкового растения; строения цветка, цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение), представители различных семейств покрытосеменных растений.
Лабораторные и практические работы
Изучение строения покрытосеменных растений.
Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие;
— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
— роль растений в биосфере и жизни человека;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику растительного царства;
— давать характеристику основных групп растений (водорослей, мхов, хвощей, плаунов, папоротников, голосеменных, цветковых);
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;
— характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли;
— объяснять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно - популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Раздел 4. Царство Животные (36 ч)
Тема 4.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИВОТНЫХ (1 ч)
Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные. Взаимоотношения животных в биоценозах; трофические уровни и цепи питания.
Демонстрация
Распределение животных и растений по планете: биогеографические области.
Лабораторные и практические работы
Анализ структуры различных биомов суши и мирового океана на схемах и иллюстрациях.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— признаки организма как целостной системы;
— основные свойства животных организмов;
— сходство и различия между растительным и животным организмами;
— что такое зоология, какова её структура.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории;
— представлять эволюционный путь развития животного мира;
— классифицировать животные объекты по их принадлежности к систематическим группам;
— применять двойные названия животных при подготовке сообщений, докладов, презентаций;
— объяснять значение зоологических знаний для сохранения жизни на планете, разведения редких и охраняемых животных, выведения новых пород животных;
— использовать знания по зоологии в повседневной жизни.
Тема 4.2. ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ (2 ч)
Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Тип Споровики; споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.
Демонстрация
Схемы строения амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки, представители различных групп одноклеточных.
Лабораторные и практические работы
Строение амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— признаки одноклеточного организма;
— основные систематические группы одноклеточных и их представителей;
— значение одноклеточных животных в экологических системах;
— паразитических простейших, вызываемые ими заболевания у человека и соответствующие меры профилактики.
Учащиеся должны уметь:
— работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы;
— раскрывать значение одноклеточных животных в природе и жизни человека;
— применять полученные знания в повседневной жизни.
Тема 4.3. ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ (1 ч)
Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение.
Демонстрация
Типы симметрии у многоклеточных животных, многообразие губок.
Тема 4.4. ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ (3 ч)
Особенности организации Кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение Кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и коралловые полипы. Роль в природных сообществах.
Демонстрация
Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.
Лабораторные и практические работы
Изучение плакатов и таблиц, отражающих ход регенерации у гидры.
Тема 4.5. ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ (2 ч)
Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы Сосальщики и Ленточные черви.
Понятие о жизненном цикле; циклы развития печёночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей - паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.
Демонстрация
Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печёночного сосальщика и бычьего цепня.
Лабораторные и практические работы
Жизненные циклы печёночного сосальщика и бычьего цепня.
Тема 4.6. ТИП КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ (1 ч)
Особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды; меры профилактики аскаридоза.
Демонстрация
Схема строения и цикл развития человеческой аскариды.
Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.
Лабораторные и практические работы
Жизненный цикл человеческой аскариды.
Тема 4.7. ТИП КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ (3 ч)
Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.
Демонстрация
Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа Кольчатые черви.
Лабораторные и практические работы
Внешнее строение дождевого червя.
Тема 4.8. ТИП МОЛЛЮСКИ (2 ч)
Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация
Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.
Лабораторные и практические работы
Внешнее строение моллюсков.
Тема 4.9. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ (7 ч)
Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным превращением. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.
Демонстрация
Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука - крестовика. Различные представители класса Паукообразные. Схемы строения насекомых различных отрядов.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— современные представления о возникновении многоклеточных животных;
— общую характеристику типа Кишечнополостные;
— общую характеристику типа Плоские черви;
— общую характеристику типа Круглые черви;
— общую характеристику типа Кольчатые черви;
— общую характеристику типа Членистоногие.
Учащиеся должны уметь:
— определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;
— наблюдать за поведением животных в природе;
— работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);
— объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;
— понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение для экологических систем;
— выделять животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;
— оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных;
— использовать меры профилактики паразитарных заболеваний.
Тема 4.10. ТИП ИГЛОКОЖИЕ (1 ч)
Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.
Демонстрация
Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза.
Тема 4.11. ТИП ХОРДОВЫЕ. ПОДТИП БЕСЧЕРЕПНЫЕ (1 ч)
Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.
Демонстрация
Схема строения ланцетника. Схема метаморфоза у асцидий.
Тема 4.12. ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ (ЧЕРЕПНЫЕ).
НАДКЛАСС РЫБЫ (2 ч)
Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистепёрые, двоякодышащие и лучепёрые. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.
Демонстрация
Многообразие рыб. Схема строения кистепёрых и лучепёрых рыб.
Лабораторные и практические работы
Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни.
Тема 4.13. КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ (1 ч)
Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно - функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.
Демонстрация
Многообразие амфибий. Схемы строения кистепёрых рыб и земноводных.
Лабораторные и практические работы
Особенности внешнего строения лягушки, связанные с её образом жизни.
Тема 4.14. КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ (2 ч)
Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно - функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.
Демонстрация
Многообразие пресмыкающихся. Схемы строения земноводных и рептилий.
Лабораторные и практические работы
Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи.
Тема 4.15. КЛАСС ПТИЦЫ (2 ч)
Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоёмов и побережий). Охрана
и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация
Многообразие птиц. Схемы строения рептилий и птиц.
Лабораторные и практические работы
Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни.
Тема 4.16. КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ (4 ч)
Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно - функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).
Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— современные представления о возникновении хордовых животных;
— основные направления эволюции хордовых;
— общую характеристику надкласса Рыбы;
— общую характеристику класса Земноводные;
— общую характеристику класса Пресмыкающиеся;
— общую характеристику класса Птицы;
— общую характеристику класса Млекопитающие.
Учащиеся должны уметь:
— определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;
— работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);
— объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;
— понимать и уметь характеризовать экологическую роль хордовых животных;
— характеризовать хозяйственное значение позвоночных;
— наблюдать за поведением животных в природе;
— выделять животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;
— оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— давать характеристику методов изучения биологических объектов;
— наблюдать и описывать различных представителей животного мира;
— находить в различных источниках необходимую информацию о животных;
— избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;
— сравнивать животных изученных таксономических групп между собой;
— использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;
— выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных;
— обобщать и делать выводы по изученному материалу;
— работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;
— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.
Раздел 5. Вирусы (1 ч)
Тема 5.1. МНОГООБРАЗИЕ, ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВИРУСОВ (1 ч)
Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики.
Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.
Демонстрация
Модели различных вирусных частиц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— общие принципы строения вирусов животных, растений и бактерий;
— пути проникновения вирусов в организм;
— этапы взаимодействия вируса и клетки;
— меры профилактики вирусных заболеваний.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять механизмы взаимодействия вирусов и клеток;
— характеризовать опасные вирусные заболевания человека (СПИД, гепатит С и др.);
— выявлять признаки сходства и различия в строении вирусов;
— осуществлять на практике мероприятия по профилактике вирусных заболеваний.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— обобщать и делать выводы по изученному материалу;
— работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;
— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.
Заключение (1 ч)
Особенности организации и многообразие живых организмов. Основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.
Личностные результаты обучения
— Развитие и формирование интереса к изучению природы;
— развитие интеллектуальных и творческих способностей;
— воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;
— признание высокой ценности жизни, здоровья своего и других людей;
— развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.
Тематическое планирование.
№ п/п
Наименование темы
Всего часов
1.
Введение
3
2.
Царство прокариот
3
3.
Царство грибов
4
4.
Царство растений
21
5.
Царство животные
Беспозвоночные
22
6.
Тип Хордовые
12
7
Вирусы
1
ИТОГО
68
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№
Тема урока
Основные элементы содержания
Практика
Вид контроль
Планируемый результат
дата проведения
Задание по учебнику
Введение 3 часа
1.
1
Мир живых организмов. Уровни организации живого.
Клетка, ткань, организм, популяция, вид, биоценоз, биосфера; живое, косное, биоксное вещество; уровень организации жизни.
Знать: признаки биологических объектов.
С. 3-6
2.
2
Ч. Дарвин и происхождение видов.
Эволюция, индивидуальная наследственная изменчивость, искусственный, естественный отбор, борьба за существование, конкуренция, популяция, вид, причины эволюции.
Фронтальный опрос
Объяснять: родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных. Иметь представления о Ч.Дарвине и происхождении видов; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника
С.6- 9
3.
3
Многообразие видов и их классификация. Живые формы организмов.
Представление о систематике, её задачах и принципах классификации живых организмов.
Индивидуальный опрос
Определять: принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация).
С.9-10
Раздел 1. Царство прокариоты 3 часа
Тема 1.1. МНОГООБРАЗИЕ, ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРОКАРИОТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗМОВ (3 ч)
4.
1
Общая характеристика и происхождение прокариот.
Особенности организации бактерий.
Фронтальный опрос
Признаки живых организмов, их проявление у бактерий. Особенности организации бактерий из подцарств Настоящие бактерии, Архебактерии, показать их роль в природе. Объяснять: роль организмов в природе, деятельности человека; взаимосвязь организмов и окружающей среды.
С.12-16
5.
2
Особенности строения, жизнедеятельности прокариот. Подцарство: Настоящие бактерии и Архебактерии.
Признаки живых организмов, их проявление у бактерий. Особенности организации бактерий из подцарств Настоящие бактерии, Архебактерии, показать их роль в природе.
Индивидуальный опрос
С. 17
6.
3
Подцарство Оксифотобактерии.
Подцарство Оксифотобактерии, принадлежность бактерий к царству бактерий. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Использование бактерий в биотехнологии.
Карточки
С.18-20
Тема 2.1. Царство грибы 3 часа
7.
1
Царство грибы, особенности организации грибов, их роль в природе, жизни человека.
Особенности грибов, отличающие их от организации других царств живой природы, их принадлежность к царству грибов.
Особенности грибов, отличающие их от организации других царств живой природы, их принадлежность к царству грибов.
С.22- 25
8.
2
Отдел Настоящие грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Л/Р «Строение плесневого гриба мукора». Инстр. по Т. Б.
Отдел Хитридиомикота. Отдел Зигомикота. Отдел Аскомикота
Объяснять: родство, общность происхождения и эволюцию грибов. Знать признаки биологических объектов: грибов. Знать сущность биологических процессов.Объяснять: роль организмов в природе, деятельности человека; взаимосвязь организмов и окружающей среды.Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов, наблюдать, рассматривать на готовых препаратах. Анализировать и оценивать: воздействие факторов риска на здоровье.
С.26-29
9.
3
Класс Базидиомицеты. Несовершенные грибы. Лабораторная работа. «Распознавание съедобных и ядовитых грибов.»
Особенности организации базидиомикотов и несовершенных грибов. Питания фитофторы - представителя отдела оомикота, роль грибов в природе и их практическое значения.Распознавание наиболее распространенных, съедобных и ядовитых грибов Новосибирской области. Виды, занесённые в Красную книгу. Использование грибов в биотехнологии.
Лабораторная работа«Распознавание съедобных и ядовитых грибов.»
С.29-31
Тема 2.2. ЛИШАЙНИКИ (1 ч)
10.
1
Отдел Лишайники.
Особенности лишайников как симбиотических организмов, их строение, питание, размножение, их ролью в природе и практическое значение.
Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений. Фотосинтез. Пигменты.Систематика растений; низшие и высшие растения.
Фронтальный опрос
Знать признаки биологических объектов: растений. Знать сущность биологических процессов. Особенности жизнедеятельности растений. Систематику растений. Направления эволюции растительных организмов. Объяснять: роль организмов в природе, деятельности человека; взаимосвязь организмов и окружающей среды.
С.38-39
12.
2
Жизненные формы растений.
Фронтальный опрос
конспект
Тема 3.2. НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ (4 ч)
13.
1
Общая характеристика.
Характерные признаки царства Растений, особенности строения, жизнедеятельности растительного организма.
Индивидуальный опрос
Знать признаки биологических объектов: растений. Знать сущность биологических процессов. Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов, наблюдать, рассматривать на готовых препаратах. Знать признаки биологических объектов: растений. Знать сущность биологических процессов. Объяснять: роль организмов в природе, деятельности человека; взаимосвязь организмов и окружающей среды.
конспект
14
2
Подцарство Низшие растения. Общая характеристика водорослей.
Характерные признаки строения, жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений, отличающие их от бактерий, грибов, лишайников.
Индивидуальный опрос
15
3
Размножение и развитие водорослей.
Особенности размножения и развития водорослей.
Индивидуальный опрос
С.40-43
16.
4
Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение. Л/Р «Изучение внешнего строения водорослей». Инстр. по Т. Б.
Отличительные черты организации водорослей, их разнообразие, основные отделы. Многообразие водорослей в НСО. Виды, занесённые в Красную книгу.
Общая характеристика подцарства Высшие растения. Лаб.раб. " Изучение внешнего строения мха."
Особенности организации высших растений как наиболее сложноорганизованных по сравнению с водорослями. Многообразие видов, общие признаки основных отделов.
Лаб.раб. " Изучение внешнего строения мха."
Фронтальный опрос
Уметь распознавать и описывать: растения разных семейств, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения и опасные для человека растения Выявлять: приспособления растительных организмов к среде обитания. Сравнивать: представителей отдельных систематических групп и делать выводы на основе сравнения. Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе. Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий). Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними Выявлять: приспособления организмов к среде обитания. Сравнивать: представителей отдельных систематических групп и делать выводы на основе сравнения Определять: принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе
С.50-51
18.
2
Отдел Моховидные, особенности строения, жизнедеятельности.
Особенности организации моховидных на примере зеленых и сфагновых мхов, признаки усложнения в их строении по сравнению с водорослями. Многообразие мхов в НСО. Виды, занесённые в Красную книгу
Фронтальный, индивидуальный опрос
С.52-56
19.
3
Отдел Плауновидные, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе.
Особенностями строения, питания, размножения плауновидных, их роль в природе и практическое значение. Многообразие плауновидных в НСО. Виды, занесённые в Красную книгу.
Фронтальный, индивидуальный опрос
С.57
20.
4
Отдел Хвощевидные, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе.
Особенности строения, жизнедеятельности растений отдела Хвощевидные, их роль в природе. Многообразие хвощевидных НСО. Виды, занесённые в Красную книгу
Фронтальный, индивидуальный опрос
С.58-60
21.
5
Отдел Папоротниковидные, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе.
Особенности строения, жизнедеятельности растений отдела Папоротниковидные.
Особенности размножения, развития папоротников, показать их роль в природе, практическое значение. Многообразие папоротников в НСО. Виды, занесённые в Красную книгу
Тема 3.4. ВЫСШИЕ СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ. ОТДЕЛ ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ (2 ч)
23.
1
Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности, происхождение.
Особенности строения, жизнедеятельности растений отдела Голосеменных.
Фронтальный, индивидуальный опрос
С.66-69
24.
2
Многообразие Голосеменных, их роль в природе и их практическое значение. Лаб.раб. " Изучение строения и многообразия голосеменных растений."
Лаб.раб. " Изучение строения и многообразия голосеменных растений."
Фронтальный, индивидуальный опрос
С.69-72
Тема 3.5. ВЫСШИЕ СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ. ОТДЕЛ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ) РАСТЕНИЯ (7 ч)
25.
1
Отдел Покрытосеменные, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе.
Представление о наиболее сложной организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными.
Фронтальный, индивидуальный опрос
С.73-77
26.
2
Размножение Покрытосеменных растений. Класс Двудольные.
Особенности полового и бесполого размножения, значение размножения в жизни покрытосеменных, представление о классе однодольных и классе двудольных.
Фронтальный, индивидуальный опрос
С.77-84
27.
3
Класс Двудольные, характерные особенности растений семейства Розоцветных. Л\р «Определение растений семейства Розоцветных». Инстр. по т\б.
Многообразие растений класса двудольных, с характерными признаками семейства розоцветных. Многообразие двудольных растений в НСО. Виды, занесённые в Красную книгу.
Лаб.раб. «Определение растений семейства Розоцветных». Инстр. по т\б.
Фронтальный, индивидуальный опрос
С.83
28.
4
Характерные особенности растений семейства крестоцветных и паслёновых. Лаб. Раб. "Изучение строения и многообразия семейств Крестоцветных и паслёновых . Строение цветка, плода." Инст. По Т.Б.
Особенности растений семейств крестоцветных и паслёновых, их роль в природе и жизни человека. Многообразие двудольных растений в НСО. Виды, занесённые в Красную книгу.
Лаб. Раб. "Изучение строения и многообразия семейств Крестоцветных и паслёновых . Строение цветка, плода." Инст. По Т.Б.
Фронтальный, индивидуальный опрос
С.83
29.
5
Класс Однодольные растения, характерные признаки растений , семейства Злаковых. Л\р «Определение растений семейства злаковых». Инстр. по т\б.
Особенности однодольных растений, многообразие видов семейства злаковых, их распознавание, значение в природе, жизни человека.
Лаб.раб «Определение растений семейства злаковых». Инстр. по т\б.
Фронтальный, индивидуальный опрос
С.82
30.
6
Класс Однодольные растения, характерные признаки растений, семейства Лилейных.
Характерные признаки растений семейства лилейных, их многообразие, роль в природе и практическое значение. Многообразие однодольных растений в НСО. Виды, занесённые в Красную книгу.
Фронтальный, индивидуальный опрос
С.82
31.
7
Обобщающий урок по теме: «Прокариоты, грибы, растения».
Обобщение знаний об особенностях организации бактерий, грибов, растений, об их сходстве; Усложнение растений, их организации в процессе эволюции.
Тест
Повторить конспекты
Раздел 4. Царство Животные (36 ч)
Тема 4.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИВОТНЫХ (1 ч)
32.
1
Общая характеристика Царства Животных.П.Р. "Анализ структуры различных биомов суши и мирового океана на схемах и иллюстрациях."
Особенности строения, жизнедеятельности животных, многообразие их видов, дать представление об их распространении на земле и заселение животными всех сред жизни.
П.Р. "Анализ структуры различных биомов суши и мирового океана на схемах и иллюстрациях."
Фронтальный, индивидуальный опрос
Уметь распознавать и описывать: органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных и опасных для человека животных
Выявлять: приспособления организмов к среде обитания.
Сравнивать: представителей отдельных систематических групп и делать выводы на основе сравнения
Определять: принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе
Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий) Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными, оказания первой помощи при укусах животных, выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними
С.88
Тема 4.2. ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ (2 ч)
33.
1
Особенности организации одноклеточных, их классификация. Л/Р «Строение инфузории – туфельки». Инстр. по ТБ.
Особенности строения, жизнедеятельности простейших как целостных (одноклеточных) организмов, ведущих самостоятельный образ жизни
Л/Р «Строение инфузории – туфельки». Инстр. по ТБ.
Фронтальный, индивидуальный опрос
С.89-95
34.
2
Многообразие одноклеточных их значение в биоценозах и жизни человека.
Представление о многообразии одноклеточных, кл. Жгутиковых, типы Споровики, Инфузории, их роль в биоценозах и жизни человека.
Фронтальный, индивидуальный опрос. Работа в парах.
С.96-98
Тема 4.3. ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ (1 ч)
35.
1
Особенности организации многоклеточных. Губки как примитивные многоклеточные.
Особенности организации многоклеточных на примере Губок, как примитивных многоклеточных.
Фронтальный опрос
С.99-103
Тема 4.4. ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ (3 ч)
36.
1
Особенности организации Кишечнополостных.
Особенности среды обитания, строения, жизнедеятельности Кишечнополостных как низших многоклеточных.
Фронтальный, индивидуальный опрос
С.104-107
37.
2
Фронтальный, индивидуальный опрос
С.108-111
38.
3
Многообразие кишечнополостных, значение в природе, в жизни человека.
Многообразие кишечнополостных, кл. Сцифоидных, Коралловых полипов, роль в природе и практическое значение.
Фронтальный, индивидуальный опрос
С.104-111
Тема 4.5. ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ (2 ч)
39.
1
Особенности организации плоских червей. Лаб.раб . "Жизненные циклы печёночного сосальщика и бычьего цепня."
Особенности строения, жизнедеятельности плоских червей как более высоко организованных многоклеточных животных по сравнению с кишечнополостными
Лаб.раб . "Жизненные циклы печёночного сосальщика и бычьего цепня."
Фронтальный, индивидуальный опрос
С.112-114
40.
2
Плоские черви – паразиты.
Тип Плоских червей, особенности строения, жизнедеятельности червей-паразитов класса Сосальщики, Ленточные черви, их приспособленность к паразитизму.
Фронтальный, индивидуальный опрос
С.115-118
Тема 4.6. ТИП КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ (1 ч)
41.
1
Тип круглые черви особенности их организации. Лаб. Раб. "Жизненный цикл человеческой аскариды." Инст. По Т.Б.
Особенности организации Круглых червей как более сложноорганизованных животных по сравнению с Плоскими червями.
Лаб. Раб. "Жизненный цикл человеческой аскариды." Инст. По Т.Б.
Фронтальный, индивидуальный опрос
С.119-124
Тема 4.7. ТИП КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ (3 ч)
42.
1
Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей.
Особенности организации Кольчатых червей как более сложноорганизованных животных по сравнению с Плоскими Круглыми червями.
Многообразие Кольчатых червей , их роль в природе и практическое значение. Виды, кольчатых червей, занесённые в Красную книгу
Лаб.раб. " Внешнее строение дождевого червя."
Фронтальный, индивидуальный опрос
С. 128-130
44.
3
Тест
С.127-133
Тема 4.8. ТИП МОЛЛЮСКИ (2 ч)
45.
1
Особенности организации моллюсков. П/Р «Внешнее строение моллюсков». Истр. по ТБ.
Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков как наиболее сложноорганизованных многоклеточных животных по сравнению с кольчатыми червями
П/Р «Внешнее строение моллюсков».
Фронтальный, индивидуальный опрос
С.132-134
46.
2
Значение и многообразие моллюсков.
Особенности основных классов, которые объединяет тип Моллюски, многообразие видов, их роль в природе и практическое значение. Многообразие моллюсков Новосибирской области. Виды, занесённые в Красную книгу.
Фронтальный, индивидуальный опрос
С.135-142
Тема 4.9. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ (7 ч)
47.
1
Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. П/Р «Внешнее строение речного рака». Инстр. по ТБ
Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих как наиболее сложноорганизованных многоклеточных животных по сравнению с кольчатыми червями, с многообразием видов, объединенных в классы.
П/Р «Внешнее строение речного рака». Инстр. по ТБ
Фронтальный, индивидуальный опрос
С.143-147
48.
2
Многообразие Ракообразных, их роль в природе.
Многообразие низших и высших ракообразных, среда обитания, их значение в водных биоценозах. Многообразие ракообразных в НСО. Виды, занесённые в Красную книгу
Фронтальный, индивидуальный опрос
С.147-150
49.
3
Класс Паукообразные, особенности строения и жизнедеятельности.
Дать общую характеристику класса Паукообразных, показать особенности строения, жизнедеятельности , связанные с наземной средой обитания.
Фронтальный, индивидуальный опрос
С.151-154
50.
4
Многообразие Паукообразных, их роль в природе.
Представители кл. Паукообразных на примере отрядов Скорпионы, Пауки, Клещи. Представление о многообразии, их роли в биоценозах и жизни человека. Многообразие паукообразных в Новосибирской области. Виды, занесённые в Красную книгу.
Фронтальный, индивидуальный опрос
С.154-157
51.
5
Класс Насекомые, особенности строения и жизнедеятельности. Л/Р «Внешнее строение насекомых». Инстр. по ТБ
Л/Р «Внешнее строение насекомых». Инстр. по ТБ
Фронтальный, индивидуальный опрос
С.158-164
52.
6
Размножение и развитие насекомых.
Раскрыть особенности строения органов Размножения ,связанные с их функциями, показать типы развития насекомых.
Фронтальный, индивидуальный опрос
С.164-169
53.
7
Многообразие насекомых, их роль в природе и их практическое значение.
Многообразие насекомых: первичнобескрылые и крылатые, их значение в водных биоценозах. Многообразие насекомых в НСО. Виды, занесённые в Красную книгу.
Фронтальный, индивидуальный опрос. Работа в парах.
Индив задания
Тема 4.10. ТИП ИГЛОКОЖИЕ (1 ч)
54.
1
Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их многообразие и роль в природе.
Иглокожие - донные морские животными, их многообразием , рассмотреть их значение в водных биоценозах.
Фронтальный, индивидуальный опрос
С. 170-175
Тема 4.11. ТИП ХОРДОВЫЕ. ПОДТИП БЕСЧЕРЕПНЫЕ (1 ч)
55.
1
Особенности строения и жизнедеятельности Хордовых, их многообразие и роль в природе. Бесчерепные животные.
Многообразии животного мира, особенности строения и жизнедеятельности хордовых, их классификацию.
Подтип Позвоночные. Рыбы - водные позвоночные животные. Лаб. Раб. "Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни"
Особенности строения и жизнедеятельности рыб как водных позвоночных, их классификация, многообразие видов,
Лаб. Раб. "Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни"
Фронтальный, индивидуальный опрос
С.177-182
57.
2
Основные группы рыб, их роль в природе и жизнедеятельности человека.
Характерные признаки основных групп хрящевых и костных рыб, черты приспособленности к водной среде, их роль в природе и практическое значение. Многообразие промысловых рыб в НСО. Виды, занесённые в Красную книгу.
Фронтальный, индивидуальный опрос
С.183-188
Тема 4.13. КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ (1 ч)
58.
1
Класс Земноводные, особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных. П. р. «Особенности внешнего строения лягушки, связанные с её образом жизни.» Инстр. по ТБ
Особенности строения, жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде
П. р. «Особенности внешнего строения лягушки, связанные с её образом жизни.»
Фронтальный, индивидуальный опрос
С.189-199
Тема 4.14. КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ (2 ч)
59.
1
Класс Пресмыкающиеся, особенности строения, жизнедеятельности как первых настоящих позвоночных. П.Р. "Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи."
Особенности строения, жизнедеятельности пресмыкающихся как первых настоящих наземных позвоночных, их происхождение.
П.Р. "Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи."
Фронтальный, индивидуальный опрос
С.200-206
60.
2
Многообразие Пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение.
Многообразие пресмыкающихся, их распространение на Земле, их значение. Многообразие пресмыкающихся в НСО. Виды, занесённые в Красную книгу.
Фронтальный, индивидуальный опрос
С.206-207
Тема 4.15. КЛАСС ПТИЦЫ (3ч)
61.
1
Класс Птиц, особенности организации и жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных.
Особенности организации птиц и их широкое распространением на нашей Планете, происхождение птиц.
Фронтальный, индивидуальный опрос
С.208-212
62..
2
Особенности организации птиц, связанные с полётом. П/Р «Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни». Инстр. по ТБ
Особенностях организации птиц, усложнения в строении нервной системы, органов чувств и систем внутренних органов.
П/Р «Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни».
Фронтальный, индивидуальный опрос
С.212-216
63.
3
Экологические группы птиц, их роль в жизни человека.
Многообразии птиц, особенности строения и жизнедеятельности птиц разных экологических групп, их классификация. Многообразие птиц в НСО. Виды, занесённые в Красную книгу.
Фронтальный, индивидуальный опрос
С.218-226
Тема 4.16. КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ (4 ч)
64
1
Класс Млекопитающие, особенности строения, жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных.
Прогрессивные черты организации млекопитающих, позволившие им широко распространиться на Земле, рассмотреть сходство с пресмыкающимися.
Фронтальный, индивидуальный опрос
С.227-231
65.
2
Класс Млекопитающие, особенности строения, жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных. П/Р «Изучение строения млекопитающих» Инстр. по т. б.
П/Р «Изучение строения млекопитающих» Инстр. по т. б.
Фронтальный, индивидуальный опрос
66.
3
Плацентарные млекопитающие, особенности строения, жизнедеятельности, роль в природе и практическое значение. Сумчатые и Первозвери. Л/Р «Распознавание животных своей местности, определение их определение их систематического положения и значения в жизни для человека». Инстр. по т. б.
Особенности строения органов размножения, развития Плацентарных млекопитающих, основные отряды. Многообразие млекопитающих, особенности строения и жизнедеятельности, распространения Сумчатых и Первозверей
Фронтальный, индивидуальный опрос
С. 232-246
67.
4
Обобщающий урок по теме: «Царство Животных».
Обобщение и систематизация знаний учащихся об особенностях организации животных- одного из царств Живой природы. Усложнение животных в процессе эволюции.
Тест
Раздел 5. Вирусы (1 ч)
Тема 5.1. МНОГООБРАЗИЕ, ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВИРУСОВ (1 ч)
68.
Царство Вирусы.
Вирусы как неклеточные формы жизни, их строении, размножении, роль в жизни человека
Фронтальный, индивидуальный опрос
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых вирусами. ВИЧ-инфекции, инфекционных простудных заболеваний,оказания первой помощи при простудных заболеваниях.
С.с. 250-253
Литература
Основная литература
Заxapoв В. Б., Сонин Н. И. Биология. Многообразие Живых организмов: учебник для 7 класса средней школы. М.: Дрофа, любое издание.
Дополнительная литература
Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.
Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии: книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.
Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.
Одум Ю. Экология. Т. 1—2. М.: Мир, 1986.
Сонин H. И. Биология. Живой организм: учебник для 6 класса средней школы. М.: Дрофа, 2005.
Флинт Р. Биология в цифрах. М.: Мир, 1992
Фоули Р. Еще один неповторимый вид (экологические аспекты эволюции человека). М.: Мир, 1990.
Экологические очерки о природе и человеке / под ред. Б. Гржимека. М.: Прогресс, 1988.
Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего. М.: Детская литература, 1983.