kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии 7 класс на 2014-2015 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования Курс биологии 7 класса направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях животных, как части живой природы, их многообразии и эволюции. Основу изучения курса биологии 7 класса составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия животных переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 7 класс на 2014-2015 учебный год »

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Школа № 429 им. М.Ю. Малофеева





ПРИНЯТО


УТВЕРЖДАЮ

На заседании Педагогического совета


Директор школы

Протокол № __от «___» ____ 2014 г


«____» ______________2014 г.



___________________Н.А. Лаврук








РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА



БИОЛОГИЯ 7 класс

(типовая)



УМК В.Б.Захаров, Н.И.Сонин



Многообразие живых организмов--2 часа 68 ч.



Программа составлена

учителем биологии

высшей квалификационной категории

Павловой Галиной Витальевной


Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования Курс биологии 7 класса направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях животных, как части живой природы, их многообразии и эволюции. Основу изучения курса биологии 7 класса составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия животных переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.


Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о животных: их строении, поведении, среде обитания, через систему разнообразных по форме уроков: изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля, уроки – путешествия, уроки – тесты, уроки – систематизации, уроки – конференции.

овладение умениями применять биологические знания в повседневной жизни, работать с биологическими приборами, справочниками, проводить наблюдения за животными.

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, бережно отношения к животным.

использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для: соблюдение мер профилактики заболеваний вызванных животными, бактериями, вирусами. Оказание первой помощи при укусах животных. Рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил безопасности и предотвращение травматизма.


Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса


Учащиеся должны знать:
– основные крупнейшие подразделения живых организмов: безъядерные и ядерные (простейшие, растения, грибы, животные) организмы;
– иерархию основных систематических категорий;
– элементарные сведения о клетке, как основе строения и жизнедеятельности организмов;
– о сравнительном методе, как важнейшем методе научного познания (на примере биологии);
– о роли бактерий в природе и жизни человека;
– о строении и жизнедеятельности шляпочных грибов;
– о роли грибов в природе и жизни человека;
– основное правило сбора грибов: не собирать неизвестные грибы;
– о биосферной роли зеленых растений и фотосинтеза;
– особенности растительной клетки;
– основные жизненные функции растительного организма: фотосинтез, дыхание, испарение воды, передвижение веществ;
– о минеральном питании растений и роли удобрений для возделывания культурных растений;
– об особенностях жизни растений в воде и строении водорослей;
– о роли водорослей в жизни Мирового океана и хозяйстве человека;
– о симбиотической природе лишайников;
– об особенностях жизни растений на суше;
– о строении и жизненном цикле мхов, хвощей, плаунов, папоротников;
– о роли мхов в жизни болота и леса;
– о строении и жизненном цикле голосеменных;
– о роли хвойных лесов в природе и хозяйстве человека;
– основные органы цветкового растения и их видоизменения;
– о роли цветка в размножении растений;
– о взаимоотношениях насекомоопыляемых растений и их опылителей;
– жизненный цикл цветкового растения;
– характерные признаки однодольных и двудольных растений;
– важнейшие группы культурных растений на примере своей местности;
– ядовитые растения своей местности;
– способы размножения растений (половое и вегетативное) и их использование человеком;
– важнейшие охраняемые растения своей местности;
– о роли растений в сообществах;
– взаимосвязь растений и факторов неживой и живой природы, приспособленность растений к совместному обитанию;
– о значении разнообразия растений в природе и в жизни человека, о мерах по сохранению биологического разнообразия.

Учащиеся должны уметь:

– различать основные царства живых организмов;
– пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты (по выявлению в составе растительного организма минеральных и органических веществ; по проращиванию семян; изучению влияния факторов среды на рост и развитие растений);
– использовать знания о распространении и размножении бактерий для предотвращения инфекционных заболеваний;
– различать наиболее распространенные виды съедобных и ядовитых грибов;
– определять основные органы цветковых растений (по таблице);
– различать основные жизненные формы растений;
– различать основные изученные группы растений (по таблице): водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосемянные и цветковые растения;
– различать однодольные и двудольные растения;
– узнавать основные виды лекарственных и ядовитых растений своей местности;
– выращивать растения на примере фасоли (проращивать семена для рассады, сажать растения, ухаживать за растениями и т.д.);
– соблюдать правила поведения в природе;
– работать с текстом, рисунками и справочным аппаратом учебника и энциклопедии; находить ответы на поставленные учителем вопросы в тексте учебника;
– использовать элементарные навыки сравнения и классификации.

Место учебного предмета в учебном плане.

Примерная программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 68 часов, в том числе в (2 часа в неделю).


Тематическое планирование по биологии, 7 класс,

(2 часа в неделю, всего 68 часов УМК В.Б.Захаров, Н.И.Сонин .)

СОДЕРЖАНИЕ.

Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс (68 ч, 2 ч в неделю)

Введение (3 ч)

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Экосистемы. Биосфера — глобальная экологическая система; границы и компоненты биосферы. Причины многообразия живых организмов. Эволюционная теория Ч. Дарвина о приспособленности к разнообразным условиям среды обитания. Естественная система классификации как отражение процесса эволюции организмов.

Раздел 1. Царство Прокариоты (3 ч)

Тема 1.1. МНОГООБРАЗИЕ, ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ

И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРОКАРИОТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗМОВ (3 ч)

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки.

Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространённость и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).

Демонстрация

Строение клеток различных прокариот.

Лабораторные и практические работы

Зарисовка схемы строения прокариотической клетки.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;

— разнообразие и распространение бактерий и грибов;

— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;

— методы профилактики инфекционных заболеваний.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику бактерий;

— характеризовать формы бактериальных клеток;

— отличать бактерии от других живых организмов;

— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;

— разрабатывать план - конспект темы, используя разные источники информации;

— готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;

— пользоваться поисковыми системами Интернета.

Раздел 2. Царство Грибы (4 ч)

Тема 2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРИБОВ (3 ч)

Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Оомикота; группа Несовершенные грибы . Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.

Демонстрация

Схемы строения представителей различных систематических групп грибов, различные представители царства Грибы, строение плодового тела шляпочного гриба.

Лабораторные и практические работы

Строение плесневого гриба мукора.

Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

Тема 2.2. ЛИШАЙНИКИ (1 ч)

Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространённость и экологическая роль лишайников.

Демонстрация

Схемы строения лишайников, различные представители лишайников.

Знание учащимися систематических таксонов не является обязательным.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные понятия, относящиеся к строению про- и эукариотической клеток;

— строение и основы жизнедеятельности клеток гриба;

— особенности организации шляпочного гриба;

— меры профилактики грибковых заболеваний.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику бактерий и грибов;

— объяснять строение грибов и лишайников;

— приводить примеры распространённости грибов и лишайников;

— характеризовать роль грибов и лишайников в биоценозах;

— определять несъедобные шляпочные грибы;

— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;

— пользоваться биологическими словарями и справочниками для поиска определений биологических терминов;

— разрабатывать план- конспект темы, используя разные источники информации;

— готовить сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;

— пользоваться поисковыми системами Интернета.

Раздел 3. Царство Растения (21 ч)

Тема 3.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТЕНИЙ (2 ч)

Растительный организм как целостная система.

Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений. Фотосинтез. Пигменты.

Систематика растений; низшие и высшие растения.

Демонстрация

Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.

Тема 3.2. НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ (4 ч)

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зелёные водоросли, Бурые водоросли и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных

биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.

Демонстрация

Схемы строения водорослей различных отделов.

Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения водорослей.

Тема 3.3. ВЫСШИЕ СПОРОВЫЕ РАСТЕНИЯ (6 ч)

Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений. Споровые растения. Общая характеристика, происхождение. Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль

в биоценозах. Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение и роль в биоценозах.

Демонстрация

Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов, различные представители мхов, плаунов и хвощей, схемы строения папоротника; древние папоротниковидные, схема цикла развития папоротника, различные представители папоротниковидных.

Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения мха.

Изучение внешнего строения папоротника.

Тема 3.4. ВЫСШИЕ СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ.

ОТДЕЛ ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ (2 ч)

Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространённость голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.

Демонстрация

Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны, различные представители голосеменных.

Лабораторные и практические работы

Изучение строения и многообразия голосеменных растений.

Тема 3.5. ВЫСШИЕ СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ.

ОТДЕЛ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ) РАСТЕНИЯ (7 ч)

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные. Основные семейства покрытосеменных растений (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространённость цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Демонстрация

Схема строения цветкового растения; строения цветка, цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение), представители различных семейств покрытосеменных растений.

Лабораторные и практические работы

Изучение строения покрытосеменных растений.

Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные методы изучения растений;

— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие;

— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику растительного царства;

— давать характеристику основных групп растений (водорослей, мхов, хвощей, плаунов, папоротников, голосеменных, цветковых);

— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;

— характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли;

— объяснять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно - популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Раздел 4. Царство Животные (36 ч)

Тема 4.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИВОТНЫХ (1 ч)

Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные. Взаимоотношения животных в биоценозах; трофические уровни и цепи питания.

Демонстрация

Распределение животных и растений по планете: биогеографические области.

Лабораторные и практические работы

Анализ структуры различных биомов суши и мирового океана на схемах и иллюстрациях.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— признаки организма как целостной системы;

— основные свойства животных организмов;

— сходство и различия между растительным и животным организмами;

— что такое зоология, какова её структура.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории;

— представлять эволюционный путь развития животного мира;

— классифицировать животные объекты по их принадлежности к систематическим группам;

— применять двойные названия животных при подготовке сообщений, докладов, презентаций;

— объяснять значение зоологических знаний для сохранения жизни на планете, разведения редких и охраняемых животных, выведения новых пород животных;

— использовать знания по зоологии в повседневной жизни.

Тема 4.2. ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ (2 ч)

Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Тип Споровики; споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.

Демонстрация

Схемы строения амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки, представители различных групп одноклеточных.

Лабораторные и практические работы

Строение амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— признаки одноклеточного организма;

— основные систематические группы одноклеточных и их представителей;

— значение одноклеточных животных в экологических системах;

— паразитических простейших, вызываемые ими заболевания у человека и соответствующие меры профилактики.

Учащиеся должны уметь:

— работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы;

— распознавать одноклеточных возбудителей заболеваний человека;

— раскрывать значение одноклеточных животных в природе и жизни человека;

— применять полученные знания в повседневной жизни.

Тема 4.3. ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ (1 ч)

Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение.

Демонстрация

Типы симметрии у многоклеточных животных, многообразие губок.

Тема 4.4. ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ (3 ч)

Особенности организации Кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение Кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и коралловые полипы. Роль в природных сообществах.

Демонстрация

Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.

Лабораторные и практические работы

Изучение плакатов и таблиц, отражающих ход регенерации у гидры.

Тема 4.5. ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ (2 ч)

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы Сосальщики и Ленточные черви.

Понятие о жизненном цикле; циклы развития печёночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей - паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.

Демонстрация

Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печёночного сосальщика и бычьего цепня.

Лабораторные и практические работы

Жизненные циклы печёночного сосальщика и бычьего цепня.

Тема 4.6. ТИП КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ (1 ч)

Особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды; меры профилактики аскаридоза.

Демонстрация

Схема строения и цикл развития человеческой аскариды.

Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.

Лабораторные и практические работы

Жизненный цикл человеческой аскариды.

Тема 4.7. ТИП КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ (3 ч)

Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.

Демонстрация

Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа Кольчатые черви.

Лабораторные и практические работы

Внешнее строение дождевого червя.

Тема 4.8. ТИП МОЛЛЮСКИ (2 ч)

Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Демонстрация

Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.

Лабораторные и практические работы

Внешнее строение моллюсков.

Тема 4.9. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ (7 ч)

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным превращением. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.

Демонстрация

Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука - крестовика. Различные представители класса Паукообразные. Схемы строения насекомых различных отрядов.

Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— современные представления о возникновении многоклеточных животных;

— общую характеристику типа Кишечнополостные;

— общую характеристику типа Плоские черви;

— общую характеристику типа Круглые черви;

— общую характеристику типа Кольчатые черви;

— общую характеристику типа Членистоногие.

Учащиеся должны уметь:

— определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;

— наблюдать за поведением животных в природе;

— работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);

— объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;

— понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение для экологических систем;

— выделять животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;

— оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных;

— использовать меры профилактики паразитарных заболеваний.

Тема 4.10. ТИП ИГЛОКОЖИЕ (1 ч)

Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.

Демонстрация

Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза.

Тема 4.11. ТИП ХОРДОВЫЕ. ПОДТИП БЕСЧЕРЕПНЫЕ (1 ч)

Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.

Демонстрация

Схема строения ланцетника. Схема метаморфоза у асцидий.

Тема 4.12. ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ (ЧЕРЕПНЫЕ).

НАДКЛАСС РЫБЫ (2 ч)

Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистепёрые, двоякодышащие и лучепёрые. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

Демонстрация

Многообразие рыб. Схема строения кистепёрых и лучепёрых рыб.

Лабораторные и практические работы

Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни.

Тема 4.13. КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ (1 ч)

Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно - функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.

Демонстрация

Многообразие амфибий. Схемы строения кистепёрых рыб и земноводных.

Лабораторные и практические работы

Особенности внешнего строения лягушки, связанные с её образом жизни.

Тема 4.14. КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ (2 ч)

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно - функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.

Демонстрация

Многообразие пресмыкающихся. Схемы строения земноводных и рептилий.

Лабораторные и практические работы

Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи.

Тема 4.15. КЛАСС ПТИЦЫ (2 ч)

Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоёмов и побережий). Охрана

и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Демонстрация

Многообразие птиц. Схемы строения рептилий и птиц.

Лабораторные и практические работы

Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни.

Тема 4.16. КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ (4 ч)

Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно - функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).

Демонстрация

Схемы, отражающие экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схемы строения рептилий и млекопитающих.

Лабораторные и практические работы

Изучение строения млекопитающих.

Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— современные представления о возникновении хордовых животных;

— основные направления эволюции хордовых;

— общую характеристику надкласса Рыбы;

— общую характеристику класса Земноводные;

— общую характеристику класса Пресмыкающиеся;

— общую характеристику класса Птицы;

— общую характеристику класса Млекопитающие.

Учащиеся должны уметь:

— определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;

— работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);

— объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;

— понимать и уметь характеризовать экологическую роль хордовых животных;

— характеризовать хозяйственное значение позвоночных;

— наблюдать за поведением животных в природе;

— выделять животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;

— оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— давать характеристику методов изучения биологических объектов;

— наблюдать и описывать различных представителей животного мира;

— находить в различных источниках необходимую информацию о животных;

— избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;

— сравнивать животных изученных таксономических групп между собой;

— использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;

— выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных;

— обобщать и делать выводы по изученному материалу;

— работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;

— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.

Раздел 5. Вирусы (1 ч)

Тема 5.1. МНОГООБРАЗИЕ, ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВИРУСОВ (1 ч)

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики.

Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.

Демонстрация

Модели различных вирусных частиц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— общие принципы строения вирусов животных, растений и бактерий;

— пути проникновения вирусов в организм;

— этапы взаимодействия вируса и клетки;

— меры профилактики вирусных заболеваний.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять механизмы взаимодействия вирусов и клеток;

— характеризовать опасные вирусные заболевания человека (СПИД, гепатит С и др.);

— выявлять признаки сходства и различия в строении вирусов;

— осуществлять на практике мероприятия по профилактике вирусных заболеваний.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— обобщать и делать выводы по изученному материалу;

— работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;

— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.

Заключение (1 ч)

Особенности организации и многообразие живых организмов. Основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.

Личностные результаты обучения

— Развитие и формирование интереса к изучению природы;

— развитие интеллектуальных и творческих способностей;

— воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;

— признание высокой ценности жизни, здоровья своего и других людей;

— развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.


Тематическое планирование.

п/п

Наименование темы

Всего часов

1.

Введение

3

2.

Царство прокариот

3

3.

Царство грибов

4

4.

Царство растений

21

5.

Царство животные

Беспозвоночные

22

6.

Тип Хордовые

12

7

Вирусы

1

ИТОГО

68

















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

 

Тема урока

Основные элементы содержания

Практика

Вид контроль

Планируемый результат

дата проведения

Задание по учебнику

Введение 3 часа

1.

1

Мир живых организмов. Уровни организации живого.

Клетка, ткань, организм, популяция, вид, биоценоз, биосфера; живое, косное, биоксное вещество; уровень организации жизни.

 

 

Знать: признаки биологических объектов.

 

С. 3-6

2.

2

Ч. Дарвин и происхождение видов.

Эволюция, индивидуальная наследственная изменчивость, искусственный, естественный отбор, борьба за существование, конкуренция, популяция, вид, причины эволюции.

 

Фронтальный опрос

Объяснять: родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных.
Иметь представления о Ч.Дарвине и происхождении видов; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника

 

С.6- 9

3.

3

Многообразие видов и их классификация. Живые формы организмов.

Представление о систематике, её задачах и принципах классификации живых организмов.

 

Индивидуальный опрос

Определять: принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация).

 

С.9-10

Раздел 1. Царство прокариоты 3 часа

Тема 1.1. МНОГООБРАЗИЕ, ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРОКАРИОТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗМОВ (3 ч)

4.

1

Общая характеристика и происхождение прокариот.

Особенности организации бактерий.

 

Фронтальный опрос

Признаки живых организмов, их проявление у бактерий. Особенности организации бактерий из подцарств Настоящие бактерии, Архебактерии, показать их роль в природе. Объяснять: роль организмов в природе, деятельности человека; взаимосвязь организмов и окружающей среды.

 

С.12-16

5.

2

Особенности строения, жизнедеятельности прокариот. Подцарство: Настоящие бактерии и Архебактерии.

Признаки живых организмов, их проявление у бактерий. Особенности организации бактерий из подцарств Настоящие бактерии, Архебактерии, показать их роль в природе.

 

Индивидуальный опрос

 

С. 17

6.

3

Подцарство Оксифотобактерии.

Подцарство Оксифотобактерии, принадлежность бактерий к царству бактерий. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Использование бактерий в биотехнологии.

 

Карточки

 

С.18-20

Тема 2.1. Царство грибы 3 часа

7.

1

Царство грибы, особенности организации грибов, их роль в природе, жизни человека.

Особенности грибов, отличающие их от организации других царств живой природы, их принадлежность к царству грибов.

 

 

Особенности грибов, отличающие их от организации других царств живой природы, их принадлежность к царству грибов.

 

С.22- 25

8.

2

Отдел Настоящие грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Л/Р «Строение плесневого гриба мукора». Инстр. по Т. Б.

Отдел Хитридиомикота. Отдел Зигомикота. Отдел Аскомикота

Лабораторная работа. «Строение плесневого гриба мукора»

 

Объяснять: родство, общность происхождения и эволюцию грибов. Знать признаки биологических объектов: грибов. Знать сущность биологических процессов.Объяснять: роль организмов в природе, деятельности человека; взаимосвязь организмов и окружающей среды.Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов, наблюдать, рассматривать на готовых препаратах. Анализировать и оценивать: воздействие факторов риска на здоровье.

 

С.26-29

9.

3

Класс Базидиомицеты. Несовершенные грибы. Лабораторная работа. «Распознавание съедобных и ядовитых грибов.»

Особенности организации базидиомикотов и несовершенных грибов. Питания фитофторы - представителя отдела оомикота, роль грибов в природе и их практическое значения. Распознавание наиболее распространенных, съедобных и ядовитых грибов Новосибирской области. Виды, занесённые в Красную книгу. Использование грибов в биотехнологии.

Лабораторная работа «Распознавание съедобных и ядовитых грибов.»

 

 

С.29-31

Тема 2.2. ЛИШАЙНИКИ (1 ч)

10.

1

Отдел Лишайники.

Особенности лишайников как симбиотических организмов, их строение, питание, размножение, их ролью в природе и практическое значение.

 

Индивидуальный опрос

Знать признаки биологических объектов: лишайников.
Знать сущность биологических процессов.

 

С.32-36

Раздел 3. Царство Растения (21 ч)

Тема 3.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТЕНИЙ (2 ч)

11.

1

Общая характеристика Царства Растения.

Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений. Фотосинтез. Пигменты.Систематика растений; низшие и высшие растения.

 

Фронтальный опрос

Знать признаки биологических объектов: растений. Знать сущность биологических процессов. Особенности жизнедеятельности растений. Систематику растений. Направления эволюции растительных организмов. Объяснять: роль организмов в природе, деятельности человека; взаимосвязь организмов и окружающей среды.

 

С.38-39

12.

2

Жизненные формы растений.

 

Фронтальный опрос

 

конспект

Тема 3.2. НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ (4 ч)

13.

1

Общая характеристика.

Характерные признаки царства Растений, особенности строения, жизнедеятельности растительного организма.

 

Индивидуальный опрос

Знать признаки биологических объектов: растений.
Знать сущность биологических процессов.
Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов, наблюдать, рассматривать на готовых препаратах. Знать признаки биологических объектов: растений.
Знать сущность биологических процессов. Объяснять: роль организмов в природе, деятельности человека; взаимосвязь организмов и окружающей среды.

 

конспект

14

2

Подцарство Низшие растения. Общая характеристика водорослей.

Характерные признаки строения, жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений, отличающие их от бактерий, грибов, лишайников.

 

Индивидуальный опрос

 

 

15

3

Размножение и развитие водорослей.

Особенности размножения и развития водорослей.

 

Индивидуальный опрос

 

С.40-43

16.

4

Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение. Л/Р «Изучение внешнего строения водорослей». Инстр. по Т. Б.

Отличительные черты организации водорослей, их разнообразие, основные отделы. Многообразие водорослей в НСО. Виды, занесённые в Красную книгу.

Лаб.работа . «Изучение внешнего строения водорослей.»

Тест

 

С.43-49

Тема 3.3. ВЫСШИЕ СПОРОВЫЕ РАСТЕНИЯ (6 ч)

17.

1

Общая характеристика подцарства Высшие растения. Лаб.раб. " Изучение внешнего строения мха."

Особенности организации высших растений как наиболее сложноорганизованных по сравнению с водорослями. Многообразие видов, общие признаки основных отделов.

Лаб.раб. " Изучение внешнего строения мха."

Фронтальный опрос

Уметь распознавать и описывать: растения разных семейств, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения и опасные для человека растения
Выявлять:
приспособления растительных организмов к среде обитания.
Сравнивать: представителей отдельных систематических групп и делать выводы на основе сравнения.
Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе.
Проводить самостоятельный поиск биологической информации:
находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями,
выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними
Выявлять: приспособления организмов к среде обитания.
Сравнивать: представителей отдельных систематических групп и делать выводы на основе сравнения
Определять:
принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе

 

С.50-51

18.

2

Отдел Моховидные, особенности строения, жизнедеятельности.

Особенности организации моховидных на примере зеленых и сфагновых мхов, признаки усложнения в их строении по сравнению с водорослями. Многообразие мхов в НСО. Виды, занесённые в Красную книгу

 

Фронтальный, индивидуальный опрос

 

С.52-56

19.

3

Отдел Плауновидные, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе.

Особенностями строения, питания, размножения плауновидных, их роль в природе и практическое значение. Многообразие плауновидных в НСО. Виды, занесённые в Красную книгу.

 

Фронтальный, индивидуальный опрос

 

С.57

20.

4

Отдел Хвощевидные, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе.

Особенности строения, жизнедеятельности растений отдела Хвощевидные, их роль в природе. Многообразие хвощевидных НСО. Виды, занесённые в Красную книгу

 

Фронтальный, индивидуальный опрос

 

С.58-60

21.

5

Отдел Папоротниковидные, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе.

Особенности строения, жизнедеятельности растений отдела Папоротниковидные.

 

Фронтальный, индивидуальный опрос

 

С.61-65

22.

6

Многообразие папоротников. Лаб. Раб. "Изучение внешнего строения папоротника."

Особенности размножения, развития папоротников, показать их роль в природе, практическое значение. Многообразие папоротников в НСО. Виды, занесённые в Красную книгу

Лаб. Раб. "Изучение внешнего строения папоротника."

Тест

 

 

Тема 3.4. ВЫСШИЕ СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ. ОТДЕЛ ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ (2 ч)

 

 

23.

1

Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности, происхождение.

Особенности строения, жизнедеятельности растений отдела Голосеменных.

 

Фронтальный, индивидуальный опрос

 

С.66-69

24.

2

Многообразие Голосеменных, их роль в природе и их практическое значение. Лаб.раб. " Изучение строения и многообразия голосеменных растений."

 

Лаб.раб. " Изучение строения и многообразия голосеменных растений."

Фронтальный, индивидуальный опрос

 

С.69-72

Тема 3.5. ВЫСШИЕ СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ. ОТДЕЛ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ) РАСТЕНИЯ (7 ч)

 

 

25.

1

Отдел Покрытосеменные, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе.

Представление о наиболее сложной организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными.

 

Фронтальный, индивидуальный опрос

 

С.73-77

26.

2

Размножение Покрытосеменных растений. Класс Двудольные.

Особенности полового и бесполого размножения, значение размножения в жизни покрытосеменных, представление о классе однодольных и классе двудольных.

 

Фронтальный, индивидуальный опрос

 

С.77-84

27.

3

Класс Двудольные, характерные особенности растений семейства Розоцветных. Л\р «Определение растений семейства Розоцветных». Инстр. по т\б.

Многообразие растений класса двудольных, с характерными признаками семейства розоцветных. Многообразие двудольных растений в НСО. Виды, занесённые в Красную книгу.

Лаб.раб. «Определение растений семейства Розоцветных». Инстр. по т\б.

Фронтальный, индивидуальный опрос

 

С.83

28.

4

Характерные особенности растений семейства крестоцветных и паслёновых. Лаб. Раб. "Изучение строения и многообразия семейств Крестоцветных и паслёновых . Строение цветка, плода." Инст. По Т.Б.

Особенности растений семейств крестоцветных и паслёновых, их роль в природе и жизни человека. Многообразие двудольных растений в НСО. Виды, занесённые в Красную книгу.

Лаб. Раб. "Изучение строения и многообразия семейств Крестоцветных и паслёновых . Строение цветка, плода." Инст. По Т.Б.

Фронтальный, индивидуальный опрос

 

С.83

29.

5

Класс Однодольные растения, характерные признаки растений , семейства Злаковых. Л\р «Определение растений семейства злаковых». Инстр. по т\б.

Особенности однодольных растений, многообразие видов семейства злаковых, их распознавание, значение в природе, жизни человека.

Лаб.раб «Определение растений семейства злаковых». Инстр. по т\б.

Фронтальный, индивидуальный опрос

 

С.82

30.

6

Класс Однодольные растения, характерные признаки растений, семейства Лилейных.

Характерные признаки растений семейства лилейных, их многообразие, роль в природе и практическое значение. Многообразие однодольных растений в НСО. Виды, занесённые в Красную книгу.

 

Фронтальный, индивидуальный опрос

 

С.82

31.

7

Обобщающий урок по теме: «Прокариоты, грибы, растения».

Обобщение знаний об особенностях организации бактерий, грибов, растений, об их сходстве; Усложнение растений, их организации в процессе эволюции.

 

Тест

 

Повторить конспекты

Раздел 4. Царство Животные (36 ч)

Тема 4.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИВОТНЫХ (1 ч)

32.

1

Общая характеристика Царства Животных. П.Р. "Анализ структуры различных биомов суши и мирового океана на схемах и иллюстрациях."

Особенности строения, жизнедеятельности животных, многообразие их видов, дать представление об их распространении на земле и заселение животными всех сред жизни.

П.Р. "Анализ структуры различных биомов суши и мирового океана на схемах и иллюстрациях."

Фронтальный, индивидуальный опрос

Уметь распознавать и описывать:
органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов;
наиболее распространенных животных своей местности,
домашних животных и опасных для человека животных

Выявлять:
приспособления организмов к среде обитания.

Сравнивать:
представителей отдельных систематических групп и делать выводы на основе сравнения

Определять:
принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе

Проводить самостоятельный поиск биологической информации:
находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;
в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;
в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий)
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными,
оказания первой помощи при укусах животных,
выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними

 

С.88

Тема 4.2. ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ (2 ч)

 

 

 

33.

1

Особенности организации одноклеточных, их классификация. Л/Р «Строение инфузории – туфельки». Инстр. по ТБ.

Особенности строения, жизнедеятельности простейших как целостных (одноклеточных) организмов, ведущих самостоятельный образ жизни

Л/Р «Строение инфузории – туфельки». Инстр. по ТБ.

Фронтальный, индивидуальный опрос

 

С.89-95

34.

2

Многообразие одноклеточных их значение в биоценозах и жизни человека.

Представление о многообразии одноклеточных, кл. Жгутиковых, типы Споровики, Инфузории, их роль в биоценозах и жизни человека.

 

Фронтальный, индивидуальный опрос. Работа в парах.

 

С.96-98

Тема 4.3. ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ (1 ч)

 

 

 

35.

1

Особенности организации многоклеточных. Губки как примитивные многоклеточные.

Особенности организации многоклеточных на примере Губок, как примитивных многоклеточных.

 

Фронтальный опрос

 

С.99-103

Тема 4.4. ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ (3 ч)

 

 

36.

1

Особенности организации Кишечнополостных.

Особенности среды обитания, строения, жизнедеятельности Кишечнополостных как низших многоклеточных.

 

Фронтальный, индивидуальный опрос

 

С.104-107

37.

2

 

Фронтальный, индивидуальный опрос

С.108-111

38.

3

Многообразие кишечнополостных, значение в природе, в жизни человека.

Многообразие кишечнополостных, кл. Сцифоидных, Коралловых полипов, роль в природе и практическое значение.

 

Фронтальный, индивидуальный опрос

 

С.104-111

Тема 4.5. ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ (2 ч)

 

 

39.

1

Особенности организации плоских червей. Лаб.раб .
"Жизненные циклы печёночного сосальщика и бычьего цепня."

Особенности строения, жизнедеятельности плоских червей как более высоко организованных многоклеточных животных по сравнению с кишечнополостными

Лаб.раб .
"Жизненные циклы печёночного сосальщика и бычьего цепня."

Фронтальный, индивидуальный опрос

 

С.112-114

40.

2

Плоские черви – паразиты.

Тип Плоских червей, особенности строения, жизнедеятельности червей-паразитов класса Сосальщики, Ленточные черви, их приспособленность к паразитизму.

 

Фронтальный, индивидуальный опрос

 

С.115-118

Тема 4.6. ТИП КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ (1 ч)

 

 

41.

1

Тип круглые черви особенности их организации. Лаб. Раб. "Жизненный цикл человеческой аскариды." Инст. По Т.Б.

Особенности организации Круглых червей как более сложноорганизованных животных по сравнению с Плоскими червями.

Лаб. Раб. "Жизненный цикл человеческой аскариды." Инст. По Т.Б.

Фронтальный, индивидуальный опрос

 

С.119-124

Тема 4.7. ТИП КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ (3 ч)

 

 

42.

1

Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей.

Особенности организации Кольчатых червей как более сложноорганизованных животных по сравнению с Плоскими Круглыми червями.

 

Фронтальный, индивидуальный опрос

 

С.125-127

43.

2

Многообразие кольчатых червей. Классы: Многощетинковые и Малощетинковые. Лаб.раб. " Внешнее строение дождевого червя."

Многообразие Кольчатых червей , их роль в природе и практическое значение. Виды, кольчатых червей, занесённые в Красную книгу

Лаб.раб. " Внешнее строение дождевого червя."

Фронтальный, индивидуальный опрос

 

С. 128-130

44.

3

 

Тест

С.127-133

 

Тема 4.8. ТИП МОЛЛЮСКИ (2 ч)

 

 

45.

1

Особенности организации моллюсков. П/Р «Внешнее строение моллюсков». Истр. по ТБ.

Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков как наиболее сложноорганизованных многоклеточных животных по сравнению с кольчатыми червями

П/Р «Внешнее строение моллюсков».

Фронтальный, индивидуальный опрос

 

С.132-134

46.

2

Значение и многообразие моллюсков.

Особенности основных классов, которые объединяет тип Моллюски, многообразие видов, их роль в природе и практическое значение. Многообразие моллюсков Новосибирской области. Виды, занесённые в Красную книгу.

 

Фронтальный, индивидуальный опрос

 

С.135-142

Тема 4.9. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ (7 ч)

 

 

 

47.

1

Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. П/Р «Внешнее строение речного рака». Инстр. по ТБ

Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих как наиболее сложноорганизованных многоклеточных животных по сравнению с кольчатыми червями, с многообразием видов, объединенных в классы.

П/Р «Внешнее строение речного рака». Инстр. по ТБ

Фронтальный, индивидуальный опрос

 

С.143-147

48.

2

Многообразие Ракообразных, их роль в природе.

Многообразие низших и высших ракообразных, среда обитания, их значение в водных биоценозах. Многообразие ракообразных в НСО. Виды, занесённые в Красную книгу

 

Фронтальный, индивидуальный опрос

 

С.147-150

49.

3

Класс Паукообразные, особенности строения и жизнедеятельности.

Дать общую характеристику класса Паукообразных, показать особенности строения, жизнедеятельности , связанные с наземной средой обитания.

 

Фронтальный, индивидуальный опрос

 

С.151-154

50.

4

Многообразие Паукообразных, их роль в природе.

Представители кл. Паукообразных на примере отрядов Скорпионы, Пауки, Клещи. Представление о многообразии, их роли в биоценозах и жизни человека. Многообразие паукообразных в Новосибирской области. Виды, занесённые в Красную книгу.

 

Фронтальный, индивидуальный опрос

 

С.154-157

51.

5

Класс Насекомые, особенности строения и жизнедеятельности. Л/Р «Внешнее строение насекомых». Инстр. по ТБ

 

Л/Р «Внешнее строение насекомых». Инстр. по ТБ

Фронтальный, индивидуальный опрос

 

С.158-164

52.

6

Размножение и развитие насекомых.

Раскрыть особенности строения органов
Размножения ,связанные с их функциями, показать типы развития насекомых.

 

Фронтальный, индивидуальный опрос

 

С.164-169

53.

7

Многообразие насекомых, их роль в природе и их практическое значение.

Многообразие насекомых: первичнобескрылые и крылатые, их значение в водных биоценозах. Многообразие насекомых в НСО. Виды, занесённые в Красную книгу.

 

Фронтальный, индивидуальный опрос. Работа в парах.

 

Индив задания

 

Тема 4.10. ТИП ИГЛОКОЖИЕ (1 ч)

 

 

54.

1

Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их многообразие и роль в природе.

Иглокожие - донные морские животными, их многообразием , рассмотреть их значение в водных биоценозах.

 

Фронтальный, индивидуальный опрос

 

С. 170-175

Тема 4.11. ТИП ХОРДОВЫЕ. ПОДТИП БЕСЧЕРЕПНЫЕ (1 ч)

 

 

 

55.

1

Особенности строения и жизнедеятельности Хордовых, их многообразие и роль в природе. Бесчерепные животные.

Многообразии животного мира, особенности строения и жизнедеятельности хордовых, их классификацию.

 

Фронтальный, индивидуальный опрос

 

С.176

Тема 4.12. ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ (ЧЕРЕПНЫЕ). НАДКЛАСС РЫБЫ (2 ч)

 

 

 

56.

1

Подтип Позвоночные. Рыбы - водные позвоночные животные. Лаб. Раб. "Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни"

Особенности строения и жизнедеятельности рыб как водных позвоночных, их классификация, многообразие видов,

Лаб. Раб. "Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни"

Фронтальный, индивидуальный опрос

 

С.177-182

57.

2

Основные группы рыб, их роль в природе и жизнедеятельности человека.

Характерные признаки основных групп хрящевых и костных рыб, черты приспособленности к водной среде, их роль в природе и практическое значение. Многообразие промысловых рыб в НСО. Виды, занесённые в Красную книгу.

 

Фронтальный, индивидуальный опрос

 

С.183-188

Тема 4.13. КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ (1 ч)

 

 

58.

1

Класс Земноводные, особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных. П. р. «Особенности внешнего строения лягушки, связанные с её образом жизни.» Инстр. по ТБ

Особенности строения, жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде

П. р. «Особенности внешнего строения лягушки, связанные с её образом жизни.»

Фронтальный, индивидуальный опрос

 

С.189-199

Тема 4.14. КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ (2 ч)

 

 

59.

1

Класс Пресмыкающиеся, особенности строения, жизнедеятельности как первых настоящих позвоночных. П.Р. "Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи."

Особенности строения, жизнедеятельности пресмыкающихся как первых настоящих наземных позвоночных, их происхождение.

П.Р. "Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи."

Фронтальный, индивидуальный опрос

 

С.200-206

60.

2

Многообразие Пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение.

Многообразие пресмыкающихся, их распространение на Земле, их значение. Многообразие пресмыкающихся в НСО. Виды, занесённые в Красную книгу.

 

Фронтальный, индивидуальный опрос

 

С.206-207

Тема 4.15. КЛАСС ПТИЦЫ (3ч)

 

 

61.

1

Класс Птиц, особенности организации и жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных.

Особенности организации птиц и их широкое распространением на нашей Планете, происхождение птиц.

 

Фронтальный, индивидуальный опрос

 

С.208-212

62..

2

Особенности организации птиц, связанные с полётом. П/Р «Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни». Инстр. по ТБ

Особенностях организации птиц, усложнения в строении нервной системы, органов чувств и систем внутренних органов.

П/Р «Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни».

Фронтальный, индивидуальный опрос

 

С.212-216

63.

3

Экологические группы птиц, их роль в жизни человека.

Многообразии птиц, особенности строения и жизнедеятельности птиц разных экологических групп, их классификация. Многообразие птиц в НСО. Виды, занесённые в Красную книгу.

 

Фронтальный, индивидуальный опрос

 

С.218-226

Тема 4.16. КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ (4 ч)

 

 

64

1

Класс Млекопитающие, особенности строения, жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных.

Прогрессивные черты организации млекопитающих, позволившие им широко распространиться на Земле, рассмотреть сходство с пресмыкающимися.

 

Фронтальный, индивидуальный опрос

 

С.227-231

65.

2

Класс Млекопитающие, особенности строения, жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных. П/Р «Изучение строения млекопитающих» Инстр. по т. б.

 

П/Р «Изучение строения млекопитающих» Инстр. по т. б.

Фронтальный, индивидуальный опрос

66.

3

Плацентарные млекопитающие, особенности строения, жизнедеятельности, роль в природе и практическое значение. Сумчатые и Первозвери. Л/Р «Распознавание животных своей местности, определение их определение их систематического положения и значения в жизни для человека». Инстр. по т. б.

Особенности строения органов размножения, развития Плацентарных млекопитающих, основные отряды. Многообразие млекопитающих, особенности строения и жизнедеятельности, распространения Сумчатых и Первозверей

 

Фронтальный, индивидуальный опрос

 

С. 232-246

67.

4

Обобщающий урок по теме: «Царство Животных».

Обобщение и систематизация знаний учащихся об особенностях организации животных- одного из царств Живой природы. Усложнение животных в процессе эволюции.

 

Тест

 

 

Раздел 5. Вирусы (1 ч)

Тема 5.1. МНОГООБРАЗИЕ, ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВИРУСОВ (1 ч)

68.

 

Царство Вирусы.

Вирусы как неклеточные формы жизни, их строении, размножении, роль в жизни человека

 

Фронтальный, индивидуальный опрос

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых вирусами. ВИЧ-инфекции, инфекционных простудных заболеваний,оказания первой помощи при простудных заболеваниях.

 

С.с. 250-253



Литература



Основная литература

Заxapoв В. Б., Сонин Н. И. Биология. Многообразие Живых организмов: учебник для 7 класса средней школы. М.: Дрофа, любое издание.



Дополнительная литература

  1. Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.

  2. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии: книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.

  3. Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.

  4. Одум Ю. Экология. Т. 1—2. М.: Мир, 1986.

  5. Сонин H. И. Биология. Живой организм: учебник для 6 класса средней школы. М.: Дрофа, 2005.

  6. Флинт Р. Биология в цифрах. М.: Мир, 1992

  7. Фоули Р. Еще один неповторимый вид (экологические аспекты эволюции человека). М.: Мир, 1990.

  8. Экологические очерки о природе и человеке / под ред. Б. Гржимека. М.: Прогресс, 1988.

  9. Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего. М.: Детская литература, 1983.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Рабочая программа по биологии 7 класс на 2014-2015 учебный год

Автор: Павлова Галина Витальевна

Дата: 08.10.2014

Номер свидетельства: 117250

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 6 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "141244"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418067581"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "рабочая программа 6 класс "
    ["seo_title"] => string(28) "rabochaia-proghramma-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "135688"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416945744"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 9 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239323"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444756254"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа, 7 класс, О.А. Кожина "
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-7-klass-o-a-kozhina"
    ["file_id"] => string(6) "222447"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436293848"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Рабочая программа 5 класс О.А. Кожина"
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-5-klass-o-a-kozhina"
    ["file_id"] => string(6) "222503"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436378074"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства