kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Решение задач по генетике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагается три варианта решения задач для гуманитарного класса. Урок развивающего типа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Решение задач по генетике»

Пояснительная записка


Урок разработан по педагогической технологии адаптивной школы с учётом профильного обучения. Предлагается три варианта решения задач для гуманитарного класса и технического. Занятие проводится в форме тренинга, урок развивающего типа. За каждый вид работы учащиеся выставляют оценки в рабочую карту урока. Учитель продумывает критерии оценки к каждому виду деятельности учащихся. Сокращения: с/о – самооценка, в/о – взаимооценка, о/г – оценка группы.


Рабочая карта урока


Урок закрепления, совершенствования и развития знаний, умений, навыков.

Класс 10

Тема «Решение задач по генетике (I и II законы Г. Менделя)

Цель – закрепить знания цитологических основ наследственности и сформировать умения использовать эти знания для решения генетических задач.

П/П

Ф. И.

учащегося

Цифровой диктант (с/о)

7 мин.

Работа в парах (в/о)

7 мин.

Решение задач

Итоговая отметка

(с/о)

1 мин.





В группе

(о/г)

10 мин.

С\Р

(в/о)

10

мин.












































Тема: «Решение задач по генетике (I и II законы Г. Менделя)».



Цель - закрепить знания закономерностей наследования признаков, выявленные Г. Менделем, продолжить формирование умений объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков и умение решать генетические задачи.

Задачи:

  1. Образовательная: закрепить знания цитологических основ наследственности и сформировать умения использовать эти знания для решения генетических задач.

  2. Воспитательная: осуществлять нравственное воспитание (товарищество, этические нормы поведения).

  3. Развивающая: формировать у школьников умения применять метод математического анализа (метод доказательства от противного) при решении генетических задач, преодолевать трудности в учении.


Оборудование: дидактические карточки с задачами по генетике, образцы решения задач, таблица «Моногибридное скрещивание и его цитологические основы», рабочие карты урока, самостоятельные работы по вариантам.


Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Постановка проблемного вопроса.Что нам необходимо знать, чтобы уметь решать задачи по генетике? (Ответ. Термины, символы, I и II законы Г. Менделя.)

3.Письменный опрос:

Цифровой диктант.


I В II В


        1. ГЕНЕТИКА 11.

        2. ГОМОЗИГОТА (СС, DD) 12.

        3. 13.

        4. ГЕН 14.

        5. ГЕНОТИП 15.

        6. ФЕНОТИП 16.

        7. ГИБРИДЫ 17.

        8. АЛЛЕЛЬНЫЕ ГЕНЫ 18.

        9. P, F 19.

        10. ГЕТЕРОЗИГОТА (Dd, Cc) 20.


(ответы для первого варианта пишутся на доске в столбик слева, а для второго варианта справа)





  1. Гены, расположенные в локусах гомологичных хромосом,

  1. Символ, обозначающий родителей и гибридное потомство,

  1. Потомки, полученные от скрещивания двух организмов, несущих альтернативные признаки,

  1. Элементарная единица наследственности,

  1. Совокупность всех признаков и свойств одного организма,

  1. Совокупность всех генов одного организма,

  1. Символы, обозначающие мужской пол и женский,

  1. Особь, не дающая расщепления в следующем поколении,

  1. Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости,

  1. Особь, дающая расщепления в следующем поколении.


ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:

I В - 8, 9, 7, 4, 6, 5, 3, 2, 1, 10

II В – 18, 19, 17, 14, 16, 15, 13, 12, 11, 20

Критерии оценки:

10 – 9 правильных ответов «5»

8 - 7 «4»

6 - «3»

5– 0 «2» с/о


4.Работа в парах. Активизация мыслительной деятельности:

(Вопросы записаны на доске)

1.Как называется I закон Менделя?

2.Что отражает I закон Менделя?

3.Как называется II закон Менделя?

4.Что отражает II закон Менделя?

5.Что означают записи 3:1, 1:2:1? В/О


Критерии оценки:

5 правильных ответов «5»

4 «4»

3 «3»

2-0 «2»


5. Физ. Минутка:

- растираем ладони рук,

- разминаем кисти рук круговыми движениями,

- разминаем пальцы,

- упражнение «расческа» (пальцами расчесываем волосы).












6. Решение задач. Работа в группах (по 4 – 5 чел.),

(задачи выдаются каждой группе, ребята вправе выбрать посильные)


ЗАДАЧА № 1


В школьном уголке природы у рыжей самки и хомяка альбиноса всё потомство хомячков было рыжим. 1) Какая окраска у хомяков доминирует?

2) Определите генотипы родителей (P) и гибридов первого поколения (F1) по признаку окраски шерсти.

3) Какие генетические закономерности проявляются при такой гибридизации?




ЗАДАЧА № 2


В лаборатории биофабрики учёные при скрещивании двух серых мышей получили в первом поколении три серых мышонка и два белых.

1) Какая окраска у мышей доминирует?

2) Определите генотипы родителей (P) и гибридов первого поколения (F1) по признаку окраски шерсти.

3) Какие генетические закономерности проявляются при такой гибридизации?



ЗАДАЧА № 3


При разведении гуппий Саша удивился, что у чёрной самки родились серые мальки.

1) Возможно ли это?

2) Какой признак у гуппий является доминантным?

3) Каковы генотипы родителей?



ЗАДАЧА № 4*


Генетики, скрещивая мух-дрозофил крылатых с бескрылыми в первом поколении получили 100% крылатые особи, а во втором 75% крылатых и 25% бескрылых.

1) Какой признак у дрозофил доминирует?

2) Определите генотипы родителей (P) и гибридов первого поколения (F1) и (F2) по данному признаку.

3) Какие генетические закономерности открытые Г. Менделем, проявляются при такой гибридизации?


ЗАДАЧА № 5*


Генетики, скрещивая мух-дрозофил крылатых с бескрылыми в первом поколении получили 50% крылатые особи и 50% бескрылых.

1) Определите генотипы родителей (P) и гибридов первого поколения (F1)

по данному признаку (если крылатая форма доминирует над бескрылой).

2) Объясните: почему произошло в первом поколении расщепление признаков?

Пять групп – 5 задач (№ 1, 2, 3, 4*, 5*)


Критерии оценки:

Правильное решение задач (повышенной сложности) №4*, 5* - «4 - 5»;

№ 1, 2, 3 – «3 - 4»

(Смотри приложение) О/Г



7. Решение задач.


Самостоятельная работа по вариантам.



Слева предлагается условие задачи, справа – логические следствия из этого условия. Заполните пропуски в этих следствиях.



I Вариант

УСЛОВИЕ

СЛЕДСТВИЕ

Дано: гетерозиготный

темноволосый отец и мать – блондинка

Следовательно, доминирует ген ___________,

а рецессивен ген_______________

Дано: в F1 от скрещивания длинноносых и коротконосых муравьедов получали только коротконосых особей

Следовательно, доминирует ген ___________,

а рецессивен ген_______________

Дано: черно-бурые лисы

Были чистокровными

Следовательно, лисы были__________

по признаку ________________,

и все гаметы содержали_____________________


II Вариант

УСЛОВИЕ

СЛЕДСТВИЕ

Дано: все потомство доброй собаки Греты было добрым в нескольких поколениях

Следовательно, доминирует ген___________,

рецессивен ген _______________,

а Грета была________________

по данному признаку.

Дано: в потомстве кота Василия и пяти черных кошек были чёрные и серые котята, причем серых было в три раза больше

Следовательно, доминирует ген ___________,

рецессивен ген _______________, а кот Василий ___________________

по данному признаку.

Дано: белая окраска шерсти кроликов определяется рецессивным геном

Следовательно, белые кролики__________

по этому признаку

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:


I Вариант


СЛЕДСТВИЕ

Следовательно, доминирует ген тёмных волос,

а рецессивен ген светлых волос

Следовательно, доминирует ген короткого носа,

а рецессивен ген длинного носа

Следовательно, лисы были гомозиготные

по признаку чёрно-бурой окраски,

и все гаметы содержали одинаковые гены


II Вариант


СЛЕДСТВИЕ

Следовательно, доминирует ген доброты,

рецессивен ген злобности,

а Грета была гомозиготной

по данному признаку.

Следовательно, доминирует ген серого цвета,

рецессивен ген чёрного, а кот Василий гетерозиготен

по данному признаку.

Следовательно, белые кролики гомозиготные

по этому признаку


Критерии оценки:

7 правильных ответов «5»

6 «4»

5 «3»

4– 0 «2» В/О


8. Выставление итоговой отметки в рабочую карту урока.








9. Домашнее задание

(пишется на доске заранее).


Выяснить группы крови родителей, свою группу крови и подтвердить решив генетическую задачу.

Группы крови Генотип Доминируют А и В над О.

I – ОО

II - АА или АО

III - ВВ или ВО

IV - АВ


10. Рефлексия.

Напишите телеграмму другу о сегодняшнем занятии(3 минуты)







































Способы решения задач

Для гуманитарного профиля

Для технического профиля

ЗАДАЧА № 1

Дано:

А рыж. альб.

аа – альб.

F1 – 100 % рыж.

+генотип -?

рыж.

F1 генотипы - ?

















Решение.

+рыж. 1) Аа

2)АА

1) P +Аа х аа

рыж. альб.

Гаметы: А а

Ч

а а

F1 Аа, Аа, аа, аа

50% не

соотв. усл.

задачи

2) P +АА х аа

рыж. альб.


Гаметы: А а

Ч

А а

F1 Аа, Аа, Аа, Аа

По Ф 100% рыж.

По Г 100% гетерозиготы, соотв. усл. зад.

Решение.


Пусть х – неизвестный ген, тогда

+рыж. Ах


P +Ах х аа

рыж. альб.

Гаметы (А + х)·(а + а)


F1 Аа, Аа, ха, ха

Согласно условию задачи в F1 все должны быть рыжими, зачит х может быть только А, в случае если х = а, 50 % F1 аа (альбиносы), что противоречит условию задачи.

(метод доказательства от противного)

Ответ. 1) Доминантным признаком у хомяков является рыжая окраска шерсти.

2) Генотипы родителей: хомячки – АА, хомяка – аа; гибридов первого поколения

Аа.

3) В данном случае мы наблюдаем проявление правил доминирования и

единообразия первого поколения.

ЗАДАЧА № 2

Дано:

А сер. альб.

аа – альб.

F1 – 75 % сер.

25% альб.

+генотип -?

генотип -?

Решение.

+сер.и сер.- Аа

P +Аа х Аа

сер. сер.

Гаметы: А А

Ч

а а

F1 АА, Аа, Аа, аа

75% 25%

сер. альб.

Решение.


+сер.и сер.- Аа


P +Аа х Аа

сер. сер.

Гаметы (А + а)·(А + а)



F1 А·А, 2Аа, а·а

75% 25%

сер. альб

Ответ. 1) Доминантным признаком у мышей является серая окраска шерсти.

2) Генотипы родителей: самки – Аа, самца – Аа; гибридов первого поколения

АА, 2Аа, аа.

3) В данном случае мы наблюдали, проявление правила доминирования признаков

и гипотезы чистоты гамет, закона расщепления признаков.


Способы решения задач

Для гуманитарного профиля

Для технического профиля

ЗАДАЧА № 3

Дано:

.+черная

F1 – 100 % сер.

+генотип -?

генотип -?



Решение.

Предположим, что +чер. аа

сер. 1)Аа

2)АА

1) P +аа х Аа

чер. сер.

Гаметы: а А

Ч

а а

F1 Аа, аа, Аа, аа

50% сер.

50% чер.

не соотв. усл. задачи

2) P +АА х аа

рыж. альб.

Гаметы: А а

Ч

А а

F1 Аа, Аа, Аа, Аа

По Ф 100% сер.

По Г 100% гетерозиготы, соотв. усл. задачи.


Решение.

Предположим, что +чер. аа

Пусть х – неизвестный ген, тогда

сер. -Ах

P +аа х Ах

рыж. альб.

Гаметы (а + а)·(А + х)


F1 Аа, ах, Аа, ха

Согласно условию задачи в F1 все должны быть серыми, зачит х может быть только А, в случае если х = а, 50 % F1 аа (черные), что противоречит условию задачи.

(метод доказательства от противного)

Ответ. 1) Возможно, если самка гомозиготная по рецессивному признаку.

2) Доминантным признаком у гуппий является серая окраска, а рецессивный

черная.

3). Генотипы родителей: самки – аа, самца – АА; гибридов первого поколения

Аа.

ЗАДАЧА № 4*

Дано:


F1 – 100 % крыл.

F2 – 75 % крыл.

25% бескрыл.


+генотип -?

генотип -?

Решение.


1) P +АА х аа

крыл. бескрыл.


Гаметы: А а

Ч

А а

F1 Аа, Аа, Аа, Аа

По Ф 100% крыл.

По Г 100% гетерозиготы, соотв. усл. зад.

2) P +Аа х Аа

крыл. крыл.

Гаметы: А А

Ч

а а

F1 АА, Аа, Аа, аа

75% 25%

крыл. бескрыл.



Решение.


1) P +АА х аа

крыл. бескрыл.


Гаметы: (А + А)·(а + а)

F1 Аа, Аа, Аа, Аа

По Ф 100% крыл.

По Г 100% гетерозиготы, соотв. усл. зад.

2) P +Аа х Аа

крыл. крыл.

Гаметы: (А + а)·(А + а)


F1 АА, Аа, Аа, аа

75% 25%

крыл. бескрыл.

Ответ. 1) У дрозофил доминирует признак крылатости.

2) Генотипы: родителей – АА, аа; гибридов первого поколения – Аа; гибридов

второго поколения – АА(25%), Аа(50%), аа(25%).

3) В данном случае мы наблюдали, проявление правила доминирования признаков

и гипотезы чистоты гамет, закона расщепления признаков.






Способы решения задач

Для гуманитарного профиля

Для технического профиля


ЗАДАЧА № 5*

Дано:


F1 – 50 % крыл.

50% бескр.

+генотип -?

генотип -?

F1 генотип -?

Решение

1) P +Аа х аа

крыл. бескрыл.

Гаметы: А а

Ч

а а

F1 Аа, Аа, аа, аа

50% 50%

крыл. бескрыл.

соотв. усл.

задачи


Решение

1) P +Аа х аа

крыл. бескрыл.

Гаметы: (А + а)·(а + а)

F1 Аа, Аа, аа, аа

50% 50%

крыл. бескрыл.

соотв. усл.

задачи


Ответ. 1) Генотипы: родителей – АА, аа; гибридов первого поколения – Аа; гибридов

второго поколения – АА(25%), Аа(50%), аа(25%).

2) Расщепление признаков произошло уже в первом поколении в связи с тем, что генотип одного из

родителей был гетерозиготным, а у другого рецессивным гомозиготным.


10




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Решение задач по генетике

Автор: Степанова Елена Владимировна

Дата: 13.12.2017

Номер свидетельства: 444200

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Генетика. Решение задач."
    ["seo_title"] => string(29) "gienietika_rieshieniie_zadach"
    ["file_id"] => string(6) "364644"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1480595632"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Решение задач по генетике человека. Составление и анализ родословной."
    ["seo_title"] => string(70) "reshenie_zadach_po_genetike_cheloveka_sostavlenie_i_analiz_rodoslovnoi"
    ["file_id"] => string(6) "507935"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1555860744"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Урок на тему "Генетические символы . Решение задач на моногибридное скрещивание " "
    ["seo_title"] => string(94) "urok-na-tiemu-gienietichieskiie-simvoly-rieshieniie-zadach-na-monoghibridnoie-skrieshchivaniie"
    ["file_id"] => string(6) "118120"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413041870"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Урок на тему :"РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД  И  БИОСИНТЕЗ БЕЛКА" "
    ["seo_title"] => string(76) "urok-na-tiemu-rieshieniie-zadach-na-gienietichieskii-kod-i-biosintiez-bielka"
    ["file_id"] => string(6) "110941"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406809048"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Вероятность гипотезы и генетика "
    ["seo_title"] => string(37) "vieroiatnost-ghipotiezy-i-ghienietika"
    ["file_id"] => string(6) "237786"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444396060"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства