Решение задач по генетике человека. Составление и анализ родословной.
Решение задач по генетике человека. Составление и анализ родословной.
Тема. Решение задач по генетике человека. Составление и анализ родословной. Практическая работа №5.
Цели: 1) расширить знания учащихся о генеалогическом методе изучения наследственности человека; научить графически отображать родословную и анализировать ее;
2) развивать умение работать в группе, анализировать, сравнивать, решать задачи, делать выводы;
3) воспитывать интерес к истории, к прошлому соей страны, своей семьи, уважение к старшим и родителям.
Проблема: Зачем нужно знать свои корни, происхождение своих предков.
Просмотр содержимого документа
«Решение задач по генетике человека. Составление и анализ родословной.»
Разработка открытого урока.
9 класс.
Тема. Решение задач по генетике человека. Составление и анализ родословной. Практическая работа №5.
Цели: 1) расширить знания учащихся о генеалогическом методе изучения наследственности человека; научить графически отображать родословную и анализировать ее;
2) развивать умение работать в группе, анализировать, сравнивать, решать задачи, делать выводы;
3) воспитывать интерес к истории, к прошлому соей страны, своей семьи, уважение к старшим и родителям.
Проблема: Зачем нужно знать свои корни, происхождение своих предков.
Методы: практическая работа, работа в группах, презентации, беседа, рассказы учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, проектор, презентации, родословные Романовых, Пушкиных, королевы Виктории, семей учащихся.
Ход урока
Актуализация опорных знаний учащихся.
Проверочная работа по карточкам, с самопроверкой.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Какой же метод генетики поможет нам выполнить практическую работу?
Этот метод был предложен в конце 19-го века английским ученым Френсисом Гальтоном (двоюродный брат Чарльза Дарвина).
Когда-то свою генеалогию знали только аристократические семьи. Родословные составлялись для доказательства знатного происхождения фараонов, королей, царских и дворянских семей. Позже их родословные очень пригодились науке – помогли установить закономерности наследований многих заболеваний.
Всего лишь в 17-м веке каждый из нас имел 1024 пра- пра- пра ... дедушек и бабушек.
Триста лет восхищает нас музыка И.С. Баха, а знаете ли вы, что в семи поколениях Баха было более пятидесяти выдающихся музыкантов и композиторов. У А.С. Пушкина и отец Сергей Львович и дядя Василий Львович успешно писали стихи, элегии. Были известными в свое время литераторами.
Почему у гениального человека дети не гениальны?
Почему одни рождаются талантливыми, а другие едва усваивают школьную программу?
Чем обусловлены наследственные болезни человека?
Приоткрыть завесу к этим тайнам помогает нам генеалогия. Генеалогия – это судьба людей с их трагедиями и радостями, это души наших предков, оставившие в нас свои биологические корни, давшие нам Начало. Знать историю рода – это значит знать эпоху, понимать многогранные явления, присущие тому времени, это понимание через далекое прошлое близкого сегодня. Нет ничего важнее для человека, чем его память, память о близких и далеких предках, давших жизнь нам с вами.
ІІІ. Практическая работа.
Презентации работы групп.
• 1-ая группа (физиономисты). Наследование, особенности внешности А.С. Пушкина.
• 2-ая группа (литераторы). Наследование черт характера А.С. Пушкина, проявление его таланта.
• 3-яя группа (генетики). Определение типов наследования признаков по родословной.
• 4-ая группа (историки). Составление родословной по заданному условию.
Выполнениепрактической работы.
IV. Обобщение изученного материала и формулировка выводов.
Генеалогический метод один из основных методов изучения генетики человека, в частности при медико-генетическом консультировании для диагностики и определения риска появления заболевания в потомстве.
Сущность метода состоит в выявлении родственных связей и прослеживании проявления определенного признака в ряде поколений.
Условно его можно разделить на два этапа:
Составление родословной и ее графическое изображение;
Генетический анализ полученных данных.
Воссоздание родословной не только интереснейшая семейная реликвия, но и ценный медицинский документ, который просто необходим детям и внукам, если придется обращаться в медико-генетическую консультацию.
Вековая информация и знания своей родословной помогают определить круг родовых талантов, интересов, профессий. Подскажет выбор профессии.
Одна из причин обращения к родословной убедиться, что представители твоей семьи причастны к каким-то историческим событиям. С другой стороны, чтобы объяснить себе и окружающим откуда в тебе тот или иной талант, та или иная черта характера.
V. Домашнее задание.
Повторить параграф 23, 24 ст. 82-90, подготовить дополнительный материал о биотехнологии.