Урок на тему :"РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД И БИОСИНТЕЗ БЕЛКА"
Урок на тему :"РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД И БИОСИНТЕЗ БЕЛКА"
Тема урока:
«Решение задач на генетический код
и
биосинтез белка»
(практикум)
Цель урока: используя теоретические знания по теме «Биосинтез белка», отработать умение учащихся решать задачи по молекулярной генетике.
Задачи урока:
1. Провести закрепление и контроль знаний по теме «Биосинтез белка» в форме игры-зачета;
2. Закрепить знания о механизме трансляции и механизме работы рибосом, а также реакций матричного синтеза в форме ролевой игры;
3. Расширить и углубить знания учащихся по теме «Биосинтез белка» с помощью решения задач по цитологии.
Оборудование: Модель ДНК, таблицы: репликация молекулы ДНК, биосинтез белка, генетический код, дидактический материал с условиями задач, игровые реквизиты.
Задачи :
1. Молекула ДНК содержит 80 000 остатков А, что составляет 16% от общего числа нуклеотидов в молекуле. Определить количество остальных нуклеотидов, и длину данной молекулы ДНК;
2. Какому триплету ДНК соответствует антикодон т-РНК УУА?
3. В молекуле белка инсулина 51 аминокислотный остаток, сколько нуклеотидов находится в ДНК, кодирующей белок? Какова длина этой молекулы ДНК?
4. Дана цепочка молекулы ДНК, построить вторую, комплементарную
А_А_Ц_Г_Г_Т_А_Ц
5. Найдите ошибку в молекуле РНК
А-А-Т-Г-Ц-Ц-Т-А-Т-Ц
6. Какими последовательностями нуклеотидов и-РНК, кодируются следующие последовательности аминокислот белка:
8. Белок состоит из 158 аминокислот. Какую длину имеет определяющий его ген, если расстояние между 2 соседними нуклеотидами составляет 0,34 нм
9. Участок гена имеет след строение
Ц-Г-Г-Ц-Г-Ц-Т-Ц-А-А-А-А-Т-Ц-Г- укажите состав белка информация о котором содержится в гене. Как отразится на строении белка удаление из гена 4го нуклеотида?
10. Последовательность нуклеотидов в цепи ДНК -ТТТЦЦЦАТАТТГЦЦАЦ- в результате мутации одновременно выпадают первый нуклеотид и второй триплет нуклеотидов. Запишите новую нуклеотидную последовательность в цепи ДНК, определите по ней последовательность аминокислот в полипептиде.
11. Отрезок молекулы ДНК, определяющий первичную структуру белка, содержит следующую последовательность нуклеотидов:
- ТТЦЦГТАТАГГА- определите последовательность нуклеотидов на иРНК, число тРНК, которые участвуют в биосинтезе белка и нуклеотидный состав антикодонов тРНК. Полученные результаты объясните.
12. Участок гена имеет следующее строение: ТТТЦЦЦАТАТТГЦЦА. Укажите состав белка, информация о котором содержится в гене. Как отразится на строении белка удвоение второго нуклеотида? Ответ поясните.
13. Сколько содержится нуклеотидов А, Т, Г, Ц во фрагменте молекулы ДНК, если в нем обнаружено 1200 нуклеотидов Ц, что составляет 20% от общего количества нуклеотидов в этом фрагменте ДНК?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок на тему :"РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД И БИОСИНТЕЗ БЕЛКА" »
Тема урока:
«Решение задач на генетический код
и
биосинтез белка»
(практикум)
Цель урока: используя теоретические знания по теме «Биосинтез белка», отработать умение учащихся решать задачи по молекулярной генетике.
Задачи урока:
1. Провести закрепление и контроль знаний по теме «Биосинтез белка» в форме игры-зачета;
2. Закрепить знания о механизме трансляции и механизме работы рибосом, а также реакций матричного синтеза в форме ролевой игры;
3. Расширить и углубить знания учащихся по теме «Биосинтез белка» с помощью решения задач по цитологии.
Оборудование: Модель ДНК, таблицы: репликация молекулы ДНК, биосинтез белка, генетический код, дидактический материал с условиями задач, игровые реквизиты.
Ход урока
Учитель объявляет тему урока, с помощью учащихся выясняют его цели и учитель объявляет задачи урока для достижения цели урока.
Первая часть урока проводится в форме игры-зачета по пройденным темам.
Заранее выбирается 2 мудреца, одетых в соответствующую одежду, на столе у них толстая книга, которую с умным видом они будут открывать. Учитель заранее им дает вопросы к уроку, они самостоятельно готовят ответы на них, где могут быть как верные, так и неверные ответы. Класс разбивается на несколько команд, учитель зачитывает вопрос. «Мудрецы» дают определения. Команда указывает кто из мудрецов прав, за правильный ответ начисляется балл, по окончании вопросов учитель подводит итоги и отмечает наиболее отличившихся детей.
Вопросы к уроку:
1. Сколько нуклеотидов входит в кодон?
2. Сколько нуклеотидов входит в триплет?
3. Сколько видов аминокислот принимает участие в синтезе белка?
4. Что является мономером нуклеиновой кислоты?
5. Из каких 3-х частей состоит нуклеотид?
6. Сколько видов нуклеотидов входит в состав ДНК?
7.Сколько видов нуклеотидов входит в состав РНК?
8. Какие виды РНК вы знаете?
9. В какой части клетки происходит синтез белка?
10. Какого азотистого основания нет в молекуле ДНК?
11. Какого азотистого основания нет в молекуле РНК?
12. Что является мономерами белков?
13. Как называется последовательность мономеров белка?
14. Как отличаются по химическому составу ДНК и РНК?
15. Какую РНК можно назвать матричной?
16. Антикодон т-РНК УАА соответствует кодону и-РНК АУУ.
17. Как называется процесс переписывания информации с ДНК на РНК?
18. Как называется процесс переписывания информации с ДНК на ДНК?
19. Как называется процесс перевода с и-РНК в белок?
20. Сколько видов т-РНК?
21. В какой части клетки происходит транскрипция?
22. В какой части клетки происходит трансляция?
Проверка домашней задачи
Задача. На планете Белоснежки белки состоят из 7 видов аминокислот, аДнк образована нуклеотидами 3-х видов: аурин (А), бодрин (Б), валокордин (В). Сколько нуклеотидов должно входить в генетический код живых существ этой планеты? Ответ обоснуйте, предложите свою таблицу генетического кода и названия для всех 7 аминокислот. Приведите пример коротенького белка.
Вторая часть опроса проводится в виде ролевой игры.
Учитель раздает учащимся карточки, на которых написаны различные нуклеотиды, аминокислоты, и предлагает:
1. Учащимся одной команды собрать цепь молекулы ДНК, другой команде согласно первой цепи построить вторую;
2. Построить цепь молекулы ДНК, другой команде необходимо согласно этой цепи построить молекулу РНК;
3. Согласно строению РНК, построить белковую молекулу, для этого кому-то из учащихся предложить побывать в роли рибосомы, и произвести работу по сборке белка, вовлекая учащихся из класса, у которых есть необходимые для сборки аминокислоты;
4. Можно предложить построить молекулу ДНК, согласно ее строению собрать тРНК и другие задания.
Следующий этап урока – решение задач на генетический код и биосинтез белка.
Учащимся раздаются задачи, дается время на их решение, а затем каждый со своей задачей выходит к доске и решает ее.
Задачи :
1. Молекула ДНК содержит 80 000 остатков А, что составляет 16% от общего числа нуклеотидов в молекуле. Определить количество остальных нуклеотидов, и длину данной молекулы ДНК;
2. Какому триплету ДНК соответствует антикодон т-РНК УУА?
3. В молекуле белка инсулина 51 аминокислотный остаток, сколько нуклеотидов находится в ДНК, кодирующей белок? Какова длина этой молекулы ДНК?
4. Дана цепочка молекулы ДНК, построить вторую, комплементарную
А_А_Ц_Г_Г_Т_А_Ц
5. Найдите ошибку в молекуле РНК
А-А-Т-Г-Ц-Ц-Т-А-Т-Ц
6. Какими последовательностями нуклеотидов и-РНК, кодируются следующие последовательности аминокислот белка:
8. Белок состоит из 158 аминокислот. Какую длину имеет определяющий его ген, если расстояние между 2 соседними нуклеотидами составляет 0,34 нм
9. Участок гена имеет след строение
Ц-Г-Г-Ц-Г-Ц-Т-Ц-А-А-А-А-Т-Ц-Г- укажите состав белка информация о котором содержится в гене. Как отразится на строении белка удаление из гена 4го нуклеотида?
10. Последовательность нуклеотидов в цепи ДНК -ТТТЦЦЦАТАТТГЦЦАЦ- в результате мутации одновременно выпадают первый нуклеотид и второй триплет нуклеотидов. Запишите новую нуклеотидную последовательность в цепи ДНК, определите по ней последовательность аминокислот в полипептиде.
11. Отрезок молекулы ДНК, определяющий первичную структуру белка, содержит следующую последовательность нуклеотидов:
- ТТЦЦГТАТАГГА- определите последовательность нуклеотидов на иРНК, число тРНК, которые участвуют в биосинтезе белка и нуклеотидный состав антикодонов тРНК. Полученные результаты объясните.
12. Участок гена имеет следующее строение: ТТТЦЦЦАТАТТГЦЦА. Укажите состав белка, информация о котором содержится в гене. Как отразится на строении белка удвоение второго нуклеотида? Ответ поясните.
13. Сколько содержится нуклеотидов А, Т, Г, Ц во фрагменте молекулы ДНК, если в нем обнаружено 1200 нуклеотидов Ц, что составляет 20% от общего количества нуклеотидов в этом фрагменте ДНК?
Домашнее задание: повторить пар. №26, 27
Решить задачи:
1. Одна из цепей ДНК имеет молекулярную массу 34155. Определите количество мономеров белка, запрограммированного в этой ДНК;
2. Какова молекулярная масса гена (двух цепей ДНК), если в одной его цепи запрограммирован белок с молекулярной массой 1500?