kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему :"РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД И БИОСИНТЕЗ БЕЛКА"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:

 

«Решение задач на генетический код

и

биосинтез белка»

(практикум)

 

Цель урока: используя теоретические знания по теме «Биосинтез белка», отработать умение учащихся решать задачи по молекулярной генетике.

 

Задачи урока:

1. Провести закрепление и контроль знаний по теме «Биосинтез белка» в форме игры-зачета;

2. Закрепить знания о механизме трансляции и механизме работы рибосом, а также реакций матричного синтеза в форме ролевой игры;

3. Расширить и углубить  знания учащихся по теме «Биосинтез белка» с помощью решения задач по цитологии.

 

Оборудование: Модель ДНК, таблицы: репликация молекулы ДНК, биосинтез белка, генетический код, дидактический материал с условиями задач, игровые реквизиты.

Задачи :

 

1. Молекула ДНК содержит 80 000 остатков А, что составляет 16% от общего числа нуклеотидов в молекуле. Определить количество остальных нуклеотидов, и длину данной молекулы ДНК;

 

2. Какому триплету ДНК соответствует антикодон т-РНК УУА?

 

3. В молекуле белка инсулина 51 аминокислотный остаток, сколько нуклеотидов находится в ДНК, кодирующей белок? Какова длина этой молекулы ДНК?

 

4. Дана цепочка молекулы ДНК, построить вторую, комплементарную

А_А_Ц_Г_Г_Т_А_Ц

 

5. Найдите ошибку в молекуле РНК

А-А-Т-Г-Ц-Ц-Т-А-Т-Ц

 

6. Какими последовательностями нуклеотидов и-РНК, кодируются следующие последовательности аминокислот белка:

фен-прол-прол-сер

7. Участок молекулы и-РНК имеют след строение

Ц-Ц-Ц-Г-Ц-Ц-А-Ц-Ц-У-Г-Ц-Г-Г-Г-У-Ц-Ц=  определите последовательность аминокислот.

 

8. Белок состоит из 158 аминокислот. Какую длину имеет определяющий его ген, если расстояние между 2 соседними нуклеотидами составляет 0,34 нм

 

9. Участок гена имеет след строение

Ц-Г-Г-Ц-Г-Ц-Т-Ц-А-А-А-А-Т-Ц-Г- укажите состав белка информация о котором содержится в гене. Как отразится на строении белка удаление из гена 4го нуклеотида?

 

10. Последовательность нуклеотидов в цепи ДНК -ТТТЦЦЦАТАТТГЦЦАЦ- в результате мутации одновременно выпадают первый нуклеотид и второй триплет нуклеотидов. Запишите новую нуклеотидную последовательность в цепи ДНК, определите по ней последовательность аминокислот в полипептиде.

 

11. Отрезок молекулы ДНК, определяющий первичную структуру белка, содержит следующую последовательность нуклеотидов:

- ТТЦЦГТАТАГГА-  определите последовательность нуклеотидов на иРНК, число тРНК, которые участвуют в биосинтезе белка и нуклеотидный состав антикодонов тРНК. Полученные результаты объясните.

 

12. Участок гена имеет следующее строение: ТТТЦЦЦАТАТТГЦЦА. Укажите состав белка, информация о котором содержится в гене. Как отразится на строении белка удвоение второго нуклеотида? Ответ поясните.

 

13. Сколько содержится нуклеотидов А, Т, Г, Ц во фрагменте молекулы ДНК, если в нем обнаружено 1200 нуклеотидов Ц, что составляет 20% от общего количества нуклеотидов в этом фрагменте ДНК?

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему :"РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД И БИОСИНТЕЗ БЕЛКА" »

Тема урока:


«Решение задач на генетический код

и

биосинтез белка»

(практикум)


Цель урока: используя теоретические знания по теме «Биосинтез белка», отработать умение учащихся решать задачи по молекулярной генетике.


Задачи урока:

1. Провести закрепление и контроль знаний по теме «Биосинтез белка» в форме игры-зачета;

2. Закрепить знания о механизме трансляции и механизме работы рибосом, а также реакций матричного синтеза в форме ролевой игры;

3. Расширить и углубить знания учащихся по теме «Биосинтез белка» с помощью решения задач по цитологии.


Оборудование: Модель ДНК, таблицы: репликация молекулы ДНК, биосинтез белка, генетический код, дидактический материал с условиями задач, игровые реквизиты.


Ход урока


Учитель объявляет тему урока, с помощью учащихся выясняют его цели и учитель объявляет задачи урока для достижения цели урока.

Первая часть урока проводится в форме игры-зачета по пройденным темам.

Заранее выбирается 2 мудреца, одетых в соответствующую одежду, на столе у них толстая книга, которую с умным видом они будут открывать. Учитель заранее им дает вопросы к уроку, они самостоятельно готовят ответы на них, где могут быть как верные, так и неверные ответы. Класс разбивается на несколько команд, учитель зачитывает вопрос. «Мудрецы» дают определения. Команда указывает кто из мудрецов прав, за правильный ответ начисляется балл, по окончании вопросов учитель подводит итоги и отмечает наиболее отличившихся детей.


Вопросы к уроку:



1. Сколько нуклеотидов входит в кодон?

2. Сколько нуклеотидов входит в триплет?

3. Сколько видов аминокислот принимает участие в синтезе белка?

4. Что является мономером нуклеиновой кислоты?

5. Из каких 3-х частей состоит нуклеотид?

6. Сколько видов нуклеотидов входит в состав ДНК?

7.Сколько видов нуклеотидов входит в состав РНК?

8. Какие виды РНК вы знаете?

9. В какой части клетки происходит синтез белка?

10. Какого азотистого основания нет в молекуле ДНК?

11. Какого азотистого основания нет в молекуле РНК?

12. Что является мономерами белков?

13. Как называется последовательность мономеров белка?

14. Как отличаются по химическому составу ДНК и РНК?

15. Какую РНК можно назвать матричной?

16. Антикодон т-РНК УАА соответствует кодону и-РНК АУУ.

17. Как называется процесс переписывания информации с ДНК на РНК?

18. Как называется процесс переписывания информации с ДНК на ДНК?

19. Как называется процесс перевода с и-РНК в белок?

20. Сколько видов т-РНК?

21. В какой части клетки происходит транскрипция?

22. В какой части клетки происходит трансляция?


Проверка домашней задачи





Задача. На планете Белоснежки белки состоят из 7 видов аминокислот, аДнк образована нуклеотидами 3-х видов: аурин (А), бодрин (Б), валокордин (В). Сколько нуклеотидов должно входить в генетический код живых существ этой планеты? Ответ обоснуйте, предложите свою таблицу генетического кода и названия для всех 7 аминокислот. Приведите пример коротенького белка.




Вторая часть опроса проводится в виде ролевой игры.


Учитель раздает учащимся карточки, на которых написаны различные нуклеотиды, аминокислоты, и предлагает:

1. Учащимся одной команды собрать цепь молекулы ДНК, другой команде согласно первой цепи построить вторую;

2. Построить цепь молекулы ДНК, другой команде необходимо согласно этой цепи построить молекулу РНК;

3. Согласно строению РНК, построить белковую молекулу, для этого кому-то из учащихся предложить побывать в роли рибосомы, и произвести работу по сборке белка, вовлекая учащихся из класса, у которых есть необходимые для сборки аминокислоты;

4. Можно предложить построить молекулу ДНК, согласно ее строению собрать тРНК и другие задания.




Следующий этап урока – решение задач на генетический код и биосинтез белка.


Учащимся раздаются задачи, дается время на их решение, а затем каждый со своей задачей выходит к доске и решает ее.



Задачи :


1. Молекула ДНК содержит 80 000 остатков А, что составляет 16% от общего числа нуклеотидов в молекуле. Определить количество остальных нуклеотидов, и длину данной молекулы ДНК;


2. Какому триплету ДНК соответствует антикодон т-РНК УУА?


3. В молекуле белка инсулина 51 аминокислотный остаток, сколько нуклеотидов находится в ДНК, кодирующей белок? Какова длина этой молекулы ДНК?


4. Дана цепочка молекулы ДНК, построить вторую, комплементарную

А_А_Ц_Г_Г_Т_А_Ц


5. Найдите ошибку в молекуле РНК

А-А-Т-Г-Ц-Ц-Т-А-Т-Ц


6. Какими последовательностями нуклеотидов и-РНК, кодируются следующие последовательности аминокислот белка:

фен-прол-прол-сер


7. Участок молекулы и-РНК имеют след строение

Ц-Ц-Ц-Г-Ц-Ц-А-Ц-Ц-У-Г-Ц-Г-Г-Г-У-Ц-Ц= определите последовательность аминокислот.


8. Белок состоит из 158 аминокислот. Какую длину имеет определяющий его ген, если расстояние между 2 соседними нуклеотидами составляет 0,34 нм


9. Участок гена имеет след строение

Ц-Г-Г-Ц-Г-Ц-Т-Ц-А-А-А-А-Т-Ц-Г- укажите состав белка информация о котором содержится в гене. Как отразится на строении белка удаление из гена 4го нуклеотида?


10. Последовательность нуклеотидов в цепи ДНК -ТТТЦЦЦАТАТТГЦЦАЦ- в результате мутации одновременно выпадают первый нуклеотид и второй триплет нуклеотидов. Запишите новую нуклеотидную последовательность в цепи ДНК, определите по ней последовательность аминокислот в полипептиде.


11. Отрезок молекулы ДНК, определяющий первичную структуру белка, содержит следующую последовательность нуклеотидов:

- ТТЦЦГТАТАГГА- определите последовательность нуклеотидов на иРНК, число тРНК, которые участвуют в биосинтезе белка и нуклеотидный состав антикодонов тРНК. Полученные результаты объясните.


12. Участок гена имеет следующее строение: ТТТЦЦЦАТАТТГЦЦА. Укажите состав белка, информация о котором содержится в гене. Как отразится на строении белка удвоение второго нуклеотида? Ответ поясните.


13. Сколько содержится нуклеотидов А, Т, Г, Ц во фрагменте молекулы ДНК, если в нем обнаружено 1200 нуклеотидов Ц, что составляет 20% от общего количества нуклеотидов в этом фрагменте ДНК?


Домашнее задание: повторить пар. №26, 27

Решить задачи:

1. Одна из цепей ДНК имеет молекулярную массу 34155. Определите количество мономеров белка, запрограммированного в этой ДНК;


2. Какова молекулярная масса гена (двух цепей ДНК), если в одной его цепи запрограммирован белок с молекулярной массой 1500?






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок на тему :"РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД И БИОСИНТЕЗ БЕЛКА"

Автор: Мясищева Наталья Алексеевна

Дата: 31.07.2014

Номер свидетельства: 110941


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства