kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему "Генетические символы . Решение задач на моногибридное скрещивание "

Нажмите, чтобы узнать подробности

План конспект урока

Тема :Генетические символы . Решение задач на моногибридное скрещивание

Тип урока: закрепления знаний

Цель урока: Закрепление законов  Г.Менделя  при решении задач с введением генетической символики.

Задачи:

образовательные:

 -ознакомить с генетическими символами

-закрепить законы Г Менделя, используя задачи на моногибридное скрещивание

развивающие:

 -формировать умения и навыки по использованию генетической терминологии и символики

-учить анализировать, делать выводы

 -развивать  логическое мышление

воспитательные:

 -воспитывать положительную мотивацию к учёбе;

- воспитывать у учащихся интерес к получению генетических знаний.

Методы обучения: словесно-наглядный ,частично- поисковый, репродуктивный.

Оборудование:  карточки с алгоритмами , символикой, таблица «Моногибридное скрещивание», карточки с задачами,экран, видеопроектор, слайды

Ход урока:

1. Организационный момент: установочная беседа с учащимися.

2. Проверка домашнего задания

  Тестирование

1.   Генетика — это наука о:

А)селекции организмов

Б)наследственности и изменчивости организмов

В)эволюции органического мира

Г)генной инженерии

2. Фенотип — это:

А)проявляющиеся внешне и внутренне признаки организма

Б)наследственные признаки организма

В)способность организма к изменениям

Г)передача признака от поколения к поколению

3. Аллельными считаются следующие пары генов, определяющие:

А)рост человека — форма его носа

Б)карие глаза — голубые глаза

В)рогатость у коров — окраска коров

Г)черная шерсть — гладкая шерсть

4. Рецессивный признак

А)проявляющийся

Б)Преобладающий

В)подавляемый

Г)контрастный

5. Первый закон Менделя

А) закон единообразия

Б) закон независимого наследования

В) закон соотношения 9:3:3:1

Г) закон расщепления 3:1

6. Гетерозигота — это пара:

А)аллельных доминантных генов

Б)неаллельных доминантного и рецессивного генов

В)разных аллельных генов

Г)аллельных рецессивных генов

7. Ген человека — это часть молекулы

А)белка

Б)углевода

В)ДНК

Г)и-РНК

8. Генотип организма — это:

А)совокупность всех генов данного организма

Б)внешний облик организма

В)совокупность всех признаков организма

Г)пара генов, отвечающих за развитие признака

9. Второй закон Менделя

А) закон расщепления 3:1

Б) закон единообразия

В) закон независимого наследования

Г) закон соотношения 9:3:3:1

10. Чистой линией называется:

А)потомство, не дающее расщепления по изучаемому признаку

Б)разнообразное потомство,  полученное от скрещивания разны особей

В)пара родителей, отличающихся друг от друга одним признаком

Г)особи одного вида

11. Гомозигота — это пара только:

А)рецессивных аллельных генов

Б)доминантных аллельных генов

В)неаллельных генов

Г)одинаковых по проявлению аллельных генов

12. Доминантный признак

А)Не проявляющийся

Б)Преобладающий

В)Угасающий

Г)контрастный

3.Закомстсво с  генетическими символами и алгоритмом решения задач

(Учащиеся записывают тему урока в тетрадь) ( слайд 1)

Г. Мендель для записи результатов скрещивания ввел генетическую символику (слайд-2)

P – (от лат. Парента – родители) – родительское поколение

F1 – (от лат. Филии – дети) – гибриды первого поколения

F2 – гибриды второго поколения

? – зеркало Венеры – женская особь

 ?– копье Марса – мужская особь

Х – знак скрещивания

А – доминантный ген, отвечающий за формирование желтой окраски семян

а – рецессивный ген, отвечающий за зеленую окраску. Запишите символику в тетради .

Алгоритм решения генетических задач(слайд 4)

1.    Внимательно прочтите условие  задачи.

2.    Сделайте краткую запись условия задачи.

3.    Запишите генотипы и фенотипы скрещиваемых особей.

4.    Определите и запишите типы   гамет,  которые образуют скрещиваемые особи.

5.    Определите и запишите генотипы и фенотипы  полученного от скрещивания потомства.

6.    Проанализируйте результаты скрещивания. Для этого определите количество классов потомства по фенотипу и генотипу и запишите их в виде числового соотношения.

7.    Запишите ответ на вопрос задачи.

 Алгоритм оформления задачи на моногибридное скрещивание.(слайд5)

                                             (раздаточный материал)

Задача  № 1: Желтая окраска семян гороха преобладает над зелёной .Какое потомство можно ожидать при данном скрещивании, если оба родителя гомозиготны ?

1.По условию задачи записывают краткую запись

Например:               А-жёлтая окраска семян гороха

                                       а-зелёная

2. При написании генотипов и фенотипов скрещиваемых особей сначала

 записывают знак родителей –Р , генотип женской особи, а затем – мужской

    Например :             Р:       ?   АА    х    ?      аа

3.Далее записывают типы гамет под генотипами особей (обводя их кружком)

Например :        гаметы-        ( А )                 ( а )

4. Совмещая гаметы записывают генотипы гибридов первого поколения

      Например:                               F1 :     Аа

5. Необходимо произвести анализ результата скрещивания по фенотипу и генотипу

Например:                       по фенотипу :  100% все семена жёлтой окраски

                                           по генотипу :  100 % гетерозиготы

6. Ответ задачи: Всё потомство будет с жёлтой окраской семян.

Задача № 2 . Какое потомство можно ожидать при скрещивании жёлтого гетерозиготного гороха с зелёным?

                                     А- жёлтая окраска семян гороха

                                       а-  зелёная

                    Р:       ?   Аа    х    ?      аа

                   гаметы-        (А),(а)          (а)  

                                       F1 :     Аа ,аа

                    по фенотипу :  1:1 или 50 % : 50% жёлтые- зелёные

                    по генотипу : 1:1 или 50 % : 50%  гетерозиготы- гомозиготы

6. Ответ задачи: При скрещивании жёлтого гетерозиготного гороха с зелёным в

потомстве  будет расщепление 1: 1.

 

Задача № 3 Какое потомство можно ожидать при скрещивании жёлтого гетерозиготного гороха между собой ?

   А- жёлтая окраска семян гороха

                           а-  зелёная

                    Р:       ?   Аа    х    ?      Аа

            гаметы-        (А),(а)        (А),(а)

                                       F1 :    АА, Аа, Аа ,аа

                    по фенотипу :  3:1 или 75 % : 25% жёлтые- зелёные

                    по генотипу : 1: 2: 1 или 25 % : 50%: 25%  

6. Ответ задачи: При скрещивании жёлтого гетерозиготного гороха между собой   в

потомстве  будет расщепление 1: 2:1.  (слайды 6-10)

4. Отработка умений составления условий и закрепления навыков оформления решения.

(работа в парах- учащимся раздаются карточки с задачами))

5.Домашнее задание: повторить параграфы 32-34 ,  решить  задачи.

1.Определите генотипы и фенотипы потомства от брака кареглазых гетерозиготных родителей.

2. Определите генотип потомства от скрещивания:

            Дано:           Аа Х Аа                      F1 - ?   

                                   ВВ х вв          F1 -?   

                                  СС х Сс           F1 -?

                                    dd  x dd         F1 -?

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Генетические символы . Решение задач на моногибридное скрещивание " »

План конспект урока № 37 Дата проведения –21.01.2013

Класс -9 «а»

Тема :Генетические символы . Решение задач на моногибридное скрещивание

Тип урока: закрепления знаний

Цель урока: Закрепление законов Г.Менделя при решении задач с введением генетической символики.

Задачи:

образовательные:

-ознакомить с генетическими символами

-закрепить законы Г Менделя, используя задачи на моногибридное скрещивание

развивающие:

-формировать умения и навыки по использованию генетической терминологии и символики

-учить анализировать, делать выводы

-развивать логическое мышление

воспитательные:

-воспитывать положительную мотивацию к учёбе;

- воспитывать у учащихся интерес к получению генетических знаний.

Методы обучения: словесно-наглядный ,частично- поисковый, репродуктивный.

Оборудование: карточки с алгоритмами , символикой, таблица «Моногибридное скрещивание», карточки с задачами,экран, видеопроектор, слайды

Конечные результаты обучения:

знать:

-генетические символы;

-способы решения задач на моногибридное скрещивание ;

уметь :

-анализировать ход расщепления по фенотипу и генотипу;

-уметь выделять главное

применять:

- законы Г.Менделя в решении задач.

Этапы урока:

1. Организационный момент: установочная беседа с учащимися.

2. Проверка домашнего задания.(тестовый контроль знаний)

3. Знакомство с генетической символикой и алгоритмом решения задач.

4. Закрепление знаний -отработка умений применять генетическую символику при решении задач.

5. Домашнее задание.

Ход урока:

1. Организационный момент: установочная беседа с учащимися.

2. Проверка домашнего задания

Тестирование

1. Генетика — это наука о:

А)селекции организмов

Б)наследственности и изменчивости организмов

В)эволюции органического мира

Г)генной инженерии

2. Фенотип — это:

А)проявляющиеся внешне и внутренне признаки организма

Б)наследственные признаки организма

В)способность организма к изменениям

Г)передача признака от поколения к поколению

3. Аллельными считаются следующие пары генов, определяющие:

А)рост человека — форма его носа

Б)карие глаза — голубые глаза

В)рогатость у коров — окраска коров

Г)черная шерсть — гладкая шерсть

4. Рецессивный признак

А)проявляющийся

Б)Преобладающий

В)подавляемый

Г)контрастный

5. Первый закон Менделя

А) закон единообразия

Б) закон независимого наследования

В) закон соотношения 9:3:3:1

Г) закон расщепления 3:1

6. Гетерозигота — это пара:

А)аллельных доминантных генов

Б)неаллельных доминантного и рецессивного генов

В)разных аллельных генов

Г)аллельных рецессивных генов

7. Ген человека — это часть молекулы

А)белка

Б)углевода

В)ДНК

Г)и-РНК

8. Генотип организма — это:

А)совокупность всех генов данного организма

Б)внешний облик организма

В)совокупность всех признаков организма

Г)пара генов, отвечающих за развитие признака

9. Второй закон Менделя

А) закон расщепления 3:1

Б) закон единообразия

В) закон независимого наследования

Г) закон соотношения 9:3:3:1

10. Чистой линией называется:

А)потомство, не дающее расщепления по изучаемому признаку

Б)разнообразное потомство, полученное от скрещивания разны особей

В)пара родителей, отличающихся друг от друга одним признаком

Г)особи одного вида

11. Гомозигота — это пара только:

А)рецессивных аллельных генов

Б)доминантных аллельных генов

В)неаллельных генов

Г)одинаковых по проявлению аллельных генов

12. Доминантный признак

А)Не проявляющийся

Б)Преобладающий

В)Угасающий

Г)контрастный

3.Закомстсво с генетическими символами и алгоритмом решения задач

(Учащиеся записывают тему урока в тетрадь) ( слайд 1)

Г. Мендель для записи результатов скрещивания ввел генетическую символику (слайд-2)

P – (от лат. Парента – родители) – родительское поколение

F1 – (от лат. Филии – дети) – гибриды первого поколения

F2 – гибриды второго поколения

♀ – зеркало Венеры – женская особь

♂– копье Марса – мужская особь

Х – знак скрещивания

А – доминантный ген, отвечающий за формирование желтой окраски семян

а – рецессивный ген, отвечающий за зеленую окраску. Запишите символику в тетради .

Алгоритм решения генетических задач(слайд 4)

  1. Внимательно прочтите условие задачи.

  2. Сделайте краткую запись условия задачи.

  3. Запишите генотипы и фенотипы скрещиваемых особей.

  4. Определите и запишите типы   гамет,  которые образуют скрещиваемые особи.

  5. Определите и запишите генотипы и фенотипы  полученного от скрещивания потомства.

  6. Проанализируйте результаты скрещивания. Для этого определите количество классов потомства по фенотипу и генотипу и запишите их в виде числового соотношения.

  7. Запишите ответ на вопрос задачи.


Алгоритм оформления задачи на моногибридное скрещивание.(слайд5)

(раздаточный материал)

Задача № 1: Желтая окраска семян гороха преобладает над зелёной .Какое потомство можно ожидать при данном скрещивании, если оба родителя гомозиготны ?

1.По условию задачи записывают краткую запись

Например: А-жёлтая окраска семян гороха

а-зелёная

2. При написании генотипов и фенотипов скрещиваемых особей сначала

записывают знак родителей –Р , генотип женской особи, а затем – мужской

Например : Р: АА  х   аа

3.Далее записывают типы гамет под генотипами особей (обводя их кружком)

Например : гаметы- ( А ) ( а )

4. Совмещая гаметы записывают генотипы гибридов первого поколения

Например: F1 : Аа

5. Необходимо произвести анализ результата скрещивания по фенотипу и генотипу

Например: по фенотипу : 100% все семена жёлтой окраски

по генотипу : 100 % гетерозиготы

6. Ответ задачи: Всё потомство будет с жёлтой окраской семян.


Задача № 2 . Какое потомство можно ожидать при скрещивании жёлтого гетерозиготного гороха с зелёным?

    А- жёлтая окраска семян гороха

а- зелёная

Р: Аа  х   аа



     гаметы- (А),(а) (а)

F1 : Аа ,аа

по фенотипу : 1:1 или 50 % : 50% жёлтые- зелёные

по генотипу : 1:1 или 50 % : 50% гетерозиготы- гомозиготы

6. Ответ задачи: При скрещивании жёлтого гетерозиготного гороха с зелёным в

потомстве будет расщепление 1: 1.


Задача № 3 Какое потомство можно ожидать при скрещивании жёлтого гетерозиготного гороха между собой ?


А- жёлтая окраска семян гороха

а- зелёная

Р: Аа  х   Аа



     гаметы- (А),(а) (А),(а)

F1 : АА, Аа, Аа ,аа

по фенотипу : 3:1 или 75 % : 25% жёлтые- зелёные

по генотипу : 1: 2: 1 или 25 % : 50%: 25%

6. Ответ задачи: При скрещивании жёлтого гетерозиготного гороха между собой в

потомстве будет расщепление 1: 2:1. (слайды 6-10)


4. Отработка умений составления условий и закрепления навыков оформления решения.

(работа в парах- учащимся раздаются карточки с задачами))


Задача 1. У томата гладкая кожица плодов-В доминирует над опушенной- в . Гомозиготная форма с гладкими плодами скрещена с растением, имеющим опушенные плоды. Определите генотип и фенотип скрещивания.


Задача 2. Черный цвет щетины у свиней доминирует над рыжим. Какое потомство следует ожидать от скрещивания черной свиньи с генотипом FF и черного хряка с генотипом Ff?


Задача 3. Нормальный слух у человека обусловлен доминантным геном S, а наследственная глухонемота определяется рецессивным геном s. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определите генотипы родителей.


Задача 4. У крупного рогатого скота признак комолости преобладает над рогатостью. Какое потомство можно ожидать при скрещивании комолого быка айширской породы с рогатыми коровами в F1 ?

D – комолые

d – рогатые


Задача 5. У человека фенилкетонурия наследуется как рецессивный признак. Определите вероятность развития заболевания у детей в семье, где оба родителя гетерозиготны по данному признаку.


Задача 6. У кроликов шерсть нормальной длины доминантна- А , короткая – рецессивна- а. У крольчихи с короткой шерстью родились 8 крольчат – 4 короткошерстных и 4 с нормальной шерстью. Определите генотип и фенотип отца.

5.Домашнее задание: повторить параграфы 32-34 , решить задачи.

1.Определите генотипы и фенотипы потомства от брака кареглазых гетерозиготных родителей.

2. Определите генотип потомства от скрещивания:

Дано: Аа Х Аа F1 - ?

ВВ х вв F1 -?

СС х Сс F1 -?

dd x dd F1 -?







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок на тему "Генетические символы . Решение задач на моногибридное скрещивание "

Автор: Касенова Бахитжан Гомаровна

Дата: 11.10.2014

Номер свидетельства: 118120

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Решение генетических задач Моногибридное скрещивание"
    ["seo_title"] => string(59) "reshenie_geneticheskikh_zadach_monogibridnoe_skreshchivanie"
    ["file_id"] => string(6) "489684"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1544345021"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства