Урок - путешествиепо биологии в 7 классе на тему "Многообразие земноводных" . В урок включен региональный компонент о земноводных. Дети работают в группах, соревнуются, поют песню о замечательных животных- земноводных. Ребята узнают, что невзрачные лягушки приносят огромную пользу не только животным , но и человеку.Знакомятся с редкими видами животных своего края.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
воспитывать чувство прекрасного, восхищения красотой живых организмов.
Оборудование:
1. На доске слова Джеральда Даррелла:
«Даже самое уродливое и страшное животное, как и уродливый страшный человек, не бывает совсем лишено каких- либо пусть самых маленьких привлекательных черт».
Таблицы: «Тип Хордовые. Класс Земноводные».
Иллюстрации с изображением земноводных.
Голоса земноводных
Детская презентация
Мультимедийная установка «Многообразие земноводных»
Книги и рассказы русских писателей о земноводных
Ход урока
1. Организационный момент
(учитель проверяет готовность класса к уроку, приветствует их)
Здравствуйте, мы друг другу сказали
Хоть были совсем незнакомы
Здравствуйте, что особого тем мы друг другу сказали
От чего же на капельку солнца прибавилось в мире
От чего же на капельку счастья прибавилось в мире
Здравствуйте, садитесь
2. Сообщение темы, целей урока
(звучит кваканье лягушки)
Учитель: Ребята вы несомненно узнали этот голос. Его мы можем слышать сидя ихим
вечером у реки или пруда
На завтрак, на обед, на ужин,
Один и вид кушанья мне нужен
Ни хлеб, ни каша - мошкара,
Мой дом- болото, детвора
Зелены мы как трава.
Наша песенка «Ква-ква» (лягушка)
Учитель: Пение лягушек и их родственников услаждают слух, но их внешний вид почему- то у многих вызывает отвращение.
Учитель: Сегодня я вновь вас приглашаю в путешествие в Страну земноводных. Мы поговорим о многообразии земноводных, их значении и охране. Я надеюсь, что после нашего путешествия вы измените свое отношение к этим удивительным созданиям нашей планеты.
Учитель: Вы сегодня будете работать группой по 2 человека. Задания будете выполнять на рабочих листах, поэтому запишите в них свою фамилию
3. Проверка домашнего задания
Учитель: К какому классу относятся лягушки, жабы?
Учащиеся: К классу земноводных или амфибии.
Учитель: Что означают название этих животных?
Учащиеся: Земноводные- русское слово- содержит в себе название сред, где они обитают. Эти животные – обитатели наземной и водной среды. Это название было предложено шведским ученым Карлом линем в 18 веке, с греческого означает двоякодышающие.
Учитель: Предлагаю поработать индивидуально . Для этого вам нужно дать сравнительную характеристику головастика и лягушки, заполнив таблицу в рабочих листах.
( язык, клоака, слюнные железы, трехкамерное сердце)
Учитель: Молодцы, с заданием справились. Вижу знаете внутренне строение земноводных, можете сравнивать внутреннее строение земноводных с рыбами.
4. Изучение нового материала
Учитель: Земноводные- самый малочисленный класс позвоночных животных. Известно около 2400 видов. Все виды объединены в 3 отряда: Бесхвостые, Хвостатые, Безногие.
Учитель: Слушая видеосообщение об отрядах земноводных, выберите отличительные черты, заполнив таблицу в рабочих листах.
Сравнительная характеристика отрядов земноводных
Название отряда
Характерные признаки
Представители
Бесхвостые
Имеют прыгательные задние ноги, лишены хвоста во взрослом состоянии
Квакши, жабы, жерлянки, лягушки
Хвостатые
Тело удлинённое, хвост сохраняется в течение всей жизни, передние и задние конечности примерно одинаковой длины
Тритоны, саламандры, амбистомы, протей.
Безногие
Тело длинное, червеобразное, ноги и глаза редуцированы
Африканская и кольчатая червяги
Учитель: Как я уже говорила, по видовому составу, класс земноводных занимает в фаунистических списках очень скромное место. Но даже при такой бедности видового состава амфибии играют очень большую роль в природе и жизни человека
Учитель: Ребята пришло письмо с обратным адресом «огород»
Письмо:
«Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми. А польза от меня всем людям большая.
Учитель: Как вы думаете от кого оно? Давайте разберёмся сегодня на уроке так ли это, попробуем доказать слова известного писателя Джеральда Даррелла.
Учитель: Какова роль земноводных в природе и жизни человека?
Учащиеся: Являются звеном в цепи питания.
- Пища для человека
- Уничтожают вредителей сельского и лесного хозяйства и переносчиков
возбудителе заболеваний- комаров, мух
- Индикаторы чистоты окружающей среды.
- Объект для научных исследований.
Учитель: Лягушек иногда называют мучениками науки. И это верно. Неприхотливая, живучая лягушка не одно десятилетие верой и правдой служит учёным. Научные эксперименты с нею позволили сделать столько важных открытий, что в Париже и Токио лягушке даже воздвигнуты памятники.
В Токио памятник есть удивительный!
Просто не знать о таком возмутительно!
Памятник этот поставлен животному:
Не птице, не зверю, а земноводному.
Все для людей они сделать готовы!
Верой и правдою служат ученым.
Ведь опыты с нею не ради игрушки-
Памятник этот поставлен- лягушке!.
Учитель: А один из героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» говорил: «Я лягушку распластаю, да и посмотрю, что у нее внутри делается. А так как мы с тобой те же лягушки, я буду знать, что и у нас внутри делается».
Поэтому им люди поют дифирамбы!.
Учитель: Скажите в каких произведениях лягушка главная героиня?
Учитель: Вы правильно назвали произведения, в которых главный герой лягушка, заработали по 1б.
Посмотрите на нашу выставку книг, в которых тоже встречается лягушка.(выставка книг о амфибиях)
Учитель: Многие люди брезгливо относятся к земноводным, что часто является причиной их прямого уничтожения. В настоящее время численность представителей земноводных продолжает сокращаться. Уже более 260 видов занесено в Международную красную книгу. Озвучим их в презентации «Редкие нуждающиеся земноводные» ( презентация детей).
Учитель: Сокращение численности амфибий вызывает большую тревогу у ученых-экологов, ведь благополучие амфибий можно рассматривать как универсальный и чувствительный показатель общего благополучия природной среды. Сокращение их численности является доказательством сильных неблагоприятных изменений в окружающем нас мире.
Региональный компонент
■
Учитель: Начнем работу с выяснения видового состава земноводных, занесенных в Красную книгу Ульяновской области.
Идет представление презентации, (слайды ) с одновременным заслушиванием сообщений, подготовленных учащихся.
Итак, мы выяснили – кто охраняется?
Ученик: В нашем крае встречается 10 видов земноводных из отряда Бесхвостые: жерлянка, чесночница, озерная лягушка, травяная лягушка, остромордная лягушка, жаба. Из отряда Хвостатые: тритон.
Учитель: Следующий вопрос – почему?
Вспомните значение земноводных в жизни человека.
Но, в нашей области земноводные:
- в пищу не употребляются
- как лабораторные животные не используются.
Почему тогда некоторые виды становятся редкими, т.е. количество особей катастрофически мало?
Обсудите в парах этот вопрос в течение 3-4 минут и затем вместе попытаемся найти причины сокращения численности земноводных в Ульяновской области.
Итак, какие причины сокращения численности амфибий вы можете назвать?
Учитель корректирует и уточняет ответы, обобщает полученные данные.
Учитель: Причины сокращения численности амфибий:
- климатические условия;
- заражение водоемов ядохимикатами с сельско -хозяйственных полей;
- гибель от автотранспорта;
- осушение канав и болот (при строительстве дорог, поселений);
-лесные пожары.
Учитель: Исходя из обозначенных причин, давайте продумаем меры по охране земноводных.
Обсудите в парах 2-3 мин. и запишите мероприятия по охране и восстановлению численности земноводных на территории области.
Эти вопросы мы рассматриваем с двух позиций:
А. Какие меры предпринимаются со стороны государства?
Б. И со стороны собственной позиции («Что могу сделать Я?»).
Проверка и обсуждение выполнения задания.
Учитель: со стороны государства получаются мероприятия уже только на сохранение остатка вымирающих животных (Красная книга).
Очень большое количество земноводных погибает под колесами машин. В Европе, особенно северной, на оживленных участках дорог, проходящих через миграционные пути земноводных, строят подземные тоннели, обеспечивающие безопасное их передвижение к местам размножения. У нас в стране пока такие меры даже не предусматриваются.
Учитель: Давайте все-таки пофантазируем и представим дорожный знак для такого тоннеля.
Такое задание, в качестве домашнего, у нас подготовили два ученика.
Приглашаются учащиеся, придумавшие и нарисовавшие макет такого дорожного знака.
Ребята, если мы с вами просто не будем случайно или целенаправленно убивать жаб, лягушек, тритонов – это и будет нашим вкладом в вопросы охраны и, главное, восстановления их численности!
Учитель: .Но существует одна проблема – проблема негативного отношения большинства людей к лягушкам, а особенно - к жабам. Даже среди народных примет есть такие: «Убей лягушку – пойдет дождь», «Лягушка, выскочившая перед путником на дорогу несет ему неудачу».
К сожалению, не являются исключением ученики нашей школы. Как же можно попытаться исправить эту ситуацию?
Давайте попробуем убедить приверженцем взглядов бесполезности и «некрасивости» лягушек и жаб точными расчетами их полезности.
Выступление ученика, подготовившего математические задачи на основе следующих данных
( слайд ):
А. Одна лягушка за сезон (май-сентябрь) съедает в среднем 1260 насекомых.
Б. Зеленая жаба откладывает 13 000 икринок, из них превращаются во взрослых особей всего лишь 2%.
В. Одна жаба за сезон съедает 1000 вредителей сада и огорода, столько, сколько за это время съедают 2 синицы.
Г. В сутки лягушка или жаба съедает 7 насекомых.
Выдача листка с заданиями для прорешивания дома.
Учитель: Итак, как мы видим, что земноводные поедая насекомых, приносят конкретную помощи и нам, людям, уменьшая количество жалящих и кровососущих, докучающих нам насекомых.
Может поэтому, летом, катаясь на велосипеде, все-таки стоит объехать ее? Или обойти, если вы идете пешком? Они же маленькие, беззащитные и никак не смогут нам противостоять! (слайд )
Учитель: Но на некоторых людей бесполезно воздействовать сухими математическими расчетами.
Они больше тянутся к прекрасному.
А разве жабы и лягушки не прекрасны?
Учитель демонстрирует подборку слайдов с изображением земноводных (не обязательно местных видов).(слайды )
Давайте на этих симпатичных животных и подберем к ним эпитеты, составим листовку-призыв «Они должны жить!» - почему?
Учитель помогает начать работу, записывает эпитеты на доске.
«Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте же на век мы все объединимся.
Давайте же наши души сохраним:
Тогда мы на Земле и сами сохранимся! /Н. Старшинов/
(Поют песню)
Песня («Чунга-Чанга»)
1. Таня, Таня, ты нам помоги Ведь у пруда есть теперь враги Извести нас всех они хотят Нету дела им до лягушат
П-в
Все тритоны и ужата
И мальчишки, и лягушата
Просят пруд нам неременно сохраните!
2. Не бросайте вы отходы,
Там, где протекают воды
Ведь погибнет все живое, Вы поймите.
П-в
Учитель: Мы многое сегодня узнали о заслугах земноводных перед человечеством, поэтому к ним относится надо бережно, ведь они как и мы часть природы.
5. Подведение итогов
Из предложенной информации по каждому вопросу выберите те буквенные обозначения, после которых даны правильные ответы.
1. Земноводные - первые позвоночные животные:
а) вышедшие на сушу и полностью ставшие независимыми от воды;
б) вышедшие на сушу, но не порвавшие жизнь с водой;
в) вышедшие на сушу и только немногие из них не могут жить без воды.
2. Кожа у земноводных:
а) у всех голая, слизистая, лишенная каких-либо наружных покровов;
б) у всех имеет ороговевший слой клеток;
в) у большинства голая, слизистая, у немногих имеет ороговевший слой клеток.
3. Мочеполовые органы у земноводных открываются:
а) в клоаку;
б) самостоятельными отверстиями;
в) у бесхвостых в клоаку, у хвостатых - самостоятельными наружными отверстиями.
4. Взрослые земноводные питаются:
а) растениями;
б) растениями, беспозвоночными и реже позвоночными животными;
в) беспозвоночными, реже позвоночными животными.
5. Бесхвостые земноводные ловят добычу:
а) как двигающуюся, так и неподвижную;
б) только двигающуюся.
6. Зубы у земноводных;
а) имеются у многих видов;
б) имеются только у хвостатых;
в) имеются только у бесхвостых;
г) отсутствуют у большинства видов.
7. Оплодотворение у земноводных:
а) внутреннее;
б) наружное;
в) у одних видов внутреннее, у других наружное.
Ответы: 1-б, 2-в,3-а,4-в,5-б,6-а,7-в.
Учитель: Какое открытие вы сделали на уроке? Что вас больше всего заинтересовало?
Учитель: Сейчас я попрошу вас, уходя с урока, проголосовать по поводу вашего отношения к земноводным:
- если оно изменилось в ходе нашей работы и земноводные не вызывают у вас отрицательных эмоций, то отпустите в ящик желтый жетон;
- если ваше отношение к ним не изменилось, вы по прежнему негативно к ним относитесь – отпустите черный жетон.
Подсчитывает жетоны, оглашает результат, делает вывод о результативности урока.
6. Домашнее задание
Составить презентацию «Многообразие земноводных», математические задачи на отдельных листках.