kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Региональный компонент на уроке биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - путешествиепо биологии  в 7 классе на тему "Многообразие земноводных" . В урок включен региональный компонент о земноводных. Дети работают в группах, соревнуются, поют песню о замечательных животных- земноводных. Ребята узнают, что невзрачные лягушки приносят огромную пользу не только животным , но и человеку.Знакомятся с редкими видами животных своего края.

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Региональный компонент на уроке биологии »

«Региональный компонент на уроке»


Тема: Многообразие земноводных, их значение и охрана.

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с многообразием земноводных и их значением в природе и жизни человека.

  • познакомить с земноводными, занесенными в Красную книгу.

  • сформировать знания о характерных признаках данного класса животных.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор.

  • развивать умения выделять существенные признаки, сравнивать, обобщать.

  • развивать память

Воспитательные:

  • осуществлять экологическое воспитание учащихся.

  • воспитывать чувство прекрасного, восхищения красотой живых организмов.

Оборудование:

1. На доске слова Джеральда Даррелла:

«Даже самое уродливое и страшное животное, как и уродливый страшный человек, не бывает совсем лишено каких- либо пусть самых маленьких привлекательных черт».

  1. Таблицы: «Тип Хордовые. Класс Земноводные».

  2. Иллюстрации с изображением земноводных.

  3. Голоса земноводных

  4. Детская презентация

  5. Мультимедийная установка «Многообразие земноводных»

  6. Книги и рассказы русских писателей о земноводных







Ход урока

1. Организационный момент

(учитель проверяет готовность класса к уроку, приветствует их)


Здравствуйте, мы друг другу сказали

Хоть были совсем незнакомы

Здравствуйте, что особого тем мы друг другу сказали

От чего же на капельку солнца прибавилось в мире

От чего же на капельку счастья прибавилось в мире

Здравствуйте, садитесь


2. Сообщение темы, целей урока

(звучит кваканье лягушки)

Учитель: Ребята вы несомненно узнали этот голос. Его мы можем слышать сидя ихим

вечером у реки или пруда

На завтрак, на обед, на ужин,

Один и вид кушанья мне нужен

Ни хлеб, ни каша - мошкара,

Мой дом- болото, детвора

Зелены мы как трава.

Наша песенка «Ква-ква» (лягушка)

Учитель: Пение лягушек и их родственников услаждают слух, но их внешний вид почему- то у многих вызывает отвращение.

Учитель: Сегодня я вновь вас приглашаю в путешествие в Страну земноводных. Мы поговорим о многообразии земноводных, их значении и охране. Я надеюсь, что после нашего путешествия вы измените свое отношение к этим удивительным созданиям нашей планеты.

Учитель: Вы сегодня будете работать группой по 2 человека. Задания будете выполнять на рабочих листах, поэтому запишите в них свою фамилию


3. Проверка домашнего задания


Учитель: К какому классу относятся лягушки, жабы?

Учащиеся: К классу земноводных или амфибии.

Учитель: Что означают название этих животных?

Учащиеся: Земноводные- русское слово- содержит в себе название сред, где они обитают. Эти животные – обитатели наземной и водной среды. Это название было предложено шведским ученым Карлом линем в 18 веке, с греческого означает двоякодышающие.

Учитель: Предлагаю поработать индивидуально . Для этого вам нужно дать сравнительную характеристику головастика и лягушки, заполнив таблицу в рабочих листах.


Признаки

Головастик

Лягушка

Среда обитания

Водная

Водная +наземно- воздушная

Способ передвижения

Плавание при помощи хвоста

Прыжки и плавание при помощи задних конечностей

Отделы тела

Голова, туловище, хвост

Голова. Туловище, конечности наземного типа

Органы дыхания

Жабры

Легкие+ кожа

Количество кругов кровообращения

1

2

Количество камер в сердце

2

3

Боковая линия

+

-

Хорда

+

-


Учитель: Поменялись листами ,сделаем взаимопроверку.

Учитель: Какой вывод сделаем?

Учащиеся: Развитие лягушки осуществляется с метаморфозом- сходство головастика с рыбой- доказательство происхождения земноводных от рыб.


Учитель: Страна «Земноводных» предлагает следующий конкурс

«Рыбка+ лягушка»

Из органов перечисленных исключи те, которые имеются у земноводных, но отсутствуют у рыб

Язык, спинной мозг, клоака, желудок, мочеточник, слюнные железы, кишечник, легкие, почка, яичник, 12- перстная кишка, печень, желчный пузырь, поджелудочная железа, трехкамерное сердце, глотка.

( язык, клоака, слюнные железы, трехкамерное сердце)

Учитель: Молодцы, с заданием справились. Вижу знаете внутренне строение земноводных, можете сравнивать внутреннее строение земноводных с рыбами.



4. Изучение нового материала


Учитель: Земноводные- самый малочисленный класс позвоночных животных.
Известно около 2400 видов. Все виды объединены в 3 отряда: Бесхвостые,
Хвостатые, Безногие.

Учитель: Слушая видеосообщение об отрядах земноводных, выберите отличительные черты, заполнив таблицу в рабочих листах.

Сравнительная характеристика отрядов земноводных



Название отряда

Характерные признаки

Представители




Бесхвостые

Имеют прыгательные задние ноги, лишены хвоста во взрослом состоянии

Квакши, жабы, жерлянки, лягушки

Хвостатые

Тело удлинённое, хвост сохраняется в течение всей жизни, передние и задние конечности примерно одинаковой длины

Тритоны, саламандры, амбистомы, протей.

Безногие

Тело длинное, червеобразное, ноги и глаза редуцированы

Африканская и кольчатая червяги




Учитель: Как я уже говорила, по видовому составу, класс земноводных занимает в фаунистических списках очень скромное место. Но даже при такой бедности видового состава амфибии играют очень большую роль в природе и жизни человека

Учитель: Ребята пришло письмо с обратным адресом «огород»

Письмо:

«Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми. А польза от меня всем людям большая.

Учитель: Как вы думаете от кого оно? Давайте разберёмся сегодня на уроке так ли это, попробуем доказать слова известного писателя Джеральда Даррелла.

Учитель: Какова роль земноводных в природе и жизни человека?

Учащиеся: Являются звеном в цепи питания.

- Пища для человека

- Уничтожают вредителей сельского и лесного хозяйства и переносчиков

возбудителе заболеваний- комаров, мух

- Индикаторы чистоты окружающей среды.

- Объект для научных исследований.

Учитель: Лягушек иногда называют мучениками науки. И это верно. Неприхотливая, живучая лягушка не одно десятилетие верой и правдой служит учёным. Научные эксперименты с нею позволили сделать столько важных открытий, что в Париже и Токио лягушке даже воздвигнуты памятники.

В Токио памятник есть удивительный!

Просто не знать о таком возмутительно!

Памятник этот поставлен животному:

Не птице, не зверю, а земноводному.

Все для людей они сделать готовы!

Верой и правдою служат ученым.

Ведь опыты с нею не ради игрушки-

Памятник этот поставлен- лягушке!.


Учитель: А один из героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» говорил: «Я лягушку распластаю, да и посмотрю, что у нее внутри делается. А так как мы с тобой те же лягушки, я буду знать, что и у нас внутри делается».

Поэтому им люди поют дифирамбы!.

Учитель: Скажите в каких произведениях лягушка главная героиня?

Учащиеся: Царевна лягушка, лягушка- путешественница Гаршин

Учитель: Вы правильно назвали произведения, в которых главный герой лягушка, заработали по 1б.

Посмотрите на нашу выставку книг, в которых тоже встречается лягушка.(выставка книг о амфибиях)

Учитель: Многие люди брезгливо относятся к земноводным, что часто является причиной их прямого уничтожения. В настоящее время численность представителей земноводных продолжает сокращаться. Уже более 260 видов занесено в Международную красную книгу. Озвучим их в презентации «Редкие нуждающиеся земноводные» ( презентация детей).

Учитель: Сокращение численности амфибий вызывает большую тревогу у ученых-экологов, ведь благополучие амфибий можно рассматривать как универсальный и чувствительный показатель общего благополучия природной среды. Сокращение их численности является доказательством сильных неблагоприятных изменений в окружающем нас мире.

Региональный компонент



Учитель: Начнем работу с выяснения видового состава земноводных, занесенных в Красную книгу Ульяновской области.

Идет представление презентации, (слайды ) с одновременным заслушиванием сообщений, подготовленных учащихся.

Итак, мы выяснили – кто охраняется?

Ученик: В нашем крае встречается 10 видов земноводных из отряда Бесхвостые: жерлянка, чесночница, озерная лягушка, травяная лягушка, остромордная лягушка, жаба. Из отряда Хвостатые: тритон.

Учитель: Следующий вопрос – почему?

Вспомните значение земноводных в жизни человека.

Но, в нашей области земноводные:

- в пищу не употребляются

- как лабораторные животные не используются.

Почему тогда некоторые виды становятся редкими, т.е. количество особей катастрофически мало?

Обсудите в парах этот вопрос в течение 3-4 минут и затем вместе попытаемся найти причины сокращения численности земноводных в Ульяновской области.

Итак, какие причины сокращения численности амфибий вы можете назвать?

Учитель корректирует и уточняет ответы, обобщает полученные данные.



Учитель: Причины сокращения численности амфибий:

- климатические условия;

- заражение водоемов ядохимикатами с сельско -хозяйственных полей;

- гибель от автотранспорта;

- осушение канав и болот (при строительстве дорог, поселений);

-лесные пожары.

Учитель: Исходя из обозначенных причин, давайте продумаем меры по охране земноводных.

Обсудите в парах 2-3 мин. и запишите мероприятия по охране и восстановлению численности земноводных на территории области.

Эти вопросы мы рассматриваем с двух позиций:

А. Какие меры предпринимаются со стороны государства?

Б. И со стороны собственной позиции («Что могу сделать Я?»).


Проверка и обсуждение выполнения задания.

Учитель: со стороны государства получаются мероприятия уже только на сохранение остатка вымирающих животных (Красная книга).

Очень большое количество земноводных погибает под колесами машин. В Европе, особенно северной, на оживленных участках дорог, проходящих через миграционные пути земноводных, строят подземные тоннели, обеспечивающие безопасное их передвижение к местам размножения. У нас в стране пока такие меры даже не предусматриваются.

Учитель: Давайте все-таки пофантазируем и представим дорожный знак для такого тоннеля.

Такое задание, в качестве домашнего, у нас подготовили два ученика.

Приглашаются учащиеся, придумавшие и нарисовавшие макет такого дорожного знака.


Ребята, если мы с вами просто не будем случайно или целенаправленно убивать жаб, лягушек, тритонов – это и будет нашим вкладом в вопросы охраны и, главное, восстановления их численности!

Учитель: .Но существует одна проблема – проблема негативного отношения большинства людей к лягушкам, а особенно - к жабам. Даже среди народных примет есть такие: «Убей лягушку – пойдет дождь», «Лягушка, выскочившая перед путником на дорогу несет ему неудачу».

К сожалению, не являются исключением ученики нашей школы. Как же можно попытаться исправить эту ситуацию?

Давайте попробуем убедить приверженцем взглядов бесполезности и «некрасивости» лягушек и жаб точными расчетами их полезности.

Выступление ученика, подготовившего математические задачи на основе следующих данных

( слайд ):

А. Одна лягушка за сезон (май-сентябрь) съедает в среднем 1260 насекомых.

Б. Зеленая жаба откладывает 13 000 икринок, из них превращаются во взрослых особей всего лишь 2%.

В. Одна жаба за сезон съедает 1000 вредителей сада и огорода, столько, сколько за это время съедают 2 синицы.

Г. В сутки лягушка или жаба съедает 7 насекомых.

Выдача листка с заданиями для прорешивания дома.

Учитель: Итак, как мы видим, что земноводные поедая насекомых, приносят конкретную помощи и нам, людям, уменьшая количество жалящих и кровососущих, докучающих нам насекомых.

Может поэтому, летом, катаясь на велосипеде, все-таки стоит объехать ее? Или обойти, если вы идете пешком? Они же маленькие, беззащитные и никак не смогут нам противостоять! (слайд )

Учитель: Но на некоторых людей бесполезно воздействовать сухими математическими расчетами.

Они больше тянутся к прекрасному.

А разве жабы и лягушки не прекрасны?


Учитель демонстрирует подборку слайдов с изображением земноводных (не обязательно местных видов).(слайды )

Давайте на этих симпатичных животных и подберем к ним эпитеты, составим листовку-призыв «Они должны жить!» - почему?


Учитель помогает начать работу, записывает эпитеты на доске.


«Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте же на век мы все объединимся.

Давайте же наши души сохраним:

Тогда мы на Земле и сами сохранимся! /Н. Старшинов/


(Поют песню)

Песня («Чунга-Чанга»)

1. Таня, Таня, ты нам помоги Ведь у пруда есть теперь враги Извести нас всех они хотят Нету дела им до лягушат

П-в

Все тритоны и ужата

И мальчишки, и лягушата

Просят пруд нам неременно сохраните!


2. Не бросайте вы отходы,

Там, где протекают воды

Ведь погибнет все живое, Вы поймите.

П-в

Учитель: Мы многое сегодня узнали о заслугах земноводных перед человечеством, поэтому к ним относится надо бережно, ведь они как и мы часть природы.

5. Подведение итогов

Из предложенной информации по каждому вопросу выберите те буквенные обозначения, после которых даны правильные ответы.

1. Земноводные - первые позвоночные животные:

а) вышедшие на сушу и полностью ставшие независимыми от воды;

б) вышедшие на сушу, но не порвавшие жизнь с водой;

в) вышедшие на сушу и только немногие из них не могут жить без воды.

2. Кожа у земноводных:

а) у всех голая, слизистая, лишенная каких-либо наружных покровов;

б) у всех имеет ороговевший слой клеток;

в) у большинства голая, слизистая, у немногих имеет ороговевший слой клеток.

3. Мочеполовые органы у земноводных открываются:

а) в клоаку;

б) самостоятельными отверстиями;

в) у бесхвостых в клоаку, у хвостатых - самостоятельными наружными отверстиями.

4. Взрослые земноводные питаются:

а) растениями;

б) растениями, беспозвоночными и реже позвоночными животными;

в) беспозвоночными, реже позвоночными животными.

5. Бесхвостые земноводные ловят добычу:

а) как двигающуюся, так и неподвижную;

б) только двигающуюся.

6. Зубы у земноводных;

а) имеются у многих видов;

б) имеются только у хвостатых;

в) имеются только у бесхвостых;

г) отсутствуют у большинства видов.

7. Оплодотворение у земноводных:

а) внутреннее;

б) наружное;

в) у одних видов внутреннее, у других наружное.


Ответы: 1-б, 2-в,3-а,4-в,5-б,6-а,7-в.


Учитель: Какое открытие вы сделали на уроке? Что вас больше всего заинтересовало?

Учитель: Сейчас я попрошу вас, уходя с урока, проголосовать по поводу вашего отношения к земноводным:

- если оно изменилось в ходе нашей работы и земноводные не вызывают у вас отрицательных эмоций, то отпустите в ящик желтый жетон;

- если ваше отношение к ним не изменилось, вы по прежнему негативно к ним относитесь – отпустите черный жетон.

Подсчитывает жетоны, оглашает результат, делает вывод о результативности урока.


6. Домашнее задание

Составить презентацию «Многообразие земноводных», математические задачи на отдельных листках.





5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Региональный компонент на уроке биологии

Автор: Гаранина Лариса Николаевна

Дата: 11.01.2015

Номер свидетельства: 153392

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Региональный компонент на уроках биологии."
    ["seo_title"] => string(41) "regionalnyi_komponent_na_urokakh_biologii"
    ["file_id"] => string(6) "533838"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1577463817"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Использование регионального компонента на уроках биологии."
    ["seo_title"] => string(57) "ispolzovaniierieghionalnoghokomponientanaurokakhbiologhii"
    ["file_id"] => string(6) "332232"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1464870327"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Календарно-тематическое планирование уроков биологии в 6 классе (УМК Пономаревой) "
    ["seo_title"] => string(88) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-urokov-biologhii-v-6-klassie-umk-ponomarievoi"
    ["file_id"] => string(6) "173872"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424057771"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Календарно-тематическое планирование уроков биологии в 6 классе к УМК Пономаревой "
    ["seo_title"] => string(90) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-urokov-biologhii-v-6-klassie-k-umk-ponomarievoi"
    ["file_id"] => string(6) "173883"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424059898"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Методические материалы к медиауроку биологии 10 класс на тему: Модификационная изменчивость адониса весеннего "
    ["seo_title"] => string(123) "mietodichieskiie-matierialy-k-miediauroku-biologhii-10-klass-na-tiemu-modifikatsionnaia-izmienchivost-adonisa-viesienniegho"
    ["file_id"] => string(6) "169514"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423415475"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства