№ п\п | Тема урока | Дата | Элементы содержания стандарта | Планируемые результаты обучения | Биологический эксперимент | Тип Урока | Д/З |
1 | Введение. Наука о растениях – ботаника (Р/К №1) Вводный инструктаж | | Биология – наука о живой природе. Царство растений. | Называть царства живых организмов, дикорастущие и культурные растения. Характеризовать признаки царства растений. Объяснять значение науки ботаники. | | Вводный | Стр.4-7 |
2 | Мир растений (Р/К №2) | | Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. | Назвать однолетние, двулетние и многолетние растения. Характеризовать жизненные формы растений. Объяснять роль растений в природе и жизни человека. | | Комбинированный | §1 |
3 | Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений. (Р/К №3) | | Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. | Называть органы растения. Характеризовать вегетативные и генеративные органы растений. Обосновать различия между споровыми и семенными растениями. | Л.р. №1 «Распознавание органов у растений» | Комбинированный | §2 |
4 | Растение – живой организм (Р/К №4) | | Жизнедеятельность растений: питание (минеральное и воздушное – фотосинтез), дыхание, опыление, размножение, рост, развитие, раздражимость. | Называть процессы жизнедеятельности растения. Характеризовать процессы жизнедеятельности растения. | | Комбинированный | §3 |
5 | Условия жизни растений (Р/К №5) | | Экология – наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. | Называть экологические факторы. Характеризовать роль абиотических и биотических факторов. | | Комбинированный | §4 |
6 | Четыре среды жизни растений (Р/К №6) | | Приспособления организмов к различным экологическим фактором. | Называть среды жизни растений. Описывать среды жизни растений. Обосновать значение организменной среды | П.р.№1 «Выявление приспособлений у растений к среде обитания» | Комбинированный | §5 |
7 | Экскурсия «Многообразие растений своей местности» (Р/К №7) | | Соблюдение правил поведения в окружающей среде как основа безопасности собственной жизни. Охрана растительного мира. | Называть однолетние и многолетние растения. Обосновать значение осенних явлений в природе. | Экскурсия №1 | Урок-исследование | §6 |
2.1. (8) | Микроскоп и лупа – приборы для изучения строения растений | | Правила работы в биологической лаборатории. | Называть увеличительные приборы. Характеризовать технику приготовления микропрепаратов. Обосновать значение увеличительных приборов | Л.р. №2 «Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом» | ИНМ | §7 |
2.2. (9) | Строение растительной клетки | | Строение растительного организма на примере покрытосеменных: клетки, ткани, органы. | Называть основные части клетки. Характеризовать строение клетки. Обосновать отличительные особенности растительной клетки. | | Комбинированный | тест |
2.3. (10) | Жизнедеятельность клетки | | Строение растительного организма на примере покрытосеменных: клетки, ткани, органы | Называть основные свойства живого. Характеризовать основные процессы в клетке. Обосновать значение основных свойств живого. | | Комбинированный | §8 |
2.4. (11) | Ткани растений и их виды | | Строение растительного организма на примере покрытосеменных: клетки, ткани, органы | Называть ткани растений. Характеризовать особенности строения и функций растительных тканей. Делать выводы о взаимосвязи тканей и целостности растительного организма. | Л.р. №3 «Изучение клеток и тканей растений на готовых микропрепаратах и их описание» | Комбинированный | §9 |
2.5. (12) | Контрольная работа №1 по теме «Клеточное строение растений» | | | Обобщить и систематизировать знания о клеточном строение растений. | | Контролирющий | Творческая работа |
3.1. (13) | Семя. Внешнее и внутреннее строение семени | | Строение растительного организма на примере покрытосеменных: клетки, ткани, органы | Приводить примеры однодольных и двудольных растений. Описывать строение семян двудольных и однодольных растений. Обосновать значение семени в жизни растения | Л.р. №4 «Изучение органов цветкового растения» | ИНМ | §10 |
3.2. (14) | Условие прорастание семян (Р/К №9) | | Биологический эксперимент | Называть условия прорастания семян. Характеризовать условия прорастания семян. Обосновать значение агроприемов. | | Комбинированный | §11 |
3.3. (15) | Значение семян (Р/К №9) | | Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. | Характеризовать значение семян для животного мира. Обосновать значение семян для человека. | | Комбинированный | §12 |
3.4. (16) | Корень. Внешнее и внутреннее строение корня | | Строение растительного организма на примере покрытосеменных: клетки, ткани, органы | Называть виды корней и типы корневых систем. Характеризовать строение и функции корня. Обосновать взаимосвязь строения и функций корня. | | Комбинированный | §13 |
3.5. (17) | Рост корня | | Строение растительного организма на примере покрытосеменных: клетки, ткани, органы | Называть зоны корня. Характеризовать зоны корня. Обосновать роль корня в растительном организме. | | Комбинированный | §14 |
3.6. (18) | Значение корней и их разнообразие | | Приспособления организмов к различным экологическим фактором. | Называть видоизмененные корни. Описывать роль корня в жизни растения. Обосновать строение придаточного корня выросший на стебле. | | Комбинированный | §15 |
3.7. (19) | Побег. Строение и значение побега | | Строение растительного организма на примере покрытосеменных: клетки, ткани, органы | Называть части побега и виды почек. Характеризовать особенности строения побега. Объяснять роль побега в жизни растения. | | Комбинированный | §16 |
3.8. (20) | Развитие побегов из почек. | | Строение растительного организма на примере покрытосеменных: клетки, ткани, органы | Называть листорасположение. Характеризовать особенности роста и развитие побега. Обосновать роль ветвления в жизни растения. | | Комбинированный | §17 |
3.9. (21) | Лист – часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа | | Строение растительного организма на примере покрытосеменных: клетки, ткани, органы | Называть виды листьев. Характеризовать строение и функции листа. Обосновать строение и функции тканей листа | | Комбинированный | §18 |
3.10. (22) | Значение листа в жизни растения (Р/ №10) | | Жизнедеятельность растений: питание (минеральное и воздушное – фотосинтез). | Называть основные функции листа. Характеризовать особенности видоизменения листьев. Обосновать условия фотосинтеза. | | Комбинированный | §19 |
3.11. (23) | Стебель, его внешнее и внутреннее строение и значение (Р/К №11) | | Строение растительного организма на примере покрытосеменных: клетки, ткани, органы | Называть функции стебля. Характеризовать внешнее и внутреннее строение стебля. Объяснять рост стебля в толщину. | | Комбинированный | §20 |
3.12. (24) | Видоизменения подземных побегов. (Р/К №12) | | Приспособления организмов к различным экологическим фактором | Называть видоизменения подземных побегов. Характеризовать особенности видоизменения подземных побегов. | | Комбинированный | §21 |
3.13. (25) | Цветок – генеративный орган, его строение и значение (Р/К №13) | | Строение растительного организма на примере покрытосеменных: клетки, ткани, органы | Называть главные части цветка. Характеризовать типы соцветий растения. Обосновать преимущества соцветий растения. | | Комбинированный | §22 |
3.14. (26) | Цветение и опыление растений (Р/К №14) | | Приспособления организмов к различным экологическим фактором | Называть типы опыления. Характеризовать особенности перекрестного опыления. Объяснять биологическое значение опыления у растений. | | Комбинированный | §23 |
3.15. (27) | Плод. Разнообразие и значение плодов (Р/К №15) | | Приспособления организмов к различным экологическим фактором | Называть многообразие плодов. Характеризовать распространение плодов и семян. Обосновать значение плодов. | | Комбинированный | §24 |
3.16. (28) | Растительный организм — живая система (Р/К №16) | | Растение – целостный организм. | Называть части растительного организма. Характеризовать, как взаимосвязаны части организма. Обосновать, почему организм работает как единое целое. | | Комбинированный | §25 |
3.17. (29) | Экскурсия «Способы размножения растений, распространение плодов и семян» (Р/К №17) | | Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. | Называть способы размножения растений. Объяснять значение распространения плодов и семян. | Экскурсия №2 | Урок - исследование | Тест |
3.18. (30) | Контрольная работа №2 по теме «Органы цветковых растений» | | | Обобщить и систематизировать знания об органах растений. | | Контролирющий | Творческая работа |
4.1. (31) | Минеральное (почвенное) питание растений (Р/К №18) | | Жизнедеятельность растений: питание (минеральное и воздушное – фотосинтез). | Называть особенности питания растительного организма. Характеризовать особенности питания растительного организма. Обосновать значение почвенного питания в жизни растения. | Л.р. №5 «Опыты по изучению состава почвы» | ИНМ | §26 |
4.2. (32) | Воздушное питание растений – фотосинтез (Р/ №19) | | Жизнедеятельность растений: питание (минеральное и воздушное – фотосинтез). | Называть особенности строения листа растения. Характеризовать автотрофные и гетеротрофные организмы. Обосновать сущность процесса фотосинтеза зеленых растений. | Л.р. №6 «Выявление роли света и воды в жизни растений» | Комбинированный | §27 |
4.3. (33) | Космическая роль зеленых растений (Р/К №20) | | Жизнедеятельность растений: питание (минеральное и воздушное – фотосинтез). | Давать определение основным понятиям. Характеризовать космическую роль зеленых растений. Обосновать необходимость защиты воздушной среды от загрязнения. | | Комбинированный | §28 |
4.4. (34) | Дыхание и обмен веществ у растений (Р/К №21) | | Жизнедеятельность растений: дыхание. | Описывать роль устьиц и межклетников в поступлении в клетки кислорода. Характеризовать значение дыхания как источник энергии для организма. Обосновать значение воды в жизнедеятельности растений. | | Комбинированный | §29 |
4.5 (35) | Значение воды в жизнедеятельности растений (Р/К №22) | | Приспособления организмов к различным экологическим фактором. | Называть этапы водообмена. Распознавать и описывать растения различных экологических групп. | | Комбинированный | §30 |
4.6. (36) | Размножение и оплодотворение у растений (Р/К №23) | | Жизнедеятельность растений: размножение. | Называть способы размножения растений. Характеризовать бесполый и половой способ размножения. Обосновать преимущество полового размножения. | | Комбинированный | §31 |
4.7. (37) | Вегетативное размножение растений (Р/К №24) | | Жизнедеятельность растений: размножение. | Давать определение основным понятиям. Характеризовать особенности вегетативного размножения. Обосновать значение питания растительного организма. | | Комбинированный | §32 |
4.8. (38) | Использование вегетативного размножения человеком | | Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. | Называть способы вегетативного размножения. Характеризовать способы вегетативного размножения. Обосновать ценность вегетативного размножения. | П.р. №2 «Размножение комнатных растений» | Комбинированный | §33 |
4.9. (39) | Рост и развитие растительного организма | | Жизнедеятельность растений: рост, развитие. | Называть четыре возрастных периода. Характеризовать индивидуальное развитие растений. Обосновать этапы жизни цветкового растения. | П.р. №3 «Наблюдение за ростом и развитием растений и животных» | Комбинированный | §34 |
4.10. (40) | Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды (Р/К №25) | | Приспособления организмов к различным экологическим фактором. | Называть ритмы развития растений. Характеризовать ритмы развития растений. Обосновать влияние экологических факторов на растения. | | Комбинированный | §35 |
4.11. (41) | Контрольная работа №3 по теме «Основные процессы жизнедеятельности» | | | Обобщить и систематизировать знания об основных процессах жизнедеятельности. | | Контролирующий | |
5.1. (42) | Понятие о систематике растений | | Система органического мира. Основные систематические категории: царство, отдел, класс, порядок, семейство, род, вид, их соподчиненность. | Называть основные единицы систематики. Характеризовать правила образования названий видов. Обосновать значение классификации растений. | Л.р. №7 «Распознавание растений разных отделов» | ИНМ | §36 |
5.2. (43) | Водоросли и их значение (Р/К №26) | | Главные признаки основных отделов | Называть общие признаки водорослей. Характеризовать особенности строения тела водорослей. Обосновать тип размножения у водорослей. | Л.р. №8 «Изучение внешнего строения водорослей» | Комбинированный | §37 |
5.3. (44) | Многообразие водорослей | | Главные признаки основных отделов | Называть отделы водорослей. Характеризовать особенности строения отделов водорослей. Обосновать роль водорослей в природе и жизни человека. | | Комбинированный | §38 |
5.4. (45) | Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение (Р/К №27) | | Разнообразие видов растений – основа устойчивости биосферы, результат эволюции | Называть признаки мхов. Характеризовать особенности строения мхов. Объяснять значение мхов в растительном покрове Земли. | Л.р. №9 «Изучение внешнего строения мхов» | ИНМ | §39 |
5.5. (46) | Плауны. Хвощи. Папоротники | | Главные признаки основных отделов. Разнообразие видов растений – основа устойчивости биосферы, результат эволюции | Называть признаки папоротников. Характеризовать особенности строения папоротников. Обосновать хозяйственное значение папоротников . | Л.р.№10 «Изучение внешнего строения папоротника» | | §40 |
5.6. (47) | Отдел Голосеменные (Р/К №28) | | Главные признаки основных отделов | Называть признаки голосеменных растений. Описывать процесс размножения сосны. Обосновать значение голосеменных в жизни человека. | Л.р.№11 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений» | ИНМ | §41 |
5.7. (48) | Отдел Покрытосеменные | | Главные признаки основных отделов. Сохранение биологического разнообразия растений. | Называть признаки покрытосеменных растений. Характеризовать особенности строения покрытосеменных растений. Объяснять необходимость бережного отношения и охраны. | Л.р.№12 «Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений» | ИНМ | §42 |
5.8. (49) | Семейства класса Двудольные (Р/К №29) | | Классы и семейства покрытосеменных растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. | Называть семейства класса двудольные растения. Характеризовать особенности строения двудольных растений. Обосновать принадлежность растений к классу двудольных. | Л.р. №13 «Определение принадлежности растений к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей» | Комбинированный | §43 |
5.9. (50) | Семейства класса Однодольные (Р/К №30) | | Классы и семейства покрытосеменных растений. | Называть семейства однодольные растения. Описывать особенности строения однодольных растений. Обосновать принадлежность растений к классу однодольных. | | Комбинированный | §44 |
5.10. (51) | Обобщение знаний по теме «Основные отделы царства растений» | | | Обобщить и систематизировать знания по теме «Основные отделы царства растений» | | Обобщение и закрепление знаний | тест |
6.1. (52) | Понятие об эволюции растительного мира на Земле | | Усложнение растений в процессе эволюции: водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные. | Называть основные эволюционные события в растительном мире. Характеризовать основные эволюционные события в растительном мире. Объяснять выход растений на сушу. | | ИНМ | §45 |
6.2. (53) | Эволюция высших растений | | Усложнение растений в процессе эволюции: водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные. | Давать определение понятию палеоботаника. Характеризовать эволюцию цветковых растений. Объяснять значение палеоботаники для изучения современного растительного мира. | | Комбинированный | §46 |
6.3. (54) | Многообразие и происхождение культурных растений (Р/К №31) | | Искусственный отбор. | Называть центры происхождения культурных растений. Характеризовать центры происхождения культурных растений. Обосновать , роль искусственного отбора в формировании сортов культурных растений. | Л.р. №14 «Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур» | Комбинированный | §47 |
6.4. (55) | Дары Старого и Нового Света | | Важнейшие сельскохозяйственные культуры. | Называть пищевые культуры. Характеризовать роль географических открытий и путешествий в распространении культурных растений. Обосновать значение Старого и Нового Света для человечества. | | Комбинированный | §48 |
8.1. (59) | Царство Грибы. Общая характеристика | | Царство грибов, особенности строения и жизнедеятельности на примере шляпочного гриба. Роль грибов в природе, жизни человека | Называть науку, которая изучает грибы. Характеризовать строение грибов. Объяснять роль одноклеточных грибов. | Л.р. №16 «Изучение строения плесневых грибов» | ИНМ | §52 |
8.2. (60) | Многообразие и значение грибов (Р/К №32) | | Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Меры профилактики заболеваний, вызываемые грибами. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений, человека. | Называть съедобные и ядовитые грибы. Характеризовать способы питания многоклеточных грибов. Обосновать роль многоклеточных грибов в природе. | П.р. №4 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов» | Комбинированный | §53 |
8.3. (61) | Лишайники. Общая характеристика и значение (Р/К №33) | | Приспособления организмов к различным экологическим фактором | Называть признаки лишайников. Характеризовать особенности строения лишайников. Объяснять роль лишайников в природе. | | ИНМ | §54 |
8.4. (62) | Обобщение знаний по теме «Царство Грибы. Лишайники» | | | Обобщить и систематизировать знания по теме «Царство Грибы. Лишайники» | | Обобщение и систематизация знаний | Тест |
9.1. (63) | Понятие о природном сообществе, биогеоценозе, экосистеме | | Экосистемная организация живой природы. Структура экосистемы. | Называть природные сообщества. Характеризовать структуру природного сообщества. Объяснять значение растений в природном сообществе. | | ИНМ | §55 |
9.2. (64) | Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе | | Приспособления организмов к различным экологическим фактором | Называть ярусы лесного биогеоценоза. Характеризовать ярусное строение природного сообщества. Обосновать приспособленность растений к совместному существованию. | | Комбинированный | §56 |
9.3. (65) | Смена природных сообществ | | Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. | Называть причины смены природных сообществ. Характеризовать причины смены природных сообществ. Объяснять роль человека в смене биогеоценозов | | Комбинированный | §57 |
9.4. (66) | Многообразие природных сообществ (Р/К №34) | | Экосистемы. Агроэкосистемы. Особенности агроэкосистем. | Называть основные типы природных сообществ. Характеризовать естественные и искусственные сообщества. Обосновать неустойчивость культурных растений. | Л.р. №17 «Распознавание наиболее распространенных растений Барабинского района Новосибирской области» | Комбинированный | §58 |
9.5. (67) | Жизнь организмов в природе | | Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. | Называть растения-индикаторы. Описывать значение растений в круговороте веществ. Обосновать влияние растений на окружающую среду. | П.р. №5 «Наблюдение за сезонными изменениями в жизни растений и животных» | Комбинированный | §59 |
9.6. (68) | Контрольная работа №4 по курсу «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» | | | Обобщить и систематизировать знания о растениях, бактериях, грибах и лишайниках. | | Контролирующий | Творческая работа |
9.7. (69) | Экскурсия «Сезонные явления в природе» (Р/К №35) | | Соблюдение правил поведения в окружающей среде как основа безопасности собственной жизни, бережного отношения к биологическим объектам, их охрана. | Называть сезонные явления в природе. Приводить примеры представителей природных сообществ Новосибирской области. | Экскурсия №3 | Урок-исследование | тест |
9.8. (70) | Обобщение знаний по курсу биологии 6 класса | | | Обобщить и систематизировать знания по курсу биологии 6 класса | | | Задание на лето |