kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Календарно-тематическое планирование уроков биологии в 6 классе к УМК Пономаревой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное календарно-тематическое планирование разработано к УМК Пономоревой. Содержит 35 уроков регионального компонента Новосибирской области. В планировании прописаны элементы содержания стандарта 2004 года, ЗУНы, которыми овладеет учащийся в процессе обучения. Учтены занятия биологческого эксперимента: лабораторные и практические работы, экскурсии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование уроков биологии в 6 классе к УМК Пономаревой »

Приложение №1


Календарно-тематическое планирование

6 КЛАСС



ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ. ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С РАСТЕНИЯМИ (7ч)



п\п

Тема урока

Дата

Элементы содержания стандарта

Планируемые результаты

обучения

Биологический эксперимент

Тип Урока

Д/З

1

Введение. Наука о растениях – ботаника (Р/К №1)

Вводный инструктаж



Биология – наука о живой природе. Царство растений.

Называть царства живых организмов, дикорастущие и культурные растения.

Характеризовать признаки царства растений.

Объяснять значение науки ботаники.



Вводный

Стр.4-7

2

Мир растений

(Р/К №2)


Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности.

Назвать однолетние, двулетние и многолетние растения.

Характеризовать жизненные формы растений.

Объяснять роль растений в природе и жизни человека.



Комбинированный

§1

3

Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений.

(Р/К №3)


Наблюдение, описание и измерение биологических объектов.

Называть органы растения.

Характеризовать вегетативные и генеративные органы растений.

Обосновать различия между споровыми и семенными растениями.

Л.р.1 «Распознавание органов у растений»


Комбинированный

§2

4

Растение – живой организм

(Р/К №4)


Жизнедеятельность растений: питание (минеральное и воздушное – фотосинтез), дыхание, опыление, размножение, рост, развитие, раздражимость.


Называть процессы жизнедеятельности растения.

Характеризовать процессы жизнедеятельности растения.



Комбинированный

§3

5

Условия жизни растений (Р/К №5)


Экология – наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы.


Называть экологические факторы.

Характеризовать роль абиотических и биотических факторов.



Комбинированный

§4

6

Четыре среды жизни растений (Р/К №6)


Приспособления организмов к различным экологическим фактором.

Называть среды жизни растений.

Описывать среды жизни растений.

Обосновать значение организменной среды

П.р.1 «Выявление приспособлений у растений к среде обитания»

Комбинированный

§5

7

Экскурсия «Многообразие растений своей местности» (Р/К №7)


Соблюдение правил поведения в окружающей среде как основа безопасности собственной жизни. Охрана растительного мира.


Называть однолетние и многолетние растения.

Обосновать значение осенних явлений в природе.

Экскурсия №1


Урок-исследование

§6









ТЕМА 2. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЙ (5ч)


2.1. (8)

Микроскоп и лупа – приборы для изучения строения растений


Правила работы в биологической лаборатории.

Называть увеличительные приборы.

Характеризовать технику приготовления микропрепаратов.

Обосновать значение увеличительных приборов

Л.р.2 «Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом»


ИНМ

§7

2.2. (9)

Строение растительной клетки


Строение растительного организма на примере покрытосеменных: клетки, ткани, органы.

Называть основные части клетки.

Характеризовать строение клетки.

Обосновать отличительные особенности растительной клетки.


Комбинированный

тест

2.3. (10)

Жизнедеятельность клетки


Строение растительного организма на примере покрытосеменных: клетки, ткани, органы

Называть основные свойства живого.

Характеризовать основные процессы в клетке.

Обосновать значение основных свойств живого.


Комбинированный

§8

2.4. (11)

Ткани растений и их виды


Строение растительного организма на примере покрытосеменных: клетки, ткани, органы

Называть ткани растений.

Характеризовать особенности строения и функций растительных тканей.

Делать выводы о взаимосвязи тканей и целостности растительного организма.

Л.р.3 «Изучение клеток и тканей растений на готовых микропрепаратах и их описание»

Комбинированный

§9

2.5. (12)

Контрольная работа №1 по теме «Клеточное строение растений»



Обобщить и систематизировать знания о клеточном строение растений.


Контролирющий

Творческая работа


ТЕМА 3. ОРГАНЫ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ (18ч)


3.1. (13)

Семя. Внешнее и внутреннее строение семени


Строение растительного организма на примере покрытосеменных: клетки, ткани, органы

Приводить примеры однодольных и двудольных растений.

Описывать строение семян двудольных и однодольных растений.

Обосновать значение семени в жизни растения

Л.р.4 «Изучение органов цветкового растения»


ИНМ

§10

3.2. (14)

Условие прорастание семян (Р/К №9)


Биологический эксперимент

Называть условия прорастания семян.

Характеризовать условия прорастания семян.

Обосновать значение агроприемов.


Комбинированный

§11

3.3. (15)

Значение семян (Р/К №9)


Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности.

Характеризовать значение семян для животного мира.

Обосновать значение семян для человека.


Комбинированный

§12

3.4. (16)

Корень. Внешнее и внутреннее строение корня


Строение растительного организма на примере покрытосеменных: клетки, ткани, органы

Называть виды корней и типы корневых систем.

Характеризовать строение и функции корня.

Обосновать взаимосвязь строения и функций корня.


Комбинированный

§13

3.5. (17)

Рост корня


Строение растительного организма на примере покрытосеменных: клетки, ткани, органы

Называть зоны корня.

Характеризовать зоны корня.

Обосновать роль корня в растительном организме.


Комбинированный

§14

3.6. (18)

Значение корней и их разнообразие


Приспособления организмов к различным экологическим фактором.

Называть видоизмененные корни.

Описывать роль корня в жизни растения.

Обосновать строение придаточного корня выросший на стебле.


Комбинированный

§15

3.7. (19)

Побег. Строение и значение побега


Строение растительного организма на примере покрытосеменных: клетки, ткани, органы

Называть части побега и виды почек.

Характеризовать особенности строения побега.

Объяснять роль побега в жизни растения.


Комбинированный

§16

3.8. (20)

Развитие побегов из почек.



Строение растительного организма на примере покрытосеменных: клетки, ткани, органы

Называть листорасположение.

Характеризовать особенности роста и развитие побега.

Обосновать роль ветвления в жизни растения.


Комбинированный

§17

3.9. (21)

Лист – часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа


Строение растительного организма на примере покрытосеменных: клетки, ткани, органы

Называть виды листьев.

Характеризовать строение и функции листа.

Обосновать строение и функции тканей листа


Комбинированный

§18

3.10. (22)

Значение листа в жизни растения

(Р/ №10)


Жизнедеятельность растений: питание (минеральное и воздушное – фотосинтез).


Называть основные функции листа.

Характеризовать особенности видоизменения листьев.

Обосновать условия фотосинтеза.


Комбинированный

§19

3.11. (23)

Стебель, его внешнее и внутреннее строение и значение (Р/К №11)


Строение растительного организма на примере покрытосеменных: клетки, ткани, органы

Называть функции стебля.

Характеризовать внешнее и внутреннее строение стебля.

Объяснять рост стебля в толщину.


Комбинированный

§20

3.12. (24)

Видоизменения подземных побегов.

(Р/К №12)


Приспособления организмов к различным экологическим фактором

Называть видоизменения подземных побегов.

Характеризовать особенности видоизменения подземных побегов.

Комбинированный

§21

3.13. (25)

Цветок – генеративный орган, его строение и значение (Р/К №13)


Строение растительного организма на примере покрытосеменных: клетки, ткани, органы

Называть главные части цветка.

Характеризовать типы соцветий растения.

Обосновать преимущества соцветий растения.


Комбинированный

§22

3.14. (26)

Цветение и опыление растений (Р/К №14)


Приспособления организмов к различным экологическим фактором

Называть типы опыления.

Характеризовать особенности перекрестного опыления.

Объяснять биологическое значение опыления у растений.



Комбинированный

§23

3.15. (27)

Плод. Разнообразие и значение плодов (Р/К №15)


Приспособления организмов к различным экологическим фактором

Называть многообразие плодов.

Характеризовать распространение плодов и семян.

Обосновать значение плодов.


Комбинированный

§24

3.16. (28)

Растительный организм — живая система (Р/К №16)


Растение – целостный организм.

Называть части растительного организма.

Характеризовать, как взаимосвязаны части организма.

Обосновать, почему организм работает как единое целое.


Комбинированный

§25

3.17. (29)

Экскурсия «Способы размножения растений, распространение плодов и семян»

(Р/К №17)


Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности.

Называть способы размножения растений.

Объяснять значение распространения плодов и семян.

Экскурсия №2


Урок - исследование

Тест

3.18. (30)

Контрольная работа №2 по теме «Органы цветковых растений»



Обобщить и систематизировать знания об органах растений.


Контролирющий

Творческая работа



ТЕМА 4. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСТЕНИЙ (11 ч)


4.1. (31)

Минеральное (почвенное) питание растений (Р/К №18)


Жизнедеятельность растений: питание (минеральное и воздушное – фотосинтез).


Называть особенности питания растительного организма.

Характеризовать особенности питания растительного организма.

Обосновать значение почвенного питания в жизни растения.

Л.р. №5 «Опыты по изучению состава почвы»


ИНМ

§26

4.2. (32)

Воздушное питание растений – фотосинтез

(Р/ №19)


Жизнедеятельность растений: питание (минеральное и воздушное – фотосинтез).


Называть особенности строения листа растения.

Характеризовать автотрофные и гетеротрофные организмы.

Обосновать сущность процесса фотосинтеза зеленых растений.

Л.р. №6 «Выявление роли света и воды в жизни растений»


Комбинированный

§27

4.3. (33)

Космическая роль зеленых растений (Р/К №20)


Жизнедеятельность растений: питание (минеральное и воздушное – фотосинтез).


Давать определение основным понятиям.

Характеризовать космическую роль зеленых растений.

Обосновать необходимость защиты воздушной среды от загрязнения.


Комбинированный

§28

4.4. (34)

Дыхание и обмен веществ у растений (Р/К №21)


Жизнедеятельность растений: дыхание.


Описывать роль устьиц и межклетников в поступлении в клетки кислорода.

Характеризовать значение дыхания как источник энергии для организма.

Обосновать значение воды в жизнедеятельности растений.



Комбинированный

§29

4.5 (35)

Значение воды в жизнедеятельности растений (Р/К №22)


Приспособления организмов к различным экологическим фактором.

Называть этапы водообмена.

Распознавать и описывать растения различных экологических групп.


Комбинированный

§30

4.6. (36)

Размножение и оплодотворение у растений (Р/К №23)


Жизнедеятельность растений: размножение.


Называть способы размножения растений.

Характеризовать бесполый и половой способ размножения.

Обосновать преимущество полового размножения.


Комбинированный

§31

4.7. (37)

Вегетативное размножение растений

(Р/К №24)


Жизнедеятельность растений: размножение.


Давать определение основным понятиям.

Характеризовать особенности вегетативного размножения.

Обосновать значение питания растительного организма.


Комбинированный

§32

4.8. (38)

Использование вегетативного размножения человеком


Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности.

Называть способы вегетативного размножения.

Характеризовать способы вегетативного размножения.

Обосновать ценность вегетативного размножения.

П.р.2 «Размножение комнатных растений»


Комбинированный

§33

4.9. (39)

Рост и развитие растительного организма


Жизнедеятельность растений: рост, развитие.

Называть четыре возрастных периода.

Характеризовать индивидуальное развитие растений.

Обосновать этапы жизни цветкового растения.


П.р. №3 «Наблюдение за ростом и развитием растений и животных»


Комбинированный

§34

4.10. (40)

Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды (Р/К №25)


Приспособления организмов к различным экологическим фактором.

Называть ритмы развития растений.

Характеризовать ритмы развития растений.

Обосновать влияние экологических факторов на растения.



Комбинированный

§35

4.11. (41)

Контрольная работа №3 по теме «Основные процессы жизнедеятельности»



Обобщить и систематизировать знания об основных процессах жизнедеятельности.


Контролирующий



ТЕМА 5. ОСНОВНЫЕ ОТДЕЛЫ ЦАРСТВА РАСТЕНИЙ (10ч)


5.1. (42)

Понятие о систематике растений


Система органического мира. Основные систематические категории: царство, отдел, класс, порядок, семейство, род, вид, их соподчиненность.

Называть основные единицы систематики.

Характеризовать правила образования названий видов.

Обосновать значение классификации растений.



Л.р. №7 «Распознавание растений разных отделов»


ИНМ

§36

5.2. (43)

Водоросли и их значение (Р/К №26)


Главные признаки основных отделов

Называть общие признаки водорослей.

Характеризовать особенности строения тела водорослей.

Обосновать тип размножения у водорослей.


Л.р. №8 «Изучение внешнего строения водорослей»


Комбинированный

§37

5.3. (44)

Многообразие водорослей


Главные признаки основных отделов

Называть отделы водорослей.

Характеризовать особенности строения отделов водорослей.

Обосновать роль водорослей в природе и жизни человека.



Комбинированный

§38

5.4. (45)

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение (Р/К №27)


Разнообразие видов растений – основа устойчивости биосферы, результат эволюции

Называть признаки мхов.

Характеризовать особенности строения мхов.

Объяснять значение мхов в растительном покрове Земли.

Л.р.9 «Изучение внешнего строения мхов»


ИНМ

§39

5.5. (46)

Плауны. Хвощи. Папоротники


Главные признаки основных отделов. Разнообразие видов растений – основа устойчивости биосферы, результат эволюции

Называть признаки папоротников.

Характеризовать особенности строения папоротников.

Обосновать хозяйственное значение папоротников .

Л.р.10

«Изучение внешнего строения папоротника»



§40

5.6.

(47)

Отдел Голосеменные (Р/К №28)


Главные признаки основных отделов

Называть признаки голосеменных растений.

Описывать процесс размножения сосны.

Обосновать значение голосеменных в жизни человека.

Л.р.11

«Изучение строения и многообразия голосеменных растений»

ИНМ

§41

5.7.

(48)

Отдел Покрытосеменные


Главные признаки основных отделов. Сохранение биологического разнообразия растений.

Называть признаки покрытосеменных растений.

Характеризовать особенности строения покрытосеменных растений.

Объяснять необходимость бережного отношения и охраны.

Л.р.12

«Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений»


ИНМ

§42

5.8.

(49)

Семейства класса Двудольные (Р/К №29)


Классы и семейства покрытосеменных растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.

Называть семейства класса двудольные растения.

Характеризовать особенности строения двудольных растений.

Обосновать принадлежность растений к классу двудольных.

Л.р. №13 «Определение принадлежности растений к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей»

Комбинированный

§43

5.9.

(50)

Семейства класса Однодольные (Р/К №30)


Классы и семейства покрытосеменных растений.

Называть семейства однодольные растения.

Описывать особенности строения однодольных растений.

Обосновать принадлежность растений к классу однодольных.



Комбинированный

§44

5.10.

(51)

Обобщение знаний по теме «Основные отделы царства растений»



Обобщить и систематизировать знания по теме «Основные отделы царства растений»


Обобщение и закрепление знаний

тест


ТЕМА 6. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МНОГООБРАЗИЯ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ (4ч)


6.1.

(52)

Понятие об эволюции растительного мира на Земле


Усложнение растений в процессе эволюции: водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные.

Называть основные эволюционные события в растительном мире.

Характеризовать основные эволюционные события в растительном мире.

Объяснять выход растений на сушу.



ИНМ

§45

6.2.

(53)

Эволюция высших растений


Усложнение растений в процессе эволюции: водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные.

Давать определение понятию палеоботаника.

Характеризовать эволюцию цветковых растений.

Объяснять значение палеоботаники для изучения современного растительного мира.


Комбинированный

§46

6.3.

(54)

Многообразие и происхождение культурных растений (Р/К №31)


Искусственный отбор.

Называть центры происхождения культурных растений.

Характеризовать центры происхождения культурных растений.

Обосновать , роль искусственного отбора в формировании сортов культурных растений.

Л.р. №14 «Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур»



Комбинированный

§47

6.4. (55)

Дары Старого и Нового Света


Важнейшие сельскохозяйственные культуры.

Называть пищевые культуры.

Характеризовать роль географических открытий и путешествий в распространении культурных растений.

Обосновать значение Старого и Нового Света для человечества.



Комбинированный

§48


ТЕМА 7. ЦАРСТВО БАКТЕРИИ (3 ч)


7.1. (56)

Бактерии. Общая характеристика, строение


Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности.

Называть аэробные и анаэробные бактерии.

Характеризовать особенности строения и размножения бактерий.

Объяснять взаимосвязь строения и функций бактериального организма.


Л.р. №15 «Изучение клеток бактерий»



ИНМ

§49

7.2. (57)

Многообразие бактерий


Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека.

Называть бактерии по способам питания по форме.

Характеризовать бактерии по способам питания.

Обосновать особенность обмена веществ у бактерий.



Комбинированный

§50

7.3. (58)

Значение бактерий в природе и в жизни человека


Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями.

Называть группы бактерий.

Характеризовать роль бактерий в природе.

Объяснять значение бактерий в жизни человека.



Комбинированный

§51




ТЕМА 8. ЦАРСТВО ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ (4 ч)


8.1. (59)

Царство Грибы. Общая характеристика


Царство грибов, особенности строения и жизнедеятельности на примере шляпочного гриба. Роль грибов в природе, жизни человека

Называть науку, которая изучает грибы.

Характеризовать строение грибов.

Объяснять роль одноклеточных грибов.

Л.р.16 «Изучение строения плесневых грибов»


ИНМ

§52

8.2. (60)

Многообразие и значение грибов (Р/К №32)


Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Меры профилактики заболеваний, вызываемые грибами. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений, человека.


Называть съедобные и ядовитые грибы.

Характеризовать способы питания многоклеточных грибов.

Обосновать роль многоклеточных грибов в природе.

П.р. №4 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»



Комбинированный

§53

8.3. (61)

Лишайники. Общая характеристика и значение (Р/К №33)


Приспособления организмов к различным экологическим фактором

Называть признаки лишайников.

Характеризовать особенности строения лишайников.

Объяснять роль лишайников в природе.



ИНМ

§54

8.4. (62)

Обобщение знаний по теме «Царство Грибы. Лишайники»




Обобщить и систематизировать знания по теме «Царство Грибы. Лишайники»



Обобщение и систематизация знаний


Тест






ТЕМА 9. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА (8 ч)


9.1. (63)

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе, экосистеме


Экосистемная организация живой природы. Структура экосистемы.

Называть природные сообщества.

Характеризовать структуру природного сообщества.

Объяснять значение растений в природном сообществе.



ИНМ

§55

9.2. (64)

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе


Приспособления организмов к различным экологическим фактором

Называть ярусы лесного биогеоценоза.

Характеризовать ярусное строение природного сообщества.

Обосновать приспособленность растений к совместному существованию.



Комбинированный

§56

9.3. (65)

Смена природных сообществ


Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Называть причины смены природных сообществ.

Характеризовать причины смены природных сообществ.

Объяснять роль человека в смене биогеоценозов



Комбинированный

§57

9.4. (66)

Многообразие природных сообществ (Р/К №34)


Экосистемы. Агроэкосистемы. Особенности агроэкосистем.

Называть основные типы природных сообществ.

Характеризовать естественные и искусственные сообщества.

Обосновать неустойчивость культурных растений.

Л.р. №17 «Распознавание наиболее распространенных растений Барабинского района Новосибирской области»

Комбинированный

§58

9.5. (67)

Жизнь организмов в природе


Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.

Называть растения-индикаторы.

Описывать значение растений в круговороте веществ.

Обосновать влияние растений на окружающую среду.

П.р. №5 «Наблюдение за сезонными изменениями в жизни растений и животных»


Комбинированный

§59

9.6. (68)

Контрольная работа №4 по курсу «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»



Обобщить и систематизировать знания о растениях, бактериях, грибах и лишайниках.


Контролирующий

Творческая работа

9.7. (69)

Экскурсия «Сезонные явления в природе» (Р/К №35)


Соблюдение правил поведения в окружающей среде как основа безопасности собственной жизни, бережного отношения к биологическим объектам, их охрана.

Называть сезонные явления в природе.

Приводить примеры представителей природных сообществ Новосибирской области.

Экскурсия №3

Урок-исследование

тест

9.8. (70)

Обобщение знаний по курсу биологии 6 класса



Обобщить и систематизировать знания по курсу биологии 6 класса



Задание на лето



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Календарно-тематическое планирование уроков биологии в 6 классе к УМК Пономаревой

Автор: Сорокина Елена Владимировна

Дата: 16.02.2015

Номер свидетельства: 173883


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства