Сформировать знания о строении нервной системы, ее функциях; раскрыть зависимость выполняемых функций от особенностей нервных клеток; рефлекторный принцип работы нервной системы, механизм нервной регуляции; продолжить развивать навыки и приемы: сравнение, анализ, обобщение; работа с книгой, самонаблюдения и т.д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рефлекторный принцип работы нервной системы»
Тема урока: Рефлекторный принцип работы нервной системы.
Задачи урока: сформировать знания о строении нервной системы, ее функциях; раскрыть зависимость выполняемых функций от особенностей нервных клеток; рефлекторный принцип работы нервной системы, механизм нервной регуляции; продолжить развивать навыки и приемы: сравнение, анализ, обобщение; работа с книгой, самонаблюдения и т.д.
Познавательные: владеть приемами работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, и ее систематизацию; формулировать проблему; организовывать свою учебную деятельность; участвовать в групповой работе.
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; владеть диалогической и монологической формами речи в соответствии с нормами родного языка; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; составлять план ответа; оценивать свой ответ, а также работу одноклассников.
Также данный урок призван развивать такие личностные умения, как проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук, нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания; владение коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности; стремление к здоровому образу жизни.
КОММУНИКАТИВНЫЙ (работа с другими, с чужим мнением).
КРЕАТИВНЫЙ (нетрадиционный).
КОМПЕТЕНТНЫЙ (основные, ключевые понятия урока)
КРИТИЧНОСТЬ (самооценка и оценка своего поведения в быту)
Цели урока: развить понятие о рефлексе, рефлекторной дуге и обратной связи, расширить знания учащихся о безусловных и условных рефлексах, раскрыть значение рефлексов в жизни человека; показать большой вклад И.М. Сеченова и И.П. Павлова в развитие учения о рефлексах.
Оборудование: таблицы «Схема строения нервной системы», «Рефлекторная дуга», портреты И.М. Сеченова и И.П. Павлова., отрывки их мультфильмов « Трое из Простоквашино», «ПИН- код рефлекс»
Ход урока:
Организационный момент
Здоровье имеем – не храним, потерявши – плачем.
Береги одежду снову, а здоровье смолоду.
Было бы здоровье, а остальное наживем.
Чтоб работать, нужно силы иметь.
У кого болят кости, тот не думает про гости.
Когда нет сил, то и свет не мил.
В здоровом теле – здоровий дух.
Здоровому все здорово.
У кого, что болит, тот о том и говорит.
Все болезни от нервов.
II. Создание проблемной ситуации
КАК СВЯЗАНА ПРОБЛЕМА ИЗБЫТОЧНОГО ВЕСА, ДЕМОНСТРИРУЕМЫЙ СЛАЙД И НАШ УРОК ПО НЕРВНОЙ СИСТЕМЕ?Ребята высказывают предположения по теме урока
II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
ТЕМА: Рефлекторный принцип работы нервной системы
РЕШЕНИЕ данный проблемы нашли наши знаменитые ученые.
ВЫПОЛНЯЕМ РАБОТУ С ЗАПОЛНЕНИЕМ ТАБЛИЦЫ
Безусловные рефлексы головного мозга
Отдел мозга
Название рефлекса
Раздражитель
Ответная реакция
Продолговатый мозг
Глотательный рефлекс
Механическое воздействие на корень языка
Акт глотания
Защитный
Механическое воздействие на стенки носовой полости
Чихание
Средний мозг
Ориентировочный рефлекс
Любой раздражитель, обладающий новизной
Поворот в сторону из раздражителя, фиксация взгляда на нем, прислушивание и т.д.
Средний мозг
Зрачковый рефлекс
Свет
Расширение зрачков
Промежуточный мозг
Позный рефлекс
Прекращение движения, человек принимает новую позу
Сохранение позы путем сокращения мышц противоположного действия, закрепляющих положение костей в суставах.
Мозжечок
Координация движений
Рецепторы в опорно-двигательной системе, коже
Сохранение четких движений
Работаем в парах. Безусловные рефлексы головного мозга
Опыт №1.
Доказать, что глотательный безусловный рефлекспродолговатого мозга не может осуществляться без раздражения корня языка, рефлексогенной зоны этого рефлекса. (Учащиеся по команде делают в быстром темпе подряд несколько глотательных движений и убеждаются, что при отсутствии раздражителя в данном случае, слюны) сделать глотательные движения невозможно. При воздействии раздражителя на корень языка акт глотания происходит непроизвольно, и человек может проглотить несъедобный предмет. Пощекотать в носу перышком (чихание) – защитный рефлекс. Чистыми руками дотрагиваемся до уголка глаза, там, где начинаются ресницы. (мигательный рефлекс)
Опыт № 2.
Наблюдение рефлексовсреднего мозга . 1.Доказать это ориентировочный рефлекс возникает на любой новый раздражитель и проявляется в движениях к этому раздражителю. Стук карандашом по столу. Многие учащиеся поднимают глаза: новый раздражитель вызвал ориентировочный рефлекс. Раздражитель действовал на орган слуха. Продолжая опыт, экспериментатор ходит по рядам, внезапно кладет руку на плечо одному из учеников. Тактильный раздражитель вызвал ту же ориентировочную реакцию – поворот головы в сторону раздражителя. Вывод: ориентировочный рефлекс может быть вызван любым раздражителем – слуховым, зрительным, тактильным. Важно только, чтобы раздражитель был новый. Можно показать, что при повторении раздражитель теряет новизну и ориентировочный рефлекс больше не проявляется. Можно обратить внимание и на обобщенность этой реакции: движение совершается в сторону нового раздражителя, независимо от того, где этот раздражитель находится – впереди, сзади, справа, слева. 2.Придвинуть источник света к глазам (расширение зрачков).
Опыт № 3.
Определить, какой рефлекс промежуточного мозга может быть выявлен при выполнении команды “Замри”. Учитель предлагает учащимся встать, а затем дает команду “Замри”. Учащиеся застывают в разных позах, что дает возможность пронаблюдать позный рефлекс промежуточного мозга. Команда “Замри” вызвала остановку движения. При этом одновременно должны были быть заблокированы движения во многих суставах тела. Под действием импульсов, идущих от промежуточного мозга, мышцы одновременно сокращаются, фиксируя новую позу тела.
Опыт 4.
Пронаблюдать координацию работы мышц, осуществляемую мозжечком, при выполнении пальценосовой мозжечковой пробы. По команде учителя, ученики закрывают глаза, протягивают вперед руку с вытянутым указательным пальцем и его кончиком дотрагиваются до кончика носа. Нужно обратить внимание на то, что движение осуществлялось быстро и плавно, хотя в нем участвовало более 30 мышц. Мозжечок получает импульсы от многих рецепторов и обрабатывает их. Благодаря деятельности мозжечка ответная реакция организма происходит с учетом всех внешних факторов. Опыт по устранению инерционного движения (мозжечок). Поражение мозжечка при опьянении: почему опьяневший человек, пытаясь сделать один шаг, вынужденно делает по инерции несколько шагов в том же направлении? Почему нетрезвые водители резко поворачивают машину, резко нажимают на тормозную педаль и к чему это может привести? (не может остановить движения, продолжающиеся по инерции).
II. СОСТАВЛЕНИЕ РЕФЛЕКТОРНОЙ ДУГИ ПО СХЕМЕ. (ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ НА СЛАЙДЕ) игра по распределению ролей в группе по рядам.
Найти всем роли.
Горячий чайник или Иголка
Рецептор
Чувствительные нейроны
Двигательные нейроны
Вставочные нейроны
Рабочий орган (мышца)
Группы проводят исследования заданных рефлексов, затем проводится выступление представителей каждой группы. ВЫДЕЛИТЕ ПЯТЬ ЗВЕНЬЕВ РЕФЛЕКТОРНОЙ ДУГИ
Путь, по которому нервные импульсы идут от рецепторов к исполнительным органам, называется рефлекторной дугой.
Рецепторы на коже воспринимают высокую температуру
По чувствительному пути, состоящему из чувствительных нейронов, к центральной нервной системе идет сигнал «осторожно, горячо!»
Вставочные (промежуточные) нейроны ЦНС обрабатывают сигнал и принимают решение: нужно срочно отдернуть руку.
По двигательному пути, состоящему из двигательных нейронов, сигнал идет к рабочему органу—мышце.
Мышца сокращается, рука отдергивается
Просмотр видеоролика «ПРОСТОКВАШИНО». «ПИН – КОД Рефлекс»
Как создать стойкий рефлекс. Группы проводят исследования заданных рефлексов, затем проводится выступление представителей каждой группы.
ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ. Чистыми руками дотрагиваемся до уголка глаза, там, где начинаются ресницы. (мигательный рефлекс), но мы же красим глаза.
ВЫ отдергиваете руку от иголки если укололись, но нам делают укол, и мы ТЕРПИМ, ПОЧЕМУ? КАКОЙ ОТДЕЛ РЕФЛЕКТОРНОЙ ДУГИ УЧАСТВУЕТ В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ?
Вывод: благодаря прямым и обратным связям в рефлекторной деятельности происходит согласование органов, обеспечивающих работу нашего тела. (записываем в тетради – РЕФЛЕКТОРНОЕ КОЛЬЦО)
В ответ на раздражение возникает согласованное рефлекторное изменение и многих органов, и систем органов в целом. Так одергивание руки от горячего предмета возможно лишь при сокращении одних мышц и расслабление других. При этом рефлекторно изменяется частота сердечных сокращений, дыхания и т.д. Согласованная рефлекторная работа различных органов и систем обусловлена взаимодействием в центральной нервной системе процессов возбуждения и торможения.
Итак, основной принцип работы нервной системы – рефлекторный.
Основоположниками рефлекторной теории, объясняющей принципы отражения человеком окружающего мира, являются И.М. Сеченов и И.П. Павлов. И.М.Сеченов сумел понять, что все акты сознательной и бессознательной деятельности являются рефлексы. Учение об условных рефлексах разработал великий русский физиолог, лауреат Нобелевской премии И.П. Павлов. Впервые об условных рефлексах он сообщил на четырнадцатом Международном медицинском конгрессе в Мадриде.
Решение проблемы при помощи биологических задач
1) В древности ученые называли продолговатый мозг «жизненным узлом». На основании каких наблюдений сделано такое заключение?
Ответ: Повреждение этого отдела или укол в него приводят к обморочному состоянию и нарушению деятельности кровеносной и дыхательной систем, иногда даже временно прекращается дыхание и сердцебиение. Укол просто вызывает глубокий шок, тяжелую нервную реакцию, расстройство многих функций организма. В том месте, где делали укол, вообще нет нервных клеток, а проходят нервные волокна. Удар по ним вызывает сильное нервное возбуждение и временный паралич животного.
2) Представьте такую ситуацию: человек хочет взять стакан, но промахивается, после нескольких попыток берет его, но роняет. При попытке писать делает лишние движения. Определите местонахождение опухоли в головном мозге и объясните состояние больного.
Ответ: Опухоль в области мозжечка, т.к. он контролирует координацию движений и соединяет отдельные движения воедино. У больного явные нарушения координации движений.
Осмыслите данные о нервной системе:
1. Количество крови, протекающей через 100 г массы головного мозга человека, составляет 136 см3 в 1 мин, скелетных мышц – 12-17 см3 в 1 мин.
2. Вода составляет 84 % массы головного мозга человека и 65% массы всего тела.
3. Мозг потребляет кислорода в 15-20 раз больше, чем мышцы. Сравните эти данные и объясните, почему снабжение кровью и кислородом головного мозга и содержание воды в нём значительно выше, чем в других органах человека.
Спинной мозг — отдел центральной нервной системы, имеющий форму шнура длиной 50 см и диаметром 1 см, расположенный в позвоночном канале, соединенный своими верхним отделом с головным мозгом и простирающийся вниз до поясничных позвонков. От спинного мозга отходит 31 пара спинномозговых нервов, нервные импульсы передаются по ним благодаря совместному действию 20 миллиардов специализированных клеток (нейронов), которые передают сигналы от одной клетки к другой.
Какова скорость этих процессов? Она пропорциональна диаметру нервных волокон, участвующих в передаче импульса, и колеблется от 2 до 400 км/ч (0,5—120 м/с) в зависимости от того, проходит ли импульс по тонким или по толстым нервным волокнам. Обычно скорость передачи нервного импульса изменяется 30 до 120 м/с, составляя в среднем 90 м/с с учетом особенностей каждого организма. Эта величина эквивалентна 300 км/ч.
Решение проблемы
Чтобы отучить себя от любой вредной привычки нужно приложить максимум волевых усилий и следовать определенным правилам. Не пугайтесь, в дальнейшем свобода от телевизора и осознание того, чтобы вы больше от него не зависите принесет вам огромное удовлетворение и радость.
Ужиная в кругу семьи постарайтесь не включать телевизор. Вместо этого лучше завести беседу, в которой бы участвовали все сидящие за столом.
Ложитесь спать раньше, не засиживайтесь перед телевизором. Утром вы будете чувствовать себя гораздо более выспавшимся и отдохнувшим. Дело в том, что при просмотре телевизора мы перенасыщаемся эмоциями. Следовательно, нам только кажется, что мы отдыхаем. В результате такого перенасыщения мы чувствуем усталость и вялость в теле.
Не пытайтесь накормить ребенка привлекая его внимание мультиками. Возможно он съест больше, но это не принесет ему пользы. Кроме того, вы приучите его постоянно совмещать прием пищи и просмотр телевизора.
Примите для себя решение принимать пищу только за столом и в определенное время.
Если отказаться есть перед телевизором выше ваших сил, замените привычную для вас пищу на менее калорийную. Фрукты и ягоды станут хорошей заменой чипсам и орешкам, вместо газированных напитков пейте зеленый чай. Перекусите овощным салатом, диетическими продуктами, легким сэндвичем, низкокалорийным мороженым и др.
Составляя расписание своего рациона не забывайте включить в него продукты, которые вы съедите перед телевизором. Заранее определите для себя что это будут за продукты и их количество.
Не забывайте о физических нагрузках. Во время просмотра телепрограмм можете сделать гимнастику вместо того, чтобы поесть.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
На звонок с урока: (Выпишите цифры верных ответов)
1) реагируют дети любого возраста одинаково 2) сходно реагируют дети школьного возраста
3) приобретается рефлекс в процессе жизни 4) рефлекс передаётся по наследству
5) рефлекс является врождённым 6) рефлекс не передаётся по наследству
Реакция ребёнка на бутылочку с питательной смесью — это пример рефлекса:
1) врождённого 2) приобретённого в течение жизни 3) имеющегося у всех грудных детей
4) имеющегося у детей с искусственным или смешанным вскармливанием
5) передающегося по наследству 6) не передающегося по наследству
Выберите примеры безусловных рефлексов человека.
1) испуг при сильном неожиданном звуке 2) выделение слюны во время еды
3) езда на велосипеде 4) выполнение приказа начальника
5) выделение адреналина при стрессе 6) соблюдение режима дня
Особенность безусловных рефлексов заключается в том, что они
1) возникают в результате многократного повторения
2) являются признаком, характерным для отдельной особи вида
3) являются генетически запрограмированными 4) характерны для всех особей вида 5) являются врождёнными 6) не передаются по наследству
РЕФЛЕКСИЯ:
Меня удивило……
Я попробую…….
Мне было интересно……
Теперь я могу…..
Ребята, кому труднее было заниматься в этом кабинете на уроке, вам или мне (Учителю)?
Можно ли каждый урок проводить с использованием мультфильмов?
Домашнее задание: п.8 Творческое задание. Учащиеся составляют вопросы, так, чтобы ответом на него были ключевые понятия урока: РЕФЛЕКС, БЕЗУСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС, РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА, ТРЕХНЕЙРОННАЯ РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА, РЕФЛЕКТОРНОЕ КОЛЬЦО.
Решение проблемы - найти свои. Составить правила запоминания уроков – ведь, выполнение домашнего задания – это тоже рефлекс