Урок по теме: «Реализация наследственной информации в клетке». 10 класс. 2 часа |
Цели урока |
1. Деятельностная | Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. |
2. Предметно-дидактическая | Открытие нового знания: генетический код, свойства генетического кода, этапы биосинтеза белка. |
Планируемые образовательные результаты урока |
Предметные: | -представлять сущность и значение процесса реализации наследственной информации в клетке; -находить биологическую информацию в разных источниках, аргументировать свою точку зрения; -называть реакции биологического синтеза, составляющие пластический обмен; -воспроизводить определения биологических понятий; -объяснять механизм реализации наследственной информации: биологический синтез белков и других органических молекул в клетке. |
Метапредметные | -умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках); -анализировать, систематизировать и оценивать информацию; -развивать способность к логическому мышлению, умению выражать собственные мысли. |
Личностные | -развитие познавательного интереса к предмету, ответственного отношения к учению; -будущее профессиональное самоопределение; -развитие умения осознанно трудиться над поставленной целью. |
Тип урока |
1. По ведущей дидактической цели: | Урок «открытия нового знания» |
2. По способу организации: | Комбинированный |
3. По ведущему методу обучения: | Проблемный |
Методы обучения: |
1. Основной: | Информационно-развивающий |
2. Дополнительные: | Наглядный, практический, словесный, фронтальный, индивидуальный. |
Основные вопросы урока |
1. Сущность и значение процесса реализации наследственной информации в клетке |
2. Генетический код, его свойства |
3. Этапы биосинтеза белка |
Средства обучения: таблица по общей биологии «Генетический код», «Биосинтез белка», «Уровни организации белка», дидактический материал для проведения работы в группах и индивидуально, модель «Молекула ДНК», мультимедийный проектор, компьютер, электронные носители информации, презентация учителя, модель-аппликация «Биосинтез белка» |
Этапы урока | Методы обучения | Содержание деятельности | Формируемые УУД | Методы оценки/ самооценки |
учителя | ученика |
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Словесный , фронтальный | Включение учащихся в деятельность путём актуализации требований к ученику («надо») | Включение в учебную деятельность на основе внутренней потребности («хочу») | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. | Фронтальный опрос |
2. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Словесный, фронтальный | Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности. | Определение индивидуального затруднения в пробном действии | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: контроль, коррекция ; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением). | Индивидуальный опрос, работа с листом самооценки. |
3. Этап построения проекта выхода из затруднения. | Словесный, наглядный | Выбор способов и средств реализации Каким образом можно достичь результата? Учитель предлагает учащимся организовать на уроке работу индивидуально и в группах по 3-5 человек | Ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения). Уточняют и согласовывают тему урока. Определяют средства: работа с учебником, мультимедиа, объяснение учителя, интернет-ресурсы, презентации, таблицы, модели | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | Фронтальный опрос |
4.Этап реализации построенного проекта. | Информационно-развивающий | 1)Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. 2)Организовать фиксацию нового способа действия в речи. 3)Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона). 4)Организовать фиксацию преодоления затруднения. 5)Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа). | Изучают текст учебника, объясняют в группах (по три человека), как происходит синтез белка. Объясняют предложенную модель биосинтеза белка Поиск необходимой информации из текстов. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. | Решение задач, работа с листом самооценки. |
5.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. | Практический | Зафиксировать воспроизведённые способы действий в речи;решение типовых задач в группах, индивидуально у доски. | Решение типовых задач в группах, индивидуально | Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. | Индивидуальный, письменный отчёт о проделанной работе, работа с листом самооценки. |
6.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | Практический | 1.Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. 2.Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки 3)По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия. | Самостоятельное выполнение типовых заданий на новый способ действия; самостоятельное соотнесение работы с эталоном для самопроверки. Обсуждение результатов выполненной работы. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание | Самопроверка по эталону. Работа с листом самооценки. |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Словесный, фронтальный | 1) Организовать фиксацию нового содержания , изученного на уроке. 2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся. 3) Организовать оценивание учащимися собстве нной деятельности на уроке. 4) Организовать фиксацию неразрешѐнных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности . 5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания | Работа в группах: обсуждение вопросов | Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. | Работа с листом самооценки. |