- компьютер, проектор.
| Этапы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. | Организационный момент (1 мин) | Цель: эмоционально – положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха, доверия. Учитель: Добрый день, ребята! Рада приветствовать вас на уроке биологии! | |
2. | Этап мотивации к учебной деятельности (3-5 мин) | Цель: подвести учащихся к формулировке темы урока и целей на данный урок Просмотр видеофрагмента из ЦОР «Предшественники клеток» Учитель: Когда-то, миллионы лет назад, На нашей замечательной планете Возникла жизнь, и начался парад Невидимых существ на этом свете. Жизнь зародилась на Земле 3,5 млрд лет назад Где возникла жизнь? О каких существах говорится в стихотворении? А сейчас на нашей планете, какие организмы живут и сколько их? Всегда ли их было такое разнообразие? Какова же цель нашего урока сегодня? Как вы думаете, менялись ли живые организмы на нашей планете с течением времени? Верно, их появление происходило поэтапно. Одни появлялись, другие исчезали. Давайте сформулируем тему урока | Высказывают свое мнение. Формулируют цели Отвечают на вопросы учителя В воде Говорится об одноклеточных организмах Живут разные организмы: животные, растения, грибы и т.д. Их очень много. Нет Узнать, как развивалась жизнь на Земле Да, менялись. Развитие жизни на Земле Записывают в рабочую тетрадь число, тему урока |
| | И в итоге, в процессе совместной работы мы должны будем создать с вами временную модель развития жизни на Земле (На доске расположены заготовки для создания модели). Для этого я предлагаю посетить виртуальный музей времени, в котором работают 4 зала. В каждом зале представлен определённый временной период. Не случайно вы сидите сегодня группами, именно вам и придется сегодня побывать музейными работниками. В первом зале можно будет увидеть картину, происходящую 500 млн лет назад, во втором зале – историю, которой 350 млн лет, в третьем – грандиозные события, возраст которых 225 млн лет, в четвертом – появление предков современных организмов, происходящее 65 млн лет назад. (На каждый стол расставляются таблички с указанием временных рамок и файловые папки, в которых находится все необходимое.) | |
3. | Этап совместного открытия и усвоения новых знаний 15 мин | Цель: познакомить учащихся в ходе исследовательской и проблемно - поисковой работы с изменениями в облике Земли, происходящими на каждом этапе развития жизни. Учащимся предлагается, используя все необходимое, выполнить следующие задания: Используя текст учебника на стр. 52 -53, определить – где появились первые живые организмы на Земле, и отобрать из набора картинок тех животных и растений, которые относятся к вашему периоду. И затем представитель от группы формирует свою часть создаваемой модели, размещая отобранные картинки на своей заготовке. Каждый этап создания модели иллюстрируется слайдами с изображениями внешнего облика Земли на каждом этапе развития. После выступления учащегося по периоду 225млн лет назад. Учитель: пользуясь материалом на стр.54-55, назовите мне название динозавра и зачитайте о нем. Показываю модели: тираннозавр, стегоцефал, компсогнат, диплодок | Работа в группах, изучают по учебнику свой период, работают с папкой «Копилка знаний», отбирают нужный материал, для временной модели развития жизни. Один представитель от группы. Помещает на соответствующий участок модели отобранный материал. Проговаривает особенности периода, называет живые организмы, которые жили в тот период. Отвечают, зачитывают информацию из учебника |
4 | Физминутка 1 мин | Физминутка «Елочка» | Делают упражнения |
5. | Закрепление знаний 10 мин | Цель: закрепление знаний полученных на уроке В качестве закрепления знаний, полученных в ходе сегодняшней экскурсии по виртуальному музею времени, поиграем в игру «Четвертый - лишний». На слайдах - по 4 изображения растений и животных определенного периода развития мира. Ребятам предлагается найти лишний элемент и указать ошибочное изображение. А теперь каждый сможет понять, как он усвоил материал урока. Предлагаю выполнить задания на индивидуальной карточке. Проверяем по эталону (на слайде) Проговариваю критерии | Отвечают. Выполняют задания Проверяют по эталону. Проводят самооценку, и ставят себе отметку. |
6. | Применение знаний и способов деятельности. Практическая работа 5 мин | Итак, мы создали временную модель развития жизни на Земле. Свои знания мы брали из разных источников. Но эти источники тоже создали другие люди - ученые, исследователи. Но ведь все, что мы сегодня с вами изучали, случилось очень давно, когда еще людей не было на Земле, откуда же ученые знают об этом? Кто такие палеонтологи? Наука палеонтология – это наука, которая изучает развитие жизни на Земле, строение и повадки древних животных (термин на доску). Использует они для этого окаменелости. Предлагаю Вам тоже побыть палеонтологами. Раздаю по группам коллекцию окаменелостей и увеличительные лупы. Рассмотрите их. | Отвечают на вопросы учителя. По раскопкам, изучению окаменелостей Рассматривают окаменелости. |
7 | Обобщение и систематизация 1мин | Посмотрите на доску, какую цель мы поставили в начале урока? Смогли мы по этапам проследить развитие жизни на Земле? А где, ребята вам пригодятся эти знания? Оценки за урок | Узнать, как развивалась жизнь на Земле Смогли На олимпиаде, кто-то станет палеонтологом, |
8 | Рефлексия 1мин | На столе у каждого лежат смайлики. Один улыбается, а другой – грустный. Если вам было интересно на уроке, и вы много узнали, то поднимите улыбающегося смайлика, а если нет, то грустного. Спасибо за урок! | Поднимают |
9 | Домашнее задание 1мин | П. 9, читать, отвечать на вопросы. Придумать рассказ и жизни любого древнего животного, нарисовать рисунок | |
| | | |