~~Цель: ознакомление с этапами развития жизни на Земле
Задачи:
Предметные: обучающийся научится определять этапы развития жизни на Земле, называть древних животных; описывать наблюдаемые объекты, выделять их существенные признаки.
Метапредметные: Личностные: у обучающегося будет сформирован интерес к учебному материалу; представление о ценности и уникальности природного мира.
Регулятивные: обучающийся научится принимать и сохранять учебную задачу, оценивать совместно с одноклассниками и учителем результат своих действий; в сотрудничестве с классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Познавательные: обучающийся научится осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, проводить сравнение объектов по заданным критериям и обобщать; умению смыслового восприятия познавательного текста.
Коммуникативные: обучающийся научится допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению; адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Ход урока:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся, ответы
1.Оргмомент.
- Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Желаю вам умных мыслей, творческих находок.
2 Интеллектуальная минутка.
- Наша земля, единственная из планет солнечной системы, на которой есть жизнь. Беречь и знать ее – наша обязанность. Давайте проверим себя, насколько хорошо мы ее знаем. Я предлагаю послушать звуки птиц и животных и попробовать определить, кому они принадлежат. (Слайд 2 -7) По звукам определяют птиц и животных
3. Целеполагание
- Все эти птицы и животные существуют на Земле. А как долго существует сама Земля?
- Рассмотрите рисунки и фото на слайдах, что общего вы найдете на них. (Слайд 8)
- Найдите различие?
- Давайте предположим тему урока.
Самое главное, о чем мы сегодня должны узнать: как появилась и как развивалась жизнь на Земле. Это и будет целью нашего урока.
Изображена планета Земля.
Изображены разные периоды развития жизни на Земле.
Появление и развитие жизни на Земле
4.Задачи урока
Определим задачи, которые предстоит решить в ходе урока:
1. Возникновение первых живых организмов.
2. Развитие жизни в воде.
3. Выход растений и животных на сушу.
Дети определяют совместно с учителем
5.Работа над темой урока
Надо сказать, что существуют разные теории появления и развития жизни на Земле, но, ни одна из них на 100% не доказана, ученые до сих пор ищут доказательства.
- Божественная теория утверждает, что все на Земле создал Бог. (Слайд 9)
- Другие ученые придерживаются той теории, которая говорит о том, что жизнь на Землю была занесена из космоса в результате взрыва метеорита. (Слайд 10)
- Мы сегодня с вами рассмотрим теорию, которая утверждает, что жизнь на нашей Земле зародилась в воде и в процессе эволюции, миллиардов лет развития, приобрела современные черты.
- Сейчас вам самим предстоит разобраться с первым этапом появления и развития жизни на Земле. Для этого нужно будет познакомиться с текстом, который есть на ваших партах. Работаете в парах. На листах можно подчеркивать важные моменты, чтобы понять, а потом и суметь рассказать всем нам, о чем вы прочитали.
- Для того, чтобы понять, а самое главное представить, я предлагаю посмотреть ролик, который за несколько минут покажет вам сразу миллиарды лет – это тот путь, который прошла наша земля в своем развитии. (Ролик о появлении и развитии жизни на Земле) Можно опереться на знания детей и работать совместно
6.Физминутка
7.Самостоятельная работа детей. - Мы сейчас должны разобраться, где появилась жизнь, какими были первые живые организмы.
(Слайд 14 - 17) Самостоятельное знакомство детей с текстом на листах, подготовка для ответа.
Ответы детей. Дети рассказывают о появлении жизни на Земле, одновременно на слайдах идут картинки, поясняющие рассказ детей.
Продолжение работы над темой урока - Организмы усложнялись и расселялись по суше. Животные научились дышать воздухом, вместо плавников у них образовались ноги. В громадных влажных лесах росли папоротники, их высота достигала 45 метров – это дом в 15 этажей.
Вот так, по мнению ученых, появились живые организмы на суше. Наступает продолжительный этап в развитии жизни на Земле – эпоха динозавров. У нас в классе есть ребята, которым это очень интересно, я попрошу их познакомить нас с самыми распространенными видами динозавров. Рассказы подготовленных детей о динозаврах с одновременной демонстрацией слайдов с изображением видов динозавров.
8.Физминутка
9.Продолжение работы над темой урока Изменился климат на Земле, для динозавров существование стало невозможным. Стали появляться животные и птицы, которые смогли выжить в этих условиях. Я бы хотела предложить фрагмент видеоурока, где мы могли бы подробнее об этом узнать. (Фрагмент видеоурока.)
- Одним из важных этапов развития жизни на Земле был ледниковый период. В это время выжить смогли существа, которые могли бы переносить морозы. Это были мамонты. (Слайд 21)
- По предположению ученых люди в этот период занимались охотой, собирательством, жили в пещерах. Им было удобнее жить группами, поскольку легче было охотиться, выживать.
- Шли года, люди совершенствовались, развивались.
10. творческое задание
(На партах раздаточный материал – изображение силуэтов разных живых организмов, животных и т.д. в разные периоды развития)
- Мы с вами познакомились с появлением и развитием жизни на Земле за урок, но на самом деле – это миллиарды лет.
- Я бы хотела «заселить» землю живыми существами, а заодно мы повторим то, что узнали на уроке. На парте есть картинки с изображением представителей животного мира в разные этапы развития жизни на земле. Вам необходимо «оживить» их, раскрасив. Свою картинку нужно будет поместить на плакат в нужное место. Так у нас должна появиться краткая история появления и развития жизни на Земле.
Дети раскрашивают разных живых представителей земли в разные периоды ее развития.
Далее, помещают на подготовленный плакат с изображением ландшафта Земли в разные периоды ее развития.
11. Подведение итога урока, рефлексия. - Конечно, очень трудно вместить всю историю развития жизни на Земле в один урок, но мы должны были сегодня получить представление о том, как все это было.
-Мне очень было интересно работать с вами, узнавать ваши мысли. Спасибо за работу девочкам и мальчикам, которые помогали мне разобраться в данной теме.
- Давайте подведем итог нашей работе.
Расскажите, пожалуйста, о своей работе на уроке.
Я узнал…
Я запомнил…
Я смог…
- Спасибо за урок!
Подводят итог дети.