Просмотр содержимого документа
«Разработки уроков по модульной технологии ( из опыта работы)»
Разработки уроков по модульной технологии ( из опыта работы)
Предмет: Биология,
Тема: Антропогенез- эволюция человека.
Тип урока модульный урок- изучение новой темы
Продолжительность: 45 минут.
Класс: 11
Цель: формирование знаний об эволюции человека
Задачи :
Вспомнить систематическую принадлежность человека.
Познакомится с доказательствами происхождения человека от животных. Изучить рудименты и атавизмы.
Познакомиться с основными этапами антропогенеза.
Вспомнить расы и дополнить знания о них.
Планируемые результаты:
- предметные: знание эволюции человека …
- метапредметные: развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации
- личностные: развитие познавательного интереса и расширение кругозора
Оборудование : Компьютер, проектор, обучающие диски:
1С Репетитор «Биология» часть4, тема 01, раздел 2
«Открытая биология» глава 6.7.15 «Приматы» и приложение справочника R.2.7 «Стадии антропогенеза».
Аннотация: Данный урок проводится по модульной технологии, где учащиеся изучают новую тему самостоятельно, а учитель является консультантом. При этом используются самые разнообразные источники информации: электронные пособия, учебники: «Общая биология» Беляева Д. К. рисунки, схемы, бюсты и гипсовые слепки черепов.
Урок разбит на учебные элементы, каждый со своей целью, выполнению которой посвящен данный элемент. В ходе урока многократно происходит смена динамических поз в результате использования разных рабочих мест, проводится динамическая пауза, что способствует валеологизации урока. В конце урока проводится анализ проделанной работы в виде подсчета заработанных баллов и выставления самооценки. Конспект данного урока будет использоваться и дополняться на следующем уроке-резюме, затем следует небольшой тестовый контроль, который подводит итоги данного модуля.
Конспект урока:
Технологическая карта.
Тема модульного урока: Антропогенез.
№
УЭ
Учебный материал с указанием заданий
Руководство по усвоению учебным материалом
УЭ- 0
Интегрирующая цель урока:
1. Вспомнить систематическую принадлежность человека.
2. Познакомится с доказательствами происхождения человека от животных.
3. Изучить рудименты и атавизмы.
4. Познакомиться с основными этапами антропогенеза.
5. Вспомнить расы и дополнить знания о них.
УЭ-1
Цель: Проклассифицировать человека
Из курса 8 класса вспомнить систематические таксоны и проклассифицировать человека
Работайте попарно с текстом §75, стр. 342 (Р) Задание оценивается в 2 балла
УЭ-2
Цель: Познакомится с доказательствами эволюции человека и изучить атавизмы и рудименты- как одно из доказательств происхождения человека от животных.
Заполнить схему по лекции учителя:
Доказательства антропогенеза
Внимательно слушайте учителя и заполните схему в тетради в ходе его объяснения и просмотра слайдов, работайте индивидуально. Задание оценивается в 4 балла
Дать определение рудиментам и атавизмам.
Заполнить таблицу:
Рудименты человека
Атавизмы человека
5 примеров
5 примеров
Работайте попарно с текстом электронного пособия «1С: Репетитор. Биология». Раздел «Общая биология», тема «Возникновение жизни на Земле» и текстом (Б) стр. 197-198 и (Р) стр. 310-311. Задание оценивается в 4 балла
УЭ-3
Цель: Познакомится с движущими силами эволюции человека.
Заполнить схему:
Движущие силы антропогенеза
Работайте индивидуально с раздаточным текстом Задание оценивается в 4 балла
УЭ-4
Цель: Изучить этапы антропогенеза
Прочитать § 20, стр.95-100.
Рассмотреть рисунки раздаточного материала
Перечертить таблицу в тетрадь из электронного пособия.
Работайте индивидуально с текстом электронного пособия «Открытая биология» в теме справочник, разделе R-2 приложения «Этапы антропогенеза» и § 20, стр.95-100 (М). Задание оценивается в 2 балла
УЭ- 5
Цель: Дополнить знания о основных расах
З аполнить схему:
Основные человеческие расы
Работайте индивидуально с текстом электронного пособия «1С: Репетитор. Биология». Раздел « Общая биология», тема «Возникновение жизни на Земле». Задание оценивается в 4 балла
УЭ-6
Оцените свою работу
Максимальная оценка по всем УЭ 20 баллов.
Кол-во правильных ответов
Уровень знаний
Оценка за урок и комментарии
20 баллов
18-19 баллов
15-17 баллов
11-14 баллов
7-10 баллов
3-6 баллов
Очень высокий
Высокий
Средний
Ниже среднего
Низкий
Очень низкий
5+ Так держать!
5- Но ошибки всё-таки были
4 Будьте внимательны!
4- Соберись!
3 Собери все силы!
2 Без комментариев
Ваша оценка________
Если по итогам урока вы получили «5+», то вы освобождаетесь от домашнего задания. Если испытывали затруднения, допустили много ошибок, дома поработайте с § 20 (М) и конспектом в тетради.
Тема урока «Многообразие зверей»
Цель: обучающиеся должны знать особенности строения и жизнедеятельности животных разных систематических групп, познакомиться с многообразием животного мира, расширить знания о значении животных в природе и жизни человека.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков.
Формы организации познавательной деятельности: используется блочно-модульная технология обучения ( работа по готовому модулю индивидуальная, групповая работа).
Оборудование: распечатанный учебный материал с указанием номера учебного элемента, заданий, рекомендации по выполнению заданий мультимедийные презентации, таблицы, рисунки, фотографии, скелет, чучело млекопитающего животного.
Базовые знания: классификация животных, основные систематические группы, особенности строения и жизнедеятельности животных, многообразие животного мира.
Основные понятия и термины: класс Млекопитающие, волосяной покров, млечные железы, матка, диафрагма, плацента, плод, беременность, роды.; Первозвери, Настоящие звери, Низшие млекопитающие, Высшие млекопитающие, экологические группы млекопитающих.
Задачи урока:Развивать умение учащихся работать по алгоритму учебного модуля; работе с текстом учебника; работе групповой и индивидуальной.
Закладывать основы для дальнейшего развития общебиолгических понятий.
Развивать интерес учащихся к самостоятельной деятельности, предложив им оценить свою работу по шкале баллов, полученных за выполнение разных заданий учебного модуля.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная и групповая работа по алгоритму учебных модулей.
Приёмы организации учебной деятельности учителя: организация проверки заданий учебных элементов, беседа, работа с учебником, тетрадью, таблицами, обсуждение, контроль.
Организация деятельности учащегося: самостоятельная работа.
Развитие умений учащихся: развиваем умение самостоятельной работы с текстом учебника, учебным модулем; умение оценивать ответы выступающих и свою работу.
«Класс Млекопитающие, или Звери»
№ учебного
элемента
Учебный материал с указанием заданий
Рекомендации по выполнению
заданий
УЭ-0
Интегрирующая цель: в результате работы вы должны познакомиться с общей характеристикой млекопитающих; рассмотреть прогрессивные черты организации млекопитающих, позволяющие им освоить основные среды обитания.
Прочитайте цели урока
УЭ-1
Цель: определить исходный уровень знаний («входной контроль знаний»)
Выполнит тестовые задания, Внимательно прочитайте вопрос и варианты ответов, определите правильный ответ
вариант
1.Какие животные имеют постоянную высокую температуру тела
А) хрящёвые и костные рыбы; Б) птицы и млекопитающие;
В) земноводные и пресмыкающиеся; Г) моллюски и членистоногие.
2. Какое животное не относится к млекопитающим?
А) утконос; Б) кит; В) полевая мышь; Г) крокодил.
3.Почему туловище млекопитающих приподнято над землёй?
А) у них ноги располагаются по бокам;
Б) у них особое строение передних конечностей;
В) у них особое строение задних конечностей;
Г) у них ноги располагаются под туловищем.
4. Клетка многоклеточных животных …
А) видна простым взглядом; Б) выполняет одну из функций живого организма;
В) представляет самостоятельный орган; Г) покрыта целлюлозной оболочкой.
5. Наиболее крупной среди систематических групп является …
А) класс; Б) царство; В) тип; Г) отряд.
2 вариант
1. В какую группу систематики объединяют сходные отряды животных
3.При изменении температуры окружающей среды существенно изменяется температура тела у …
А) дельфина; Б) морского котика; В) кита; Г) трески.
4.Что такое система органов?
А) объединение однородных клеток, выполняющих одинаковую функцию;
Б) определённая часть тела, выполняющая соответствующую функцию;
В) органы, выполняющие определённую функцию;
Г) несколько рядом расположенных органов.
5.Какие позвоночные животные являются исторически более молодыми?
А) пресмыкающиеся; Б) рыбы; В) птицы и млекопитающие; Г) земноводные.
После выполнения работы самостоятельно проверьте правильность выполнения по коду, предоставленному учителем. За каждый правильный ответ начисляется один балл.
Самостоятельная работа по вариантам
Вместе с классом
УЭ-2
Цель: определить признаки, свойственные животным класса млекопитающих.
Подготовьте устный ответ на вопрос - На основани каких признаков выделяют класс млекопитающих?
Примите участие в обсуждении поставленного вопроса.
Выпишите признаки класса млекопитающих.
После выполнения работы самостоятельно проверьте правильность выполнения по коду, предоставленному учителем.
Работайте индивидуально.
Прочитайте стр. 212 учебника.
Проверь правильность ответов и оцени свою работу по коду
УЭ-3
Цель: получить представление о внешнем строении млекопитающих животных.
Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрацией таблиц, фотографий.
Прослушивание сообщения учителя. Фиксируйте основные моменты в тетрадях.
УЭ-4
Цель: получить представление о внутреннем строении млекопитающих животных.
Изучите внутреннее строение млекопитающих по тексту учебника.
Оформи результаты в виде таблицы
Система органов
Особенности строения
Скелет
Пищеварительная система
Органы выделения
Органы дыхания
Органы кровообращения
Нервная система
Размножение
После выполнения работы самостоятельно проверьте правильность выполнения по коду, предоставленному учителем.
Работайте самостоятельно в тетради
Прочитайте стр. учебника 213-215
Проверь правильность ответов и оцени свою работу по коду
УЭ-5
Цель: проверить усвоение знаний («выходной контроль знаний»)
Выполните задание: в каждое предложение вставьте пропущенное слово
1 вариант
1. В коже млекопитающих есть разные железы - потовые, сальные, … , пахучие.
2.Позвоночник млекопитающих расчленён на отделы: шейный, …, поясничный, крестцовый и хвостовой.
3. Анальное отверстие относится к … системе.
4. Сердце млекопитающих состоит из двух предсердий и двух … .
5. Для млекопитающих характерна … - куполообразная мышца, отделяющая грудную полость от брюшной.
2 вариант
1. Скелет млекопитающих состоит из … , позвоночника, поясов конечностей и самих конечностей.
2. Место соприкосновения кровеносных сосудов матери с кровеносными сосудами оболочек зародыша называют … .
3. Почки относятся к … системе.
4 . Кровь, насыщенная углекислым газом, называется … .
5. У млекопитающих различают длинные толстые остевые волосы, мягкие пуховые и жёсткие длинные - … .
После выполнения работы самостоятельно проверьте правильность выполнения по коду, предоставленному учителем.
Работайте самостоятельно в тетради
Ответы проверьте по коду
УЭ-6
1) Прочитайте цель урока.
2) Достигли ли вы цели урока? В какой степени?
3) Оцените свою работу на уроке (подсчёт баллов, полученных каждым учеником за урок)
Самостоятельная работа по подведению итогов
Конспект урока.
Тема урока «Класс Земноводные или Амфибии. Места обитания и внешнее строение Земноводных. Внутреннее строение лягушки. Скелет и мускулатура»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: Сформирование представление о земноводных, их усложнении по сравнению с представителями надкласса Рыбы;
Задачи урока:
Образовательные: сформировать понятие об образе жизни, особенностях внешнего строения и строения опорно-двигательной системы Земноводных на примере лягушки, связанных со средой обитания;
Развивающие: развивать логическое мышление, биологическую речь, умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы;
Воспитательные: формирование научного мировоззрения на примере развития общебиологического понятия о связи внешнего строения земноводных со средой обитания; воспитание навыков самооценки.
Методы.
Словесный – проверка учебного материала в устной форме;