Просмотр содержимого документа
«Разработка урока экологии в 11 классе»
Капкова Т.Г.
Урок экологии в 11 классе
Тема урока. «Динамика популяций»
Тип урока. Урок – компьютерная лабораторная работа с актуализацией и закреплением знаний, решением проблемных вопросов и познавательных задач
Цели урока.
Дать понятие динамика популяций
Показать влияние биотических факторов
Продолжить формирование целостной естественнонаучной картины мира при ознакомлении с методами математического моделирования природных процессов.
Продолжить формирование навыков эффективной работы с компьютерным курсом «Открытая Биология 2.6», закрепить навыки его использования в решении поставленных задач.
Мировоззренческий и развивающий аспекты урока.
Актуализировать знания о математическом моделировании природных процессов (кривые роста популяций).
Продолжить формирование навыков обобщения знаний в виде таблиц, схем.
Развивать навыки работы с интерактивными моделями как виртуальным отображением реальных процессов и явлений.
Отработать навыки внутригруппового взаимодействия
Использование новых информационных технологий.
Интерактивный учебник «Открытая Биология 2.6», модели (11.3. Кролики и капуста,11.2. Кролики и волки).
Этапы урока
Приемы и методы
I. Организационный момент
Беседа учителя
II. Актуализация опорных знаний
Беседа с элементами оценивания
III. Изложение нового материала
Лекция с демонстрацией объектов с помощью мультимедийного проектора
IV. Выполнение лабораторной работы
Групповая работа с компьютерами по распечатанным инструктивным карточкам и бланкам заданий
V. Итоги урока. Домашнее задание
Рекомендации учителя
1. Организационный момент.
Ознакомление учащихся со структурой и задачами урока, их действиями на разных этапах урока
2.Актуализация знаний.
Беседа по материалу предыдущего урока, актуализация информации о внутрипопуляционных процессах и математических моделях динамики популяций. Целесообразно использовать при беседе материал раздела 12.2.1. Динамика популяций курса «Открытая биология 2.6»
K- и r-стратегии популяций.
3.Изучение нового материала.
Рассказ с использованием раздела курса12.2.2. Отношения между популяциями.
Учащиеся заполняют таблицу о формах межвидовых (межпопуляционных) взаимодействий.
Тип взаимоотношений
Виды
Описание взаимоотношений
Примеры
1
2
1. Нейтрализм
0
0
Два вида не влияют друг на друга
2. Конкуренция
–
–
Виды имеют близкие экологические потребности и конкурируют друг с другом за ресурсы (абиотические: свет, минеральное питание; биотические: кормовая база)
3. Эксплуатация (паразитизм, хищничество)
+
–
Один вид существует за счет другого (-их). Примеры: «хищник-жертва» (обычно хищники генерализованные, питаются разными видами жертв; частный случай – «растение - травоядное животное»), «паразит - хозяин» (паразиты обычно специализированные, бывают облигатными и факультативными)
4. «Симбиоз»: протокооперация
+
+
Взаимовыгодные отношения, при которых виды могут существовать и независимо друг от друга
5. «Симбиоз»: мутуализм
+
+
Обязательные, неразрывные взаимовыгодные отношения между видами
6. Комменсализм
+
0
Нахлебничество, надомничество и др.
7. Аменсализм
–
0
4.Выполнение лабораторной работы.
Лабораторная работа : «Исследование межвидовых (межпопуляционных) взаимодействий»
Цель:Закрепить знания о межвидовых (межпопуляционных) взаимодействиях в сообществах, исследовать математические модели динамики численности взаимозависимых видов.
Ход работы:
Закрепление знаний о межвидовых (межпопуляционных) взаимодействиях в сообществах.
Исследование изменения численности растений по модели «Растение – травоядное животное (Капуста и кролики)».
Исследование межпопуляционной динамики по модели «Растение – травоядное животное (Капуста и кролики)».