Организационно-психологический настрой. 1). Науки о человеке. (Использование ИСЭТа «Введение» из электронного пособия). Анатомия- наука о строении и форме организма и его органов. Физиология- наука о жизненных функциях целого организма, его отдельных органов и их систем. Гигиена- наука о сохранении и укреплении здоровья. Медицина – область науки и практической деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней. Санитария- применение гигиенических знаний на практике для предупреждения заболеваний и укрепления здоровья. 2). Взаимосвязь наук о человеке между собой. Проблема: Объясните, какая существует взаимосвязь между науками о человеке. 3). Черты сходства между человеком и млекопитающими животными. Самостоятельная работа с учебником стр. 13- 14 по заданию по группам: 1 группа: признаки сходства человека с типом Хордовые. 2 группа: признаки сходства человека с млекопитающими. 3 группа: признаки сходства человека с человекообразными обезьянами. 4 группа: признаки отличия человека от человекообразных обезьян. (Волосяной покров тела, млечные, сальные и потовые железы, специализированные зубы (резцы, клыки, коренные), четырехкамерное сердце и левая дуга аорты, легочное дыхание, наличие диафрагмы, высокоразвитый головной мозг, внутриутробное развитие зародыша, вскармливание детенышей молоком, интенсивный обмен веществ и постоянная температура тела). 4). Черты различия между человеком и млекопитающими животными: Работая с таблицей 1 «Различия человека и человекообразных обезьян» из электронного пособия, учащиеся приходят к выводу: Основными чертами отличия между человеком и млекопитающими являются: вертикальное положение тела и прямохождение (S- образный позвоночник, ноги длиннее рук, широкий таз, грудная клетка расширена в стороны, сводчатая стопа), развитие кисти руки в связи с трудовой деятельностью, увеличение объёма мозга. 5) Биосоциальная природа человека. Работа в группах по заданиям: Используя материал на стр.5 учебника под редакцией Алимкулова ответьте на вопрос: 1 группа: Как вы понимаете биосоциальную природу человека? 2 группа: Объясните выражение «Человек- существо социальное». 3 группа: Приведите примеры из литературы о воспитании детей животными? (Вне общества нет человека. Без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными не разовьётся человеческая личность. Социальная сущность человека формируется воспитанием, жизнью в обществе и не наследуется). 6. Понятия о здоровом образе жизни. Долг каждого человека- вести ЗОЖ. Как вы это понимаете? 7. Вклад учёных в становление наук о знании строения и функциях человеческого организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих людей. Работа в парах по заданию: Используя текст учебника на стр. 6- 11 под редакцией Алимкулова, заполните таблицу «Вклад ученых»: № | Ученый | Вклад в науку | 1. | Гиппократ (Др. Греция) | Представления о строении тела человека и животных, «отец медицины», клятва Гиппократа – нравственный кодекс врача | 2. | Клавдий Гален (рим, анатом - физиолог) | Труд «О частях человеческого тела», описал кости, многие мышцы, сухожилия, кровеносные сосуды, у пар из 12 черепно- мозговых нервов, изучал физиологию дыхания. | 3 | АбуНаср аль- Фараби | Труды «Об органах человеческого тела», Город милосердия», сведения о сердце. | 4. | Абу Али ибн Сина (Авицена) | Труд «Введение в анатомию и физиологию». | 5. | Леонардо да Винчи | Знал строение человеческого тела. Труд «Трактат о живописи» - закономерности пропорций тела человека. | 6. | Андреас Везалий | Основоположник современной анатомии, изучал человеческий организм путем вскрытия. Труд «О строении человеческого тела» (7 книг). | 7. | Уильям Гарвей (анг.врач) | Основоположник современной физиологии. Исследовал движение крови по сосудам. Открыл законы кровообращения. Труд «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных». | 8. | Н.И.Пирогов –хирург, анатом, врач | Атлас «Топографическая анатомия». Патологическая анатомия. Впервые применил йод и спирт для предупреждения нагноения ран, использовал эфир. Ввел неподвижную гипсовую повязку. Основоположник военно – полевой хирургии. | 9. | И.М.Сеченов | Создал русскую школу физиологов. Открыл явления торможения в цнс. Труд «Рефлексы головного мозга». | 10. | И.И.Мечников | Лауреат Нобелевской премии (1908) – за теорию иммунитета. Открыл явление фагоцитоза, создал теорию происхождения многоклеточных организмов. Изучал проблемы старения и смерти («Этюды о природе человека») – «отец геронтологии». | 11. | И.П.Павлов, физиолог | Лауреат Нобелевской премии (1904)- за исследования в области физиологии кровообращения и пищеварения. Теория условных рефлексов. Учение о ВНД, две СС. | 12. | Халел Досмухамедов | Труды «Как бороться с чумой среди народов Киргизского региона» (1918), «Охрана здоровья школьников» (1925), «Анатомия и физиология человека» (1927) и др. Гигиена организма. | 1. Что изучают анатомия, физиология, психология и гигиена? 2. Почему эти науки тесно связаны друг с другом? 3. Почему каждому человеку надо знать строение и функции своего организма? 4. Почему способность человека пользоваться языком, мыслить, создавать науки и искусство не удается объяснить лишь биологическими законами? 5. Объясните высказывание Гётё: «Главным предметом изучения человечества является человек». 6. Систематическое положение человека: Царство- Подцарство- Тип- Подтип- Класс- Отряд- Семейство- Род- Вид-. 7. Какого специалиста необходимо пригласить: при недомогании; при обнаружении ртути в помещении? 9.Объясните выражение: «Человек – существо социальное»? Стр.4-20 или конспект Заполните таблицу: « Различия в строении человека и человекообразных обезьян»: Части тела | Морфологические признаки Человек | Человекообразные обезьяны | 1. Головной мозг | | | 2. Лицо | | | 3. Позвоночник | | | 4. Таз | | | 5. Передняя конечность | | | 6. Стопа | | | Выберите соответствующий вашему настроению смайлик. |