kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по биологии "Введение" для учащихся 10 класса ЕМН

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока по биологии на тему "Введение" составлен для учащихся 10 класса, согласно типовой учебной программе по предмету "Биология" (приложение 37 к приказу Министерства образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115). Учащиеся работают индивидуально, фронтально, в парах и группах на разных этапах урока, выполняя задания разного характера,способствующие развитию логического мышления, творческой и познавательной активности школьников. Данный материал можно использовать при подготовке учащихся к ЕНТ, ЕГЭ и ВОУДу

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок 1. Введение. 10 класс.»

Поурочный план Дата

Класс ____10 ___

Урок 1 биологии_

Тема урока Введение. Биология как наука.

Тип урока изучение новой темы с первичным закреплением с использованием имеющих знаний по данной теме

Цель урока: сформировать представления о взаимосвязи наук с биологией, её месте в системе наук, роли курса общей биологии в системе естественно- научных дисциплин;

Образовательная: актуализировать личностную значимость для учащихся вопросов изучаемой темы, обеспечить синтез словесных и наглядных методов обучения, повторить и углубить знания об основных биологических науках; подготовка К ЕНТ;

Развивающая: создать условия для развития у учащихся высокой концентрации внимания, скорости восприятия и переработки информации, культуры речи, способности анализировать информацию с позиции логики;

Воспитательные: развивать коммуникативные способности через посредство работы в парах, группах, индивидуально, живой обмен мнениями, идеями между учащимися.

ХОД УРОКА

Этап урока

Содержание учебного материала

МО

ФОПД

Подготовка к ВОУД, ЕНТ

Задания на развитие функциональной грамотности

Индивидуально-коррекционная работа

I. Орг.

момент

I нт.

II. Зна II.Знакомство с

организацией учебных занятий по курсу «Общая биология»

Во

Ш.

Изучение н/м:

































































































































































































IV. Закрепление:











V. Д/З:





VI. Рефлексия.

Организационно- психологический настрой.



1. Техника безопасности на рабочем месте, во время лабораторных и практических работ, самонаблюдений.

2. Введение в общую биологию и «экологию», знакомство со структурой учебника и правилами работы с ними.



А). Что такое биология?

Составьте синквейн понятия «биология».

Правила составления синквейна. В синквейне 5 строк:

1 – понятие (слово).

2 – прилагательные (два слова).

3 – глаголы (три слова).

4 – предложение (из четырёх слов).

5 – существительное (одно слово).

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.

Пример синквейна:

1. Биология.

2. Интересная, значимая.

3. Открывает, изучает, экспериментирует.

4. Помогает понять живую природу.

5. Наука.

Б). Биология – наука о жизни.

Современная биология – быстроразвивающаяся наука.

Вспомните, сочетанием, каких двух греческих слов, образовано слово «биология»?

(путем сочетания двух греческих слов: «bios» - жизнь и «logos» - слово, учение).

Таким образом, биология изучает проявление жизнедеятельности всех живых организмов – бактерий, вирусов, грибов, растений, животных.

Биология изучает проявление жизнедеятельности всех живых организмов – бактерий, вирусов, грибов, растений, животных. Сегодня она имеет совершенно иной облик. По уровню биологических исследований ныне можно судить о материально – техническом развитии общества. В связи с возросшим интересом к биологии в целом, она становится все более дифференцированной.

Термин «биология» впервые был предложен немецким профессором Т. Рузом в 1797 г.

Однако общепринятым он стал в 1802 г., после того как его стал употреблять в своих работах французский натуралист Ж.-Б. Ламарк.

Общая биология – дисциплина, изучающая биологические закономерности; один из источников диалектико- материалистического мировоззрения.

В). Комплекс биологических наук и межпредметных дисциплин, их краткая характеристика.

В зависимости от предмета изучения биологию подразделяют на отдельные науки, характеризующиеся высочайшей специализацией и одновременно тесным их взаимодействием.

Работа в парах:

Самостоятельная работа с учебником по заданию:

 Пользуясь учебником “Биология. 10 класс”  под редакцией Н.Г.Асанова на странице 4 и своими знаниями курса биологии 6 – 9 классов, заполните таблицу “Биологические науки и объекты ими изучаемые” (время на выполнение – 10 минут).

Таблица “Биологические науки и объекты ими изучаемые”.

Биологическая наука

Что изучает

1

Анатомия


2

Антропология


3

Биология


4

Биометрия


5

Биотехнология


6

Биофизика


7

Биохимия


8

Ботаника


9

Вирусология


10

Генетика


11

Зоология


12

Микология


13

Микробиология


14

Морфология


15

Палеонтология


16

Селекция


17

Систематика


18

Физиология


19

Цитология


20

Эволюционное учение


21

Экология


22

Эмбриология



??? Скажите, при заполнении таблицы, какие науки вызвали у вас затруднения?

Микробиология изучает мир бактерий и вирусов;

ботаника – строение и жизнедеятельность растений;

зоология собирает и систематизирует сведения о животных;

микология изучает грибы;

антропология – человека;

общая биология – общие принципы организации живых систем, закономерности развития живого.

Отдельные области биологии изучают общие свойства живых организмов.

Так, морфология - учение о внешнем строении, структуре объектов живой природы (морфология растений, морфология животных и т.д.);

физиология – учение о функциях живых организмов;

анатомия – наука о внутреннем строении существ.

К классическим наукам биологического цикла также можно отнести и систематику (систематика растений, систематика животных, систематика грибов и др.),

экологию (экология растений, экология животных, экология грибов и др.),

палеонтологию (палеоботаника, палеозоология и др.).

В самых разных областях биологии все большее значение приобретают пограничные дисциплины, связывающие биологию с другими науками – физикой, химией и др.

Так возникла биофизика, биохимия, бионика и др. Так, без знания физики невозможно понять работу нервной системы организма, без знания химии – разобраться во множестве процессов, происходящих внутри клеток, широкое внедрение математики вызвало рождение биометрии, позволило выявить статистические закономерности биологических явлений и т.д.

Биология относится к фундаментальным наукам, т.к. её выводы имеют основополагающее теоретическое и прикладное (практическое) значение.

Предметы биологического цикла – теоретическая основа для ряда специальных дисциплин – медицины, агрономии, ветеринарии, звероводства, птицеводства и т.д. Это значит, что здравоохранение, сельское хозяйство, промышленность базируются на тех знаниях и достижениях, которыми характеризуется современный уровень биологии.

Благодаря достижениям биологии большое значение приобретает биотехнология – новое направление материального производства. Достижения биотехнологии позволяют получать промышленным путём необходимые для человека вещества (антибиотики, витамины, гормоны и т.д.).

Таким образом, биология – комплексная наука, сформировавшаяся в результате дифференциации и интеграции разных научных дисциплин. Интеграция наук помогает в решении самых сложных синтетических проблем.

Обратите внимание на то, что эта дифференцировка привела бы науку к тупику, если бы не было интегрирующей науки – общей биологии. Она объединяет все биологические науки на теоретическом и практическом уровнях.

Проблемный вопрос:

Что же изучает общая биология?

Общая биология – общие принципы организации живых систем, закономерности развития живого.

? Что может объединять все биологические науки?

Закономерности жизни на всех уровнях её организации, механизмы биологических процессов и явлений, пути развития органического мира и его рациональное использование.

Г). Цели и задачи «Основ общей биологии».

Цель: выяснить причины многообразия видов на планете.

Как вы думаете, какие задачи нам необходимо решить?

Задачи:

• выяснить происхождение жизни на Земле

• узнать, как развивалась жизнь на планете

• познакомиться с механизмом образования видов

• установить взаимосвязь между организмами; организмами и окружающей средой

• выяснить структурную организацию живых организмов

Задача общей биологии – выявление и объяснение общих свойств и многообразия живых организмов.

Предметом изучения общей биологии являются эволюционное учение, преставления о развитии органического мира, основы общей экологии и учения о биосфере, цитология, гистология, закономерности индивидуального развития организмов, основы генетики и селекции.


Д). Методы исследования живой материи.

Метод – способ практического и теоретического действия, направленного на овладение объектом.

Самостоятельная работа с учебником по заданию:

Пользуясь учебником “Биология. 10 класс”  под редакцией Н.Г.Асанова на страницах 4-6, приложением и своими знаниями курса биологии 6 – 9 классов, составьте кластер «Современные методы в исследования живой материи» (время на выполнение – 5 минут).

Вывод: строение живых систем характеризуется дискретностью, т.е. разделенностью на функ-цио-нальные единицы. Так, атомы состоят из эле-ментарных частиц, из атомов состоят молекулы, из молекул (крупных и малых) – органоиды, ко-торые образуют клетки, из клеток формируются ткани, а из них – органы и т.д.



Е). Вклад ученых в развитие биологии.

Работа в группах по заданию:

Самостоятельная работа с учебником по заданию:

Пользуясь учебником “Биология. 10 класс”  под редакцией Н.Г.Асанова на страницах 5-6, приложением и своими знаниями курса биологии 6 – 9 классов, заполните таблицу «Вклад ученых в развитие биологии» с обсуждением:

Ф.И.О ученого

Вклад в науку




































































Ж). Актуальность биологических знаний в современном мире.

Как вы считаете, в чем состоит актуальность биологических знаний в современном мире?

В тексте одной из лекций Томаса Гексли есть такие строки: «Для человека, не знакомого с естественной историей, пребывание среди природы подобно посещению художественной галереи, где 90 % всех удивительных произведений искусства повернуты лицом к стене. Познакомьте его с основами естественной истории - и вы снабдите его путеводителем к этим шедеврам, достойным быть обращенными к жаждущему знания и красоты человеческому взгляду».

Помимо познавательной и эстетической стороны, биологические знания имеют и чисто практическое применение во многих областях человеческой деятельности.

Биологические знания активно используются в пищевой промышленности, фармакологии, производстве товаров народного потребления. В сельском хозяйстве важнейшей проблемой является создание высокоурожайных сортов растений и высокопродуктивных пород животных, а также разработка на научной основе наиболее оптимальных условий культивирования растений и содержания скота. Сам человек является живым организмом, поэтому биология является теоретической основой таких наук, как медицина, психология социолога и др.



1. Как вы думаете, какова роль биологии в современном обществе, какова роль биологических знаний в нашей жизни?

2. Согласны ли вы с утверждением, что биология – ведущая наука 21 века? Какие крупные открытия сделаны в последние годы?

3. Для решения, каких глобальных задач человечества необходимы знания биологии?

4. Приведите примеры использования методов биологических наук из ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека.

5. Какова основная цель науки?

6. Что такое научный метод? В чем его основной принцип?

7. Что такое научный эксперимент?

8. Каких ученых Казахстана вы запомнили?


стр. 3- 7

Творческое задание по группам на выбор:

1. Каково значение биологии для понимания всего живого.

2. Напишите эссе «Является ли биологическая наука частью культуры человечества?»


Какие ощущения вы испытываете при изучении этой темы?

Р



Р








Р

ЧП
















Р

ИП














ИП

Р











































































ЧП

П






ЧП

П















ИП













ИП

Р






























ЧП



















Р











Р

ЧП




Р

Коллект



Коллект








Индивид

















Фронтал















Работа в парах











































































Коллект







Работа в группах















Работа в парах












Работа в группах






























Работа в группах


















Фронтал











Индивид

Работа в группах



Индивид












+

















+















+












































































+







+
















+













+












+
































+












































































+







+
















+













+































+



Литература и Интернет ресурсы:

  1. Н.Г.Асанов. Биология. Учебник для 10 класса ЕМН.

  2. А.О.Рувинский. Общая биология»: 10–11 кл.

  3. Богданова Т. Л., Солодова Е. А. Биология: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М: АСТ-Пресс, 2012 г.

  4. А.Соловьева. Биология. Методическое руководство для учителей 10 класса ЕМН.





Приложение 1.

1. Наблюдения – преднамеренное, целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств.

2. Описательный – собирание и описание фактов. Ульям Гарвей – открытие и описание кровеносной системы человека.

3. Сравнительный – сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходства и различий. Карл Линней создавший научные основы классификации растений и животных, понятия о роде и виде организмов.

4. Экспериментальный – целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющее воспроизводить и наблюдать эти явления. Френсис Бэкон (только опыт является главным ключом к познанию). Луи Пастер – экспериментальные основы микробиологии.

5. Исторический – выяснение закономерностей появления и развития организмов.

6. Моделирования – изучение процесса или явления через воспроизведение его в виде модели.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Разработка урока по биологии "Введение" для учащихся 10 класса ЕМН

Автор: Волкова Татьяна Викторовна

Дата: 21.08.2015

Номер свидетельства: 226315


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства