Организационно- психологический настрой. 1. Техника безопасности на рабочем месте, во время лабораторных и практических работ, самонаблюдений. 2. Введение в общую биологию и «экологию», знакомство со структурой учебника и правилами работы с ними. А). Что такое биология? Составьте синквейн понятия «биология». Правила составления синквейна. В синквейне 5 строк: 1 – понятие (слово). 2 – прилагательные (два слова). 3 – глаголы (три слова). 4 – предложение (из четырёх слов). 5 – существительное (одно слово). Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер. Пример синквейна: 1. Биология. 2. Интересная, значимая. 3. Открывает, изучает, экспериментирует. 4. Помогает понять живую природу. 5. Наука. Б). Биология – наука о жизни. Современная биология – быстроразвивающаяся наука. Вспомните, сочетанием, каких двух греческих слов, образовано слово «биология»? (путем сочетания двух греческих слов: «bios» - жизнь и «logos» - слово, учение). Таким образом, биология изучает проявление жизнедеятельности всех живых организмов – бактерий, вирусов, грибов, растений, животных. Биология изучает проявление жизнедеятельности всех живых организмов – бактерий, вирусов, грибов, растений, животных. Сегодня она имеет совершенно иной облик. По уровню биологических исследований ныне можно судить о материально – техническом развитии общества. В связи с возросшим интересом к биологии в целом, она становится все более дифференцированной. Термин «биология» впервые был предложен немецким профессором Т. Рузом в 1797 г. Однако общепринятым он стал в 1802 г., после того как его стал употреблять в своих работах французский натуралист Ж.-Б. Ламарк. Общая биология – дисциплина, изучающая биологические закономерности; один из источников диалектико- материалистического мировоззрения. В). Комплекс биологических наук и межпредметных дисциплин, их краткая характеристика. В зависимости от предмета изучения биологию подразделяют на отдельные науки, характеризующиеся высочайшей специализацией и одновременно тесным их взаимодействием. Работа в парах: Самостоятельная работа с учебником по заданию: Пользуясь учебником “Биология. 10 класс” под редакцией Н.Г.Асанова на странице 4 и своими знаниями курса биологии 6 – 9 классов, заполните таблицу “Биологические науки и объекты ими изучаемые” (время на выполнение – 10 минут). Таблица “Биологические науки и объекты ими изучаемые”. № | Биологическая наука | Что изучает | 1 | Анатомия | | 2 | Антропология | | 3 | Биология | | 4 | Биометрия | | 5 | Биотехнология | | 6 | Биофизика | | 7 | Биохимия | | 8 | Ботаника | | 9 | Вирусология | | 10 | Генетика | | 11 | Зоология | | 12 | Микология | | 13 | Микробиология | | 14 | Морфология | | 15 | Палеонтология | | 16 | Селекция | | 17 | Систематика | | 18 | Физиология | | 19 | Цитология | | 20 | Эволюционное учение | | 21 | Экология | | 22 | Эмбриология | | ??? Скажите, при заполнении таблицы, какие науки вызвали у вас затруднения? Микробиология изучает мир бактерий и вирусов; ботаника – строение и жизнедеятельность растений; зоология собирает и систематизирует сведения о животных; микология изучает грибы; антропология – человека; общая биология – общие принципы организации живых систем, закономерности развития живого. Отдельные области биологии изучают общие свойства живых организмов. Так, морфология - учение о внешнем строении, структуре объектов живой природы (морфология растений, морфология животных и т.д.); физиология – учение о функциях живых организмов; анатомия – наука о внутреннем строении существ. К классическим наукам биологического цикла также можно отнести и систематику (систематика растений, систематика животных, систематика грибов и др.), экологию (экология растений, экология животных, экология грибов и др.), палеонтологию (палеоботаника, палеозоология и др.). В самых разных областях биологии все большее значение приобретают пограничные дисциплины, связывающие биологию с другими науками – физикой, химией и др. Так возникла биофизика, биохимия, бионика и др. Так, без знания физики невозможно понять работу нервной системы организма, без знания химии – разобраться во множестве процессов, происходящих внутри клеток, широкое внедрение математики вызвало рождение биометрии, позволило выявить статистические закономерности биологических явлений и т.д. Биология относится к фундаментальным наукам, т.к. её выводы имеют основополагающее теоретическое и прикладное (практическое) значение. Предметы биологического цикла – теоретическая основа для ряда специальных дисциплин – медицины, агрономии, ветеринарии, звероводства, птицеводства и т.д. Это значит, что здравоохранение, сельское хозяйство, промышленность базируются на тех знаниях и достижениях, которыми характеризуется современный уровень биологии. Благодаря достижениям биологии большое значение приобретает биотехнология – новое направление материального производства. Достижения биотехнологии позволяют получать промышленным путём необходимые для человека вещества (антибиотики, витамины, гормоны и т.д.). Таким образом, биология – комплексная наука, сформировавшаяся в результате дифференциации и интеграции разных научных дисциплин. Интеграция наук помогает в решении самых сложных синтетических проблем. Обратите внимание на то, что эта дифференцировка привела бы науку к тупику, если бы не было интегрирующей науки – общей биологии. Она объединяет все биологические науки на теоретическом и практическом уровнях. Проблемный вопрос: Что же изучает общая биология? Общая биология – общие принципы организации живых систем, закономерности развития живого. ? Что может объединять все биологические науки? Закономерности жизни на всех уровнях её организации, механизмы биологических процессов и явлений, пути развития органического мира и его рациональное использование. Г). Цели и задачи «Основ общей биологии». Цель: выяснить причины многообразия видов на планете. Как вы думаете, какие задачи нам необходимо решить? Задачи: • выяснить происхождение жизни на Земле • узнать, как развивалась жизнь на планете • познакомиться с механизмом образования видов • установить взаимосвязь между организмами; организмами и окружающей средой • выяснить структурную организацию живых организмов Задача общей биологии – выявление и объяснение общих свойств и многообразия живых организмов. Предметом изучения общей биологии являются эволюционное учение, преставления о развитии органического мира, основы общей экологии и учения о биосфере, цитология, гистология, закономерности индивидуального развития организмов, основы генетики и селекции. Д). Методы исследования живой материи. Метод – способ практического и теоретического действия, направленного на овладение объектом. Самостоятельная работа с учебником по заданию: Пользуясь учебником “Биология. 10 класс” под редакцией Н.Г.Асанова на страницах 4-6, приложением и своими знаниями курса биологии 6 – 9 классов, составьте кластер «Современные методы в исследования живой материи» (время на выполнение – 5 минут). Вывод: строение живых систем характеризуется дискретностью, т.е. разделенностью на функ-цио-нальные единицы. Так, атомы состоят из эле-ментарных частиц, из атомов состоят молекулы, из молекул (крупных и малых) – органоиды, ко-торые образуют клетки, из клеток формируются ткани, а из них – органы и т.д. Е). Вклад ученых в развитие биологии. Работа в группах по заданию: Самостоятельная работа с учебником по заданию: Пользуясь учебником “Биология. 10 класс” под редакцией Н.Г.Асанова на страницах 5-6, приложением и своими знаниями курса биологии 6 – 9 классов, заполните таблицу «Вклад ученых в развитие биологии» с обсуждением: № | Ф.И.О ученого | Вклад в науку | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Ж). Актуальность биологических знаний в современном мире. Как вы считаете, в чем состоит актуальность биологических знаний в современном мире? В тексте одной из лекций Томаса Гексли есть такие строки: «Для человека, не знакомого с естественной историей, пребывание среди природы подобно посещению художественной галереи, где 90 % всех удивительных произведений искусства повернуты лицом к стене. Познакомьте его с основами естественной истории - и вы снабдите его путеводителем к этим шедеврам, достойным быть обращенными к жаждущему знания и красоты человеческому взгляду». Помимо познавательной и эстетической стороны, биологические знания имеют и чисто практическое применение во многих областях человеческой деятельности. Биологические знания активно используются в пищевой промышленности, фармакологии, производстве товаров народного потребления. В сельском хозяйстве важнейшей проблемой является создание высокоурожайных сортов растений и высокопродуктивных пород животных, а также разработка на научной основе наиболее оптимальных условий культивирования растений и содержания скота. Сам человек является живым организмом, поэтому биология является теоретической основой таких наук, как медицина, психология социолога и др. 1. Как вы думаете, какова роль биологии в современном обществе, какова роль биологических знаний в нашей жизни? 2. Согласны ли вы с утверждением, что биология – ведущая наука 21 века? Какие крупные открытия сделаны в последние годы? 3. Для решения, каких глобальных задач человечества необходимы знания биологии? 4. Приведите примеры использования методов биологических наук из ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека. 5. Какова основная цель науки? 6. Что такое научный метод? В чем его основной принцип? 7. Что такое научный эксперимент? 8. Каких ученых Казахстана вы запомнили? стр. 3- 7 Творческое задание по группам на выбор: 1. Каково значение биологии для понимания всего живого. 2. Напишите эссе «Является ли биологическая наука частью культуры человечества?» Какие ощущения вы испытываете при изучении этой темы? |