kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока биологии "ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОСТЕЙШИХ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабработка урока №3 блока уроков "Тип Простейшие" по блочно-модульной технологии. Целевая аудитория- учащиеся 7 класса. Используемый учебник: Биология. Латюшин, Шапкин. В ходе урока дети большую часть работают самостоятельно по подробно расписанным учебным элементам. Роль учителя: контролирующая и стороннего наблюдателя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока биологии "ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОСТЕЙШИХ" »

Урок №3

Тема: Жизнедеятельность простейших

Тип урока: комбинированный

Цели:

А) обучающая: обобщить, закрепить и углубить знания учащихся о строении и жизнедеятельности простейших;

Б) развивающая: развить умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы;

В) воспитывающая: продолжить воспитание у учащихся бережного отношения к природе.



Оборудование: компьютер, проектор, компьютерная презентация, микроскоп, предметные стекла, пипетки, пробирки с культурами инфузории-туфельки и сенной палочки.



Ход урока:

1. Организационный момент (0,5 мин)

2. Объявление цели урока (0,5 мин)

УЭ - 0

3. Актуализация знаний и проверка домашнего задания(6 мин)

УЭ – 1

4.Изучение нового материала (24 мин)

УЭ -2, 3

5. Закрепление и контроль знаний (10 мин)

УЭ - 4

6. Итог урока (2 мин)

Обратиться к УЭ – 0

1.Достигли ли вы цели урока?

2.Что вам понравилось и не понравилось на уроке?

7. Домашнее задание (2 мин)

&3, ответить письменно на вопросы в конце параграфа.















































УЭ – 0

Интегрирующая цель: В процессе работы над учебными элементами вы должны:

1. Углубить знания о многообразии простейших, особенностях жизнедеятельности.

2. Научиться работать с предложенным материалом.

Указание: Внимательно прочитать цель урока.



УЭ – 1

Цель: проверить правильность выполнения домашней работы в рабочей тетради.

Указания:

1. Внимательно прослушайте правильные ответы.

2. Если есть ошибки – исправьте.

3. Если необходимо задайте вопросы.



















УЭ – 2

Цель: развивать в себе умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Указание: Выполните лабораторную работу по предложенной инструкции.

Инструкция:

Лабораторная работа

«Действие на инфузории бактериальных клеток»

Оборудование:

микроскоп, предметные стекла, пипетки, пробирки с культурами инфузории- туфельки и сенной палочки

Ход работы:

1.Поместите на предметное стекло две капли с инфузориями- туфельками. Положите предметное стекло на предметный столик и пронаблюдайте за поведением туфелек.

2.Около каждой из капель с инфузориями капните чистую воду. Соедините острием карандаша каплю с инфузориями с каплей чистой воды. Пронаблюдайте за поведением туфелек.



3. Положите препаровальной иглой в одну из капель с чистой водой кусочек бактериальной пленки, взятой с поверхности настоя. Пронаблюдайте, как будут вести себя инфузории-туфельки теперь.

4. Все наблюдения и выводы запишите в тетрадь.











УЭ - 3

Цель: Углубить знания о типах питания, процессах выделения, размножения простейших.

Указания:

1. Внимательно послушайте сообщения учащихся.

2. Фиксируйте основные моменты в тетради.



УЭ – 4

Задание А: Вставьте пропущенное слово.

1. Мощные известковые отложения образованы из … морских простейших.

2. Эвглена зеленая, хламидомонада, вольвокс и другие свободно живущие виды простейших, способные к фотосинтезу, относятся к группе … жгутиконосцев.

3. Инфузория-туфелька передвигается в воде с помощью огромного количества …

4. Фораминиферы передвигаются с помощью …

5. Красивый минеральный скелет, в виде причудливых звезд, снежинок, шариков с игольчатыми выростами имеют …

Задание Б: Распределите по систематическим группам перечисленные виды простейших.

Корненожки:

Солнечники:

Споровики:

Жгутиконосцы:

Инфузории:

Эвглена, кархезиум, лямблия, амеба, вольвокс, малярийный плазмодий, трипаносома, туфелька, анофелес, солнечник.

Задание В: Дайте краткий ответ.

1. Каковы отличия колониальных простейших от многоклеточных животных?

2. Все ли простейшие способны к активному передвижению?

3. Назовите способы питания жгутиконосцев?


Оцените свои знания:

За каждый правильный ответ – 1 балл.

  • 10 баллов – оценка «5» - Так держать!

  • 9-8 баллов – оценка «4» -

Еще чуть-чуть и будет «5»

  • 7-6 баллов – оценка «3» -

Будьте внимательнее.

  • 5 и менее баллов – оценка «2» -

И о чем вы думали на уроках?























Приложение

(сообщение учащихся)



Типы питания простейших

Существует три типа питания простейших:

1. Автотрофное (сами синтезируют органические вещества).

2. Миксотрофное (смешанный тип, в зависимости от условий).

3. Гетеротрофное (готовыми органическими веществами).

Пример питания эвглены зеленой.

Эвглена зеленая – организм, сочетающий в себе признаки и животного и растения.

С одной стороны, эвглена , благодаря наличию в ее клетке хлорофилла, может осуществлять автотрофное питание, что характерно для растений. С другой стороны, как животное эвглена активно двигается, обладает гетеротрофным питанием – поедает частицы органических веществ, мелких животных, одноклеточные водоросли. Если эвглена зеленая длительное время находится в темноте, то хлорофилл у нее исчезает и питается она только органическими веществами.

Пример с эвгленой зеленой показывает, что граница между животными и растениями достаточно условна. Жгутиконосцы занимают как бы промежуточное положение между растительным и животным царствами. Из растительных жгутиконосцев, подобных эвглене, в древности могли образоваться животные жгутиконосцы.











Процессы выделения у простейших.

Свободно живущие пресноводные простейшие часто обитают в среде с пониженным содержанием солей, поэтому в их организм постоянно осмотически поступает вода. Для ее удаления, а также для выделения продуктов обмена у них имеются сократительные вакуоли. Благодаря им в цитоплазме сохраняется определенная, необходимая для нее концентрация солей. А у организмов, живущих в морской воде, сократительных вакуолей не наблюдается.





Размножение простейших.

Основная форма размножения простейших – бесполое размножение путем деления клетки. Обычно одна особь дает начало двум дочерним. Как правило, бесполое размножение осуществляется в благоприятных условиях. Так, при обильном питании и температуре 20-25 градусов Цельсия амеба делится один раз в течение 1-2 суток, а инфузория-туфелька – через каждые 8-12 часов; иначе говоря, число их увеличивается в 2-3 раза в сутки. Многие паразитические простейшие образуют при делении не две, а несколько особей. Быстрое увеличение численности способствует их выживаемости в сложных условиях попадания в организм хозяина.

У инфузорий, чаще при ухудшении условий, в их физиологическом состоянии наступают изменения, вызывающие своеобразно выраженную форму полового процесса: две клетки не сливаются в одну, а взаимно обмениваются частями своих ядер. Такая форма полового процесса у простейших называется конъюгацией. После конъюгации инфузории расходятся, у них восстанавливается их нормальное строение, и тогда они снова начинают размножаться делением.

Таким образом, за счет деления восстанавливается количественный состав их естественной среде обитания.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Разработка урока биологии "ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОСТЕЙШИХ"

Автор: Сорокина Елена Владимировна

Дата: 29.12.2014

Номер свидетельства: 148716

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Разработка урока биологии "Организм растения  - единое целое" "
    ["seo_title"] => string(65) "razrabotka-uroka-biologhii-orghanizm-rastieniia-iedinoie-tsieloie"
    ["file_id"] => string(6) "231878"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442663069"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Методическая разработка урока по биологии "
    ["seo_title"] => string(46) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "168652"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423276321"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Методическая разработка урока по биологии "Экологические системы" "
    ["seo_title"] => string(73) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-biologhii-ekologhichieskiie-sistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "221866"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435645538"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Разработка урока обществознание 11 класс."
    ["seo_title"] => string(43) "razrabotka_uroka_obshchestvoznanie_11_klass"
    ["file_id"] => string(6) "597043"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1641648217"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Разработка урока: "Царство Животные. Подцарство Одноклеточные"."
    ["seo_title"] => string(65) "razrabotka-uroka-tsarstvo-zhivotnyie-podtsarstvo-odnoklietochnyie"
    ["file_id"] => string(6) "275367"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452565418"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства