1. Выявлять существенные признаки бактерий;
2. Извлекать нужную информацию;
3. Переводить информацию из одной знаковой системы в другую;
4. Устанавливать причинно-следственные связи;
5. Уметь формулировать и решать проблему
1. Целеполагание
2. Контрольно-оценочная деятельность
3. Рефлексия
1. Уметь слушать
2. Уметь работать с информацией
3. Высказывать свои мысли
4. Работать в диалоге
1. Словесный (беседа, диалог)
2. Наглядный (работа с рисунками, схемами)
3. Практический (поиск информации)
4. Дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. | Добрый день! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Будьте внимательны, выполняйте все задания, отвечайте на вопросы и вас ждет успех. Присаживайтесь | Подготовка класса к работе. Настраиваются на работу. |
2. Проверка домашнего задания | Давайте проверим , как вы усвоили предыдущий материал: - Из чего состоят все живые организмы? - Какие общие черты есть в строении клеток всех живых организмов? Интерактивная доска ( части клетки ) - Заполните схему, какие вещества входят в состав клетки Доска интерактивная вещества клетки
неорганические вещества органические вещества
вода минеральные соли белки жиры углеводы Тест на листочках Согласно клеточной теории, клетки всех организмов: А) сходны по химическому составу Б) одинаковы по выполняемым функциям В) имеют ядро Г) имеют одинаковые органоиды 2. К органическим веществам клетки НЕ относят: А) белки Б) жиры В) углеводы Г) воду 3. Углеводы необходимы всем живым организмам, так как: А) участвуют во всех процессах жизнедеятельности Б) служат основным источником энергии В) являются внутренним резервом для извлечения воды Г) служат строительным материалом 4. Организмы, содержащие в клетке оформленное ядро, называют: А) прокариоты Б) эукариоты В) автотрофы Г) гетеротрофы 5. К прокариотам относят: А) растения Б) животных В ) грибы Г) бактерии |
клеток цитоплазма, плазматическая мембрана, органоиды, ядро
1 ученик у доски
1 учащийся у доски
взаимопроверка
А Г Б Б Г |
3.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности.
3. Постановка учебной задачи. | Вопрос к классу: – Как вы думаете, что изображено на слайде? – Какие царства живых организмов вы знаете? – Представителей, какого царства не хватает на рисунке? – С каким царством мы познакомимся на сегодняшнем уроке? - Какова тема урока? Как вы думаете, почему сейчас уделяют много внимания изучению бактерий? -Почему бактерии живут до сих пор и практически не изменились? (Проблемный вопрос). - Ребята, сформулируйте свое предположение, гипотезу (клетки бактерии имеют особое строение, они очень малы). - Чтобы подтвердить гипотезу нужно сформулировать цель урока Вывешиваю карточки с целями- Демонстрируется картинки «Гниение фруктов» - Какие изменения произошли с фруктами? - Можно ли считать эти изменения результатом деятельности бактерий? - А что вам известно об этих удивительных организмах? Возьмите листочек и заполните первый столбик- 2 мин.
| различные представители царств живой природы растения, животные, грибы бактерии Строение клеток бактерий
Клетки бактерии имеют особое строение, они очень малы. Изучить строение бактерий Процессы жизнедеятельности бактерий роль в природе и в практической деятельности человека, Уточняют тему урока, формулируют проблемный вопрос, выдвигают гипотезу, формулируют цель урока. |
4. Восприятие и усвоение теоретического учебного материала
| Чтобы более подробно познакомиться с бактериями, давайте поработаем в группах. Каждая группа получает своё задание, инструкцию, на выполнение которого отводится 10 минут. В конце указанного времени группа должна, предоставить отчет о проделанной работе. Инструкция для группы №1. «Форма и размеры бактерий» Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы. Изучите пункт параграфа 16 «Форма и размеры бактерий» и дополнительный материал. Выделите новые слова. Объясните их друг другу. Опишите устно, на что похожи разные по форме бактерии. Составьте схему «Форма бактерий» (используйте клей и иллюстрации клеток бактерий). Представьте материал классу. Инструкция для группы №2. «Строение бактериальной клетки» Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы. Изучите пункт параграфа 16 «Строение бактериальной клетки» и дополнительный материал (на столах). Выясните, в чем заключается особенность строения бактериальной клетки. Используя наглядный материал, составьте схему строения клетки, сделайте необходимые подписи. Подготовьте ответ и представьте материал классу. Инструкция для группы №3. «Распространение бактерий» Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы. Изучите пункт параграфа 16 «Распространение бактерий» и дополнительный материал(на столах). Составьте схему «Распространение бактерий» (используйте клей и иллюстрации). Подготовьте ответ на вопрос: где встречаются бактерии? Представьте свою работу классу. Инструкция для группы №4. «Значение бактерий» Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы. Изучите пункт параграфа 16 «Распространение бактерий и их роль в природе» и дополнительный материал (представлен на столе). Подготовьте ответ о значении бактерий в природе и жизни человека. Составьте схему «Значение бактерий» (используйте иллюстрации и разрезной материал) и представьте свою работу классу. | Работают в группах по алгоритму (Приложение): изучают материал учебника, дополнительный материал, анализируют раздаточный материал, составляют схемы Формулируют и записывают выводы.
|
5. Первичное закрепление. | Устанавливает осознанность полученного материала, используя приём переноса знаний в новую ситуацию (использует презентацию)
| Руководители групп представляют полученные знания, используют составленные схемы проектов, доказывают их правильность. Опираются на презентацию учителя проговаривают новый материал, делают вывод |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Подведем итог нашего урока, проверим усвоение нами материала. Тетрадь- тренажер , стр.37, №10-14 Проверим ответы. Кто правильно ответил на все 5 вопросов?
| Применяя знания, полученные на уроке, отвечают на вопросы теста. Коллективно обсуждают допущенные ошибки, корректируют их. Оценивают друг друга Тетрадь - тренажер, стр.37 №10-2, №11- 4, №12- 3,4,5 №13- 1, №14- 3 |
7. Рефлексия деятельности (итог урока) | Организует рефлексию. Демонстрирует гнилое яблоко. Предлагает объяснить причину изменений яблока. -Если очистить кожуру яблока, мы избавимся от бактерий? Докажите, почему? Вернёмся к целям, поставленным в начале урока. Удалось ли их достичь? Довольны ли работой на уроке? Предлагает проанализировать, чему научились на уроке, что узнали нового, где пригодятся полученные знания. Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке используя оценочные листы. № | Оцените работу на уроке по пятибалльной шкале | Оцени себя сам | Оценка учителя | 1 | Комфортно ли вам было на уроке? | | | 2 | Поняли ли вы тему урока? | | | 3 | Теперь я имею прочные знания по данной теме | | | - Составьте Синквейн по теме бактерии ( на доске составление синквейна) Предлагает домашнее задание по выбору: Прочитать параграф учебника Подготовить мини-сообщение «Эти удивительные бактерии» Существуют ли среди бактерий хищники? Выявление уровня знаний. Определение типичных недостатков. Эти организмы появились и распространились на Земле раньше других. Они встречаются в почве, в воздухе, в воде, обитают и в телах других организмов, найдены в гейзерах, солёных озёрах, таких, как Мёртвое море, в Антарктиде и в Арктике, могут жить даже в реакторах атомных станций | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности (Лист самооценки), соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
бактерия микроскопическая мелкая делится размножается проникает заражает организм и вызывает болезнь дрянь бактерия злостная противная размножается поражает убивает тех кто не моет руки микроб Записывают домашнее задание. |