Разработка урока биологии по теме "Отряды пресмыкающихся"
Разработка урока биологии по теме "Отряды пресмыкающихся"
Данную разработку урока биологии по теме "Отряды пресмыкающихся" можно использовать при подготовке к уроку как молодому специалисту, так и учителю со стажем. Возможно использование данного материала и во внеурочной деятельности: при подготовке и проведения факультатива по биологии или занятии по внеурочке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне («хочу, потому что могу»)
Эпиграф урока:
У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить? Учитель настраивает детей на работу, проговаривая с ними план урока (познакомиться с особенностями черепах и крокодилов)
Актуализация знаний.
Учитель;
Черепахи фантастические животные. Некоторые виды могут до 5 лет прожить без пищи, до 10 часов остаются живыми в атмосфере, начисто лишённой кислорода. Итальянский учёный Франческо Реди в 17 веке поставил жестокий опыт: удалил у черепахи головной мозг. Но и без него подопытный экземпляр прожил полгода.
А знаете ли вы легенду, что крокодил, съевший свою жертву или готовившийся её съесть, проливает при этом слёзы, оплакивая её. Отсюда пошло выражение «крокодиловы слёзы», т.е. неискреннее, лицемерное сожаление. А перед дождём крокодилы «поют». Сегодня на уроке мы узнаем о многих загадках черепах и крокодилов.
3.Постановка учебной задачи
Цель: ознакомиться с отрядами пресмыкающихся и представителями этих отрядов.
Учитель. Какую информацию вы должны получить на уроке, чтобы изучить данный вопрос?
Учащиеся формулируют цель урока и записывают тему урока в тетрадь.
4.Изучение нового материала:
Познавательные задания:
Задание 1.
На ваших партах лежат карточки с изображением пресмыкающихся.В течении минуты попробуйте разделить их на отряды (работайте в парах). Сравните полученный результат с соседями по парте. По какому принципу вы разделили пресмыкающихся на отряды?
Задание 2.
Составьте схему «Классификация пресмыкающихся», используя материал учебника В.В.Латюшина на стр.129 – 132.
Отряд
Представители
Характеристика отряда
Значение
Новые знания дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. После заполнения таблицы идёт её обсуждение и проверка по слайдам.
Фронтальная беседа:
1.Назовите признаки, по которым сформированы данные отряды
2. Какие черты строения позволяют отнести черепах и крокодилов к классу пресмыкающихся?
Задание 3.
Используя источник информации (§ 26, стр.130, 133, диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», определите роль пресмыкающихся в природе и жизни человека (составляют кластер).
Задание 4.
Почему происходит сокращение численности пресмыкающихся? Какие причины можно выделить?
(обсуждение «Все, все на свете нужны…..». Почему?)
Охрана пресмыкающихся( источник информации – животные своего района, области – Красная книга .)
5.Первичное закрепление( применение нового знания)
Организуется индивидуальная и парная работа.
Задание 1.
Определить к какому отряду относится это животное и назвать особенности этого отряда.
(демонстрация слайдов)
Определить о каком значении идёт речь в каждом конкретном случае?
Во многих ресторанах мира их мясо считается деликатесом
Их в больших количествах уничтожали ради шкур
Являются объектом международной торговли; в России – объектом экспорта.
Из их панциря изготавливали украшения и пуговицы.
Их яйца являются объектом массового сбора.
Миссисипский аллигатор , поселяясь в болотах ,очищают их от избытка растительности и грязи , превращая их в чистые пруды.
Молодые морские черепашки служат пищей морским птицам.
(кормовое, пищевое, пищевые цепи, промышленное).
6. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Задание 1.
Составить пищевую цепь для следующих животных:
Морские водоросли, медузы, мелкие ракообразные, морские змеи, морские черепахи.
Задание 2.(индивидуальное) Установить принадлежность видов пресмыкающихся к соответствующим отрядам.: