Просмотр содержимого документа
«Разнообразие живого»
Урок 10 "Многообразие живых организмов"
Цели урока:
Ознакомление учащихся с царствами живых организмов.
Дать представления о разнообразии живых организмов.
расширить знания школьников по предмету;
развивать у учащихся внимание и наблюдательность; любознательность и интерес к предмету;
воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока
I. Вводная часть.
Организационный момент. (Проверяю готовность детей к уроку)
II. Проверка Д/З.
Дети отвечают на вопросы
Что изучает наука биология?
Что такое природа?
Назовите признаки живых организмов.
Когда началось развитие жизни на Земле? Примерно 3,5 миллиарда лет назад.
А где зародилась жизнь сначала? В воде, а потом на суще.
Что является единицей строения живых организмов? Клетка.
Дети отвечают на вопросы, взаимно исправляя и дополняя друг друга.
- А как вы думаете живые организмы которые живут на нашей планете все одинаковы? ( Нет, есть различия)
- А кто мне может назвать тему нашего урока? ( Разнообразие живого) слайд 1
- Откройте учебник на стр. 57 и запишите тему урока.
Нас окружает огромный мир живых организмов. Ученые делят их на несколько царств – больших групп. Слайд 2
1.Вирусы
2.Бактерии
3.Простейшие
4. Грибы.
5. Растения.
6. Животные.
Первое царство, с которым мы знакомимся - это царство Вирусов. Слайд 3
Вирусы – это паразиты, они могут жить и размножаться только в живых клетках. Вирусы существуют в форме кристаллов (у них нет собственного обмена веществ, размножения и других свойств живого). И вот несколько картинок какие бывают вирусы.
Второе царство – это Бактерии Слайд 4
На земле существует около 2500 видов этих организмов. Они видны нам только при сильном увеличении. Мир бактерий крайне многообразен, так как они отличаются по форме, по размерам, а главное по той роли, которую они играют в природе. А роль этих микроскопических организмов очень и очень велика. Ученые называют их” санитарами нашей планеты”, ведь благодаря им разрушаются и исчезают с лица Земли умершие организмы.Бактерии по форме бывают: шаровидные (кокки) , палочковидные (бациллы) , изогнутые (вибрионы) , спиральные (спириллы) , в виде цепочки (стрептококки) , в виде гроздей (стафилококки). Рассмотрите на слайде фотографии и рисунки, на которых они изображены.
Следующие царство - Грибы. Слайд 5
Конечно, каждый знает: белый, подберезовик, лисичка, мухомор, бледная поганка... Но не всем известно, что к царству грибов относятся и живущие на деревьях трутовики, дрожжи, которые используют когда пекут вкусные пироги, а также плесневые грибы. Всего ученые насчитывают около 100 000 видов грибов. Среди грибов есть одноклеточные формы и многоклеточные. ( - Как вы понимаете одноклеточные и многоклеточные?) ( Схема на доске)
Грибы тоже играют свою важную роль в природе. И мне хочется повторять вновь и вновь, что лишних организмов в природе – НЕТ!!!
Вашему вниманию представляется одно из самых красивейших царств природы - это царство Растений. Слайд 6
Оно включает в себя 350 000 видов. Я предлагаю вам посмотреть, сравнить и подумать, чем отличаются растения, которые вы видите на слайдах.
Отвечают дети.
Представители царства растений отличаются от других многоклеточных организмов тем, что образуют на свету из углекислого газа и воды питательные вещества (грибы и животные поглощают только готовую пищу). Растения делят на несколько крупных групп: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Всего в царстве растений около 350 тыс. видов. Так же все растения делятся на деревья ( свои три примера), кустарники ( свои три примера) и травы. ( Схема на доске )
Растения
Деревья Кустарники Травы
Лиственные Хвойные
Слайд 7 Есть среди них и большие и маленькие. Самым маленьким растением среди цветковых считается плавающая ряска из водоемов Австралии - её длина 0,6 мм и ширина 0,33 мм. Самым высоким хвойным растением является секвойя. высота отдельных деревьев достигает 80-100 м. А еще есть растения хищники ( Просмотр ролика растения хищники).
Предлагаю поработать самостоятельно и составить подобную схему из слов : хвойные, ландыш, растения, ель, земляника, сосна, цветковые. 2 мин.( слова на доске)
И последнее царство - Царство Животных составляет 1 миллион 500 тысяч видов.
Это самое разнообразное царство, ведь оно так многочисленно. Его представители распространились по всему земному шару.
Каких животных вы знаете? ( четыре примера ) А чем они питаются? На какие две группы можно разделить животных? Слайд 9
Так же различают беспозвоночных и позвоночных животных. У первых, как и показывает название, нет позвоночника, а у вторых он есть. К беспозвоночным относятся черви, моллюски, иглокожие, членистоногие и некоторые другие группы животных. Позвоночные — это рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Вот и закончилось наше знакомство с разнообразием живых организмов.
Слайд 10 Но как же разобраться во всем этом разнообразии организмов? И ученый Карл Линей решил распределить систематизировать весь животный мир. ( Записать что такое систематика) задание выполняют 3 минуты.
Рефлексия а теперь давайте подведем итог.
- Кому на уроке было все понятно и интересно встаньте пожалуйста.
- У кого возникли вопросы или что то было не понятно поднимите руки вверх.
III. Домашнее задание: стр. 57-59, вопрос 8. Приготовить сообщение, мини-сочинение о вашем любимом животном. Слайд 11
IV. Заключительная часть урока.
Подошёл к концу наш урок. И в заключении мне хочется сказать, что многообразный мир природы очень хрупок и требует к себе бережного и внимательного отношения людей всех стран.