Размножение и развитие водорослей. Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение
Цели урока:
- Образовательные цели: раскрыть особенности размножения и развития водорослей; разобрать причины их многообразия; расширить знания учащихся о практическом значении водорослей.
- Развивающая цель: формировать умения выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы.
- Воспитательная цель: воспитание интереса к знаниям и культуры умственного труда.
Применяемая технология: "Развитие критического мышления через чтение и письмо" (РКМЧП)
Учебные пособия: презентация, гербарии "Водоросли", динамическая таблица "Размножение водорослей", пособия на демонстрационном столике: стаканчик мороженого, йод, мыло, хлеб, вода и т. д.
Ход урока
Организационные моменты (проверка отсутствующих, готовность пособий к уроку и т.д.)
Изучение нового материала
1 этап "Вызов".
Задачи этапа:
- актуализация имеющихся знаний;
- пробуждение интереса к получению новой информации.
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Проведение устного опроса
Анализ таблицы, заполненной на предыдущем уроке
Что знал
Что хочу узнать
Что узнал
2 этап "Осмысление".
Задачи этапа:
- активное получение новой информации;
- осмысление новой информации;
- корректировка учеником поставленных целей обучения.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Объяснение непонятных слов.
Организация обсуждения.
Помощь в составлении схемы.
Организация решения познавательных задач разного уровня сложности:
Какие еще приспособления к жизни в разных условиях вы знаете у этих растений?
Олимпиадная задача:
"Большинство водорослей произрастают в воде. Однако водоросли, которые живут в приливно-отливной зоне морей и океанов, часть суток находятся вне воды. Это им не вредит. Какие приспособления имеются у водорослей, помогающие им переносить неблагоприятные условия?
Практическая задача.
На столике: стаканчик с мороженым, хлеб, бутылочка раствора йода, коробка зефира, вода и т.д. Вопрос: Почему эти предметы появились на нашем уроке?
Обобщение - просмотр презентации.
Организация моделирования ситуации "Мир без водорослей".
Фронтальная работа с текстом и словарем (статьи "Размножение водорослей " стр 42). Прием "Инсерт"
Для этого используется система условных значков:
"+" - новое для меня
" - " - думал иначе
" ? " - требуется разъяснение
" V " - я это знаю
Обсуждение полученных результатов.
Составление схемы полового размножения водорослей. Обсуждение способов размножения водорослей и причины их появления в природе.
Решение задач:
- фронтально;
- индивидуально, парами;
- фронтально.
5. Просмотр и обсуждение информации, размещенной в презентации.
6. Обсуждение проблемы.
3 этап "Рефлексия"
Задачи этапа:
- целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
- поиск тем и проблем для дальнейшей работы ("новый вызов");
- оценка собственных достижений в реализации поставленных задач.
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Организация анализа таблицы
Сравнение 1 и 3 граф таблицы "Что знал?."
Поиск тем и проблем для дальнейшей работы.
4. Домашнее задание.
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Учитель предлагает разноуровневые домашние задания:
1. Работа с текстом учебника + заполнение 3 графы таблицы, задания в тетради №29;
2. Работа с текстом учебника + решение олимпиадной задачи:
" Вы - исследователь морских глубин. Ваш батискаф вышел из строя и вы оказались на дне моря. Заканчивается кислород и еда. Вы поранили руку. Не ориентируетесь - на какой вы глубине. Могут ли водоросли Вам помочь?"
3. Работа с текстом учебника + мини-сочинение "Мир без водорослей"
Выбирают домашнее задание.
Ученики записывают домашнее задание в дневники.
Используемая литература и пособия:
- Захаров в.Б. Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс - М.: Дрофа, 2008.
- Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. - СПб: Альянс-Дельта, 2003.
- Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб: Альянс-Дельта совм. с изд-вом "Речь", 2003.
- Мамонтов Д.И. Открытая биология. Версия 2.5. Новый диск. Физикон.
- Иллюстрации: зеленые водоросли:
Приложение 1.
Приложение 2.