Программа разработана в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (2004 г.) Все учебники, созданные по этой программе, имееют грифы Министерства образования и науки Российской Федерации и выпущены в свет Издательским центром «Вента – Граф» 2008г.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
В. С. Кучменко «Биология в таблицах 6-11 классы». Справочное пособие. «Дрофа» 2002 г.
Е. В. Прохорова «Активные формы и методы обучения биологии» «Просвещение» Москва, 1997 г.
Тема раздела | Цель раздела | № п/п | Тема урока | Срок изучения | Основные понятия | Программа |
общеобр | 7 вида |
Введение в основы общей биологии.( 4 ч.) | Уроки обобщения и систематизации знаний. | 1. | Биология – наука о живом мире. | сентябрь | Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Становление биологии как науки. Интеграция и дифференциация. | + | + |
2. | Общие свойства живых организмов. | сентябрь | Отличительные особенности живых организмов от неживых тел. Обмен веществ, процессы синтеза и распада. Особенности развития. | + | + |
3. | Многообразие форм живых организмов. | сентябрь | Уровни организации живой природы. Многообразие живых организмов. Царства живой природы. | | |
4. | Экскурсия. | сентябрь | Биологическое разнообразие вокруг нас. | + | + |
Основы учения о клетке.( 10 ч.) | Уроки обобщения, изучения, закрепления и систематизации знаний. | 5. | Цитология – наука о клетке. Многообразие клеток. | сентябрь | Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов. Основные положения клеточной теории Т. Шванна, М. Шлейдена. | + | + |
6. | Химический состав клетки. | сентябрь | Особенности химического состава живых организмов. Микроэлементы и макроэлементы. Неорганические вещества. Органические вещества. | + | + |
7. | Органические вещества клетки. | сентябрь | Особенности химического состава живых организмов. Органические вещества. Белки, аминокислоты ферменты и их роль. Молекула белка, нуклеиновых кислот – ДНК, РНК. | + | + |
8. | Строение клетки. Лабораторная работа. | сентябрь | Цитоплазма. Строение и функции ядра. Прокариоты, эукариоты. Вирусы- неклеточная формы. | + | |
9. | Изучение клеток растений и животных. Изучение клеток бактерий. | сентябрь | Особенности строения растительной, животной, бактериальной клеток. Эукариотические клетки растений, животных. Клетки бактерий. | + | |
10. | Обмен веществ и энергии в клетке. | октябрь | Основа жизнедеятельности клетки. Ассимиляция и диссимиляция. Синтез белка и фотосинтез. | + | + |
11. | Биосинтез белков в живой клетке. | октябрь | Основа жизнедеятельности клетки. Свойства генетического кода. Механизм транскрипции, трансляции. Принцип комплементарности. | + | |
12. | Биосинтез углеводов – фотосинтез. Тематический итоговый тест. | октябрь | Питание. Фотосинтез значение фотосинтеза. Хлоропласты. Световая и темновая фазы фотосинтеза. | + | |
13. | Обеспечение клетки энергией | октябрь | Дыхание. Биологическое окисление. Этапы энергетического обмена. Внутриклеточное пищеварение. | + | + |
14. | Зачет «Основы учения о клетке». | октябрь | Тестирование по теме «Основы учения о клетке». | + | |
Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез).( 5 ч.) | Уроки обобщения, изучения, закрепления и систематизации знаний. Уроки изучения, первичного закрепления и систематизации знаний. | 15. | Типы размножение организмов | октябрь | Половое и бесполое размножение. Виды бесполого размножения. Виды вегетативного размножения. | + | |
16. | Деление клетки. Митоз. | октябрь | Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза. Деление клетки прокариот. | + | + |
17. | Образование половых клеток. Мейоз. Тематический проверочный тест | октябрь | Половое размножение растений и животных. Половые клетки. Осеменение. Оплодотворение. | + | + |
18. | Индивидуальное развитие организма – онтогенез. Лаборатор. работа. | ноябрь | Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Дробление. Гаструляция. Органогенез. Закон зародышевого сходства. | + | + |
19. | Зачет «Размножение и индивидуальное развитие организмов». | ноябрь | Тестирование по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов». | + | |
Основы наследственности и изменчивости.( 9 ч.) | Уроки обобщения, изучения, закрепления и систематизации знаний | 20. | Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики. | ноябрь | Наследственность и изменчивость. Моногибридное скрещивание. | + | + |
21. | Генетические опыты Г. Менделя. Решение задач. | ноябрь | Наследственность – свойство организмов. Неполное доминирование. Правило единообразия. Закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет. | + | + |
22. | Дигибридное скрещивание. Решение задач. | ноябрь | Механизм наследования признаков. Закон независимого наследования. | + | |
23. | Сцепленное наследование. | ноябрь | Расположение генов. Перекрест хромосом. Закон Т. Моргана. | + | |
24. | Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. | ноябрь | Генотип. Характер взаимодействия. Взаимодействие генов и их множественное действие. | + | |
25. | Наследование признаков, сцепленных с полом. Решение задач | ноябрь | Наследственные заболевания. Расщепление фенотипа по признаку определения пола. Закон сцепленного наследования. | + | |
26. | Наследственная изменчивость. | декабрь | Виды мутаций. Синдром Дауна. Виды мутагенов. Механизм появления полиплоидных растений. | + | |
27. | Другие типы изменчивости | декабрь | Ненаследственная изменчивость. Характеристики модификационной изменчивости. | + | |
28. | Зачет «Основы наследственности и изменчивости». | декабрь | Тестирование по теме «Основы наследственности и изменчивости». | + | |
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов( 4ч.) | Уроки обобщения, изучения, закрепления и систематизации знаний Уроки изучения, первичного закрепления и систематизации знаний. | 29. | Генетические основы селекции организмов. | декабрь | Наследственность и изменчивость. Центры происхождения культурных растений. Независимое одомашнивание. Семейство злаковых. Учение Н. И. Вавилова. | + | + |
30. | Особенности селекции растений. | декабрь | Основные методы селекции. Виды искусственного отбора. Гибридизация. Искусственный мутагенез. | + | + |
31. | Особенности селекции животных. | декабрь | Основные методы селекции. Виды искусственного отбора. Гибридизация. Искусственный мутагенез. | + | + |
32. | Основные направления селекции микроорганизмов. Итоговая проверочная работа | декабрь | Основные направления селекции микроорганизмов. Микробиологический синтез. | + | |
Происхождение жизни и развитие органического мира.( 4 ч.) | Уроки обобщения, изучения, закрепления и систематизации знаний. | 33. | Представления о возникновении жизни на Земле. Современная теория возникновения жизни на Земле. | декабрь | Гипотеза происхождения жизни А. И. Опарина. Проблемы доказательства современной гипотезы происхождения жизни. | + | + |
34. | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. | январь | Этапы развития жизни. Происхождение эукаратической клетки. Гипотезы происхождения эукаратической клетки. | + | |
35. | Этапы развития жизни на Земле. Тематическая проверочная работа | январь | Изменение животного растительного мира. Развитие жизни. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. | + | |
36. | Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни. | январь | Основные приспособительные черты наземных растений. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. | + | |
37. | Экскурсия. | январь | История живой природы Пермского края. | + | |
Учение об эволюции.( 11 ч.) | Уроки обобщения, изучения, закрепления и систематизации знаний. | 38. | Идея развития органического мира в биологии. | январь | Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Учение об эволюции органического мира. | + | |
39. | Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. | январь | Формы борьбы за существование. Проявление в природе борьбы за существование, естественного отбора. | + | |
40. | Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде. Выявление приспособленности к среде обитания. | январь | Многообразие адаптаций. Приспособленность организмов к условиям внешней среды – результат действий естественного отбора. | + | |
41. | Современные представления об эволюции органического мира. | февраль | Современные представления, основанные на популяционном принципе. | + | + |
42. | Вид, его структура и особенности. Лаборатор. работа. | февраль | Критерии вида. Совокупность критериев. Популяция. | + | |
43. | Процесс образования видов – видообразование. Итоговый проверочный тест | февраль | Изолирующие механизмы. Виды изоляций. Видообразование – результат эволюции. | + | |
44. | Понятие о микроэволюции и макроэволюции. | февраль | Главные направления эволюционного процесса. | + | + |
45. | Основные направления эволюции. | февраль | Главные направления эволюции. Макроэволюция. Пути достижения биологического прогресса. | + | + |
46. | Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов. | февраль | Последствия хозяйственной деятельности. Сохранение биологического разнообразия. | + | |
47. | Экскурсия. | февраль | Приспособленность организма к среде обитания и ее относительный характер. Борьба за существование в природе. | + | |
48. | Зачет «Учение об эволюции» | февраль | Тестирование по теме «Учение об эволюции». | + | |
Происхождение человека (антропогенез).( 5 ч.) | Уроки обобщения, изучения, закрепления и систематизации знаний. | 49. | Место и особенности человека в системе органического мира. | февраль | Место и роль человека в системе органического мира, его сходство и отличие от них. | + | |
50. | Доказательства эволюционного происхождения человека. | Февраль. | Доказательства происхождения человека от животных, его сходство с животными. | + | |
51. | Этапы эволюции вида Человек разумный. | март | Движущие силы и этапы эволюции человека. Биологическая природа и социальная сущность человека. | + | + |
52. | Человеческие расы, их родство и происхождение. | март | Человек как единый биологический вид. | + | |
53. | Зачет «Происхождение человека. Антропогенез | март | Тестирование по теме «Происхождение человека. Антропогенез | + | |
Основы экологии.(13 ч.) | Уроки обобщения, изучения, закрепления и систематизации знаний. | 54. | Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы. | март | Экология – наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Взаимодействие факторов среды. | + | |
55. | Закономерности действия факторов на организмы. | март | Экологические факторы. | + | + |
56. | Приспособленность организмов к влиянию факторов среды. | апрель | Приспособленность организмов к различным экологическим факторам. | + | |
57. | Биотические связи в природе. | апрель | Пищевые связи в экосистемах. | + | |
58. | Популяции как форма существования видов в природе. | апрель | Популяция – элемент экосистемы. Основные характеристики | + | + |
59. | Функционирование популяции и динамика ее численности в природе. | апрель | Популяция – элемент экосистемы. Основные характеристики | + | |
60. | Биоценоз как сообщество живых организмов в природе. | апрель | Структура экосистем. Свойства экосистемы. Элементы биогеоценоза. | + | |
61. | Понятие о биогеоценозе и экосистеме. Составление схем передачи веществ и энергии. | апрель | Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Средообразующая деятельность организмов. Циркуляция биогенных элементов. | + | |
62. | Развитие и смена биогеоценозов. | апрель | Первичная и вторичная сукцессии. Агроэкосистемы. | + | |
63. | Изучение и описание экосистем своей местности. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме. | апрель | Состояние экосистемы своей местности. | + | |
64. | Основные законы устойчивости живой природы. | май | Биосфера – глобальная экосистема. Границы биосферы. Условия жизни. Учение В. И. Вернадского о биосфере. | + | + |
65. | Рациональное использование природы и ее охрана. | май | Последствия хозяйственной деятельности в экосистемах. Стратегии природопользования и их последствия. | + | |
66. | Экологические проблемы. | май | Влияние экологических проблем на собственную жизнь и жизнь других людей. | + | + |
67. | Взаимодействия организма и среды обитания. | май | Биосфера и человек. | + | |
68. | Итоговая контрольная работа. | май | Тестовая контрольная работа. | + | + |