Программа разработана в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (2004 г.) Все учебники, созданные по этой программе, имееют грифы Министерства образования и науки Российской Федерации и выпущены в свет Издательским центром «Вента – Граф» 2008 г.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
Рабочая программа для 7 класса включает в себя сведения о строении, жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, их разнообразии в природе Земли в результате эволюции.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
В. А. Шапкин «Биология. Животные». Пособие для учителя. «Дрофа». Москва, 2001 г.
И. Х. Шарова «Зоология беспозвоночных». Книга для учителя. «Просвещение». Москва, 1999 г.
Тема раздела | Цель раздела | № п/п | Тема урока | Срок изучения | Основные понятия | Программа |
общеобр | 7 вида |
Общие сведения о мире животных ( 4 ч.) | Уроки обобщения и систематизации знаний. | 1. | Зоология – наука о животных. | сентябрь | Признаки животных. | + | + |
2. | Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. | сентябрь | Место обитания животного. | + | + |
3. | Классификация животных и основные систематические группы. | сентябрь | Этапы развития зоологии. | + | + |
4. | Влияние человека на животных. | сентябрь | Меры охраны редких животных. | + | |
Строение тела животных. ( 3 ч.) | Уроки изучения и первичного закрепления новых знаний. | 5. | Клетка. | сентябрь | Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток. | + | + |
6. | Ткани. | сентябрь | Определение особенности строения. Виды тканей. Особенности строения основных видов тканей. | + | + |
7. | Органы и системы. Итоговый тематический тест. | сентябрь | Орган – часть организма. Системы органов. Организм как целостная система. План строения тела животных. | + | + |
Подцарство простейшие или одноклеточные животные ( 4 ч.) | Уроки изучения, первичного закрепления и систематизации знаний. | 8. | Тип Саркодовые и класс Жгутиконосцы. | октябрь | Общая характеристика простейших. Среда обитания. Образование цисты. Раздражимость. | + | |
9. | Класс Жгутиконосцы. | октябрь | Одноклеточные и колониальные жгутиконосцы. Среда обитания и условия жизни. Автотрофное и гетеротрофное питание. | + | + |
10. | Тип инфузории. Лаборат. Работа. | октябрь | Среда обитания. Особенности строения инфузорий. Особенности жизнедеятельности. | + | + |
11. | Многообразие простейших. Паразитические простейшие. Тематическое тестирование по теме «ПРОСТЕЙШИЕ» | октябрь | Типы простейших. Роль простейших в природе и в жизни человека. | + | |
Подцарство многоклеточные животные: тип Кишечнополостные.( 4 ч.) | Уроки изучения, первичного закрепления и систематизации знаний. | 12. | Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. | октябрь | Признаки типа Кишечнополостные. Одиночные и колониальные организмы. Размножение. | + | + |
13. | Пресноводная гидра. | октябрь | Среда обитания и образ жизни пресноводной гидры. Строение. Жизнедеятельность. Регенерация. Механизм безусловного рефлекса. | + | + |
14. | Морские кишечнополостные. | октябрь | Роль кишечнополостных в природе и в жизни человека. | + | + |
15. | Зачет № 1 | октябрь | Тестирование по темам «Одноклеточные животные. Тип Кишечнополостные». | + | |
Типы: Плоские черви, круглые черви, кольчатые черви.( 6 ч.) | Уроки изучения, первичного закрепления и систематизации знаний. Уроки изучения, первичного закрепления и систематизации знаний. | 16. | Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви. | октябрь | Признаки типа Плоские черви. Размножение. Гермафродиты, внутреннее оплодотворение. | + | + |
17. | Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Тематический тест. | октябрь | Цикл развития паразитических червей. Меры защиты от заражения. | + | |
18. | Тип Круглые черви. | ноябрь | Образ жизни. Особенности строения. Значение круглых червей в природе и в жизни человека. | + | + |
19. | Тип Кольчатые черви. | ноябрь | Образ жизни. Особенности строения. Появление замкнутой кровеносной системы. | + | + |
20. | Малощетинковые черви. Лаборатор. Работа. | ноябрь | Образ жизни и особенности строения дождевого червя. Значение в природе и жизни человека. | + | + |
21. | Зачет № 2. | ноябрь | Тестирование по темам «тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви». | + | |
Тип Моллюски.( 4 ч.) | Уроки изучения, первичного закрепления и систематизации знаний. | 22. | Общая характеристика типа Моллюски. Лаборатор. Работа. | ноябрь | Среда обитания. Образ жизни. Особенности строения. Системы внутренних органов. Процессы жизнедеятельности. | + | + |
23. | Класс Брюхоногие моллюски. | ноябрь | Многообразие. Особенности строения. | + | + |
24. | Класс Двустворчатые моллюски. | ноябрь | Многообразие. Особенности строения. Строение раковины. | + | + |
25. | Класс Головоногие моллюски. Итоговый тематический тест. | Декабрь. | Многообразие. Особенности строения. | + | + |
Тип Членистоногие.( 8 ч.) | Уроки изучения, первичного закрепления и систематизации знаний. Уроки изучения, первичного закрепления и систематизации знаний. | 26. | Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные. | Декабрь. | Образ жизни и внешнее строение ракообразных. Системы внутренних органов. | + | + |
27. | Класс Паукообразные. Тематический итоговый тест | Декабрь. | Образ жизни и особенности строения. Системы внутренних органов. Клещи. Значение паукообразных. | + | + |
28. | Класс Насекомые. Внешнее строение. Лаборатор. Работа. | Декабрь. | Образ жизни и особенности внешнего строения. Типы ротового аппарата. | + | + |
29. | Внутреннее строение насекомых. | Декабрь. | Системы внутренних органов. Смешанная полость тела. Жизнедеятельность. Раздельнополые организмы. Внутреннее оплодотворение. | + | |
30. | Типы развития насекомых. | Декабрь. | Признаки отрядов насекомых. Стадии развития с неполным и полным превращением. | + | + |
31. | Полезные насекомые. Охрана насекомых. | Декабрь. | Значение насекомых в природе и жизни человека. Одомашненные насекомые. Охрана насекомых. | + | |
32. | Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний. | Декабрь. | Отрицательное значение насекомых. Методы борьбы человека с насекомыми. | + | |
33. | Зачет № 3. | Декабрь. | Тестирование по темам «Тип Моллюски. Тип Членистоногие». | + | |
Тип. Хордовые. Подтип Бесчерепные. ( 1 ч.) | Урок изучения, первичного закрепления и систематизации знаний. | 34. | Общие признаки хордовых. Подтип Бесчерепные. | Январь. | Признаки хордовых. Местообитание и внешнее строение. Системы внутренних органов. | + | |
Подтип Черепные. Надкласс Рыбы.( 5 ч.) | Уроки изучения, первичного закрепления и систематизации знаний. | 35. | Подтип Черепные. Надкласс Рыбы. Лаборатор. Работа. | Январь. | Общие признаки подтипа Черепные. Особенности внешнего строения. Расположение и значение органов чувств. | + | + |
36. | Внутреннее строение рыбы. Лаборатор. Работа. | Январь. | Системы внутренних органов. | + | + |
37. | Особенности размножения рыб. | Январь. | Органы размножения. Особенности поведения. | + | + |
38. | Основные систематические группы рыб. | Январь. | Хрящевые рыбы. Многообразие костистых рыб. Двоякодышащие и кистеперые рыбы. Приспособления рыб к разным условиям обитания. | + | |
39. | Промысловые рыбы. Их использование. Итоговый тест»Рыбы» | Январь. | Практическое значение рыб. Рыболовство. Основные группы промысловых рыб. Прудовое хозяйство виды рыб. | + | + |
Класс Земноводные или Амфибии ( 5 ч.) | Уроки изучения, первичного закрепления и систематизации знаний. | 40. | Места обитания и строение земноводных. Лаборатор. Работа. | Январь. | Признаки класса. Места обитания и образ жизни. Внешнее строение лягушки. Скелет и мускулатура. | + | |
41. | Строение и деятельность внутренних органов. Лаборатор. работа. | Февраль. | Системы внутренних органов. Обмен веществ и энергии. | + | |
42. | Годовой цикл и происхождение земноводных. | Февраль. | Размножение. Внешнее оплодотворение. Развитие лягушки с метаморфозом | + | + |
43. | Многообразие и значение земноводных. | Февраль. | Многообразие земноводных. Отряды. Охрана земноводных. | + | + |
44. | Зачет № 4. | Февраль. | Тестирование по теме «Рыбы и земноводные». | + | + |
Класс Пресмыкающихся.( 4 ч.) | Уроки изучения, первичного закрепления и систематизации знаний. | 45. | Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Лаборатор. работа. | Февраль. | Особенности внешнего строения. Приспособления к жизни. Строение скелета. | + | + |
46. | Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающихся. | Февраль. | Особенности внутреннего строения. Обмен веществ. Поведение. Размножение и развитие. | + | |
47. | Многообразие пресмыкающихся. | Февраль. | Отряды класса пресмыкающихся. Ядовитые змеи. Меры первой помощи. Неядовитые змеи. | + | + |
48. | Значение пресмыкающихся. Древние пресмыкающихся. Итоговый тест по теме «Пресмыкающиеся» | Февраль. | Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. | + | |
Класс Птицы.( 8 ч.) | Уроки изучения, первичного закрепления и систематизации | 49. | Среда обитания и внешнее строение птиц. Лаборатор.работа. | март | Общая характеристика класса. Среда обитания. Особенности внешнего строения. Приспособленность к полету. | + | + |
50. | Опорно – двигательная система птиц. Лаборатор. работа. | март | Скелет птиц. Отделы. Мышцы. | + | |
51. | Внутреннее строение птиц. | март | Системы внутренних органов птиц. Приспособления к полету. | + | + |
52. | Размножение и развитие птиц. Лаборатор. работа. | март | Органы размножения. Развитие яйца и зародыша. | + | |
53. | Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. | март | Поведение птиц на различных этапах годового цикла. | + | + |
54. | Многообразие птиц. | март | Экологические группы птиц по местам обитания. Экологические группы птиц по типу питания. | + | + |
55. | Значение и охрана птиц. Происхождение птиц. | апрель | Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы. Домашние птицы. | + | + |
56. | Зачет № 5. | апрель | Тестирование по темам «Класс Пресмыкающиеся и класс Птицы». | + | |
Класс Млекопитающее, или Звери.( 10 ч.) | Уроки изучения, первичного закрепления и систематизации | 57. | Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих.. | апрель | Признаки класса млекопитающие. Среды жизни и места обитания. Особенности внешнего строения. Строение кожи. Шерстяной покров. | + | + |
58. | Внутреннее строение млекопитающих. Лаборатор. работа. | апрель | Особенности внутреннего строения. Усложнение органов чувств. | + | + |
59. | Размножение и развитие млекопитающих. Тематический тест. | апрель | Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл. И сезонные явления. | + | + |
60. | Происхождение и многообразие млекопитающих. | апрель | Предки млекопитающих – древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих. | + | |
61. | Плацентарные звери: Насекомоядные и Рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные. | апрель | Признаки отряда. | + | |
62. | Ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные. Хоботные. | апрель | Признаки отряда. | + | + |
63. | Отряд приматы. | май | Признаки отряда. Сходство человекообразных обезьян с человеком. | + | + |
64. | Экологические группы млекопитающих. | май | Среда обитания. Экологические группы. | + | + |
65. | Значение млекопитающих для человека. | май | Домашние звери. Охотничье – промысловые звери. Охрана млекопитающих. | + | |
66. | Зачет № 6. | май | Тестирование по теме «Млекопитающие». | + | |
Развитие животного мира на Земле.( 2 ч.) | Урок обобщения и систематизации знаний. | 67. | Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции. | май | Понятие об эволюции. Учение Ч. Дарвина. Доказательства эволюции. | + | |
68. | Основные этапы развития животного мира на Земле. | май | Основные этапы развития животного мира на Земле. Выход позвоночных на сушу. | + | |