Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для учащихся 6х классов составлена на основе авторской учебной программы по биологии для 6-9 классовспециальной (коррекционной) образовательнойшколыVIII вида.Автор программы В. И. Сивоглазов под редакцией В. В. Воронковой. Москва: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2011 год.
Данная программа разработана в связи с несоответствием количества часов, отведённых в учебном плане коррекционной школы и в авторской программе: в учебном плане коррекционной школы для надомного обучения – 1 час в неделю (34 часа в год), в авторской государственной программе – 2 часа в неделю (68 часов в год).
Задачи:
-сообщение учащимся знаний об основных компонентах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве), а также общие сведения о строении и жизни растений, животных, организме человека и его здоровье;
-формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, смена времен года и др., а также их роль в живой и неживой природе;
-проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;
-первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;
-привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Тематическое распределение часов:
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
Авторская программа | Рабочая программа |
1 | Введение | 4 | 2 |
2 | Вода | 15 | 7 |
3 | Воздух | 15 | 7 |
4 | Полезные ископаемые | 20 | 11 |
5 | Почва | 10 | 5 |
6 | Повторение | 2 | 1 |
| Всего: | 66 | 34 |
Содержание обучения:
Введение
Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы. Для чего нужно изучать неживую природу.
Вода
Вода в природе. Температура воды и ее измерение. Единица измерения температуры — градус. Свойства воды: непостоянство формы, текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Учет и использование этих свойств воды человеком. Способность воды растворять твердые вещества (соль, сахар и др.).Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в быту (стиральные, питьевые и т.д.). Растворы в природе: минеральная и морская вода. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Питьевая вода. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды в природе. Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды, и пути их решения.
Воздух
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, упругость. Теплопроводность воздуха. Учет и использование свойств воздуха человеком.Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Движение воздуха. Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль).Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, и пути их решения.
Полезные ископаемые
Полезные ископаемые и их значение. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов.Гранит, известняк, песок, глина. Внешний вид и свойства. Добыча и использование.Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование.Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений. Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.Фосфориты. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Железная и медная руды. Их внешний вид и свойства.Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.)Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых; пути их решения.
Почва
Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные соли — минеральная часть почвы. Виды почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы — плодородие. Местные типы почв: название, краткая характеристика. Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы, и пути их решения.
Повторение
Обобщение изученного.
3. Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
характерные признаки полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов;
расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла;
Учащиеся должны уметь:
обращаться с простым лабораторным оборудованием;
определять температуру воды и воздуха;
проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.
4. Список рекомендуемой литературы:
1Учебник «Биология. Неживая природа» 6 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, А. И. Никишов; М.: «Просвещение», 2009
2. Программа по географии для 6-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой «Владос» 2011 г. Автор программы В. И. Сивоглазов.
Согласовано
Зам.директора по КР
____________________
«___» __________ 2014 года
№ | № | Тема урока. | Количество часов | Дата по плану | Дата фактически |
| | 1 четверть | | |
| | Введение | 2 | |
1 | 1 | Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. | | 03.09 | |
2 | 2 | Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы. Для чего нужно изучать неживую природу. | | 10.09. | |
| | Вода | 7 | |
3 | 1 | Вода в природе. | | 17.09 | |
4 | 2 | Температура воды и ее измерение. Единица измерения температуры — градус. Практическая работа №1 «Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей» | | 24.09 | |
5 | 3 | Свойства воды: непостоянство формы, текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Учет и использование этих свойств воды человеком. Практическая работа №2 «Определение текучести воды» | | 01.10 | |
6 | 4 | Способность воды растворять твердые вещества (соль, сахар и др.). | | 08.10 | |
7 | 5 | Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в быту (стиральные, питьевые и т.д.). | | 15.10 | |
8 | 6 | Растворы в природе: минеральная и морская вода. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Питьевая вода. | | 22.10 | |
9 | 7 | Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды в природе. | | 29.10 | |
| | 2 четверть | | | |
10 | 8 | Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды, и пути их решения. | | 12.11 | |
| | Воздух | 7 | |
11 | 1 | Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, упругость. Теплопроводность воздуха. Учет и использование свойств воздуха человеком. | | 19.11 | |
12 | 2 | Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Движение воздуха. Практическая работа №3 «Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую (циркуляция)» | | 26.11 | |
13 | 3 | Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Практическая работа №5 «Наблюдение за отклонением пламени свечи» | | 03.12 | |
14 | 4 | Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине | | 10.12 | |
15 | 5 | Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара | | 17.12 | |
16 | 6 | Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). | | 24.12 | |
| 3 четверть | | |
17 | 7 | Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, и пути их решения. | | 14.01 | |
| | Полезные ископаемые | 11 | |
18 | 1 | Полезные ископаемые и их значение.Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. | | 21.01 | |
19 | 2 | Гранит, известняк, песок, глина. Внешний вид и свойства. Добыча и использование. | | 28.01 | |
20 | 3 | Горючие полезные ископаемые.Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование. | | 04.02 | |
21 | 4 | Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование. | | 11.02 | |
22 | 5 | Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы. | | 18.02 | |
23 | 6 | Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. | | 25.02 | |
24 | 7 | Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений.Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. | | 04.03 | |
25 | 8 | Фосфориты. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. | | 11.03 | |
26 | 9 | Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Железная и медная руды. Их внешний вид и свойства. | | 18.03 | |
| | 4 четверть | | | |
27 | 10 | Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.).Практическая работа №6 «Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов» | | 01.04 | |
28 | 11 | Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых; пути их решения.Экскурсия №1 в музей | | 08.04 | |
| | Почва | 5 | |
29 | 1 | Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. | | 15.04 | |
30 | 2 | Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные соли — минеральная часть почвы. Экскурсия №2 к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза | | 22.04 | |
31 | 3 | Виды почв.Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Практическая работа №7 «Различие песчаных и глинистых почв» | | 29.04 | |
32 | 4 | Основное свойство почвы — плодородие.Местные типы почв: название, краткая характеристика.Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. | | 06.05 | |
33 | 5 | Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы, и пути их решения. Практическая работа №8 «Определение типа почвы на школьном учебно-опытном участке» | | 13.05 | |
| | Повторение | 1 | |
34 | 1 | Обобщение изученного. | | 20.05 | |