Открытый урок на тему: "Путешествие в страну насекомых" Цель: познакомить учащихся с признаками насекомых. Предметные результаты: знать, что насекомые — это животные, у которых шесть ног; приводить примеры насекомых; узнавать насекомых на рисунке; выявить важнейший признак насекомых; пользоваться признаком насекомых для определения принадлежности животного к данной группе. Метапредметные результаты: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассматривать иллюстрации; извлекать из них информацию о строении насекомых; сравнивать части тела различных насекомых; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Личностные результаты: осознавать многообразие и красоту насекомых. Тип урока: комбинированный. Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный. Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация рисунков, таблиц, схем. Средства наглядности: компьютер, экран, проектор, презентация, раздаточный материал. Оборудование: презентация «Кто такие насекомые?» Скачать материалы и презентацию к уроку Ход урока 1.Орг .момент. Приветствие! 2. Определение темы урока Введение в тему - Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир природы. А вот мир, каких животных мы посетим, вам предстоит узнать самим. Пойдём мы с вами , как настоящие путешественники пешком. Возьмём с собой только знания, которые будут нам помогать в дороге. Слушаем запись «На лугу» (Под эти звуки) Ученики по очереди читают стихотворение С.Я.Маршака. 1 ученик: Эта страничка зелёного цвета Значит на ней постоянное лето. Если бы здесь уместиться я мог, Я бы на этой страничке прилёг. 2 ученик: Бродят в траве золотые букашки, Вся голубая, как бирюза, Села, качаясь, на венчик ромашки, Словно цветной самолёт, стрекоза. 3 ученик: Вот тёмно-красная божья коровка, Спинку свою разделив пополам, Вскинула крылья прозрачные ловко, И полетела по важным делам. 4 ученик: Вот в одинаковых платьях, как сёстры, Бабочки сели в траву отдыхать То закрываются книжечкой пёстрой, То, раскрываясь, несутся опять. – Ребята, о ком пойдёт речь на уроке? – Конечно о насекомых 3.Изучение нового материала. Учитель: Обращает внимание на доску с белыми лепестками. ( Раздается телефонный звонок). - Ой, ребята, нам пришло смс- сообщение. Интересно, от кого оно? Письмо от Лесовичка. Он просит включить компьютер и посмотреть видеообращение. Лесовичок: - Здравствуйте, дорогие, ребята! У меня был удивительный цветок, цветик- семицветик и друзья- насекомые, но меня настигло ненастье. Лепестки цветка потеряли окраску, а насекомые разбежались. Помогите мне, пожалуйста! Верните прежний цвет лепесткам и отыщите насекомых. А для этого надо выполнить задания, я один не справлюсь. Учитель: -Ребята, поможем, ребята, Лесовичку? Вы ведь целую неделю выполняли всякие задание, эти знания которые вы получили сегодня нам очень пригодятся.( обращаю внимание детей , что на каждом лепестке задание) Лепесток № 1 «Загадки» (картинки) Он из веточек из хвои Настоящий дом построит. Без пилы и без гвоздей. Кто строитель?.... (муравей) На ромашку у ворот Приземлился вертолет, Серебристые глаза, Кто же это?.... ( стрекоза) На цветок она садится, Не устав с утра трудиться Людям воск и мед дала Беспокойная….( пчела) Торопиться он не хочет, Листья ест, деревья точит, Слышан нам жужжащий звук- То летит обедать- ….(жук) Не зверь , не птица, Нос как спица, Летит- кричит, Сядет- молчит. Кто его убьет, Тот кровь прольет. ( комар) С ветки- на тропинку, С травки- на былинку Прыгает пружинка, Зеленая спинка. (кузнечик) Красненькие крылышки, черные горошки. Кто это гуляет по моей ладошке? ( божья коровка) Учитель: Муравей, комар, жук, пчела, кузнечик, стрекоза- как назовем общм словом? Д: Насекомые. Молодцы, ребята, справились с первым заданием( меняю цвет лепестка) Учитель: Большинство насекомых так малы, что человеческий глаз не в состоянии их заметить. Но никто даже не задумывался над тем, что человек в действительности живёт на Планете насекомых, и при этом не имеет представления ни о существовании многих из них, ни об их количестве, ни об их жизни! Насекомые существуют на Земле уже 300 миллионов лет. .– В настоящее время насчитывается более 1 миллиона представителей насекомых, гораздо больше, чем всех остальных животных вместе взятых. А сколько ещё неизвестно науке! И сегодня они приглашают нас в гости! Учитель: А паук- это насекомое? (картинка) -Назовите насекомых которые относятся к хищным? ( стрекоза, кузнечик, божья коровка)(картинки) -Почему их называют хищными? (Потому, что они охотятся за другими насекомыми) -А ведь бывают и полезные насекомые, назовите полезных насекомых?( бабочка, пчела, муравей)( картинка) -А какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? ( пчелы опыляют цветы и дают нам мед и воск; муравьи разносят по лесу семена многих растений; бабочки опыляют цветы) -Назовите вредных насекомых? ( муха, гусеница, комар)-картинки (муха- разносит микробы, гусеница- ест листья растений, комары-пьют кровь_) Лепесток № 2 «Рождение бабочки» Лесовичок, предлагает нам с вами превратиться в бабочку и немного отдохнуть. Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя) У людей зовётся «кокон». Свив на ветке этот дом, (вращают руками) Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой) Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой) Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх) Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово) Просыпайся, соня – сонюшка! (потягиваются) Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко) Гусенице не до сна. (грозят пальцем) Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями) Меняю цвет лепестка. 5. Выяснение существенных признаков насекомых. Мы уточнили представление о насекомых, а сейчас выясним существенные признаки насекомых. Работа по иллюстрацией. Это кто? Из скольких частей состоит тело муравья? (Голова, грудь, брюшко – из 3.) А у других насекомых? (из 3)-показать других насекомых Можно ли сказать, что это общий признак? - Глаза и усики. Это органы чувств. При помощи каких органов передвигаются насекомые? ( крыльев, ног). Да при помощи крыльев. У всех ли насекомых есть крылья? (Нет, например, у муравья .) Тогда можем сказать, что это общий признак? (Нет.) Рассмотрим ноги. Сколько их? (6 ног) У всех насекомых 6 ног? ( Да.) Значит можем назвать это общим признаком? ( 6 ног)-показать другие картинки Учитель: -Скажите, а какие насекомые больше переносят пыльцу. Ребята, а вы знаете, что насекомые опыляют цветы? У нас на поляне много цветов ( картинка) Какое из насекомых больше опылит цветов? Шмель или кузнечик?( КАРТИНКА) Д: Шмель. Учитель: Давайте проведем эксперимент. У некоторых насекомых на теле есть ворсинки, а для того чтобы узнать для чего они мы проведем эксперимент. -У меня есть волшебные рукавички одна гладкая и блестящая, вторая- пушистая, ворсистая, мохнатая, как ворсинки на теле насекомых. Надев мохнатую, я превращаюсь в шмеля, а надев гладкую- в кузнечика. -у нас на подносе манка как пыльца на цветке. -Сейчас мы с вами увидим, на какую рукавичку, прилипнет больше пыльцы. Опускаю рукавички в пыльцу-манку. -Посмотрите, к какой рукавичке прилипла манка? -Почему именно к пушистой рукавичке? -Вот , ребята, для чего некоторые насекомые покрыты ворсинками. В природе все взаимосвязано, нет ничего лишнего. Давайте всегда будем бережно относиться ко всему что нас окружает. (вешаю цветной лепесток) Учитель: Ребята, а можно уничтожать самостоятельно насекомых?( нельзя, так как это может привести к катастрофе). Я знаю, что каждый класс подготовил обращение к жителям нашей огромной страны с призывом беречь природу.(0, 1, 2,3 классы) Лепесток № 4 «Собери целое из частей» Каждому классу раздается пазл( далее каждый класс коротко рассказывает о этом насекомом). Лепесток № 5 «Угадай мелодию» Каждый из насекомых издает свой звук, сейчас ваша задача будет отгадать, кто его произносит. «Дидактическая игра с мячом закончи предложение»
Майский жук большой, а божья коровка картинка ( маленькая) У майского жука крылья короткие, а у стрекозы…картинка ( длинные) У жука усы толстые, а у бабочки?...( тонкие) Гусеница ползает, а бабочка….картинка ( летает) Пчелы летают, а паук… картинка..( ползает) Кузнечик умеет прыгать, а божья коровка …картинка ( нет) -Молодцы, ребята, справились с заданием.(вешаю цветной лепесток) Лепесток № 6 «Игра четвертый лишний» Вам необходимо будет составить предложения со словами потому, что. - Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете? Это следующее задание паука. Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают. Лишняя птица, потому что остальные насекомые. Лишняя пчела, потому что она полезная, а остальные насекомые относятся к вредным. Вешаю цветной лепесток. Лепесток № 7 Вот и последний лепесток. У каждого из вас на столах лежат на столах лежат бабочки. Красная и зеленая. Выбрав зеленую она мне скажет, что вам понравился урок и что вы работали хорошо. Красную, если что-то не поняли. ( поднимают бабочек). Вот и последний лепесток приобрел цвет, а Лесовичка все нет.(на доске собранный цветок, и на заставке поляна цветов) |