Познание мира
1 класс
Тема: Животные.
Цель: Закрепить и расширить знания детей о животных; показать их многообразие и
красоту; совместно с детьми выявить важнейшие признаки животных и научить
пользоваться им для определения принадлежности животного к данной группе.
Задачи:
- Закрепить знания детей о видах и классификаций животных.
- Развивать умение работать с тестом.
- Воспитывать любовь, бережное отношение к животным, природе.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная установка; плакаты с изображением животных, клей, бумага, ножницы, карандаши, фломастеры.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Сообщение темы и цели урока.
- Вступительная беседа.
- Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас. Сегодня собрались те, кому интересен животный мир.
- На протяжении многих столетий человек наблюдает за животными, пытается разгадать их секреты и тайны, хочет лучше узнать их образ жизни и никогда не устаёт им удивляться. Ведь они такие интересные, забавные эти животные. Животные нас кормят и одевают, помогают преодолевать расстояния. И, в конце концов, просто живут рядом с нами и радуют своим присутствием.
- Я приглашаю вас, ребята, совершить путешествие в мир животных.
А в этом нам поможет «Мохнатая азбука». (слайд № 4 - 5)
- Скажите, а животные это часть какой природы: живой или неживой?
- Чем отличаются одни животные от других? (окраской, формой тела)
- Где обитают животные? (на суше, в воде, в воздухе)
- А какие группы животных вы знаете? (Млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся.)
4. По одинаковым существенным признакам разных животных объединяют в одну
группу.
- Первая группа в нашей азбуке это млекопитающие.(слайд № 6)
- Назовите существенные признаки млекопитающих.
МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
- Число ног – 4
- Тело покрыто – шерстью
- Кормят детёнышей – молоком
- Каких ещё животных можно причислить к этой группе?
Не у всех зверей тело покрыто густой длинной шерстью. Например, у китов и дельфинов. СЛАЙД № 7
ЗАГАДКИ (слайды с 8 по 12)
СЛАЙД № 13.
- Назови изображённых животных.
- Подумай, на какие группы их можно разделить? (Дикие и домашние.)
СЛАЙД № 14
- Подумай, можно ли назвать муху, мышь, таракана домашними животными?
СЛАЙД № 15
- С какими животными иногда сравнивают людей?
Смешной, как …(обезьяна). Неуклюжий, как …(медведь).
Трусливый, как …(заяц). Хитрый, как …( лиса).
ПТИЦЫ (слайд № 16)
- Расскажите, каких птиц вы наблюдали в лесу, в парке, у реки, в зоопарке, во дворе?
- По каким признакам определили, что перечисленные вами животные, являются птицами?
- Почему птиц называют пернатыми? (Потому что их тело покрыто перьями.)
СЛАЙД № 17 – Где живут птицы?
СЛАЙД № 18 – С какими птицами иногда сравнивают человека?
5. ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ СЛАЙД № 20
НАСЕКОМЫЕ (слайд № 21)
- Самая многочисленная группа животных это насекомые.
СЛАЙД № 22
-Это и красивые бабочки, и неприметные труженики муравьи, и разные жуки, и такие надоедливые летом мухи и комары. Большинство насекомых питаются растениями, но есть среди них и хищники. Например, стрекоза охотиться на комаров и мошек. Обитают насекомые в воздухе, в воде, в почве.
СЛАЙД № 23 – 28
СЛАЙД № 29
- Назовите существенные признаки насекомых.
* Число ног – 6
* Число частей тела – 3
* Есть ли чувствительные усики – 2
РЫБЫ (слайд № 30)
- А эти животные живут в подводном мире.
Отгадайте загадку: «Плаваю под мостиком и виляю хвостиком».
- Конечно же это рыбы.
- Укажите части тела рыб.
СЛАЙД № 31-32
- Рыбы - это водные животные. Дышат жабрами. Тело покрыто чешуёй.
- Назовите рыб, которые обитают в местных водоёмах.
ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ (слайд № 33)
- Пресмыкающиеся обитают и на суше, и в воде.
- Почему их так называют? (Потому что они ползают по земле).
- Ещё их называют рептилиями.
ЗАГАДКИ (слайд № 34-35-36-37)
- Самыми древними пресмыкающимися были динозавры.
ЗЕМНОВОДНЫЕ (слайд № 38)
- Особенностью земноводных является то, что большую часть времени они проводят во влажных местах или в воде, чтобы их кожа не высыхала.
- Кто же относится к этой группе?
- Ещё их называют амфибиями.
ЗАГАДКИ (слайд № 39-40-41)
- Наблюдали ли вы этих животных?
- Что знаете о пользе этих животных для человека?
6. Давайте вспомним правила поведения на уроке.
Запрещается. Разрешается.
Шуметь. Рассуждать.
Вертеться. Доказывать.
Разговаривать. Говорить свое мнение.
Мешать. Делать выводы.
- Так вот давайте сейчас с вами порассуждаем.
а) Пресмыкающиеся выводятся из яиц. Птенцы вороны тоже появляются из яиц. Значит,
ворона – пресмыкающееся?
б) У волка четыре ноги. Тело покрыто шерстью. Волчица рождает волчат и
выкармливает их молоком. Волк – это млекопитающее?
в) Все рыбы размножаются в воде. Они мечут икру, из которой появляются мальки, т.е.
маленькие рыбки. Лягушка тоже мечет икру в воду. Из икринок появляются
головастики. Значит, лягушка – рыба?
7. Мини-тест. (слайд № 42) Проверить свои знания нам поможет мини-тест.
8. Давайте представим себе что мы оказались в зимнем лесу.
Сейчас мы выясним, кто из вас самый внимательный и изобретательный. Давайте все вместе озвучим зимнюю картину. Дети выбирают карточки, на которых указано, кого им нужно озвучить: соловья, кукушку, ворону, дятла, мерзлую ветку, филина, волков.
Учитель читает текст, дети озвучивают согласно выбранным ролям.
Наступила зима. Теперь только вспоминать можно летние трели соловья (поет соловей) и кукование кукушки (кукует кукушка). Тихо, беззвучно зимой в лесу. В селах и городах можно услышать ворон, дерущихся из-за добычи (каркает ворона).
В сосновом лесу слышно дятла (стучит дятел).
В морозные зимние ночи продолжается скрытая жизнь в лесу. Вот сломалась мерзлая ветка (хруст). Это пробежал заяц. Где-то закричал филин (кричит филин), завыли волки (воют волки). Выходит, не так уж и тихо в зимнем лесу.
Учитель: Проект – это продукт нашего многодневного труда.
Сегодня на уроке мы должны подвести итог работы по теме «Животные». Каждому из вас предстоит возможность поработать в различных группах и представить наш проект в виде страничек журнала.
При подготовке к презентации проекта предлагаю несколько страничек, по которым мы с вами будем работать.
1-я страничка «МЛЕКОПИТАЮЩИЕ»
2-я страничка «ПТИЦЫ»
3-я страничка «НАСЕКОМЫЕ»
4-я страничка «РЫБЫ»
Задачи для групп
1. Придумать символ-эмблему для каждой группы
- Собрать информацию о животных.
- Прочитать произведения детских писателей о животных.
- Нарисовать или подобрать рисунки к группе животных.
9. Работа учащихся по тематическим страничкам.