Тип урока: урок совершенствования и углубления знаний, умений, вид урока – проектный урок.
Цели урока:
Развивающие: развитие у обучающихся умений сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы.
Образовательные: совершенствование и углубление у обучающихся знаний о строении клетки, формирование системы научных понятий о процессах жизнедеятельности клетки.
Воспитательные: воспитание коммуникативных качеств у обучающихся (работать в группе, слушать и слышать товарища, уметь взять на себя лидерство, уметь отстаивать свою точку зрения и др.)
Планируемые результаты.
Личностные:
формируется научное мировоззрение в связи с развитием представления о процессах жизнедеятельности, происходящих в клетке и в любом живом организме.
Метапредметные:
Познавательные: умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы.
Регулятивные: умения осуществлять рефлексию познавательной деятельности.
Коммуникативные: умения работать в группе, слушать и слышать товарища, уметь взять на себя лидерство, уметь отстаивать свою точку зрения и др.
Предметные: Сформированы первоначальные представления о процессах жизнедеятельности клетки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Процессы жизнедеятельности в клетке»
Тема урока: Процессы жизнедеятельности клетки
Тип урока: урок совершенствования и углубления знаний, умений, вид урока – проектный урок.
Цели урока:
Развивающие: развитие у обучающихся умений сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы.
Образовательные: совершенствование и углубление у обучающихся знаний о строении клетки, формирование системы научных понятий о процессах жизнедеятельности клетки.
Воспитательные: воспитание коммуникативных качеств у обучающихся (работать в группе, слушать и слышать товарища, уметь взять на себя лидерство, уметь отстаивать свою точку зрения и др.)
Планируемые результаты.
Личностные:
формируется научное мировоззрение в связи с развитием представления о процессах жизнедеятельности, происходящих в клетке и в любом живом организме.
Метапредметные:
Познавательные: умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы.
Регулятивные: уменияосуществлять рефлексию познавательной деятельности.
Коммуникативные: умения работать в группе, слушать и слышать товарища, уметь взять на себя лидерство, уметь отстаивать свою точку зрения и др.
Предметные: Сформированы первоначальные представления о процессах жизнедеятельности клетки.
Методы обучения: частично-поисковый
Методы преподавания: стимулирующий
Методы учения: поисковый.
Средства обучения:
Биология: 5 – 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / В.В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г.С. Калинова, под ред. В.В. Пасечника. – М.: Просвещение, 2012.
/ В.В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г.С. Калинова, Биология 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций М.: Просвещение, 2014.
Таблица «Строение растительной клетки»
Дидактические материал для работы в группах.
Компьютер.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
Орг. момент.
Мотивация к учебной деятельности (2 мин.)
Перед входом в класс детям даю карточки по цвету и номеру группы.
Учитель: - Добрый день, ребята. Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернемся к нашим гостям и поделимся своими улыбками.
Учитель: - Дети, присаживайтесь на свои места, я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы сегодня дружно и активно поработаем!
-Ребята, вы уже поняли, что сегодня мы будем работать в группах.
-Все необходимое для работы у вас лежит на партах.
-Давайте еще раз вспомним правила работы в группе, внимание на доску:
(на эл. доску выведены правила работы в группе)
«Работаем дружно, слушаем друг друга».
«Следим за временем».
«Выступающий только один, он высказывает мнение группы».
Приветствие учащихся
Личностные:
умение соблюдать дисциплину на уроке, доброжелательно относиться к учителю и
одноклассникам.
Регулятивные:
мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
Актуализация
знаний, сообщение
темы постановка цели.(7 мин)
Учитель: - Девизом нашего урока я выбрала слова древнего мыслителя и философа Китая - Конфуция.
« Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму». (Вывести на эл. доску вместе с портретом).
В связи с этим высказыванием я бы хотела вам задать два вопроса :
- Как вы понимаете это высказывание?
- Как оно может быть связано с нашим уроком?
Подумайте в группах над вопросами, сформулируйте ответы. Подготовьте выступающего с ответами от группы. Время для обсуждения – 1 мин.
Подвожу итог этих высказываний.
Учитель: - Я решила сегодня не отступать от этих важных слов и организовать нашу с вами работу с опорой на высказывание Конфуция.
Я не буду рассказывать, потому что вы можете забыть, не буду показывать, потому что вы сначала запомните, а потом можете быстро забыть. Вы будете делать все сами, и тогда, надеюсь, вам все будет понятно.
Учитель: Что мы изучали на прошлом уроке? (Ответы обучающихся - Строение клетки). Используя знания о клетке, давайте докажем, что клетка обладает признаками живого организма.
Каждой группе предлагается ответить на один вопрос, но ответ должен быть чётким и аргументированным, подтверждающим тезис: Клетка обладает признаками живого организма. Время на обсуждение 30 сек.
Вывожу на эл. доску. (Карточки заранее приготовлены на партах)
1 гр. Каковы признаки живого организма?
2 гр. Почему клетку можно считать структурной единицей живого организма?
3 гр. Почему клетку можно считать живой системой?
4 гр. Является ли одна клетка живым организмом?
5 гр. О чем свидетельствует сходство химического состава и строения всех клеток?
Учитель: - Мы доказали что клетка обладает признаками живого организма. Всем спасибо!
Отвечают, высказывая свое мнение
Отвечают, высказывая свое мнение
Выполняют задания.
Проводят взаимопроверку.
Обсуждают возникшие разногласия.
Делают вывод
Личностные:
умение соблюдать
дисциплину на уроке,
уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные:
умение организовать
выполнение заданий учителя.
Коммуникативные:
умение воспринимать
информацию на слух, отвечать на вопросы .
Регулятивные:
умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Постановка учебной задачи(5 мин)
Выдвигается проблема.
Учитель: - Какие мы с вами знаем процессы происходящие в живых организмах? (ответы обучающихся дыхание, раздражимость, рост, деление, питание.) А мы с вами знаем, как происходит процессы жизнедеятельности? (Нет)
Хотите узнать? (Да). Вы можете выбрать, как бы вы хотели узнать об этом:
1 – Я вам расскажу, но тогда вы можете что?…забыть.
2- вы сами выясните, и расскажете и тогда все что?… поймете.
(предполагаемый ответ Сами!)
Учитель: - Итак что мы будем изучать?(Процессы жизнедеятельности).
Попробуйте сформулируйте главную цель. Что сегодня нам предстоит сделать? (Предполагаемый ответ - Изучить процессы жизнедеятельности клетки). Задаю наводящие вопросы и подвожу к полной формулировке цели:
И все, мы их просто изучим и все поймем? Или мы еще и расскажем про них что-то? (Да). Предлагаю дополнение к цели и даю полную формулировку.
«Изучить процессы жизнедеятельности клетки и охарактеризовать основные признаки живых организмов». Вывожу на эл.доску.
Цель есть, что необходимо для достижения любой цели? (Задачи)
Давайте попробуем сформулировать задачи, т.е. определить наши шаги к цели:
Как мы можем это сделать? Как изучить процессы жизнедеятельности? Что нам может в этом помочь? (учебник, доп. литература).
1 задача:
Ознакомиться с информацией по теме. Вывожу на эл.доску
2 задача:
Как мы можем рассказать о том, что узнали? По разному, в разной форме.
А хотели бы вы стать сегодня авторами книги под названием «Процессы жизнедеятельности клетки и их характеристика»? (Да). Так какова наша вторая задача?
Выпустить книгу. Вывожу на эл.доску.
Приступаем!
Решая проблему определяют тему урока.
Регулятивные:
самостоятельное формулирование цели и задач, планирование,
прогнозирование
Усвоение новых знаний (15 мин)
Организует работу в группах.
Учитель: - Каждая группа получает отдельное задание и будет готовить одну страницу из нашей книги, расскажет об одном процессе жизнедеятельности , происходящем в клетке.
Для того чтобы ваша книга была поучительной, интересной и красочной вы будете использовать материал из учебника, а также дополнительный материал, который лежит у вас на столах. Книга будет красочной, если вы будете рисовать рисунки на своих страницах. Группы должны помнить и соблюдать правила, (вывешены на доску), работать вместе, но защищать страничку будет один представитель от группы, который сможет подробно и быстро рассказать о своем процессе. Самое главное, что время у вас ограничено, а это значит, что вы должны работать быстро и дружно.
Выдается задание группам. Прочитайте внимательно задания, на подготовку вам дается 15 мин. 1группа. Прочитайте текст учебника с. 36, и дополнительный материал найдите ответы на вопросы и сообщите в форме короткого рассказа, в котором есть ответы на следующие вопросы:
Что такое раздражимость?
Каково значение раздражимости в клетке?
Нарисуйте раздражимость.
2 группа. Прочитайте текст учебника с. 37, и дополнительный материал найдите ответы на вопросы и сообщите в форме короткого рассказа, в котором есть ответы на следующие вопросы:
Что такое размножение?
Как происходит размножение клетки?
Что образуется в результате деления клетки?
Каково значение деления?
Что было бы, если не было б этого процесса?
Нарисуйте процесс деления клетки!
3 группа. Прочитайте текст учебника с. 39, и дополнительный материал найдите ответы на вопросы и сообщите в форме короткого рассказа в котором есть ответы на следующие вопросы:
Что такое рост клетки?
Сравните клетки. В чем отличия старой клетки от молодой?
Нарисуйте процесс роста клетки!
4 группа. Используя дополнительный материал найдите ответы на вопросы и сообщите в форме короткого рассказа в котором есть ответы на следующие вопросы:
Что такое дыхание клетки?
Как оно осуществляется?
Зачем этот процесс клетке?
Нарисуйте процесс дыхания!
5 группа. Используя дополнительный материал найдите ответы на вопросы и сообщите в форме короткого рассказа в котором есть ответы на следующие вопросы:
Что такое питание клетки?
Как оно осуществляется?
Зачем этот процесс клетке?
Нарисуйте процесс питания!
По истечению времени группы прекращают работу и меняют вид деятельности. Ребята, предлагаю немного оздоровиться
Слушают объяснения и
инструкцию учителя. Работая в группах, анализируют информацию, отвечают на вопросы, делают
выводы и записывают в тетрадь.
Личностные:
умение соблюдать
дисциплину на уроке,
уважительно относиться к
учителю и одноклассникам.
Регулятивные:
умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные:
умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
Познавательные:
умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
Физкульт-минутка (2 мин)
Смена деятельности. Выполнение упражнений под музыку.
Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
( 7-9 мин)
Теперь проверим какие у вас получились книжные страницы, на выступление отводится 1-2 мин, после выступления каждой группы страница прикрепляется на доску.
Переходим к оценке работы групп. Будем оценивать смайликами ЗЕЛЕНЫЙ - очень хорошо, ЖЕЛТЫЙ – не плохо,
КРАСНЫЙ – нужно под редактировать.
Спасибо!
Выполняют задания.
Проводят взаимопроверку.
Обсуждают возникшие разногласия.
Делают вывод
Регулятивные:
умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Познавательные:
умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
Рефлексия учебной деятельности (3 мин)
Возвращаюсь к цели и задачам.
Ребята, вспомните цель нашего урока «Изучить процессы жизнедеятельности клетки и охарактеризовать основные признаки живых организмов».
Какие задачи вы для себя поставили?
1 задача:
Ознакомиться с информацией по теме.
2 задача:
Выпустить книгу.
Мы выполнили задачи? (Да). Достигли цели? (Да)
Я торжественно присваиваю имя авторов и мы вместе сшиваем нашу книгу. Титульный лист и лента приготовлены заранее.
А теперь я вам предлагаю всем вместе встать и высказать одним предложением, продолжая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было трудно…
я понял, что…
теперь я могу…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
мне захотелось…
Спасибо, присаживайтесь!
Личностные:
самооценка на основе
успешности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли
Познавательные:
рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Информация о домашнем задании. (2мин)
Формулирует задание, комментируя и отвечая на вопросы учащихся.
Творческое задание на выбор в помощь параграф 7 и рабочая тетрадь:
Выполнить объемную модель клетки из подручного материала.
Составить кроссворд на тему « Процессы жизнедеятельности в клетке».
Сочинить сказку про клетку.
Воспринимают информацию, фиксируя задание.
КАРТОЧКИ - ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП
1 группа
Прочитайте текст учебника с. 36, и дополнительный материал найдите ответы на вопросы и сообщите в форме короткого рассказа:
Что такое раздражимость?
Каково значение раздражимости в клетке?
Нарисуйте раздражимость.
Подготовите 3 вопроса по вашему выступлению и задайте их после того, как выступите, любой группе.
2 группа
Прочитайте текст учебника с. 37, и дополнительный материал найдите ответы на вопросы и сообщите в форме короткого рассказа:
Что такое размножение?
Как происходит размножение клетки?
Что образуется в результате деления клетки?
Каково значение деления?
Что было бы, если не было б этого процесса?
Нарисуйте процесс деления клетки!
Подготовите 3 вопроса по вашему выступлению и задайте их после того, как выступите, любой группе.
3 группа
Прочитайте текст учебника с. 39, и дополнительный материал найдите ответы на вопросы и сообщите в форме короткого рассказа:
Что такое рост и развитие клетки?
Сравните клетки. В чем отличия старой клетки от молодой?
Нарисуйте процесс роста клетки!
Подготовите 3 вопроса по вашему выступлению и задайте их после того, как выступите, любой группе.
4 группа
Используя дополнительный материал найдите ответы на вопросы и сообщите в форме короткого рассказа:
Что такое дыхание клетки?
Как оно осуществляется?
Зачем этот процесс клетке?
Нарисуйте процесс дыхания!
Подготовите 3 вопроса по вашему выступлению и задайте их после того, как выступите, любой группе.
5 группа.
Используя дополнительный материал найдите ответы на вопросы и сообщите в форме короткого рассказа:
Что такое питание клетки?
Как оно осуществляется?
Зачем этот процесс клетке?
Нарисуйте процесс питания!
Подготовите 3 вопроса по вашему выступлению и задайте их после того, как выступите, любой группе.
Раздражимость — важное свойство живых организмов, их способность воспринимать воздействия внешней среды и реагировать на них. Так как условия в окружающей среде постоянно меняются, любой живой организм реагирует на эти изменения. Если бы организмы не обладали этим свойством, то они не могли бы выживать в изменившихся условиях среды обитания. Раздражимость клетки - способность клетки реагировать на действие к внешним и внутренним факторам раздражений и предавать в др. клетки.
У растений имеют специальные рецепторы, которые воспринимают действие света, химических. веществ и т.д.
Раздражимость характерна для всех живых организмов.
Пример ответной реакции Гидра пресноводная сжимается в ответ на укол.
Простейший живой организм амёба съёживается в ответ на химический раздражитель – соль. Второй пример - амёба передвигается от яркого света в темноту.
Размножение — присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее продолжение жизни. Размножение – необходимое условие существования жизни на Земле. Разные способы размножения подразделяются на два основных типа: бесполое и половое.
Деление клетки — биологический процесс, лежащий в основе размножения всех живых организмов.Процесс деления клеток открыл известный немецкий учёный Рудольф Вирхов. В 1858 г. он доказал, что все клетки образуются из других клеток путём деления.
Рост – необратимое увеличение размеров и массы клетки. Способность к росту – одна из главных особенностей всех живых организмов. После процесса деления, образовавшиеся дочерние клетки будут расти и одновременно развиваться.
Развитие – это качественные изменения в клетке. В процессе развития клеточка становится способной выполнять все функции полноценно.
Рост растительной клетки сопровождается ростом вакуолей. В молодых клетках растений вакуоли маленькие, но в процессе роста и развития они сливаются и образуют одну большую вакуоль.Например, для того чтобы костная клетка могла создавать твердое и прочное костное вещество, она не будет увеличиваться в размерах после деления, а просто должна созреть.
Таким образом рост и развитие клетки способствует росту и развитию организма в целом и являются важнейшими процессами для всех живых организмов.
Слияние вакуолей, вначале молодая клетка – много маленьких,
в конце старая клетка – одна большая вакуоль.
ДЫХАНИЕ,совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода и удаление углекислого газа (внешнее дыхание), а также использование кислорода клетками и тканями для окисления органических веществ с освобождением энергии, необходимой для их жизнедеятельности. У одноклеточных животных и низших растений обмен газов при дыхании происходит путем перемещения через поверхность клеток, у высших растений - через межклетники, пронизывающие все их тело. У многоклеточных животных (и человека) внешнее дыхание осуществляется специальными органами дыхания.