kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Процессы жизнедеятельности в клетке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок совершенствования и углубления знаний, умений, вид урока – проектный урок.

Цели урока:

Развивающие: развитие у обучающихся умений сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы.

Образовательные: совершенствование и углубление у обучающихся знаний о строении клетки, формирование системы научных понятий о процессах жизнедеятельности клетки.

Воспитательные: воспитание  коммуникативных качеств у обучающихся (работать в группе, слушать и слышать товарища, уметь взять на себя лидерство, уметь отстаивать свою точку зрения и др.)

Планируемые результаты.

Личностные:

формируется научное мировоззрение в связи с развитием представления о процессах жизнедеятельности, происходящих в клетке и в любом живом организме.

Метапредметные:

Познавательные: умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы.

Регулятивные: умения осуществлять рефлексию познавательной деятельности.

Коммуникативные: умения работать в группе, слушать и слышать товарища, уметь взять на себя лидерство, уметь отстаивать свою точку зрения и др.

Предметные: Сформированы первоначальные представления о процессах жизнедеятельности клетки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Процессы жизнедеятельности в клетке»

Тема урока: Процессы жизнедеятельности клетки

Тип урока: урок совершенствования и углубления знаний, умений, вид урока – проектный урок.

Цели урока:

Развивающие: развитие у обучающихся умений сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы.

Образовательные: совершенствование и углубление у обучающихся знаний о строении клетки, формирование системы научных понятий о процессах жизнедеятельности клетки.

Воспитательные: воспитание коммуникативных качеств у обучающихся (работать в группе, слушать и слышать товарища, уметь взять на себя лидерство, уметь отстаивать свою точку зрения и др.)

Планируемые результаты.

Личностные:

формируется научное мировоззрение в связи с развитием представления о процессах жизнедеятельности, происходящих в клетке и в любом живом организме.

Метапредметные:

Познавательные: умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы.

Регулятивные: умения осуществлять рефлексию познавательной деятельности.

Коммуникативные: умения работать в группе, слушать и слышать товарища, уметь взять на себя лидерство, уметь отстаивать свою точку зрения и др.

Предметные: Сформированы первоначальные представления о процессах жизнедеятельности клетки.

Методы обучения: частично-поисковый

Методы преподавания: стимулирующий

Методы учения: поисковый.

Средства обучения:

  1. Биология: 5 – 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / В.В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г.С. Калинова, под ред. В.В. Пасечника. – М.: Просвещение, 2012.

  2. / В.В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г.С. Калинова, Биология 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций М.: Просвещение, 2014.

Таблица «Строение растительной клетки»

  1. Дидактические материал для работы в группах.

  2. Компьютер.





Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Орг. момент.

Мотивация к учебной деятельности (2 мин.)

Перед входом в класс детям даю карточки по цвету и номеру группы.

Учитель: - Добрый день, ребята. Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернемся к нашим гостям и поделимся своими улыбками.

Учитель: - Дети, присаживайтесь на свои места, я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы сегодня дружно и активно поработаем!

-Ребята, вы уже поняли, что сегодня мы будем работать в группах.

-Все необходимое для работы у вас лежит на партах.

-Давайте еще раз вспомним правила работы в группе, внимание на доску:

(на эл. доску выведены правила работы в группе)

«Работаем дружно, слушаем друг друга».

«Следим за временем».

«Выступающий только один, он высказывает мнение группы».


Приветствие учащихся










Личностные:

умение соблюдать дисциплину на уроке, доброжелательно относиться к учителю и

одноклассникам.

Регулятивные:

мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Актуализация

знаний, сообщение

темы постановка цели.(7 мин)


Учитель: - Девизом нашего урока я выбрала слова древнего мыслителя и философа Китая - Конфуция.

« Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму». (Вывести на эл. доску вместе с портретом).

В связи с этим высказыванием я бы хотела вам задать два вопроса :

- Как вы понимаете это высказывание?

- Как оно может быть связано с нашим уроком?

Подумайте в группах над вопросами, сформулируйте ответы. Подготовьте выступающего с ответами от группы. Время для обсуждения – 1 мин.

Подвожу итог этих высказываний.

Учитель: - Я решила сегодня не отступать от этих важных слов и организовать нашу с вами работу с опорой на высказывание Конфуция.

Я не буду рассказывать, потому что вы можете забыть, не буду показывать, потому что вы сначала запомните, а потом можете быстро забыть. Вы будете делать все сами, и тогда, надеюсь, вам все будет понятно.

Учитель: Что мы изучали на прошлом уроке? (Ответы обучающихся - Строение клетки). Используя знания о клетке, давайте докажем, что клетка обладает признаками живого организма.

Каждой группе предлагается ответить на один вопрос, но ответ должен быть чётким и аргументированным, подтверждающим тезис: Клетка обладает признаками живого организма. Время на обсуждение 30 сек.

Вывожу на эл. доску. (Карточки заранее приготовлены на партах)

1 гр. Каковы признаки живого организма?

2 гр. Почему клетку можно считать структурной единицей живого организма?

3 гр. Почему клетку можно считать живой системой?

4 гр. Является ли одна клетка живым организмом?

5 гр. О чем свидетельствует сходство химического состава и строения всех клеток?

Учитель: - Мы доказали что клетка обладает признаками живого организма. Всем спасибо!









Отвечают, высказывая свое мнение
















Отвечают, высказывая свое мнение















Выполняют задания.

Проводят взаимопроверку.

Обсуждают возникшие разногласия.

Делают вывод



































Личностные:

умение соблюдать

дисциплину на уроке,

уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные:

умение организовать

выполнение заданий учителя.

Коммуникативные:

умение воспринимать

информацию на слух, отвечать на вопросы .















Регулятивные:

умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.


Постановка учебной задачи(5 мин)

Выдвигается проблема.

Учитель: - Какие мы с вами знаем процессы происходящие в живых организмах? (ответы обучающихся дыхание, раздражимость, рост, деление, питание.) А мы с вами знаем, как происходит процессы жизнедеятельности? (Нет)

Хотите узнать? (Да). Вы можете выбрать, как бы вы хотели узнать об этом:

1 – Я вам расскажу, но тогда вы можете что?…забыть.

2- вы сами выясните, и расскажете и тогда все что?… поймете.

(предполагаемый ответ Сами!)

Учитель: - Итак что мы будем изучать?(Процессы жизнедеятельности).

Попробуйте сформулируйте главную цель. Что сегодня нам предстоит сделать? (Предполагаемый ответ - Изучить процессы жизнедеятельности клетки). Задаю наводящие вопросы и подвожу к полной формулировке цели:

И все, мы их просто изучим и все поймем? Или мы еще и расскажем про них что-то? (Да). Предлагаю дополнение к цели и даю полную формулировку.

«Изучить процессы жизнедеятельности клетки и охарактеризовать основные признаки живых организмов». Вывожу на эл.доску.

Цель есть, что необходимо для достижения любой цели? (Задачи)

Давайте попробуем сформулировать задачи, т.е. определить наши шаги к цели:

Как мы можем это сделать? Как изучить процессы жизнедеятельности? Что нам может в этом помочь? (учебник, доп. литература).

1 задача:

Ознакомиться с информацией по теме. Вывожу на эл.доску

2 задача:

Как мы можем рассказать о том, что узнали? По разному, в разной форме.

А хотели бы вы стать сегодня авторами книги под названием «Процессы жизнедеятельности клетки и их характеристика»? (Да). Так какова наша вторая задача?

Выпустить книгу. Вывожу на эл.доску.

Приступаем!





Решая проблему определяют тему урока.





Регулятивные:

самостоятельное формулирование цели и задач, планирование,

прогнозирование


Усвоение новых знаний (15 мин)

Организует работу в группах.

Учитель: - Каждая группа получает отдельное задание и будет готовить одну страницу из нашей книги, расскажет об одном процессе жизнедеятельности , происходящем в клетке.

Для того чтобы ваша книга была поучительной, интересной и красочной вы будете использовать материал из учебника, а также дополнительный материал, который лежит у вас на столах. Книга будет красочной, если вы будете рисовать рисунки на своих страницах. Группы должны помнить и соблюдать правила, (вывешены на доску), работать вместе, но защищать страничку будет один представитель от группы, который сможет подробно и быстро рассказать о своем процессе. Самое главное, что время у вас ограничено, а это значит, что вы должны работать быстро и дружно.

Выдается задание группам. Прочитайте внимательно задания, на подготовку вам дается 15 мин. 1группа. Прочитайте текст учебника с. 36, и дополнительный материал найдите ответы на вопросы и сообщите в форме короткого рассказа, в котором есть ответы на следующие вопросы:

  • Что такое раздражимость?

  • Каково значение раздражимости в клетке?

  • Нарисуйте раздражимость.

2 группа. Прочитайте текст учебника с. 37, и дополнительный материал найдите ответы на вопросы и сообщите в форме короткого рассказа, в котором есть ответы на следующие вопросы:

  • Что такое размножение?

  • Как происходит размножение клетки?

  • Что образуется в результате деления клетки?

  • Каково значение деления?

  • Что было бы, если не было б этого процесса?

  • Нарисуйте процесс деления клетки!

3 группа. Прочитайте текст учебника с. 39, и дополнительный материал найдите ответы на вопросы и сообщите в форме короткого рассказа в котором есть ответы на следующие вопросы:

  • Что такое рост клетки?

  • Сравните клетки. В чем отличия старой клетки от молодой?

  • Нарисуйте процесс роста клетки!

4 группа. Используя дополнительный материал найдите ответы на вопросы и сообщите в форме короткого рассказа в котором есть ответы на следующие вопросы:

  • Что такое дыхание клетки?

  • Как оно осуществляется?

  • Зачем этот процесс клетке?

  • Нарисуйте процесс дыхания!


5 группа. Используя дополнительный материал найдите ответы на вопросы и сообщите в форме короткого рассказа в котором есть ответы на следующие вопросы:

  • Что такое питание клетки?

  • Как оно осуществляется?

  • Зачем этот процесс клетке?

  • Нарисуйте процесс питания!

По истечению времени группы прекращают работу и меняют вид деятельности. Ребята, предлагаю немного оздоровиться


Слушают объяснения и

инструкцию учителя. Работая в группах, анализируют информацию, отвечают на вопросы, делают

выводы и записывают в тетрадь.



Личностные:

умение соблюдать

дисциплину на уроке,

уважительно относиться к

учителю и одноклассникам.

Регулятивные:

умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные:

умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные:

умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.


Физкульт-минутка (2 мин)

Смена деятельности. Выполнение упражнений под музыку.


Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.


Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

( 7-9 мин)

Теперь проверим какие у вас получились книжные страницы, на выступление отводится 1-2 мин, после выступления каждой группы страница прикрепляется на доску.

Переходим к оценке работы групп. Будем оценивать смайликами ЗЕЛЕНЫЙ - очень хорошо, ЖЕЛТЫЙ – не плохо,

КРАСНЫЙ – нужно под редактировать.

Спасибо!

Выполняют задания.

Проводят взаимопроверку.

Обсуждают возникшие разногласия.

Делают вывод

Регулятивные:

умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Познавательные:

умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Рефлексия учебной деятельности (3 мин)

Возвращаюсь к цели и задачам.

Ребята, вспомните цель нашего урока «Изучить процессы жизнедеятельности клетки и охарактеризовать основные признаки живых организмов».

Какие задачи вы для себя поставили?

1 задача:

Ознакомиться с информацией по теме.

2 задача:

Выпустить книгу.

Мы выполнили задачи? (Да). Достигли цели? (Да)

Я торжественно присваиваю имя авторов и мы вместе сшиваем нашу книгу. Титульный лист и лента приготовлены заранее.

А теперь я вам предлагаю всем вместе встать и высказать одним предложением, продолжая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • сегодня я узнал…

  • было трудно…

  • я понял, что…

  • теперь я могу…

  • я научился…

  • у меня получилось …

  • я смог…

  • я попробую…

  • меня удивило…

  • мне захотелось…

Спасибо, присаживайтесь!


Личностные:

самооценка на основе

успешности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли

Познавательные:

рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности


Информация о домашнем задании. (2мин)






Формулирует задание, комментируя и отвечая на вопросы учащихся.

  • Творческое задание на выбор в помощь параграф 7 и рабочая тетрадь:

    1. Выполнить объемную модель клетки из подручного материала.

    2. Составить кроссворд на тему « Процессы жизнедеятельности в клетке».

    3. Сочинить сказку про клетку.


Воспринимают информацию, фиксируя задание.










КАРТОЧКИ - ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП

1 группа

Прочитайте текст учебника с. 36, и дополнительный материал найдите ответы на вопросы и сообщите в форме короткого рассказа:

  • Что такое раздражимость?

  • Каково значение раздражимости в клетке?

  • Нарисуйте раздражимость.

Подготовите 3 вопроса по вашему выступлению и задайте их после того, как выступите, любой группе.


2 группа

Прочитайте текст учебника с. 37, и дополнительный материал найдите ответы на вопросы и сообщите в форме короткого рассказа:

  • Что такое размножение?

  • Как происходит размножение клетки?

  • Что образуется в результате деления клетки?

  • Каково значение деления?

  • Что было бы, если не было б этого процесса?

  • Нарисуйте процесс деления клетки!

Подготовите 3 вопроса по вашему выступлению и задайте их после того, как выступите, любой группе.


3 группа

Прочитайте текст учебника с. 39, и дополнительный материал найдите ответы на вопросы и сообщите в форме короткого рассказа:

  • Что такое рост и развитие клетки?

  • Сравните клетки. В чем отличия старой клетки от молодой?

  • Нарисуйте процесс роста клетки!

Подготовите 3 вопроса по вашему выступлению и задайте их после того, как выступите, любой группе.


4 группа

Используя дополнительный материал найдите ответы на вопросы и сообщите в форме короткого рассказа:

  • Что такое дыхание клетки?

  • Как оно осуществляется?

  • Зачем этот процесс клетке?

  • Нарисуйте процесс дыхания!

Подготовите 3 вопроса по вашему выступлению и задайте их после того, как выступите, любой группе.



5 группа.

Используя дополнительный материал найдите ответы на вопросы и сообщите в форме короткого рассказа:

  • Что такое питание клетки?

  • Как оно осуществляется?

  • Зачем этот процесс клетке?

  • Нарисуйте процесс питания!

Подготовите 3 вопроса по вашему выступлению и задайте их после того, как выступите, любой группе.




















Раздражимость — важное свойство живых организмов, их способность воспринимать воздействия внешней среды и реагировать на них. Так как условия в окружающей среде постоянно меняются, любой живой организм реагирует на эти изменения. Если бы организмы не обладали этим свойством, то они не могли бы выживать в изменившихся условиях среды обитания. Раздражимость клетки - способность клетки реагировать на действие к внешним и внутренним факторам раздражений и предавать в др. клетки.

Раздражители:

  • Физические (свет, температура, механическое воздействие)

  • Химические(вода, соли)

  • Биологические(вирусы, бактерии, животные, растения, грибы).

У растений имеют специальные рецепторы, которые воспринимают действие света, химических. веществ и т.д.

Раздражимость характерна для всех живых организмов.

Пример ответной реакции Гидра пресноводная сжимается в ответ на укол.


Простейший живой организм амёба съёживается в ответ на химический раздражитель – соль. Второй пример - амёба передвигается от яркого света в темноту.




Размножение — присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее продолжение жизни. Размножение – необходимое условие существования жизни на Земле. Разные способы размножения подразделяются на два основных типа: бесполое и половое.

Деление клетки — биологический процесс, лежащий в основе размножения всех живых организмов. Процесс деления клеток открыл известный немецкий учёный Рудольф Вирхов. В 1858 г. он доказал, что все клетки образуются из других клеток путём деления.

Рост – необратимое увеличение размеров и массы клетки. Способность к росту – одна из главных особенностей всех живых организмов. После процесса деления, образовавшиеся дочерние клетки будут расти и одновременно развиваться.

Развитие – это качественные изменения в клетке. В процессе развития клеточка становится способной выполнять все функции полноценно.

Рост растительной клетки сопровождается ростом вакуолей. В молодых клетках растений вакуоли маленькие, но в процессе роста и развития они сливаются и образуют одну большую вакуоль.Например, для того чтобы костная клетка могла создавать твердое и прочное костное вещество, она не будет увеличиваться в размерах после деления, а просто должна созреть.

Таким образом рост и развитие клетки способствует росту и развитию организма в целом и являются важнейшими процессами для всех живых организмов.



Слияние вакуолей, вначале молодая клетка – много маленьких,

в конце старая клетка – одна большая вакуоль.






ДЫХАНИЕ, совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода и удаление углекислого газа (внешнее дыхание), а также использование кислорода клетками и тканями для окисления органических веществ с освобождением энергии, необходимой для их жизнедеятельности. У одноклеточных животных и низших растений обмен газов при дыхании происходит путем перемещения через поверхность клеток, у высших растений - через межклетники, пронизывающие все их тело. У многоклеточных животных (и человека) внешнее дыхание осуществляется специальными органами дыхания.





1

1

1













2

2

1















3

2

2









3



3

3











4

4

4











5

5

4









5

5

5




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Процессы жизнедеятельности в клетке

Автор: Киржаева Ирина Алексеевна

Дата: 11.01.2017

Номер свидетельства: 378027

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока по биологии жизнедеятельность клетки"
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt_uroka_po_biologhii_zhizniedieiatiel_nost_klietki"
    ["file_id"] => string(6) "371879"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482253676"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Тема урока: Жизнедеятельность клетки, её деление и  рост. "
    ["seo_title"] => string(64) "tiema-uroka-zhizniedieiatiel-nost-klietki-ieio-dielieniie-i-rost"
    ["file_id"] => string(6) "149247"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420052510"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "жизнедеятельность клетки"
    ["seo_title"] => string(29) "zhizniedieiatiel-nost-klietki"
    ["file_id"] => string(6) "265887"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450035598"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Технологическая карта урока по биологии 5 класс ФГОС по теме: "Жизнедеятельность клетки""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_po_biologhii_5_klass_fgos_po_tiemie_zhizniedie"
    ["file_id"] => string(6) "354708"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478106145"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Технологическая карта урока "Жизнедеятельность клетки""
    ["seo_title"] => string(58) "tiekhnologhichieskaiakartaurokazhizniedieiatielnostklietki"
    ["file_id"] => string(6) "336431"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1467120764"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства