Тема урока – интеллектуальная игра «Птичьи тайны». Это игровой урок, который служит логическим заключением большой темы «Птицы». Урок строится, опираясь на знания учащихся, полученные на уроках биологии. Предлагаемый проект рассчитан на 2 часа учебного времени.
ПРОГРАММА
Авторская программа. Учебник «Биология» 7 класс, автор А. И. Никишов, И. Х. Шарова, гуманитарный издательский центр «Владос» Москва 2013.
ТИП УРОКА
Урок - совершенствования знаний, умений и навыков
ЦЕЛИ УРОКА: обобщить и углубить знания о птицах, активизировать познавательный интерес учащихся к природе и её изучению.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательные задачи:
расширить представление учащихся о многообразии пернатых;
углубить знания о птицах;
сформировать представление о роли птиц в природе и жизни человека.
Развивающие задачи:
развивать умения вести наблюдение и анализировать информацию; способствовать развитию логического мышления: умению наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, делать выводы;
способствовать развитию познавательного интереса;
развивать интеллектуальные способности учащихся;
развивать умения осуществлять самостоятельную деятельность на уроке.
Воспитательные задачи:
продолжить формирование научного мировоззрения;
формирование уважительного отношения к мнению и труду другого человека;
развитие коммуникативных способностей;
воспитывать бережное и чуткое отношение к природе.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ:
по характеру деятельности –проблемно-поисковый;
по виду источника знаний – словесно-наглядно-практический с применением ИКТ;
по форме совместной деятельности – сотрудничество и мониторинг.
ФОРМА УРОКА: интеллектуальная игра.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ: диалог; работа в группах; элементы самостоятельной деятельности; самооценка.
ОБОРУДОВАНИЕ: чучела птиц, рисунки и фотографии с изображением птиц, таблицы, плакаты с поговорками о птицах, компьютерная презентация.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-интеллектуальная игра "Птичьи тайны" »
Этапы урока
Обоснование деятельности учителя
Прогнозирование деятельности учеников
Организационный этап (1 мин)
Здравствуйте ребята. Ваша работоспособность и активность на уроке помогут нам расширить границы знаний, и сделает всех нас более чуткими и внимательными к окружающей нас природе.
Формирую благоприятный микроклимат, пытаюсь несколькими фразами создать рабочее настроение.
П. Постановка цели и актуализация знаний (3 мин). Эпиграф урока: «Каким скучным местом был бы мир без птиц».
О природе можно узнать из книг, картин, из рассказов очевидцев. Но можно пойти дальше, попытаться самому постичь тайну и красоту природы. Сегодня мы узнаем, кто из вас знает больше о птицах. Кто не слышал пение птиц? Кто никогда не наблюдал за полётом ласточки? Навряд ли мы встретим человека, который на эти вопросы ответит: «Я». Нельзя представить нашу планету без птиц.
И сегодня на уроке вы должны показать свои знания о птицах, как части родной природы.
Урок проведём в форме интеллектуальной игры « Птичьи тайны», которая поможет систематизировать знания о строении, жизнедеятельности, взаимоотношениях птиц с окружающей средой, о роли их в жизни человека, а так же осознавать необходимость чуткого и бережного отношения к природе.
III. Расширение и углубление знаний и способов действий.
Игра проводится по типу «Счастливый случай». В игре участвует три команды по 5 человек. Перед началом игры разыграем правило первого хода. Слово предоставляем ведущему.
Гейм первый «Знакомство»
Капитан команды представляет игроков и название команды, отдаёт эмблемы команды жюри. Жюри оценивает соответствие названия эмблемы с биологической направленностью игры и оригинальность.
Гейм второй «Птичий базар»
Каждой команде задаётся по 4 вопроса для выявления круга знаний о строении и жизнедеятельности птиц.
См. приложение 1
Гейм третий «Заморочки из гнезда»
Команды по очереди достают из мешочка бочонки с номерами вопросов, на каждый ответ даётся 30 с. Если команда не справляется, вопрос переходит болельщикам.
Если достанется бочонок с подковой, то это «счастливый случай», команда получает три дополнительных очка и одно очко за шуточный вопрос.
См. приложение 2
Гейм четвёртый «Ты – мне, я – тебе»
Команда должна заранее приготовить три вопроса для соперников. На размышление – 20 с. Жюри выбирают наиболее интересный вопрос. За каждый правильный ответ – один балл.
Гейм пятый «Мудрая сова»
Зачитывается вопрос. Команда , поднявшая руку, отвечает первой. Если обе команды не ответили, то вопрос переходит в зал к зрителям. См. приложение 3
Гейм шестой «Птичьи прятки»
В каждом приведённом выражении найти скрытые цветок и птицу. Выполнить это можно, только соединяя и разъединяя слова в строке, но не меняя их местами. За каждый правильный ответ команда получает один балл. Время на задание ограничено.
См. приложение 4
Гейм седьмой «Дальше, дальше …»
Знаете ли вы орнитофауну
См. приложение 5
Определяю перспективу работы на уроке, создаю эмоциональный настрой и благожелательное настроение.
Обеспечить осмысленное восприятие знаний.
Поддерживаю благоприятный микроклимат и познавательный интерес учеников.
Воспитываю умение общаться, познавательную активность и осознанную важность учения, умение доказывать свою точку зрения и выслушивать мнения других. Наблюдаю за деятельностью групп, осуществляю косвенное руководство, корректирую выводы учащихся.
Обеспечение осмысление восприятия, и умения грамотно изложить свою точку зрения, сделать выводы.
Психологическая подготовка к работе на уроке, формулирование темы урока.
Знакомятся с правилами игры.
Представляют команды и её название.
Вспоминают, корректируют знания, дают устные ответы, корректируют ответы своих одноклассников, отвечая на вопросы.
ІV. Подведение итогов игры и награждение победителей.
Формирую самооценку учащихся.
Учатся объективно оценивать свои знания.
V.Контроль ЗУН и самооценка.
У нас есть возможность проверить, насколько хорошо усвоен
материал сегодняшнего урока.
Предлагаю вам небольшой тест
См. приложение 6
Определяю уровень знаний учеников и их умение применять свои знания в конкретных условиях.
Показываю правильные ответы на тестовое задание и критерии оценки, формирую самооценку учащихся.
Самостоятельное выполнение заданий
Проверяют тест и ставят себе оценки.
VI. Подведение итогов урока.
Итак, интеллектуальная игра « Птичьи тайны » подошла к завершению. Надеюсь, что сегодняшний урок вам понравился,
вы ещё раз окунулись в красоту природы, в мир удивительных животных под названием птицы, почувствовали себя частичкой природы и даже Вселенной…. И тогда, по словам
В. Сухомлинского « Красота окружающего мира станет могучим источником веры в доброту»
Поддерживаю благоприятный микроклимат и познавательный интерес учеников.
VII. Инструктаж по домашнему заданию
Составить кроссворд « Птицы Нижегородской области».
Разъяснение домашнего задания.
Учащиеся записывают домашнее задание и слушают инструктаж.
Приложение к уроку интеллектуальная игра «Птичьи тайны»
Приложение 1
№
вопрос
ответ
1.
У большинства животных зубы располагаются в ротовой полости, но о птицах говорят, что у них зубы в желудке. Почему?
У птиц действительно в ротовой полости зубов нет. Пища измельчается мускульным отделом желудка путем трения о его роговые стенки и камешки, которые заглатывают птицы. Такой способ переваривания особенно важен для зерноядных птиц.)
Какие особенности строения тела обеспечивают полет птиц?
Внутри костей содержатся полости, заполненные воздухом; относительно маленький размер черепа; наличие перьевого покрова.
Сколько кругов кровообращения у птиц?
Два — большой и малый, легочный.
Для чего у пеликана есть под клювом кожистый мешок? (
Прижимая клюв к грудине, пеликан освобождает мешок от воды и наполняет его рыбой.
Какие зерноядные птицы выкармливают своих птенцов насекомыми?
Воробьи, щеглы и др
Существует ли птичье молоко? У каких птиц?
Птичье «молоко» есть у голубей и пингвинов. Если почему-либо самка пингвина ушла от гнезда и задержалась, а птенец требует пищу, то у самца начинают действовать особые железы, которые перерабатывают жир в питательную массу, ее-то он и отрыгивает в раскрытый клюв птенца
Дышит ли птенец в яйце?
Дышит, так как поры скорлупы пропускают воздух.)
Какие из инстинктов указывают на более высокую организацию птиц по сравнению с земноводными и пресмыкающимися?
Насколько обосновано выражение: «Ест мало, как птичка»?
Утверждение неточное. Если учитывать абсолютное количество еды, то, конечно, большинство птиц съедает мало. Но по отношению к собственной массе птица ест значительно больше многих животных и человека.
Какое значение в жизни птиц имеет их пение весной.
Привлечь самок, показать другим самцам того же вида, что территория занята.)
Приложение 2
№
вопрос
ответ
Каких птиц называют кричащими и каких певчими?
У кричащих птиц нижняя гортань устроена несложно, у певчих птиц голосовой аппарат значительно сложнее.
Назовите самую крупную птицу, обитающую в России.
Дрофа
О пользе воробья сложились противоречивые мнения. Так полезная эта птица или вредная?
Воробьи полезные для хозяйства птицы. Тот небольшой вред, который они приносят, питаясь зерном, многократно компенсируется уничтожением гусениц, которыми они вскармливают своих птенцов.)
Почему стрижи улетают из средней полосы в конце августа раньше других птиц?
В конце августа на высоте, где охотятся стрижи, становится значительно меньше насекомых, хотя у земли их еще много. Голод пробуждает инстинкт перелета.)
У каких птиц яйца насиживает самец?
Эму, плавунчика, глупой ржанки.)
Почему в гнездах ворон, сорок, скворцов и др. можно обнаружить разные блестящие предметы?
Эти птицы наделены странной особенностью собирать, а иногда воровать в домах и тащить в гнездо блестящие предметы.
Приложение 3
Удивительно красиво белоснежное оперение этой птицы. Весной, с наступлением брачного периода, на ее спине вырастают исохраняются до начала лета особые чудесные перья, напоминающие своеобразную кружевную накидку. Длинные пучки этих перьев, колыхающиеся при малейшем колебании воздуха, называют эгретками. Перья этой птицы шли на украшение женской одежды и ценились очень высоко, но это привело к почти полному ее истреблению. Сейчас охота на эту птицу запрещена. Назовите ее. (Белая цапля)
Один из самых лучших певцов. Его пение часто сравнивают с пением соловья. Натуралист Кайгородов рассказывает: «Мне известны многие случаи, когда несведущие люди принимали этот свист за соловьиный и уверяли, что слышали соловья, в то время, когда в лесу еще местами лежал нестаявший снег. Они не хотели верить, что подобные звуки могли принадлежать какой-то другой птице». Но в отличие от соловья в этом пении не услышишь знаменитого соловьиного щелканья и раскатов. О какой птице нашей фауны идет речь? (Певчий дрозд)
Одна из замечательных особенностей поведения этой птицы — великолепная ориентация и умение вернуться из любого места кормежки или водопоя. Это качество и послужило причиной ее одомашнивания, которое произошло 5—6 тыс. лет назад. Она может проводить в полете много часов подряд и иногда развивает скорость до 100 км/ч. Эту птицу использовали как почтальона. Кто это? (Голубь)
Основная пища этих птиц — насекомые, которых они поглощают в огромных количествах. Причем из всех пернатых только они клюют мохнатых гусениц, покрытых ядовитой шерстью. Натуралисты в старину отмечали, что глотка и желудок этих птиц изнутри покрыты мехом. Наблюдение верно, только «мех» этот не собственный. Это многочисленные волоски гусениц, которые впиваются в стенки желудка и глотки птицы. Время от времени она отрыгивает эту шерсть. О какой полезной для леса птицы идет речь? (Кукушка.)
Приложение 4
1. Мы пойдем по тропинке мимо забора, а Вы Пьер?
2. Думали идти минут двадцать, но промашка вышла — не меньше сорока.
3. Смотрю в окно: ни читать, нирисовать не хочется. Уютно в купе. Ночка пролетит — и дома.
4. Плывем к Жигулям. Над горами гроза, ходит волнамиВолга. (Роза, иволга.)
5. Ты сегодня кто? Я сегодня шпион. — Пароль? У-два, ракушка. (Пион, варакушка)
6. А задачки-то хороши. Повникай, повникай — это тебе не шуточки. (Шиповник, уточки.)
Приложение 5
1. Какие наши птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки? (Стрижи.)
2. Назовите самую маленькую птицу нашей средней полосы ( Королёк и подкоренник-крапивник.)
3. Какие птицы не летают? (Страус африканский, американский нанду, австралийский эму, козуар, новозеландский киви, пингвин.)
4. Какая наша птица может ползать по стволу вниз головой? (Поползень.)
5. Какие птицы нашей местности ночуют, зарывшись в снег? (Глухари, тетерева, рябчики.)
6. Какая птица ходит под водой (Оляпка)
7. Какие утки гнездятся в дуплах деревьев? (Мандаринка, гоголь, крохаль, иногда кряква.)
8. Какие птицы не высиживают яйца? (Кукушки, сорные куры, некоторые шалашники и др.)
9. У каких наших промысловых птиц воспитывают птенцов и самец и самка? (Рябчики, белая и серая куропатки.)
10. Какая птица нашей местности самая большая? (Дрофа.)
11. Какая наша птица переносит птенцов в лапах? (Вальдшнеп.)