kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-интеллектуальная игра "Птичьи тайны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок – интеллектуальная игра « Птичьи тайны».

МЕСТО УРОКА В ТЕМЕ.

Тема урока – интеллектуальная игра «Птичьи тайны». Это игровой урок, который служит логическим заключением большой темы «Птицы». Урок строится, опираясь на знания учащихся, полученные на уроках биологии. Предлагаемый проект рассчитан на 2 часа учебного времени.

ПРОГРАММА

Авторская программа. Учебник «Биология» 7 класс, автор А. И. Никишов, И. Х. Шарова, гуманитарный издательский центр «Владос» Москва 2013.

ТИП УРОКА

Урок - совершенствования знаний, умений и навыков

ЦЕЛИ УРОКА: обобщить и углубить знания о птицах, активизировать познавательный интерес учащихся к природе и её изучению.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательные задачи:

  • расширить представление  учащихся о многообразии  пернатых;

 

  • углубить знания о птицах;

 

  • сформировать  представление о роли птиц в природе и жизни человека.

 

Развивающие задачи:

  • развивать умения вести наблюдение и анализировать информацию; способствовать развитию логического мышления: умению наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, делать выводы;
  • способствовать развитию познавательного интереса;
  • развивать интеллектуальные способности учащихся;
  • развивать умения осуществлять самостоятельную деятельность на уроке.

Воспитательные задачи:

  • продолжить формирование научного мировоззрения;
  • формирование уважительного отношения к мнению и труду другого человека;
    развитие коммуникативных способностей;
  • воспитывать бережное и чуткое отношение к природе.

 

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ:

  1. по характеру деятельности –проблемно-поисковый;
  2. по виду источника знаний – словесно-наглядно-практический с применением ИКТ;
  3. по форме совместной деятельности – сотрудничество и мониторинг.

ФОРМА УРОКА: интеллектуальная игра.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ  РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ: диалог; работа в группах; элементы самостоятельной деятельности; самооценка.

ОБОРУДОВАНИЕ: чучела птиц, рисунки и фотографии с изображением птиц, таблицы, плакаты с поговорками о птицах, компьютерная презентация. 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок-интеллектуальная игра "Птичьи тайны" »

Этапы урока

Обоснование деятельности учителя

Прогнозирование деятельности учеников

  1. Организационный этап (1 мин)

Здравствуйте ребята. Ваша работоспособность и активность на уроке помогут нам расширить границы знаний, и сделает всех нас более чуткими и внимательными к окружающей нас природе.


Формирую благоприятный микроклимат, пытаюсь несколькими фразами создать рабочее настроение.


П. Постановка цели и актуализация знаний (3 мин). Эпиграф урока: «Каким скучным местом был бы мир без птиц».

О природе можно узнать из книг, картин, из рассказов очевидцев. Но можно пойти дальше, попытаться самому постичь тайну и красоту природы. Сегодня мы узнаем, кто из вас знает больше о птицах. Кто не слышал пение птиц? Кто никогда не наблюдал за полётом ласточки? Навряд ли мы встретим человека, который на эти вопросы ответит: «Я». Нельзя представить нашу планету без птиц.

И сегодня на уроке вы должны показать свои знания о птицах, как части родной природы.

Урок проведём в форме интеллектуальной игры « Птичьи тайны», которая поможет систематизировать знания о строении, жизнедеятельности, взаимоотношениях птиц с окружающей средой, о роли их в жизни человека, а так же осознавать необходимость чуткого и бережного отношения к природе.







III. Расширение и углубление знаний и способов действий.

Игра проводится по типу «Счастливый случай». В игре участвует три команды по 5 человек. Перед началом игры разыграем правило первого хода. Слово предоставляем ведущему.

Гейм первый «Знакомство»

Капитан команды представляет игроков и название команды, отдаёт эмблемы команды жюри. Жюри оценивает соответствие названия эмблемы с биологической направленностью игры и оригинальность.

Гейм второй «Птичий базар»

Каждой команде задаётся по 4 вопроса для выявления круга знаний о строении и жизнедеятельности птиц.

См. приложение 1


Гейм третий «Заморочки из гнезда»

Команды по очереди достают из мешочка бочонки с номерами вопросов, на каждый ответ даётся 30 с. Если команда не справляется, вопрос переходит болельщикам.

Если достанется бочонок с подковой, то это «счастливый случай», команда получает три дополнительных очка и одно очко за шуточный вопрос.

См. приложение 2


Гейм четвёртый «Ты – мне, я – тебе»

Команда должна заранее приготовить три вопроса для соперников. На размышление – 20 с. Жюри выбирают наиболее интересный вопрос. За каждый правильный ответ – один балл.




Гейм пятый «Мудрая сова»

Зачитывается вопрос. Команда , поднявшая руку, отвечает первой. Если обе команды не ответили, то вопрос переходит в зал к зрителям. См. приложение 3


Гейм шестой «Птичьи прятки»

В каждом приведённом выражении найти скрытые цветок и птицу. Выполнить это можно, только соединяя и разъединяя слова в строке, но не меняя их местами. За каждый правильный ответ команда получает один балл. Время на задание ограничено.

См. приложение 4



Гейм седьмой «Дальше, дальше …»

Знаете ли вы орнитофауну

См. приложение 5





Определяю перспективу работы на уроке, создаю эмоциональный настрой и благожелательное настроение.















Обеспечить осмысленное восприятие знаний.



Поддерживаю благоприятный микроклимат и познавательный интерес учеников.



Воспитываю умение общаться, познавательную активность и осознанную важность учения, умение доказывать свою точку зрения и выслушивать мнения других. Наблюдаю за деятельностью групп, осуществляю косвенное руководство, корректирую выводы учащихся.

Обеспечение осмысление восприятия, и умения грамотно изложить свою точку зрения, сделать выводы.


Психологическая подготовка к работе на уроке, формулирование темы урока.













Знакомятся с правилами игры.


Представляют команды и её название.




Вспоминают, корректируют знания, дают устные ответы, корректируют ответы своих одноклассников, отвечая на вопросы.




ІV. Подведение итогов игры и награждение победителей.




Формирую самооценку учащихся.


Учатся объективно оценивать свои знания.


V. Контроль ЗУН и самооценка.

У нас есть возможность проверить, насколько хорошо усвоен

материал сегодняшнего урока.

Предлагаю вам небольшой тест

См. приложение 6


Определяю уровень знаний учеников и их умение применять свои знания в конкретных условиях.

Показываю правильные ответы на тестовое задание и критерии оценки, формирую самооценку учащихся.

Самостоятельное выполнение заданий




Проверяют тест и ставят себе оценки.

VI. Подведение итогов урока.

Итак, интеллектуальная игра « Птичьи тайны » подошла к завершению. Надеюсь, что сегодняшний урок вам понравился,

вы ещё раз окунулись в красоту природы, в мир удивительных животных под названием птицы, почувствовали себя частичкой природы и даже Вселенной…. И тогда, по словам

В. Сухомлинского « Красота окружающего мира станет могучим источником веры в доброту»


Поддерживаю благоприятный микроклимат и познавательный интерес учеников.



VII. Инструктаж по домашнему заданию

Составить кроссворд « Птицы Нижегородской области».


Разъяснение домашнего задания.


Учащиеся записывают домашнее задание и слушают инструктаж.










Приложение к уроку интеллектуальная игра «Птичьи тайны»


Приложение 1

вопрос

ответ

1.

У большинства животных зубы располагаются в рото­вой полости, но о птицах говорят, что у них зубы в желудке. Почему?

У птиц действительно в ротовой по­лости зубов нет. Пища измельчается мускульным отде­лом желудка путем трения о его роговые стенки и камеш­ки, которые заглатывают птицы. Такой способ перевари­вания особенно важен для зерноядных птиц.)


Какие особенности строения тела обеспечивают полет птиц?

Внутри костей содержатся полости, заполненные воздухом; относительно маленький размер черепа; наличие перьевого покрова.


Сколько кругов кровообращения у птиц?

Два — боль­шой и малый, легочный.


Для чего у пеликана есть под клювом кожистый мешок? (

Прижимая клюв к грудине, пеликан освобождает мешок от воды и наполняет его рыбой.


Какие зерноядные птицы выкармливают своих птенцов насекомыми?

Воробьи, щеглы и др


Существует ли птичье молоко? У каких птиц?

Пти­чье «молоко» есть у голубей и пингвинов. Если почему-либо самка пингвина ушла от гнезда и задержалась, а пте­нец требует пищу, то у самца начинают действовать особые железы, которые перерабатывают жир в пи­тательную массу, ее-то он и отрыгивает в раскрытый клюв птенца


Дышит ли птенец в яйце?

Дышит, так как поры скорлу­пы пропускают воздух.)


Какие из инстинктов указывают на более высокую орга­низацию птиц по сравнению с земноводными и пре­смыкающимися?

Внутреннее оплодотворение, строение яиц, сухая кожа, легочное дыхание, четырехкамерное сердце, постоянная температура тела.)


Насколько обосновано выражение: «Ест мало, как птич­ка»?

Утверждение неточное. Если учитывать абсолют­ное количество еды, то, конечно, большинство птиц съеда­ет мало. Но по отношению к собственной массе птица ест значительно больше многих животных и человека.


Какое значение в жизни птиц имеет их пение весной.

Привлечь самок, показать другим самцам того же вида, что территория занята.)


Приложение 2

вопрос

ответ


Каких птиц называют кричащими и каких певчими?

У кричащих птиц нижняя гортань устроена несложно, у пев­чих птиц голосовой аппарат значительно сложнее.


Назовите самую крупную птицу, обитающую в России.

Дрофа


О пользе воробья сложились противоречивые мнения. Так полезная эта птица или вредная?

Воробьи полезные для хозяйства птицы. Тот небольшой вред, который они приносят, питаясь зерном, многократно компенсируется уничтожением гусениц, которыми они вскармливают сво­их птенцов.)


Почему стрижи улетают из средней полосы в конце ав­густа раньше других птиц?

В конце августа на высоте, где охотятся стрижи, становится значительно меньше насекомых, хотя у земли их еще много. Голод пробуждает инстинкт перелета.)


У каких птиц яйца насиживает самец?

Эму, плавунчика, глупой ржанки.)


Почему в гнездах ворон, сорок, скворцов и др. можно обнаружить разные блестящие предметы?

Эти птицы наделены странной особенностью собирать, а иногда во­ровать в домах и тащить в гнездо блестящие предметы.


Приложение 3

  1. Удивительно красиво белоснежное оперение этой пти­цы. Весной, с наступлением брачного периода, на ее спи­не вырастают и сохраняются до начала лета особые чудес­ные перья, напоминающие своеобразную кружевную на­кидку. Длинные пучки этих перьев, колыхающиеся при малейшем колебании воздуха, называют эгретками. Перья этой птицы шли на украшение женской одежды и цени­лись очень высоко, но это привело к почти полному ее истреблению. Сейчас охота на эту птицу запрещена. Назо­вите ее. (Белая цапля)

  2. Один из самых лучших певцов. Его пение часто срав­нивают с пением соловья. Натуралист Кайгородов расска­зывает: «Мне известны многие случаи, когда несведущие люди принимали этот свист за соловьиный и уверяли, что слышали соловья, в то время, когда в лесу еще местами лежал нестаявший снег. Они не хотели верить, что подоб­ные звуки могли принадлежать какой-то другой птице». Но в отличие от соловья в этом пении не услышишь знамени­того соловьиного щелканья и раскатов. О какой птице на­шей фауны идет речь? (Певчий дрозд)

  3. Одна из замечательных особенностей поведения этой птицы — великолепная ориентация и умение вернуться из любого места кормежки или водопоя. Это качество и по­служило причиной ее одомашнивания, которое произош­ло 5—6 тыс. лет назад. Она может проводить в полете много часов подряд и иногда развивает скорость до 100 км/ч. Эту птицу использовали как почтальона. Кто это? (Голубь)

  4. Основная пища этих птиц — насекомые, которых они поглощают в огромных количествах. Причем из всех пер­натых только они клюют мохнатых гусениц, покрытых ядо­витой шерстью. Натуралисты в старину отмечали, что глотка и желудок этих птиц изнутри покрыты мехом. Наблюдение верно, только «мех» этот не собственный. Это многочис­ленные волоски гусениц, которые впиваются в стенки желудка и глотки птицы. Время от времени она отрыгивает эту шерсть. О какой полезной для леса птицы идет речь? (Кукушка.)

Приложение 4

1. Мы пойдем по тропинке мимо забора, а Вы Пьер?

2. Думали идти минут двадцать, но промашка вышла — не меньше сорока.

3. Смотрю в окно: ни читать, ни рисовать не хочется. Уют­но в купе. Ночка пролетит — и дома.

4. Плывем к Жигулям. Над горами гроза, ходит волнами Волга. (Роза, иволга.)

5. Ты сегодня кто? Я сегодня шпион. — Пароль? У-два, ракушка. (Пион, варакушка)

6. А задачки-то хороши. Повникай, повникай — это тебе не шуточки. (Шиповник, уточки.)

Приложение 5

1. Какие наши птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки? (Стрижи.)

2. Назовите самую маленькую птицу нашей средней поло­сы ( Королёк и подкоренник-крапивник.)

3. Какие птицы не летают? (Страус африканский, амери­канский нанду, австралийский эму, козуар, новозеландский киви, пингвин.)

4. Какая наша птица может ползать по стволу вниз голо­вой? (Поползень.)

5. Какие птицы нашей местности ночуют, зарывшись в снег? (Глухари, тетерева, рябчики.)

6. Какая птица ходит под водой (Оляпка)

7. Какие утки гнездятся в дуплах деревьев? (Мандаринка, гоголь, крохаль, иногда кряква.)

8. Какие птицы не высиживают яйца? (Кукушки, сорные куры, некоторые шалашники и др.)

9. У каких наших промысловых птиц воспитывают птен­цов и самец и самка? (Рябчики, белая и серая куропатки.)

10. Какая птица нашей местности самая большая? (Дрофа.)

11. Какая наша птица переносит птенцов в лапах? (Вальдш­неп.)

12. Какая наша птица выводит птенцов зимой? (Клест.)

13. Какие птицы самые дальнозоркие? (Грифы.)

14. Какая наша птица поет хвостом? (Бекас.)

15. Какая птица носит фамилию писателя? (Гоголь.)

16. Какая птица накалывает добычу на колючки кустарни­ка? (Сорокопут.)

17. Какая птица имеет хвост в форме музыкального инстру­мента? (Лирохвост.)

18. Какая птица совершает самый дальний перелет? (По­лярная крачка.)

19. Какая птичка может летать хвостом вперед? (Колибри.)

20. Какая птица лает, как собака? (Самец белой полярной куропатки.)

21. Есть ли у скворца своя песня? (Нет.)

22. Какие куры являются прародителями наших современ­ных домашних? (Банкивский петух и кустарниковая ку­рица.)

Приложение 6

тест

Рефлексивный компонент на уроке:


Иногда это короткая беседа в конце урока:


ü Чем мы сегодня занимались?


ü Что мы для этого делали?


ü Что у нас получилось хорошо?


ü Что нам пока не удается?


Если перед уроком на доске были записаны цели вопросы могут быть иными.


ü Что мы делали для достижения поставленных целей?


ü Довольны ли мы результатом?


ü Можно ли это было сделать иначе?


ü Какой вариант лучше?


ü Где нам пригодится это умение?


Можно попросить учеников закончить (устно или письменно) некоторые из предложений.


1) А вы знаете, что сегодня на уроке я_____ .


2) Больше всего мне понравилось_________ .


3) Самым интересным сегодня на уроке было


4) Самым сложным для меня сегодня было


5) Сегодня на уроке я почувствовал


6) Сегодня я понял____________


7) Сегодня я научился_________


Сегодня я задумался_________


9) Сегодняшний урок показал мне


10) На будущее мне надо иметь в виду


(При письменной работе каждый ученик выбирает по два-три наиболее значимых лично для него положения.)


Для старших классов предлагается заполнить резюме


Ученики письменно отвечают на серию вопросов, отражающих их отношение к уроку, учебному предмету, учителю.


1. Что нравиться на уроках?


2. Что не нравиться на уроках?


3. Можешь ли учиться лучше по предмету?


4. Какие действия учителя считаешь неправильными?


5. Поставь отметку учителю по 10 – ти бальной системе?


6. Поставь себе отметку по 10 - ти бальной системе?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок-интеллектуальная игра "Птичьи тайны"

Автор: Чиботэрикэ Марина Юрьевна

Дата: 15.08.2015

Номер свидетельства: 225400

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства