Технологическая карта урока биологии в 6а классе Предмет, класс: биология, 6а класс. Автор программы: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова и др. Программы 5-11 класс. Учитель: Пелёвина Людмила Николаевна, учитель биологии Тема урока: «Признаки классов на примере многообразии цветковых растений» Тип урока: Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (по Б.П. Есипову); Цель урока: формирование умения характеризовать признаки классов Отдела Цветковых растений и применять полученные знания на практике. Задачи: Предметные: -умеют характеризовать признаки классов Отдела Цветковых растений; - выявляют основные характеристики цветковых растений; - составляют план урока; Метапредметные: -находят ответы на поставленные вопросы, используя ОК, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; -составляют отчет по проделанной практической работе; -контролируют и оценивают свои действия; Личностные: -осознают важность полученных знаний и умений для дальнейшего определения своего образовательного пространства. Оборудование: Учебник Билогия 6 класс И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова А. А. В.С. Кучменко, ОК «Признаки классов отдела Цветковых растений», комнатные цветковые растения кабинета биологии, лупы. |
Этапы урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля и оценки |
Актуализация знаний | Подводящий к теме диалог побуждающая беседа | Организует подводящий к теме диалог: - Вспомните систематику и скажите, какие царства организмов выделяются в живой природе? - Какие знаем отделы Ц.Растения? - Отдел делится на…? - Нужно ли знать признаки классов отдела и зачем? - На одном или на многообразии растений легче отработать признаки классов отдела? Попробуем сформировать темы урока. | Отвечают на вопросы учителя и формируют тему урока. Предлагают тему урока «Признаки классов на примере многообразии цветковых растений» | Самопроверка на основе имеющихся знаний. |
Постановка учебной задачи и построению плана урока | Диалог учителя с обучающимися, в итоге которого ребята сами предлагают учебной задачи. | Диалог учителя с обучающимися, в итоге которого ребята сами предлагают учебной задачи. Представителей отдела Цветковых растений очень много. Как в них разобраться, как систематизировать, определить принадлежность к классу - для этого нужен навык и практика. Попробуем поставить учебные задачи, которые помогут нам изучить данную тему урока. | Предлагают учебные задачи: - уметь характеризовать признаки классов отдела Цветковых растений; - уметь применять полученные знания на практике. Предложение плана урока | Оценочные высказывания детей об учебных задачах, которые помогут изучить данную тему урока. |
Проверка домашнего задания и начало работа по решению учебных задач | Инструктаж перед началом работы по ОК. Отслеживание по уроку решения учебных задач | Проводит инструктаж перед началом работы по ОК «Признаки классов отдела Цветковых растений». Напоминает, как формируется отметка при воспроизведению ОК: «3»- прочтение и правильная расшифровка сигналов ОК; «4» - прочтение, правильная расшифровка сигналов ОК и привлечение информации, поясняющей признаки классов; «5» - прочтение, правильная расшифровка сигналов ОК и привлечение информации, поясняющей признаки классов и глубокое безошибочное раскрытие этой информации. Организует индивидуальные ответы по воспроизведению ОК у доски, напоминая о волшебном числе 7+-2. Организует групповую (парную) работу по воспроизведению ОК. Организует индивидуальную работу по воспроизведению ОК каждым учеником на отдельном листе. Отслеживает по уроку решение одной из учебных задач и через побуждающую беседу подводит обучающихся к решению второй учебной задачи урока. -Теперь мы неплохо знаем признаки классов отдела Цветковых растений, а скажите, когда знания становятся твоим убеждением? | Дают индивидуальные ответы по ОК. Взаимопроговор ОК в парах. Каждый воспроизводит ОК на отдельном листе. Предлагают полученные знания проверить на практике. | Самооценка ответа. Самооценка ответа и взаимооценка ответа товарища по паре. |
Применение полученных знаний | Работа обучающихся по применению полученных знаний в новых ситуациях | Проводит инструктаж перед началом практической работы по применению на практике полученных знаний о признаках классов отдела Цветковых растений и их многообразии и организует групповую (по 4 человека в группе) работу (Работа проводится на примере комнатных цветковых растений кабинета биологии). Предложены задания из ОГЭ по биологии на систематику отдела Цветковых растений. Предложены комнатные растения, нужно определить к какому классу отдела Цветковых растений они относятся. (Напоминает, что есть признаки у растения, которые мы видим, а есть признаки, наличие которых мы можем предположить) Отслеживает выполнение практической работы, осуществляет коррекцию и помощь, если это требуется. Организует по итогу практической работы знакомство обучающихся с многообразием цветковых растений на примере комнатных растений кабинета биологии. Выдает учащимся листы со списком комнатных растений кабинета биологии, которые были использованы при проведении практической работе. Предлагает расставить на кафедре кабинета биологии используемые при практической работе комнатные растения по классам - Класс Двудольные и Класс Однодольные. | Выполняют практическую работу: отвечают на вопросы задания из ОГЭ и выполняют задания по заполнению таблицы. Вклеивают листы со списком используемых при практической работе комнатных растений кабинета биологии в тетрадь. Расставляют на кафедре кабинета биологии используемые при практической работе комнатные растения по классам- Кл. Двудольные и Кл. Однодольные. | Групповая оценка степени участия в выполнении практической работы на листах работы группы. |
Подведение итогов урока | | Проводит беседу, направленную на подведение итогов урока 1) Какую тему изучили на уроке и какие задачи удалось при этом решить? 2) Получен ли результат и в виде чего мы его получили? (Ответили на вопросы задания из ОГЭ и определили принадлежность предложенного комнатного растения к одному из классов отдела Цветковых растений ) 3) Сумели вы применить полученные знания в новой ситуации? | Отвечают на вопросы учителя. | Дают оценку прошедшему уроку |
Домашнее задание | Даётся домашнее задание с его комментарием | Записывает домашнее задание на доске и комментирует его Домашнее задание: - повторить признаки классов отдела Цветковых растений; - в тетради распределить в таблицу по классам из предложенного списка используемых при практической работе комнатных растений кабинета биологии ( «3»- три любых растения, «4» -все растения из списка, «5» - все растения из списка и предложить не меньше трех других комнатных растений каждого класса.. Творческое задание (по желанию ) - Составить экскурсию по кабинету биологии о многообразии и систематике отдела Цветковых растений. Предлагает оценить прошедший урок: - по сложности материала; - по интересности; - по настроению на уроке; - по значимости полученных знаний на уроке. | Записывают домашнее задание и определяют для себя его объем | Оценить прошедший урок поднятием пальцев руки по пятибалльной шкале. |