Урок 1. Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем.
Цели деятельности учителя
Способствовать формированию представления об изучаемом предмете, первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Биологии»; создать условия для ознакомления с учебником: авторами, условными обозначениями; определения границ знаний и «незнаний у обучающихся, приступающих к изучению предмета.
Тип урока
Знакомство
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получать возможность научиться: работать с учебником, организовывать рабочее место, узнать о методах изучения природы.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентностность): овладеют способностями осознать учебную задачу, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседникаи вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, вступать в речевое общение, пользоваться учебником, лабороторным оборудованием.
Личностные: иметь мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.
Методы и формы обучения
Объяснительно-иллюстрационный; групповая, фронтальная
Образовательные ресурсы
Сухова, Т. С. Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. С. Сухова, В. И. Строганов. М.: Вента-Граф, 2014.
Оборудование
Лабораторное оборудование: штатив, стакан, спиртовка, пробирка, колба; измерительные приборы: термометр, линейка, напольные весы.
Наглядно-демонстрационный материал
Зрительный ряд: рисунки с изображением методов изучения природы (опыт, наблюдение), слайды пейзажей, изображений электронного микроскопа, животных
Основные понятия и термины
Опыт, наблюдение, описание, измерение.
Организационная структура (сценарий) урока
Вступительное слово.
Есть одна планета-саду
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету,-
Ведь другой, похожей, нету!
Я. Аким
-Вы начинаете изучать новый предмет «Биология». Как вы думаете, что будете изучать на уроках? Какие знания и умения приобретете?
-Живая природа задает вопросы. Не на все есть готовые ответы. Я надеюсь, что мы изучая данный предмет, читая учебник, рассматривая внимательно рисунки, выполняя предложенные задания, найдем ответы, раскроем секреты, которые хранит природа.
Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.
Личностные: понимают и принимают значения знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету.
- Изучение нового материала
Беседа по теме «Методы изучения природы»
-Но природа не сразу и не во всем открывает свои тайны. Многие исследователи природы не могли сразу разгадать тайны жизни. Они проводили огромное число опытов, наблюдений, прежде чем разгадали загадки жизни. Сколько сил, терпения они потратили.
-Хотели бы и вы делать опыты, проводить наблюдения?
-А знаете ли вы, чем опыт отличается от наблюдения?
-Попробуйте записать, что вы думаете об этом в своих тетрадях.
-Рассмотрите в учебнике рисунок 1. Как вы думаете, на каком рисунке изображен опыт?
-Из учебника выберите по 1-2 примера наблюдений и опытов.
-Представьте, что вы ставите какой-нибудь опыт или наблюдаете за каким-нибудь явлением в природе. По какому плану вы будете работать: что будете делать сначала, чем завершать работу?
-Сложный вопрос? Поможет нам на него ответить учебник, на странице 4 найдите ответ.
-Часто для проведения опыта требуется специальное оборудование. На уроках будем использовать следующее лабораторное оборудование: штатив, стакан, спиртовку, пробирку, колбу.
-Иногда исследователи используют измерительные приборы. Какие измерительные приборы вам известны? Что ими можно измерить?
-Не все объекты живой природы мы можем рассмотреть невооруженным взглядом. Помогают нам преодолеть это затруднение увеличительные приборы. (Демонстрация лупы, светового микроскопа) С этими увеличительными приборами вы познакомитесь в этом учебном году. Научным работникам требуется более мощный прибор – это электронный микроскоп.
-А теперь послушайте загадки и попытайтесь их отгадать:
Лесом катиться клубок,
У него колючий бок.
Он охотиться ночами
За жуками и мышами.
(Еж.)
Посмотрите-ка, какая-
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.
(Лиса.)
- А сейчас я вам раскрою один секрет. Когда я загадывала загадки, использовала еще один метод изучения природы – описание. Попробуйте и вы дать такое описание одного из животных, изображенных на слайде, по которому одноклассники могли бы определить, о ком идет речь.
Познавательные: составляют речевое высказывание в устной и письменной форме о новых понятиях; извлекают существенную информацию из разных источников, извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний, ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, понимают значимость предмета, осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.
III Итог урока. Рефлексия деятельности
Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа.
-Вот и подошел к концу первый урок биологии. Что вы узнали о нем?
-Какие открытия сделали?
-Какие методы позволяют нам изучить природу?
-Кому открывает свои тайны природа?
-С каким настроением вы уходите с урока?
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.
Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.
Личностные: проявляют интерес к предмету.