Цель:
1. Повторить характерные особенности птиц, закрепить знания о зимующих птицах нашей местности.
2.Познакомить с новой зимующей птицей – клестом.
3.Развивать зрительное восприятие через работу с предметными и сюжетными картинками.
4.Воспитывать бережное отношение к природе, чувство сострадания, желание прийти на помощь.
Оборудование: кроссворд, ёлочка с конфетами, силуэт птицы, слова - опоры, наглядность с изображением птиц, сюжетная картинка «У кормушки»,бланк теста,, карандаши, программированные задания, аудиозапись «Утро в лесу», индивидуальные задания для разноуровневых групп.
Ход урока.
1.Орг. момент.
- Приведём в порядок осанку, настроимся на работу.
Плечи опустите, слегка ссутультесь.
Раз – подняли плечи.
Два – откинули плечи назад, выпрямили спинку.
Три – подтянули живот.
-Все к работе готовы. Садитесь.
2.Введение в тему.
-Сейчас у нас урок «Живого мира», мы вновь будем говорить о природе, а точнее – о представителях живого мира.
-Кто относится к представителям живого мира?
Для того чтобы узнать тему урока, вам необходимо разгадать кроссворд. Если вы хорошо знаете признаки зимы, сделать это будет несложно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«презентация по живому миру "Зимующие птицы" »
Конспект интегрированного урока по предмету «Живой мир»
Класс 2 Учитель: Баранова В.В.
Тема: Зимующие птицы.
Цель:
1. Повторить характерные особенности птиц, закрепить знания о зимующих птицах нашей местности.
2.Познакомить с новой зимующей птицей – клестом.
3.Развивать зрительное восприятие через работу с предметными и сюжетными картинками.
4.Воспитывать бережное отношение к природе, чувство сострадания, желание прийти на помощь.
Оборудование: кроссворд, ёлочка с конфетами, силуэт птицы, слова - опоры, наглядность с изображением птиц, сюжетная картинка «У кормушки»,бланк теста,, карандаши, программированные задания, аудиозапись «Утро в лесу», индивидуальные задания для разноуровневых групп.
Ход урока.
1.Орг. момент.
- Приведём в порядок осанку, настроимся на работу.
Плечи опустите, слегка ссутультесь.
Раз – подняли плечи.
Два – откинули плечи назад, выпрямили спинку.
Три – подтянули живот.
-Все к работе готовы. Садитесь.
2.Введение в тему.
-Сейчас у нас урок «Живого мира», мы вновь будем говорить о природе, а точнее – о представителях живого мира.
-Кто относится к представителям живого мира?
Для того чтобы узнать тему урока, вам необходимо разгадать кроссворд. Если вы хорошо знаете признаки зимы, сделать это будет несложно.
1. Зимой она холодная и морозна. (Погода)
2. На реке лёд толстый, а на луже… (тонкий).
3.При первых заморозках он покрывает деревья. (Иней).
4. Зимой оно спрятано за тучами. (Солнце).
5. Осенью идёт дождь, поэтому она дождливая. А зима какая? (Снежная).
Ключевое слово – ПТИЦА.
-Сегодня на уроке мы будем говорить о птицах.
1. Закрепим знания о внешнем виде, повадках, пище и местах обитания птиц.
2. Вспомним зимующих птиц нашей местности, изученных ранее.
3. Познакомимся с новой зимующей птицей.
4. Поговорим о том, почему надо помогать птицам и как это делать.
Стимулирующий приём.
- Наш урок проходит в преддверии замечательного праздника - Нового года. В Новый год все мы любим получать подарки, поэтому птицы тоже приготовили вам сладкие подарки – конфетки на еловой ветке. Вы все у меня внимательные, старательные, добрые, отзывчивые, активные, поэтому непременно каждый из вас заслужит сладкий подарок!
- Итак, начинаем.
3. Закрепим знания о внешнем виде, местах обитания и о питании птиц.
- Давайте ещё раз вспомним те признаки, по которым мы определяем птицу.
(На доске вывешиваются слова-опоры).
-У птицы туловище, покрытое перьями, у них есть голова, хвост, лапы, а главное – у них есть крылья, и поэтому они умеют летать.
- Где обитают птицы?
В лесу, в поле, в населённых пунктах (городах, деревнях).
- Как называется домик птиц?
Гнездо, дупло, скворечник.
- А чем питаются птицы?
Семена, насекомые, ягоды, хлебные крошки, крупа, сало и т.п.
Перья, крылья.
Лес, город, село.
Гнездо, дупло, скворечник.
Семена, насекомые, ягоды.
- Молодцы! Вы меня порадовали своими знаниями.
Работа в тетради. Тест «Так или не так»
- А теперь вы сможете самостоятельно проверить свои знания о птицах. Для этого нужно выполнить задание: я буду называть признаки и повадки представителей живого мира, если это о птицах – раскрашиваете квадрат в красный цвет, если о других животных – в синий цвет.
1.Туловище покрыто перьями.
2. Умеют летать.
3. Их домик называется нора..
4. Питаются насекомыми.
5. Живут в воде.
6. Красиво поют.
- А теперь проверьте себя.
На доске – правильный вариант ответов.
- Кто не допустил ни одной ошибки, поставьте себе «5», одну – «4», две и более – «3».
2. А теперь вспомним зимующих птиц нашей местности, о которых мы говорили ранее.
На доске выставляются картинки: снегирь, синица, ворона, воробей.
- Рассмотрите птиц.
- Чтобы вспомнить , как они называются, поиграем в игру «Доскажи словечко».
- Я начинаю чистоговорку, вы досказываете последнее слово.
Ица-ица-ица – в синей шапочке… синица.
Она-она-она – чёрно-серая… ворона.
Ей-ей-ей – бойко скачет… воробей.
Ирь-ирь-ирь – с красной грудкою … снегирь.
- Назовите всех птиц.
– Какие это птицы?
- Зимующие птицы, т.к. не боятся холодов и проводят зиму в наших краях.
- Почему снегирь в стороне, а воробей, ворона и синица в одной группе?
Ворона, воробей, синица – птицы, которые живут в нашей местности круглый год. Снегирь прилетает к нам зимовать из тех стран, где наступило лето, он не любит тёплую погоду.
«Определи птицу».
- А сейчас я посмотрю, как хорошо вы знаете этих птиц.
Картинки поставлены обратной стороной и открываются по мере ответов детей.
-Если у птички жёлтая грудка, она какая? Желтогрудая. У какой птицы жёлтая грудка и синяя шапочка? Синица.
-Если у птицы красная грудка, она какая? Красногрудая. Какая птица красногрудая? Красногрудый снегирь.
-Если птица кричит «Каррр», что она делает? Каркает. Какая птица каркает? Ворона.
-Про какую птицу говорят, что она ходить не умеет, а только прыгает? Воробей.
Игра «День и ночь»
Динамическая пауза «Птенчики».
Птенчики летят на больших крыльях – взмахи руками.
Птенчики летят на маленьких крылышках – взмахи кистями рук.
Клюют зёрнышки, пьют из лужицы – наклоны туловища.
3. Знакомство с клестом.
- Сегодня мы познакомимся с новой зимующей птицей – называется она КЛЁСТ.
(На доске и на каждой парте картинка с изображением клеста).
- Послушайте рассказ и запомните характерные отличительные признаки клеста.
Бурый цвет — один из оттенков коричневого цвета. (Словарная работа).
У клеста необычная форма клюва: клюв похож на крест или клещи. Клесты используют клюв не только для питания, но и для лазания по деревьям.
Имеет:
- клюв – крест, клещи
- крупную голову
- цепкие лапы, позволяющие подвешиваться к шишкам вниз головой
-короткий глубоко вырезанный хвост.
Дневная, шумная и подвижная птица. Почти всё время проводит на деревьях. Летает быстро по волнистой траектории. В полёте стайка клестов перекликается, издавая «кеп-кеп-кеп».
Клесты питаются семенами хвойных деревьев, необычная форма клюва помогает доставать семена из шишек. Большое количество клестов можно встретить в хвойных лесах (сосны и ели).
Помимо хвойных семян клесты питаются сорняками и семенами подсолнуха, и иногда насекомыми.
Закрепление.
- Откройте тетради, выполните следующее задание: прочитайте предложение самостоятельно и выберите из скобок нужное по смыслу слово, подчеркните его.
У клеста голова (маленькая, крупная).
У клеста лапы (цепкие, слабые, мощные).
У клеста хвост (длинный, короткий).
У клеста клюв похож на (молоток, клещи, топор).
Клёст использует клюв (для еды, для полёта, для лазания по деревьям).
У клеста грудка (синего, красного, зелёного) цвета.
Клёст издает звук ( «кар-кар», «кря-кря», «кеп-кеп»).
Клестов можно встретить (в поле, в городе, в лесу).
Ученики по очереди читают по одному предложению о клесте.
4. Забота о птицах.
- Давайте вспомним отрывок из рассказа «Соловей». (Читает ученик).
- Почему соловей приносил людям радость? (Красиво пел).
- Давайте послушаем, как поют птицы. (Аудиозапись «Голоса птиц»)
- Приятно ли вам было слушать пение птиц? Почему?
- Птицы своим пением приносят людям радость, поднимают настроение, поэтому их непременно надо беречь.
- А какую ещё пользу приносят птицы?
-Поедая вредных насекомых, птицы приносят природе большую пользу, т.к. эти насекомые уже не могут повредить растениям леса, сада и огорода.
- Птицы – наши друзья. Почему нашим друзьям особенно тяжело зимой?
(Из-за отсутствия корма зимой гибнет очень много птиц).
- Какую помощь мы можем зимой оказать птицам?
Отгадайте загадку.
Что за стол среди берёз
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом?
(Кормушка)
-Мы можем сделать кормушки, развесить их на деревьях и подкармливать птиц.
-Какой корм можно насыпать в кормушки? (Хлебные крошки, крупу и т.д.)
-Можно кормушки изготовить самим из подручного материала.
(Учитель демонстрирует различные варианты кормушки).
Динамическая пауза «Синица, воробей, ворона».
Учитель демонстрирует картинки с изображением птиц сначала по порядку, затем – вразнобой.
Синица – высокие прыжки.
Воробей – прыжки на согнутых ногах.
Ворона – поворот вокруг себя.
5.Заключение.
-О ком говорили на уроке?
-Почему это птицы?
-Назови зимующих птиц нашей местности.
- С какой новой птицей познакомились?
- Назовите её особенности.
-Почему необходимо помогать птицам?
-Какую помощь можно оказать?
- Ребята, чем добрее мы будем относиться ко всему живому – к птицам, рыбам, животным, насекомым – тем лучше и чище мы будем становиться сами; если мы научимся любить живой мир и оберегать его, то непременно будем любить и человека, и никогда не обидим слабого.
-И в заключение нашего урока Тихомирова Тамара прочитает нам стихотворение «Кто любит собак», а мы все вместе ей поможем.
-Давайте стараться поступать так, как советует нам автор стихотворения!
6. Подведение итогов, оценка.
- Молодцы, ребята! Вы проявили себя именно такими, какими я представила вас в начале урока: старательными, внимательными, активными, любознательными, а главное – добрыми и отзывчивыми!
- Каждый из вас достоин конфетки с еловой ветки – шоколадного снегиря!