- познакомиться с этапами постэмбрионального развития человека;
- изучить основные изменения организма человека, происходящие после его рождения и их дальнейшее продолжение в онтогенезе;
- определить особенности становления личности человека в разные периоды жизни.
Задачи:
Образовательные: изучить возрастные периоды развития организма, сформировать знания учащихся об особенностях, происходящих с организмом и психикой человека в разных возрастных периодах, закрепить учебный материал с помощью проблемных вопросов.
Развивающие: развивать творческое мышление, умения анализировать, сравнивать, самостоятельно находить ответы на вопросы, делать выводы, работать с книгой, в группе.
Воспитательные: способствовать воспитанию навыков здорового образа жизни, расширить кругозор, воспитать уважительное отношение к взрослым.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Подготовка конспекта урока»
КОНСПЕКТ УРОКА ДЛЯ 9 КЛАССА
На тему: «Возрастные периоды онтогенеза человека»
Дата проведения:27.11.2017
Время: 8:55
Класс: 9 Б
Количество учащихся:25
Присутствующие:23
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
- познакомиться с этапами постэмбрионального развития человека;
- изучить основные изменения организма человека, происходящие после его рождения и их дальнейшее продолжение в онтогенезе;
- определить особенности становления личности человека в разные периоды жизни.
Задачи:
Образовательные: изучить возрастные периоды развития организма, сформировать знания учащихся об особенностях, происходящих с организмом и психикой человека в разных возрастных периодах, закрепить учебный материал с помощью проблемных вопросов.
Развивающие: развивать творческое мышление, умения анализировать, сравнивать, самостоятельно находить ответы на вопросы, делать выводы, работать с книгой, в группе.
Воспитательные: способствовать воспитанию навыков здорового образа жизни, расширить кругозор, воспитать уважительное отношение к взрослым.
Основные термины, понятия: онтогенез, хронологический и биологический возраст человека, период новорожденности, грудной возраст, детство, подростковый период, юность, зрелость, старость, долгожители.
Ответ: Половое размножение — способ размножения, при котором новая особь обычно развивается из зиготы, образующейся в результате слияния двух половых клеток.
Вопрос: Какие 2 типа половых клеток вы знаете?
Ответ: В организме человека встречаются два типа половых клеток, мужские (подвижные сперматозоиды или неподвижные с п е р м и и) и женские (яйцеклетки).
Вопрос: что происходит при слияние половых клеток?
Ответ: при слияние половых клеток образуется зигота.
Учитель: как вы уже сказали при слияние половых клеток образуется зигота, которая в дальнейшем дает начало новому организму. А сегодня мы рассмотрим, что же в дальнейшем происходи с зиготой в процессе онтогенеза
Что вы видите на данном слайде (просмотр картин людей в разные возрастные периоды жизни).
Ответ: на данном слайде представлены картины людей в разные возрастные периоды.
Учитель: Правильно.
Исходя из этого, мы можем прийти к выводу, что темой нашего урока будет…
Ответ: «Возрастные периоды онтогенеза человека».
3.Изучение нового материала
Учитель: для начала мы должны знать, что же такое онтогенез. Перепишите с доски понятие онтогенез, хронологический и биологический возраст.
Онтогенез – это процесс индивидуального развития организма с момента его зарождения до естественной смерти, в результате которого реализуется его наследственная информация.
Хронологический возраст - период от рождения до определенного отсчитываемого момента, т.е. наш обычный возраст (или паспортный).
Биологический – совокупность анатомических и физиологических особенностей человека, отвечающих возрастным нормам.
Учитель: Запишите в тетради таблицу “Возрастная периодизация человека”.
Таблица 1.
Возрастная периодизация человека
Учитель: на сегодняшнем уроке мы более подробно рассмотрим каждый из периодов онтогенеза.
Новорожденный период
До 10 дней ребенок считается новорожденным. В это время он фактически лишь спит, ест, издает хнычущие звуки. Большой подвижности и активности в это время не наблюдается, так как организм еще слаб. В этот период происходит перестройка систем организма ребёнка и адаптация к новым условиям существования.
Учитель: у кого из вас есть братик или сестренка новорожденного возраста?
Ответ: у меня!
Учитель: как вы думаете, что присуще новорожденным в данный период жизни?
Ответ: Постоянный сон.
Учитель: верно, т.к. во время сна осуществляется рост организма. Какой возрастной период у нас следует после новорождения?
Ответ: Грудной возраст.
Грудной возраст (или младенчество)
Основным признаком, знаменующим окончание периода новорожденности и перехода к грудному возрасту, считается настоящая улыбка.
Весь грудной период (от 10 дней до года) ребенок познает окружающую действительность, развивается, растет. В это время увеличивается рост (почти в 3 раза) и в 1,5 раза вес ребенка. В 2 месяца возникает зрительное и слуховое сосредоточение.
Раннее детство
Происходит перестройка и усложнение микроструктуры головного мозга, ребенок начинает говорить, усложняется его поведение.
В 2 года завершают прорезаться зубы. Формируется опорно-двигательная система, появляется много новых двигательных навыков (бег и т.д.), улучшается координация движений. На втором году дети учатся говорить (в 2 года произносят до 300 слов), понимают символическое значение слов.
Первое детство
С 6 лет появляются первые постоянные зубы. Обычно с 5 лет устанавливается «ведущее» полушарие головного мозга и ребенок становится «правшой» или «левшой».
Учитель: как вы думаете если ребенок левша, то какое полушарие у него доминирует?
Ответ: Левое.
Учитель: не правильный ответ. У левшей иначе работает мозг, потому что сильнее развито правое полушарие, которое отвечает за творчество. То есть у правши доминирует левое полушарие, которое отвечает за правую часть тела, а если доминирует правая часть мозга, отвечающая за левую сторону тела, человек становится левшой.
В 4-5 лет ребёнок быстро расширяет свои возможности: сам ест, совершает сложные движения (одевается, учится кататься на велосипеде, рисовать, резать ножницами, начинает лепить, писать, может играть на музыкальных инструментах,). Особенно развиваются речь и мышление.
Второе детство
Начинают функционировать половые железы, вследствие повышенной секреции половых гормонов начинают выявляться половые различия в размерах и форме тела, появляются вторичные половые признаки. Замедляются темпы роста (ребёнок подрастает на 4-5см за год)
Учитель: А теперь ответьте мне пожалуйста, какой период описывается в данной ситуации:” Мой брат был самым красивым мальчиком на улице, но в 8 классе все изменилось. У него появились угрястые высыпания на лице, голос постоянно ломался, он стал очень нервным и раздражался по каждому поводу. Почему у моего брата возникли такие изменения в организме и с чем это связано?”.
Ответ: у ее брата наступил подростковый период.
Подростковый период
В основном заканчивается половое созревание. Наблюдается выраженное ускорение роста – это второй или «пубертатный» скачок, особенно характерен для мальчиков, они догоняют и обгоняют девочек по длине и массе тела. У мальчиков интенсивно развивается мышечная система. Наблюдается чрезмерная возбудимость и раздражительность. Во время этого этапа происходит не только физический рост и развитие человека, но и происходит становление характера, нравственное формирование личности.
Юношеский период
Завершается процесс роста и формирования организма: происходит полное окостенение, улучшается внешность, самочувствие, окончательно формируется нервная система. Человек обретает полноту физических и интеллектуальных возможностей. Наступает половая и психологическая зрелость.
Зрелый возраст
Между 30 и 50 годами длина тела остается постоянной, а потом начинает уменьшаться. Форма и строение тела остаются практически постоянными. Но постепенно снижается уровень обмена веществ.
Учитель: примером служит тот факт, что люди в этом возрасте уже не способны сбрасывать вес так как это было в юношеском периоде. Все это связано со снижением обмена веществ.
Пожилой возраст
Снижение уровня метаболизма, угасание репродуктивной функции, накопление болезней. Масса и длина тела уменьшается за счёт атрофических изменений в тканях и уменьшения в них воды. После 60 люди воспринимают мир как более опасный и сложный, чем в молодости.
Учитель: этот период является очень тяжелым для людей около 70 лет т.к. в это время происходит изменение их жизненных позиций. Люди, становятся спокойнее, с осторожностью подходят к любым вопросам, а также становятся очень ранимыми. И в этот период нужно всегда оказывать внимание и поддержку вашим дедушкам и бабушкам.
Старость Изменение не только длины и массы тела, но и его строения. Заметное ухудшение здоровья, сокращение длины тела, выраженное увеличение сутулости, снижение мышечной силы.
Учитель: как вы думаете во всех ли странах календарный возраст регистрируется с момента рождения?
Ответ: во всех странах, кроме Южной Кореи. В Южной Кореи учитывается период до рождения человека (с момента зачатия).
4.Закрепление знаний (рефлексия).
Учитель: В какой период происходит замедление процессов обмена веществ?
Учитель: Период, характеризующийся усиленным ростом?
Учитель: Ребенка после рождения вскармливают…
Учитель: Сколько по времени занимает период новорожденности?
Учитель: В какой период ребенок учится говорить?
Учитель: В каком периоде завершается полное окостенение организма?
5.Домашнее задание.
На следующий урок подготовите сообщение по темам: “Долгожители”, “Трудности подросткового периода”. Прочитать параграф 18 на странице 24-26. Подготовьтесь к контрольной работе по теме: «Возрастные периоды онтогенеза человека»
6.Итог урока.
Учитель: Сегодняшний урок прошел очень интересно вы узнали об возрастной периодизации человека. За ответы на уроке многие из вас получили положительные оценки.