Просмотр содержимого документа
«Почему воздушный шар летает?»
6 класс
Урок – исследование:
Тема:Почему летает воздушный шар?
Цель: дать представление о свойствах воздуха при нагревании и охлаждении.
Задачи:
коррекционно – образовательные: повторить изученные свойства воздуха, познакомить учащихся со свойством воздуха расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении.
коррекционно – развивающие: развитие связной речи, обогащение словаря новыми понятиями, формирование умений делать умозаключения и выводы, устанавливать причинно – следственные связи.
воспитательные: повышение познавательного интереса к изучению окружающего мира.
2. Какие вещи необходимо одевать для сохранения тепла в холодное время года. Отметь знаком «+».
3. Актуализация знаний учащихся по теме урока?
- Вы знаете, что такое воздушный летательный шар? (ответы детей)
- А как он взлетает и приземляется?
(фрагмент фильма «Полет воздушного летательного шара»)
- Связан ли полет воздушного шара со свойствами воздуха?
- Как вы думаете, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении?
4. Сообщение темы и целей урока:
- Сегодня на уроке вы узнаете, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении.
Тема: Свойства воздуха при нагревании и охлаждении.
5. Объяснение нового материала.
Рассказ учителя с демонстрацией опытов.
а) Что происходит с воздухом при нагревании
Учащиеся по ходу демонстрации опытов делают записи.
С ловарная работа: (повторение правил правописания)
РАСШИРЕНИЕ
НАГРЕВАНИЕ
Опыт 1 «Нагревание воздуха в колбе»
Конец трубочки опустили в стакан с водой. Нагрели колбу, обхватив её руками.
- Что вы заметили? (из трубочки начали выходить пузырьки воздуха).
- Почему происходит это явление?
Это произошло потому, что воздух при нагревании расширяется и не умещается в колбе.
Вывод: воздух при нагревании расширяется. (запись в тетрадь)
Свойство горячего воздуха расширяться используется людьми довольно часто и одна из сфер применения горячего воздуха – воздушные шары.
Шар воздушный легче ветра И смелей мечты, Не теряй, прошу, ни метра Дерзкой высоты.
Но время стрелки тихо сдвинет — Вечер вновь повис. И воздушный шар остынет, И сорвется вниз.
Он помчит земле навстречу, Как обычный мяч. Удержаться в небе нечем — Воздух не горяч.
ФИЗМИНУТКА
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
- А что происходит при охлаждении воздуха. Узнаем из следующего опыта.
Опыт 2. «Охлаждение воздуха в колбе»
Словарная работа:
ОХЛАЖДЕНИЕ
СЖАТИЕ
П оложили на колбу, с которой ставили первый опыт, тряпку, смоченную холодной водой.
- Что вы заметили? (Вода из стакана начала входить в трубку и подниматься по ней). Чтобы лучше видеть, как поднимается по трубочке вода, её предварительно подкрасили.
Вывод: воздух при охлаждении сжимается. (запись в тетрадь)
Общий вывод:
Воздух, так же как и жидкие и твёрдые тела, расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении.
Провести опыты, которые подтверждают свойства воздуха расширяться и сжиматься вы можете в домашних условиях.
Объяснение проведения опыта (презентация)
Свойства воздуха при нагревании расширяться, а при охлаждении сжиматься, легко проверить с помощью обычной бутылки и шарика. Очень наглядный опыт! Шарик – покажет вам, как будет «вести себя воздух».
Самое простое и доступное – погрузить конструкцию в горячую воду. Воздух в бутылке нагревается, расширяется, шарик надувается.
Потом перемещаем бутылку с шариком в холодную воду или оставим остывать на воздухе. Объем воздуха в бутылке уменьшается, шарик сдувается.
Первичное закрепление и коррекция полученных знаний.
Работа с учебником.
Чтение по цепочке стр. 68 - 69.
6. Закрепление изученного материала
1. Фронтальный опрос
Что происходит с воздухом при нагревании?
Что происходит с воздухом при охлаждении?
Расскажите как доказать, что воздух при нагревании расширяется?
Расскажите как доказать, что воздух при охлаждении сжимается?
7. Подведение итогов урока. Оценка.
- Какую тему изучали на уроке?
- Что вам запомнилось?
Оценить работоспособность учащихся и всего класса.