Просмотр содержимого документа
«Плоды и семена. Биологическое значение и многообразие плодов. Распространение семян»
Урок «Плоды и семена. Биологическое значение и многообразие плодов. Распространение семян».
Предмет : Биология.
Васильева Зоя Никоновна
учитель биологии первой
категории
МБОУ «Юськасинская СОШ»
Моргаушского района Чувашской республики
Предмет : Биология.
Класс : 6
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цель урока: формирование у учащихся знаний о плодах и семенах, расширение круга знаний о многообразии плодов, о их распространении.
Задачи урока:
Образовательные:организовать деятельность учащихся по изучению строения и функциям плодов, разобрать классификацию и виды плодов.
Развивающие: создать условия для развития интеллектуальных умений учащихся: умения анализировать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, выделять главное, делать самостоятельные выводы; создать условия для развития умений учащихся устанавливать взаимосвязь; продолжить формирование умения работать с недостаточной информацией.
Воспитательные: содействовать развитию коммуникативной культуры, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, создать условия для привития интереса к предмету.
Планируемые результаты:
-Предметные: формирование знаний о плодах.
-метапредметные: умение самостоятельно работать с текстом, умение сравнивать, анализировать, формулировать вопросы и ответы.
-личностные: развитие любознательности, умение работать в группе.
-основные понятия: оплодотворение, семязачаток, плод, околоплодник, распространение семян.
Средства обучения: Мультимедийное оборудование , доска, схема кластера «Плоды», отпечатанные информационные листы.
Методы: словесный,
Ход урока
I. Стадия вызова.
Учитель: - Добрый день всем! У нас сегодня очередной урок биологии. Давайте постараемся настроиться и пожелаем друг другу удачи!
2. Актуализация знаний.
Учитель: Какие процессы изображены на рисунке?
(Опыление)
Учитель: Что происходит после опыления?( Оплодотворение.)
Учитель:Что является результатом оплодотворения? Что же образуется после оплодотворения на месте цветка? (На слайде рисунки плодов.)
Учитель: Вы абсолютно правы. Сегодня на уроке мы познакомимся с интересной и значимой как для организмов, так и для нас темой – Плоды. А почему?...Мы попытаемся ответить на этот вопрос в течение урока.
А что вы знаете о плодах? -
Вкусные используют в пищу
Содержат семена Плоды содержат витамины
Питаются птицы
Учитель: А вы знаете : Из чего образуются плоды?.Какие бывают плоды? Нужны ли нам они? Сформулируем тему урока. Тема урока: Плоды. Биологическое значение и многообразие плодов .
Изучение новой темы: Постановка учебной проблемы. Учащимся предлагается ответить на вопросы. Проблемно-диалоговое обучение
Учитель: Что такое плод?
Каким органом растения является плод?
Вывод учителя после ответов учащихся:(Запись в тетради.)
Плод- важнейший орган цветкового растения ( генеративный). Он обеспечивает развитие, созревание, защиту и распространение семян. Плоды служат пищей животным и человеку. Многообразие плодов объясняется различными способами развития и распространения семян.
Учитель:
Из каких частей цветка образуются плоды покрытосеменных растений?
(На слайде завязь пестиков. )
Вывод учителя после ответов учащихся:
Плоды чаще всего образуются из завязей пестиков.)Внутри плода созревают семена. А наружная часть плода называют околоплодником. Он образуется из стенок завязи.
Учитель: Какое условие необходимо для образования плодов? (На слайде опыление и оплодотворение)
Учитель: Какова основная функция плода?(На слайде Сочный плод) В нем происходит образование и созревание семян.
Учитель: Мы знаем , что плод состоит из семян и околоплодника. Какова функция околоплодника?
Учитель: Почему цветковые растения называют покрытосеменными? (Возможные ответы учащихся. У цветковых растений семена защищены плодом.)
Учитель: В природе существует огромное разнообразие плодов.(На слайде плоды различных растений.) такое разнообразие формировалось длительное время в процессе эволюции. .
Для того . чтобы разобраться в этом существует несколько классификаций.
Учитель: Рассмотрите эти плоды. На какие группы можно их разделить?
Учитель: По количеству семян. (Ответы учащихся. Односемянные и многосемянные.)
Учитель: От чего зависит количество семян?
Возможные ответы учащихся: Количество семян в плоде зависит от количества семязачатков в завязи.
Учитель: Приведите примеры растений с односемянными и многосемянными плодами.
Учитель: По характеру околоплодника плоды можно разделить на сухие и сочные. Какая часть плода может быть сочной? Обычно у плода бывает сочным околоплодник. (На слайде плоды) Приведите примеры сухих и сочных плодов.
(подсолнух- семянка, Крыжовник-ягода)
Плоды бывают вскрывающиеся и невскрывающиеся. Вскрывающимися обычно бывают сухие плоды. Найдите такой плод.
Закрепление .
Учитель: Теперь составим схему (Многообразие плодов.) У вас на партах есть не заполненная схема. Заполним схему.(Работа в группах.) (Проводится анализ схемы.)Поощрение учащихся.
Вывод:
Плод- важнейший орган цветкового растения ( генеративный). Он обеспечивает развитие, созревание, защиту и распространение семян. Плоды служат пищей животным и человеку. Многообразие плодов объясняется различными способами развития и распространения семян.
Такое разнообразие во внешнем строении плодов связано с формированием в процессе эволюции различных приспособлений к распространению семян..
Большинство семян распространяется на значительные расстояния от материнского организма.
Какой в этом биологический смысл? Ответы: Это позволяет растениям осваивать новые площади. Одно из важных свойств плодов и семян — расселение растений на новые территории)
Учитель: Кто или что может участвовать в распространении семян?
Чтобы узнать ещё больше о плодах я для каждой группы приготовила распечатанный текст на листочках, которые лежат у вас на столах.
( Работа в группах. Визуализация полученных результатов.
Вывешивают свои ответы на доску.)
С помощью ветра
С помощью воды
Животными и человеком
саморазбрасывание
Закрепление.
Отгадывайте загадки и определите тип плода, как они распространяются.
Подведение итогов урока и задание на дом.
Составить синквейн на тему «Плоды.» Кроссворд на тему «Расселение плодов».
Рефлексия.
-Ребята, что нового узнали на уроке?.
Выразите свое отношение к сегодняшнему уроку.
Спасибо вам за урок. Всегда улыбайтесь новому дню.
Использованная литература:
1И.Н.Пономарева.Биология.Растения.Бактерии.Грибы.Лишайники.Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.Москва.Вентана-Граф.2010.
2.Мельникова Е.Л.Проблемный урок или как открывать знания с учениками: пособие для учителя-М.2008.
Приложение
Саморазбрасывание
У некоторых растений выработались специальные приспособления к саморазбрасыванию семян. Растения недотрога, («желтая акация»), «бешеный огурец» как бы стреляют своими семенами. Такие растения называют баллистами (от лат. «баллиста» — машина для метания). У недотроги и желтой акации семена разлетаются при растрескивании и скручивании створок плодов. У «бешеного огурца» в созревающих плодах накапливается слизь. Стоит животному или человеку дотронуться до плода, как в него под большим давлением выбрасывается липкая слизь вместе с семенами. Плоды недотроги
Отскакивание плодов при падении.(дуб, яблоня, конский каштан.) Выстреливание семян из лопающихся плодов при их созревании(горох, люпин, фиалка,) Рассыпание семян при качании стебля(мак, тюльпан). Самозарывание плодов в почву.(арахис)
Задание. Заполнить схему
саморазбрасывание
Название растений приспособления
Дуб отскакивание
Яблоня ……………
Конский каштан ……………
Горох выстреливание семян из лопающихся плодов
Бешеный огурец …………..
Желтая акация ……………
Мак …………….
Арахис
Распространение плодов и семян с помощью ветра. На односеменных плодах многих деревьев (береза, клен, ясень) образуются крылышки, а на односеменных плодах одуванчика , мать и мачехи, бодяка — пушистые парашютики. С их помощью семянки могут пролетать по ветру десятки и даже сотни метров. Таким же способом распространяются мелкие семена с пушистыми хохолками у тополя, ивы, иван чая.
Мак, белена и некоторые другие растения во время порыва ветра пригибаются к земле, а затем с силой выпрямляются и рассеивают семена через отверстия коробочек
Плоды и семена растений, распространяемых при участии ветра, имеют малую массу (как семена орхидей, грушанки, заразихи.)
Задание. Заполнить схему, используя текст.
Название растений Приспособления к распространению
Береза образуются крылышки…………….
Клен ……………
Ясень ……………..
Одуванчик ……………..
Тополь …………….
Мак ……………..
Белена ……………..
Орхидеи ……………..
Распространение плодов и семян с помощью воды. У растений, растущих в водоемах или по их берегам (кувшинки, стрелолисты, частухи, рдесты), плоды и семена обычно распространяются по воде. Они не смачиваются водой и не тонут, благодаря имеющимся выростам или воздушным полостям. У некоторых растений плоды могут плавать несколько недель или даже месяцев (стрелолист, ольха, осока, вех) . Орехи кокосовой пальмы путешествуют на огромные расстояния по соленой морской воде.
Плоды некоторых растений, не имеющие приспособлений к удержанию на воде, могут распространяться дождевыми потоками.
Задание.
Составить рассказ, используя текст
Распространение плодов и семян животными. Сочными плодами рябины, калины, вишни, малины питаются многие птицы и звери В их пищеварительных органах мякоть плодов переваривается, а семена, защищенные плотной кожурой, вместе с пометом удаляются наружу и рассеиваются в окружающем пространстве.
Некоторые птицы (сойка) и звери (белки, мыши, бурундуки) питаются крупными сухими плодами (орехами и желудями) и запасают их на зиму. Перетаскиваясухие плоды в кладовые, животные часто теряют их по дороге и нередко потом не находят свои запасы.
Немалая роль в распространении семян принадлежит муравьям.У копытня,фиалок, чистотела семена имеют сочные выросты придатки . Такие семена муравьи сборщики тащат в муравейник, но часто теряют по дороге. Семена, распространяемые муравьями(фиалка, копытень, чистотел) У некоторых растений плоды и семена имеют разнообразные прицепки.(Череда,Гравилат, Лопух) Они цепляются к шерсти животных и те поневоле переносят их на различные расстояния. Таким способом распространяются плоды череды, гравилата и колючие соплодия лопуха
Мелкие семена подорожника способны ослизняться и прилипать к подошвам ног животных и человека. Семена некоторых растений распространяются вместе с илом, частицами сырой почвы, прилипающими к телу животных.
Часто невольным переносчиком плодов и семян становится человек.
Человек в результате хозяйственной деятельности вместе с культурными растениями нередко высеивает и сорные. Кроме того, некоторые плоды и семена могут путешествовать на транспорте.
Задание, Составить схему.
Название растений Приспособления
Рябина сочная мякоть………….
Калина …………..
Вишня …………..
Малина …………….
Орехи …………..
Желуди …………….
Чистотел …………..
Череда …………
Гравилат …………
Лопух …………..
Загадки
- В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
(Желудь – орех)
- В сенокос - горька,
А в мороз - сладка.
Что за ягодка?
(Рябина – яблоко)
- Держит девочка в руке
Облачко на стебельке.
Стоит дунуть на него,
И не будет ничего.
(Одуванчик – семянка)
- Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких.
Если их не обойдешь,
На себе их все найдешь.
(Лопух, репей – семянка)
- В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья.
(Зерно – зерновка)
- На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков…
(Горох – боб)
- В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке,
Только жаркие лучи
У него не горячи.
(Подсолнух – семянка)
- Кафтан на мне зеленый,
А сердце – как кумач.
На вкус, как сахар, сладок,
А сам похож на мяч.
(Арбуз – тыквина, ягода)
- На сучках висят шары –
Потемнели от жары.
(Слива – костянка)
- Круглое, румяное, я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(Яблоко – яблоко)
- Голова - на ножке,
В голове – горошки.
(Мак – коробочка
- Была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой,
На солнце потемнела я,
И вот теперь я спелая.
(Вишня – костянка)
- Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.
(Черемуха – костянка)
- Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
(Картофель – ягода)
- Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи,-
Меня ищи.
(Капуста – стручок)
- Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Дозревала под снежком
Ну-ка, кто со мной знаком?
(Клюква - ягода)
- Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина – сложный плод (соплодие). Тип плода – костянка.)