Мотивационный этап. | Обеспечение мотивации и формулирование целей. | Загадывает загадку: Весной повис- Всё лето кис, А сладок стал – На землю пал. (Плод) Задает вопросы наводящие на тему урока: Как вы думаете, о чём идёт речь? Просит сформулировать тему урока. Задает вопросы выявляющие имеющиеся знания по новой теме:: Что вы можете рассказать о плодах? А что хотели бы узнать? Ребята, поставьте цели нашего урока (изучить, узнать) Обобщает сказанное учащимися. | Отгадывают загадку и формулируют тему урока. Учащиеся пытаются самостоятельно сформулировать цели урока. Записывают тему урока в тетрадь. |
Изучение нового материала. | Получение и осмысление, запоминание знаний, решение проблемного вопроса. | Предлагает задание: Найти в §24 определение понятия «плод». Проговорить его вслух и записать определение в тетради.
Ставит проблемный вопрос: «На месте чего образуются плоды и зачем они нужны» Создает проблемную ситуацию: Что же такое плод? Давайте поможем решить спор двум товарищам, один из которых утверждает что кочан капусты это плод, а другой с ним не согласен. Как Вы думаете, кто из них прав? Обобщает ответы учащихся - кочан капусты это не плод, т. к. нет цветка. Кочан – это почка. Задает вопросы: На месте чего образуется плод? Перечислите, у каких растений есть плоды. Создание проблемной ситуации Есть ли плоды у ели? Обсуждение ответов учащихся Как же происходит образование плода? Предлагает вспомнить строение цветка и выполнить первое задание. (Приложение 1, №1.) Предлагает ответить на вопросы: Какие процессы, должны произойти с цветком, чтобы на его месте появился плод? Что такое опыление? Что такое оплодотворение? Из какой части цветка образуется плод? Проводит динамическую паузу А сейчас немножко отдохнём, встаньте. Представим, что мы легкие семена. Сдунул ветер нас с цветка (дуют) И поднял под облака (встают на носочки) Мы летим, летим, летим, Приземлиться не хотим. (кружатся) Вертолетики у клена Ветерок с собой зовет (манят за собой) Мы расправим руки-крылья (руки в стороны) И отправимся в полет.(изображают вертолет) Парашютик белый-белый Тоже с ветром полетел бы Только ветер стал стихать Всех на землю опускать (медленно приседают) Мы на место сядем тоже И занятие продолжим (садятся на место) Организует самостоятельную работу с коллекцией плодов. Разделите на группы плоды и заполните схему «Классификация плодов». (Приложение 1, №2.) Проводит беседу по вопросам: О ком позаботилась природа, создав вкусные плоды? Почему зрелые ягоды никогда не бывают зелёного цвета? Почему плоды вкусные? Что находится внутри плода? Для чего же появились плоды? Почему необходимо распространять семена? Предлагает инсценировать Сказку «О жадном дубе» (Приложение 1, №3.)
Создает проблемную ситуацию Это, конечно, сказка и она, верно, объясняет, для чего семенам нужно путешествовать. Но плоды и семена не могут двигаться самостоятельно, как же им отправиться в путь? Предлагает отгадать загадки с целью изучение способов распространения семян и одновременным заполнение таблицы. (Загадки Приложение 2. Таблица Приложение 1,№4) Подведение учащихся к мысли о значении семян Мы выяснили, что плоды нужны для распространения семян, а какое ещё значение имеют плоды в природе и жизни человека? Составьте схему Значение плодов. (Приложение 1,№5) Решение проблемного вопроса. Давайте вспомним тот вопрос, который мы задали в начале урока и ответим на него. На месте чего образуются плоды и для чего они нужны? | Работают с учебником. Находят определение, проговаривают, записывают его в тетрадь. Заслушивают проблемный вопрос. Слушают учителя, – ученики высказывают свои предположения. Отвечают на вопросы учителя. – ученики высказывают свои предположения. Выполняют задание №1 по карте урока. – ученики высказывают свои предположения. Выполняют все действия за учителем. Рассматривают Коллекции плодов и выполняют задание №2 по карте урока – ученики высказывают свои предположения. Инсценируют Сказку «О жадном дубе» при помощи карты урока, задание №3. – ученики высказывают свои предположения. Разгадывают загадки и одновременно выполняют задание №4 по карте урока. – ученики высказывают свои предположения и выполняют задание №5 по карте урока. – ученики высказывают свои предположения. |
Подведение итогов | Установление правильности и осознанности усвоения нового материала. Выявление пробелов и неверных представлений, их устранение | Проводит игру «Чужой среди своих» В последовательностях названий трёх растений или плодов выявить «лишнее». 1. Рябина, кокос, лопух,. ( кокос, распространяется водой, остальные – животными) 2. Подорожник, лотос, кокос. (подорожник распространяется человеком, а все остальные – водой) 3. Одуванчик, клён, рябина. (Рябина, остальные распространяются ветром.) (Приложение 1,№6) | Учащиеся выполняют задание №6 по карте урока. |
Информация о домашнем задании. | Обеспечение понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. | Задает домашнее задание. 1. Изучить §24 (стр.91-94; устно ответить на в.№1,2,4. 2. Заполните таблицу Название растения | Плод сухой или сочный | Количество семян | Тип плода | 1. Фасоль | Сухой | Много | Боб | 2. | | | | 3. | | | | 4. | | | | 3. Задание на выбор. А) Составьте кроссворд по теме Плоды. Б) Подготовьте доклад по теме Экзотические плоды. В) Вспомните, в каких сказках, рассказах главными героями являются какие либо плоды. | Записывают домашнее задание. |