Цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с составом и значением плазмы и форменных элементов крови;
Развивающие: формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника, с микропрепаратами и микроскопом, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме;
Цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с составом и значением плазмы и форменных элементов крови;
Развивающие: формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника, с микропрепаратами и микроскопом, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме;
Словесно – наглядный, самостоятельная работа в группах, лабораторная работа, частично – поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная и групповая.
Оборудование: таблица «Кровь», микроскоп,
микропрепараты крови лягушки и человека, экран, компьютер,
видеопроектор.
Ход работы
. Стадия «Вызова».
1.Вступительное слово учителя.
Мефистофель, предлагая Фаусту подписать союз с «нечистой силой», говорил: «Кровь, надо знать, совсем особый сок». В этих словах отражается мистическая верование в кровь как нечто таинственное.
За кровью признавалась могучая и исключительная сила: кровью скреплялись священные клятвы; древние греки приносили кровь в жертву своим богам.
Действительно, кровь – самая удивительная ткань нашего организма. Подвижность крови – важнейшее условие жизни организма. С развитием науки человеческий разум все глубже проникает во многие тайны крови.
2. На доске составляем «Кластер».
Состав крови и плазмы
Плазма Форменные элементы (45%)
( 55%)
эритроциты лейкоциты тромбоциты
II. Стадия «Осмысления». 3.Ребята прочитайте тексты статей «Состав крови» и «Состав плазмы» (стр. №1) и постарайтесь заполнить «Кластер»: «Состав крови», «Плазма крови».
Схема «Состав плазмы»
неорганические вещества органические вещества
вода минеральные вещества белки глюкоза гормоны
витамины жировые продукты
вещества распада
( пер. в «Вызов»).
4. Ребята, теперь выясним особенности строения и значение форменных элементов крови
(прочитайте статью на стр.3 и просмотрите таблицу на стр.2 «Эритроциты»).
1.Эритроциты – представляют собой безъядерные клетки, двояковогнутой формы. Они эластичны, что позволяет им проходить по узким капиллярам.
Каковы размеры эритроцитов? Диаметр 7-8 мкм, а толщина 2-2,5 мкм.
Что увеличивает поверхность эритроцитов? Отсутствие ядра и форма двояковогнутой линзы увеличивает поверхность эритроцитов.
Сколько эритроцитов в 1 мм3? В 1 мм3 от 4.5 до 5.5 млн. эритроцитов. Количество эритроцитов не строго постоянно. Оно может значительно увеличиваться при недостатке кислорода, при мышечной работе. У людей живущих в высокогорных районах, эритроцитов примерно на 30% больше, чем у жителей морского побережья.
Как вы думаете как чувствует себя человек в первые дни пребывания в горной местности? В первые дни пребывания в горной местности человек испытывает слабость, головокружение, снижается его работоспособность.
Как вы думаете, с чем это связано? Эти явления связаны с недостаточным поступлением в организм кислорода в условиях разряженного воздуха. Через некоторое время состояние человека значительно улучшается, так как в организме увеличивается количество эритроцитов, а следовательно улучшается обеспечение его кислородом.
Какова продолжительность жизни эритроцитов? Эритроциты живут 100-120 суток.
Где они образуются в организме? Образуются в красном костном мозге.
Какую роль в организме они играют? Выполняют дыхательную функцию.
5. Какое строение имеют лейкоциты. (Прочитайте статью на стр.4 и таблицу на стр.2)
Лейкоциты или белые клетки крови имеют ядро и форма у них не постоянна. Некоторые из белых кровяных клеток - лимфоциты находятся преимущественно в лимфе.
Сколько лейкоцитов в 1 мм3? В1 мм3 – 6-8 тыс.
Какова продолжительность жизни лейкоцитов? Живут от 10 дней до нескольких часов.
Где в организме образуются лейкоциты и лимфоциты? Образуются в красном костном мозге, в селезенке, в лимфатических узлах.
Какую роль в организме они выполняют? Лимфоциты и лейкоциты играют большую роль в защитных реакциях организма. Лейкоциты способны проникать через стенки капилляров и выходить в межклеточную жидкость. Они защищают организм от болезнетворных микробов. Лейкоциты обволакивают чужеродные тела ложноножками, втягивают внутрь, а затем переваривают. Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов и других чужеродных веществ называется фагоцитозом, а сами клетки – фагоцитами. Это явление было открыто и изучено русским ученым И.И Мечниковым. . Раздражителями для привлечения лейкоцитов являются вещества, выделяемые бактериями.
6. Ребята поговорим о кровяных пластинках – тромбоцитах. (Просмотрите статью «Тромбоциты» на стр.5)
Сколько тромбоцитов в 1 мм3? В 1 мм3 до 400 тыс. тромбоцитов.
Какова продолжительность жизни тромбоцитов? Живут 5-7 дней.
Где образуются в организме? Образуются в красном костном мозге.
Какую функцию выполняют тромбоциты в организме человека? Основная функция связана с процессом свертывания крови.
Свертывание крови является важной защитной реакцией организма от потери крови при ранениях. В свертывании крови участвуют различные вещества, находящиеся в крови и в окружающих тканях. Особо важную роль играют кровяные пластинки – тромбоциты и соли кальция. При повреждении кровеносных сосудов нежные, нестойкие тромбоциты разрушаются, при этом в плазму выделяется особый фермент – тромбин. Соли кальция активизируют деятельность фермента – тромбона. Под действием фермента тромбина происходит цепь химических реакций, в результате которых растворимый белок плазмы фибриноген превращается в нерастворимый – фибрин. Фибрин выпадает в виде тонких нитей. Эти нити образуют густую сеть, в которой задерживаются клеткой крови, образуется, тромб. Постепенно происходит уплотнение тромба. Уплотняясь, он стягивает края раны и этим способствует ее заживанию. Если в плазме крови отсутствует белок фибриноген, то наступает заболевание – гемофилия, или кровоточивость. Даже небольшое ранение может вызвать у них опасное кровотечение.
Заключение. Мы познакомились с форменными элементами крови и их функциями
7.Теперь перейдём к выполнению практической части нашего урока. Выполним лабораторную работу на тему: «Микроскопическое строение крови человека и лягушки». ( 4, 5, 6, 7 удалить).
4. Ребята прочитайте инструктивную карточку по выполнению
лабораторной работы «Микроскопическое строение крови человека и лягушки». Цель работы: познакомиться со строением эритроцитов человека и лягушки; найти черты сходства и различия; ответить на вопрос: «Чья кровь переносит больше кислорода - кровь человека или лягушки? Почему?».
Оборудование: готовые окрашенные микропрепараты крови человека и лягушки, микроскопы; таблица «Кровь».
Методы: наблюдение и описание, сравнение.
Ход работы
1)Подготовить микроскоп к работе.
2)Установить под микроскопом микропрепарат крови человека.
3)Рассмотреть препарат. Найти эритроциты.
4)Установить под микроскопом микропрепарат крови лягушки.
5) Рассмотреть эритроциты крови лягушки.
6)Сделать выводы:
-Чем эритроциты лягушки отличаются от эритроцитов человека?
-Чья кровь переносит больше кислорода - кровь человека или лягушки? Почему?
Выводы:
1.Эритроциты человека, в отличие от лягушки, не имеют ядра и приобрели двояковогнутую форму. 2. Эритроцитов человека переносят больше кислорода, чем эритроциты лягушки. Это объясняется, с одной стороны, тем, что эритроциты человека меньше по размерам ,чем эритроциты лягушки ,и поэтому быстрее переносятся током крови. С другой стороны ,утратив ядро, что значительно увеличило их поверхность и позволило одновременно переносить большое количество молекул кислорода. 3.Эритроциты лягушки громоздкие, поэтому передвигаются медленнее.
III. Стадия «Рефлексии».
5. Биологический диктант «Исправь ошибку».
- Плазма крови состоит из эритроцитов и тромбоцитов.
- Эритроциты человека имеют ядро.
- В состав плазмы входят только органические вещества.
- В процессе эволюции у теплокровных организмов количество эритроцитов уменьшилось.
1)Почему потребность в кислороде в процессе эволюции животных возросла? (Потому что увеличивалась интенсивность обмена вещества)
2)Во сколько раз количество эритроцитов у человека больше ,чем у лягушки? (У человека в 1 мм3 в 200-300 раз эритроцитов больше, чем в 1 мм3 лягушки?
Карточка № 2
Какой состав имеет плазма крови? (вода + минеральные вещества + органические вещества).
Чем сыворотка крови отличается от плазмы? (плазма крови без белка фибриногена).
Карточка № 3
Где образуются форменные элементы крови? (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты - красный костный мозг, лимфоциты образуются также в селезёнке, в лимфатических узлах ).
Из чего состоит кровь? (плазма крови + форменные элементы крови).
б). Вопросы и задания для проверки знаний на повышенном уровне:
Карточка № 4
Зачем больному делают анализ крови? (состояние крови, то есть количество ферменных элементов, содержание гемоглобина, химический состав плазмы и т.д. могут свидетельствовать о состоянии здоровья человека, о виде недуга. Например, повышенное содержание лейкоцитов может указывать на воспитательный процесс в организме; низкий гемоглобин или уменьшенное количество эритроцитов - об анемии и т.д.).
Почему при малокровии больным дают лекарства, содержащие соединения железа? (во всех случаях малокровия в крови уменьшается количество гемоглобина, в результате чего ткани испытывают недостаток кислорода. Эритроциты содержат – гемоглобин (гемо - железосодержащая часть гемоглобина). Гемоглобин легко соединяется с кислородом и так же легко его отдает).
. Закрепление знаний.
Дать определение терминам и понятиям:
кровь – это жидкая соединительная ткань; плазма – это бесцветная жидкая часть крови; эритроциты – это красные клетки крови; лейкоциты – это белые клетки крови; гемоглобин – это белок, который входит в состав гемоглобина; гомеостаз – это постоянство внутренней среды организма; тромбоциты – это кровяные пластинки; фибриноген - это растворимый белок плазмы; гемофилия - кровоточивость; малокровие - это недостаточное количество эритроцитов или гемоглобинов эритроцитов.
V. Подведение итога урока.
Кровь – жидкая соединительная ткань, которая состоит из плазмы и форменных элементов: красных кровяных клеток- эритроцитов, белых кровяных клеток- лейкоцитов и кровяных пластинок- тромбоцитов.