kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Плазма крови

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по ФГОС, 8 класс;

Плазма крови, её состав.

Форменные элементы крови, их строение и функции. 

Цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить учащихся с составом и значением плазмы и форменных элементов крови;
  •  Развивающие: формировать умения: самостоятельно  работать с текстом учебника, с микропрепаратами и микроскопом, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме;
  • Воспитательные: воспитание  самостоятельного мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Плазма крови»

Тема урока.

Плазма крови, её состав.

Форменные элементы крови, их строение и функции.

Цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить учащихся с составом и значением плазмы и форменных элементов крови;

  • Развивающие: формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника, с микропрепаратами и микроскопом, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме;

  • Воспитательные: воспитание самостоятельного мышления.



Методы работы и приёмы обучения:

Словесно – наглядный, самостоятельная работа в группах, лабораторная работа, частично – поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная и групповая.



Оборудование: таблица «Кровь», микроскоп,

микропрепараты крови лягушки и человека, экран, компьютер,

видеопроектор.

Ход работы

. Стадия «Вызова».

1.Вступительное слово учителя.

Мефистофель, предлагая Фаусту подписать союз с «нечистой силой», говорил: «Кровь, надо знать, совсем особый сок». В этих словах отражается мистическая верование в кровь как нечто таинственное.

За кровью признавалась могучая и исключительная сила: кровью скреплялись священные клятвы; древние греки приносили кровь в жертву своим богам.

Действительно, кровь – самая удивительная ткань нашего организма. Подвижность крови – важнейшее условие жизни организма. С развитием науки человеческий разум все глубже проникает во многие тайны крови.

2. На доске составляем «Кластер».





Состав крови и плазмы





Плазма Форменные элементы (45%)

( 55%)



эритроциты лейкоциты тромбоциты



II. Стадия «Осмысления». 3. Ребята прочитайте тексты статей «Состав крови» и «Состав плазмы» (стр. №1) и постарайтесь заполнить «Кластер»: «Состав крови», «Плазма крови».





Схема «Состав плазмы»





неорганические вещества органические вещества



вода минеральные вещества белки глюкоза гормоны

витамины жировые продукты

вещества распада

( пер. в «Вызов»).





4. Ребята, теперь выясним особенности строения и значение форменных элементов крови

(прочитайте статью на стр.3 и просмотрите таблицу на стр.2 «Эритроциты»).



1.Эритроциты – представляют собой безъядерные клетки, двояковогнутой формы. Они эластичны, что позволяет им проходить по узким капиллярам.

Каковы размеры эритроцитов? Диаметр 7-8 мкм, а толщина 2-2,5 мкм.

Что увеличивает поверхность эритроцитов? Отсутствие ядра и форма двояковогнутой линзы увеличивает поверхность эритроцитов.

Сколько эритроцитов в 1 мм3? В 1 мм3 от 4.5 до 5.5 млн. эритроцитов. Количество эритроцитов не строго постоянно. Оно может значительно увеличиваться при недостатке кислорода, при мышечной работе. У людей живущих в высокогорных районах, эритроцитов примерно на 30% больше, чем у жителей морского побережья.

Как вы думаете как чувствует себя человек в первые дни пребывания в горной местности? В первые дни пребывания в горной местности человек испытывает слабость, головокружение, снижается его работоспособность.

Как вы думаете, с чем это связано? Эти явления связаны с недостаточным поступлением в организм кислорода в условиях разряженного воздуха. Через некоторое время состояние человека значительно улучшается, так как в организме увеличивается количество эритроцитов, а следовательно улучшается обеспечение его кислородом.

Какова продолжительность жизни эритроцитов? Эритроциты живут 100-120 суток.

Где они образуются в организме? Образуются в красном костном мозге.

Какую роль в организме они играют? Выполняют дыхательную функцию.

5. Какое строение имеют лейкоциты. (Прочитайте статью на стр.4 и таблицу на стр.2)

Лейкоциты или белые клетки крови имеют ядро и форма у них не постоянна. Некоторые из белых кровяных клеток - лимфоциты находятся преимущественно в лимфе.

Сколько лейкоцитов в 1 мм3? В1 мм3 – 6-8 тыс.

Какова продолжительность жизни лейкоцитов? Живут от 10 дней до нескольких часов.

Где в организме образуются лейкоциты и лимфоциты? Образуются в красном костном мозге, в селезенке, в лимфатических узлах.

Какую роль в организме они выполняют? Лимфоциты и лейкоциты играют большую роль в защитных реакциях организма. Лейкоциты способны проникать через стенки капилляров и выходить в межклеточную жидкость. Они защищают организм от болезнетворных микробов. Лейкоциты обволакивают чужеродные тела ложноножками, втягивают внутрь, а затем переваривают. Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов и других чужеродных веществ называется фагоцитозом, а сами клетки – фагоцитами. Это явление было открыто и изучено русским ученым И.И Мечниковым. . Раздражителями для привлечения лейкоцитов являются вещества, выделяемые бактериями.

6. Ребята поговорим о кровяных пластинках – тромбоцитах. (Просмотрите статью «Тромбоциты» на стр.5)

Сколько тромбоцитов в 1 мм3? В 1 мм3 до 400 тыс. тромбоцитов.

Какова продолжительность жизни тромбоцитов? Живут 5-7 дней.

Где образуются в организме? Образуются в красном костном мозге.

Какую функцию выполняют тромбоциты в организме человека? Основная функция связана с процессом свертывания крови.

Свертывание крови является важной защитной реакцией организма от потери крови при ранениях. В свертывании крови участвуют различные вещества, находящиеся в крови и в окружающих тканях. Особо важную роль играют кровяные пластинки – тромбоциты и соли кальция. При повреждении кровеносных сосудов нежные, нестойкие тромбоциты разрушаются, при этом в плазму выделяется особый фермент – тромбин. Соли кальция активизируют деятельность фермента – тромбона. Под действием фермента тромбина происходит цепь химических реакций, в результате которых растворимый белок плазмы фибриноген превращается в нерастворимый – фибрин. Фибрин выпадает в виде тонких нитей. Эти нити образуют густую сеть, в которой задерживаются клеткой крови, образуется, тромб. Постепенно происходит уплотнение тромба. Уплотняясь, он стягивает края раны и этим способствует ее заживанию. Если в плазме крови отсутствует белок фибриноген, то наступает заболевание – гемофилия, или кровоточивость. Даже небольшое ранение может вызвать у них опасное кровотечение.

Заключение. Мы познакомились с форменными элементами крови и их функциями

7.Теперь перейдём к выполнению практической части нашего урока. Выполним лабораторную работу на тему: «Микроскопическое строение крови человека и лягушки». ( 4, 5, 6, 7 удалить).

4. Ребята прочитайте инструктивную карточку по выполнению

лабораторной работы «Микроскопическое строение крови человека и лягушки». Цель работы: познакомиться со строением эритроцитов человека и лягушки; найти черты сходства и различия; ответить на вопрос: «Чья кровь переносит больше кислорода - кровь человека или лягушки? Почему?».

Оборудование: готовые окрашенные микропрепараты крови человека и лягушки, микроскопы; таблица «Кровь».

Методы: наблюдение и описание, сравнение.

Ход работы

1)Подготовить микроскоп к работе.

2)Установить под микроскопом микропрепарат крови человека.

3)Рассмотреть препарат. Найти эритроциты.

4)Установить под микроскопом микропрепарат крови лягушки.

5) Рассмотреть эритроциты крови лягушки.

6)Сделать выводы:

-Чем эритроциты лягушки отличаются от эритроцитов человека?

-Чья кровь переносит больше кислорода - кровь человека или лягушки? Почему?



Выводы:

1.Эритроциты человека, в отличие от лягушки, не имеют ядра и приобрели двояковогнутую форму. 2. Эритроцитов человека переносят больше кислорода, чем эритроциты лягушки. Это объясняется, с одной стороны, тем, что эритроциты человека меньше по размерам ,чем эритроциты лягушки ,и поэтому быстрее переносятся током крови. С другой стороны ,утратив ядро, что значительно увеличило их поверхность и позволило одновременно переносить большое количество молекул кислорода. 3.Эритроциты лягушки громоздкие, поэтому передвигаются медленнее.

III. Стадия «Рефлексии».

5. Биологический диктант «Исправь ошибку».

- Плазма крови состоит из эритроцитов и тромбоцитов.

- Эритроциты человека имеют ядро.

- В состав плазмы входят только органические вещества.

- В процессе эволюции у теплокровных организмов количество эритроцитов уменьшилось.

- Лейкоциты участвуют в образовании тромба.

Методика «Мишень».

интересно полезность



рис.



качество общая

раздаточного атмосфера

материала

_____________________________________________________________________

Карточка № 1

1)Почему потребность в кислороде в процессе эволюции животных возросла? (Потому что увеличивалась интенсивность обмена вещества)

2)Во сколько раз количество эритроцитов у человека больше ,чем у лягушки? (У человека в 1 мм3 в 200-300 раз эритроцитов больше, чем в 1 мм3 лягушки?

Карточка № 2

  1. Какой состав имеет плазма крови? (вода + минеральные вещества + органические вещества).

  2. Чем сыворотка крови отличается от плазмы? (плазма крови без белка фибриногена).

Карточка № 3

  1. Где образуются форменные элементы крови? (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты - красный костный мозг, лимфоциты образуются также в селезёнке, в лимфатических узлах ).

  2. Из чего состоит кровь? (плазма крови + форменные элементы крови).

б). Вопросы и задания для проверки знаний на повышенном уровне:

Карточка № 4

  1. Зачем больному делают анализ крови? (состояние крови, то есть количество ферменных элементов, содержание гемоглобина, химический состав плазмы и т.д. могут свидетельствовать о состоянии здоровья человека, о виде недуга. Например, повышенное содержание лейкоцитов может указывать на воспитательный процесс в организме; низкий гемоглобин или уменьшенное количество эритроцитов - об анемии и т.д.).

  2. Почему при малокровии больным дают лекарства, содержащие соединения железа? (во всех случаях малокровия в крови уменьшается количество гемоглобина, в результате чего ткани испытывают недостаток кислорода. Эритроциты содержат – гемоглобин (гемо - железосодержащая часть гемоглобина). Гемоглобин легко соединяется с кислородом и так же легко его отдает).

. Закрепление знаний.

  1. Дать определение терминам и понятиям:

кровь – это жидкая соединительная ткань; плазма – это бесцветная жидкая часть крови; эритроциты – это красные клетки крови; лейкоциты – это белые клетки крови; гемоглобин – это белок, который входит в состав гемоглобина; гомеостаз – это постоянство внутренней среды организма; тромбоциты – это кровяные пластинки; фибриноген - это растворимый белок плазмы; гемофилия - кровоточивость; малокровие - это недостаточное количество эритроцитов или гемоглобинов эритроцитов.

V. Подведение итога урока.

Кровь – жидкая соединительная ткань, которая состоит из плазмы и форменных элементов: красных кровяных клеток- эритроцитов, белых кровяных клеток- лейкоцитов и кровяных пластинок- тромбоцитов.














































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Плазма крови

Автор: Сергеева Оксана Валерьяновна

Дата: 11.11.2015

Номер свидетельства: 251426

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Внутренняя среда организма. Кровь "
    ["seo_title"] => string(36) "vnutrienniaia-srieda-orghanizma-krov"
    ["file_id"] => string(6) "244862"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446024333"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "конспект урока биологии на тему "Внутренняя вреда организма. Состав крови""
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekturokabiologhiinatiemuvnutrienniaiavriedaorghanizmasostavkrovi"
    ["file_id"] => string(6) "256944"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448233066"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "конспект урока биологии на тему "Внутренняя cреда организма. Состав крови""
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekturokabiologhiinatiemuvnutrienniaiacriedaorghanizmasostavkrovi"
    ["file_id"] => string(6) "256945"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448235408"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Проверочная работа. Тема. Кровь и кровообращение. 8 класс."
    ["seo_title"] => string(58) "proverochnaia_rabota_tema_krov_i_krovoobrashchenie_8_klass"
    ["file_id"] => string(6) "501148"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1551002754"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Презентация на тему "Кровь" "
    ["seo_title"] => string(29) "priezientatsiia-na-tiemu-krov"
    ["file_id"] => string(6) "111999"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1408124093"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства