План урока биологии в 8 классе по теме «Происхождение человека»
План урока биологии в 8 классе по теме «Происхождение человека»
План урока на тему : "Происхождение человека" Цель урока: сформулировать у учащихся представление о систематическом положении человека в мире живой природы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План урока биологии в 8 классе по теме «Происхождение человека»»
План урока биологии в 8 классе по теме «Происхождение человека»
Цель: Сформировать у учащихся представление о систематическом положении человека в мире живой природы.
Задачи:
Образовательная:
Создать условия для формирования знания биологических особенностей человека, позволяющих определить его систематическое положение в царстве животных. Познакомить с признаками анатомического и физиологического строения человека сближающими его с царством животных.
Развивающая:
Развитие у обучающихся таких ключевых компетенций, как учебно - познавательные: поиск и получение информации из различных источников, анализировать информацию, сравнивать, выявлять особенности и сходства.
Воспитательная:
поддерживать интерес к предмету. Способствовать развитию самостоятельности, формирование общих взглядов на вопрос формирования человека как биологического вида.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Методы обучения: проблемное изложение, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Оборудование: таблицы, дидактические материалы, сообщения учащихся, компьютерная презентация, мультимедийный проектор.
Человек – часть живой природы. Какое место он имеет в системе органического мира? (Империя – Клеточные; Надцарство –Ядерные; Царство –Животные; Подцатство – Многоклеточные животные; Тип – хордовые; Подтип – Позвоночные; Класс – Млекопитающие; Отряд- Приматы; Семейство – Гоминиды; Род – Человек; Вид –Человек Разумный.)
Актуализация знаний.
Каждого человека, как только он начинал осознавать себя личностью, посещал вопрос: «Откуда мы взялись?». Несмотря на то, что вопрос звучит весьма просто, единого ответа на него не существует.
Так вот мы сегодня должны ответить на вопрос
Постановка проблемы:Человек – это высшая ступень эволюции или всего лишь высокоразвитое животное.
Выработка гипотезы
А в ходе работы мы постараемся дать ответы на следующие вопросы:
Какие существуют теории, объясняющие возникновение человека на Земле?
Доказательства происхождения человека от животных.
Какое положение занимает человек в системе животного мира?
Изучение новой темы
Вступительное слово учителя
Только тогда можно понять сущность вещей, когда знаешь их происхождение и развитие.
Аристотель
Процесс исторического развития человека, становления его как вида в процессе формирования общества называется антропогенез (в переводе с греческого antropos – человек и genesis-происхождение, возникновение).
Начнем с первого вопроса: Какие существуют теории, объясняющие возникновение человека на Земле?
Существует целый ряд различных теорий, объясняющих возникновение человека на Земле, но основные из них следующие:
Теория творения.
Теория внешнего вмешательства.
Теория пространственных аномалий.
Эволюционная теория.
используя дополнительный материал, наши ученики подготовили сообщение об основных теориях.
Знакомимся с теорией творения. (1 ученик)
Сообщение о теории внешнего вмешательства, подготовил материал.
(2 ученик)
Теория пространственных аномалий. (3 ученик)
Эволюционная теория (4 ученик)
Итак, подводим итог по сообщениям. В чём суть теорий происхождения человека?
Учащиеся делают выводы. По методу
ПОПС-Формула
П – позиция (я считаю, что..)
О – обоснование (потому что..)
П – пример (я могу это доказать на примере….)
С- следовательно…(исходя из этого, я делаю вывод о том, что… )
Физпауза (выполнение упражнений на восстановление работоспособности)
Переходим ко второму вопросу Доказательства происхождения человека от животных (эвристическая беседа)
1. Сравнительно-анатомические:
а) Клеточное строение, анатомическое сходство органов, места их расположения в организмах. б) Наличие рудиментов – остаточных органов у человека. в) Наличие атавизмов – признаков, характерных далеким предкам.
2. Эмбриологические – сходство зародышей человека и животных на ранних стадиях развития. (Закон зародышевого сходства К.Бэра) 3. Физиологические – сходство физиологических процессов: дыхания, питания, выделения и др. 4. Генетические – сходство в строении хромосомного аппарата. Какие человекообразные обезьяны и почему находятся на ближайшей
генетической дистанции?
– В приобретении каких признаков человек выиграл по сравнению с животными, а в каких – проиграл? Объясните почему?
Ответ на проблемный вопрос урока.
IV. Закрепление материала
1. Работа в группах в поисках ответа на вопросы:
Почему человека не выделяют в особое царство?
Почему шимпанзе называют «лабораторным двойником» человека?
Почему современные человекообразные обезьяны не могут стать людьми?
Почему прямохождение нельзя назвать единственной предпосылкой превращения животного в человека?
Какие существенные отличия можно выделить у человека по сравнению с высокоорганизованными животными: гоминидами, дельфинами, слонами?
V. Домашнее задание: § 3
Творческие задания:
взять интервью у учителей истории и географии, что говорят эти науки о происхождении человека.
составить синквейны для понятий: австралопитек, питекантроп, синантроп.
VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
VII. Рефлексия:
«Букет настроения». На доске изображена ваза. Если вам ребята понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”. В конце урока собрать цветы в вазочку. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет: