kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока - Центры происхождения культурных растений

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 Тема урока: «Центры происхождения культурных растений».

 

  Дисциплина: Биология.

  Класс:10 «А».

  Преподаватель: Бондарева Г.Ф.

  Дидактическая степень: 1 категория.

 Учебное заведение: Николаевская средняя школа.

 

 Базовый учебник: / Общая биология: Учебник для 10 классов естественно- математического направления общеобразовательных школ  / Т.Касымбаева, К.Мухамбетжанов – Алматы «Мектеп» 2006.

 

 

 

 

 

 

 

  Каталог компетенций:

 

  Г- Уметь Учиться.

 

  У - представление информации в виде схем и образов.

 

   Д (Ц) - представление информации в виде схемы «Рыбная кость»

 

 Ключевые слова, формулы, законы, принципы:

 

 1.Селекция

 2.Сорт

 3.Порода

 4.Центры происхождения

 5.Н.И.Вавилов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Содержание урока:

 

  1.Календарно- тематический план:

    Раздел: Селекция растений, животных и микроорганизмов.

    Урок: Центры происхождения культурных растений.

 

   2. Учебник: Вклад Н.И.Вавилова в определение центров происхождения культурных растений. Исследование более 1600 видов культурных растений и создание богатейшей коллекции. Распространены культурные растения во всех географических районах неодинаково и каждая культура имеет свой центр происхождения.

Классификация.

 

                      Учебные задания.

   Уровни.

Примечания.

 

 

 

1.Вспомни понятия «селекция», «сорт», «порода», « центры происхождения», записав пропущенные слова:

Селе?кция (лат. selectio - выбирать) — наука о создании _______ и улучшении существующих ________животных, ________ растений.

 Селекцией называют также отрасль ___________ хозяйства, занимающуюся выведением новых _________ и _________сельскохозяйственных культур и _______животных.

 

Сорт - совокупность ______ растений одного вида, _____ созданная человеком и характеризующаяся определенными ______особенностями.

Порода - совокупность _____животных одного вида, ______ созданная человеком и характеризующаяся  определенными _______особенностями.

 

Центры______ культурных растений - районы Земли, где _____и были ________

 в культуру определенные _____ полезных для человека _____ и где сосредоточено их наибольшее генетическое разнообразие.

 

 Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений создал ....

 

 

 

 

 

    1

 

 

 

Индивидуальная работа.

2.Установи соответствие между терминами и их определениями, указав стрелками.

    2

Индивидуальная работа

1.Селе?кция.                                                                    

1.совокупность домашних животных одного вида, искусственно созданная человеком и характеризующаяся определенными наследственными особенностями.

 

 

2. Сорт.

2.учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений создал

 

 

3. Порода

3.районы Земли, где возникли и были введены в культуру определенные виды полезных для человека растений и где сосредоточено их наибольшее генетическое разнообразие.

 

 

4. Центры происхождения

культурных растений.

4.наука о создании новых и улучшении существующих пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов. Селекцией называют также отрасль сельского хозяйства, занимающуюся выведением новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур и пород животных.

 

 

5.Н.И.Вавилов.

5.совокупность культурных растений одного вида, искусственно созданная человеком и характеризующаяся определенными наследственными особенностями.

 

 

3.Установи связи, используя информационный лист, между центрами происхождения культурных растений и их географическим положением. Запиши их в виде схемы «Рыбная кость».

     3

Индивидуальная работа

4.Установи связи, используя информационный лист, между центрами происхождения  и видами окультуренных  растений (на примере 4 растений для каждого центра) Запиши их в виде схемы «Рыбная кость».

     3

 

Индивидуальная работа

5.Установи, используя информационный лист, процентное соотношение  между центрами происхождения  и видами окультуренных  растений. Запиши их в виде схемы «Рыбная кость».

     3

Индивидуальная работа

6.Выбери, используя информационный лист,  центры, в которых были окультурены зерновые. Запиши их в виде схемы «Рыбная кость».

     3

Индивидуальная работа

7.Выбери, используя информационный лист,  центры, в которых были окультурены овощные растения. Запиши их в виде схемы «Рыбная кость».

     3

Индивидуальная работа

8.Проанализируй и составь меню из продуктов, полученных на основе растений из Юго-Западноазиатского центра происхождения.

     4

Работа в паре.

9. Напиши, почему исходный материал местного происхождения представляет большую ценность  для селекционной работы.

     5

Индивидуальная работа

10.Аргументируй, соседство, каких культурных растений благоприятно влияет друг на друга.

Составь схему их посадки на твоем приусадебном участке.

     6

Индивидуальная работа

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока - Центры происхождения культурных растений »



Тема урока: «Центры происхождения культурных растений».


Дисциплина: Биология.

Класс:10 «А».

Преподаватель: Бондарева Г.Ф.

Дидактическая степень: 1 категория.

Учебное заведение: Николаевская средняя школа.


Базовый учебник: / Общая биология: Учебник для 10 классов естественно- математического направления общеобразовательных школ / Т.Касымбаева, К.Мухамбетжанов – Алматы «Мектеп» 2006.







Каталог компетенций:


Г- Уметь Учиться.

У - представление информации в виде схем и образов.


Д (Ц) - представление информации в виде схемы «Рыбная кость»


Ключевые слова, формулы, законы, принципы:


1.Селекция

2.Сорт

3.Порода

4.Центры происхождения

5.Н.И.Вавилов.









Содержание урока:


1.Календарно- тематический план:

Раздел: Селекция растений, животных и микроорганизмов.

Урок: Центры происхождения культурных растений.


2. Учебник: Вклад Н.И.Вавилова в определение центров происхождения культурных растений. Исследование более 1600 видов культурных растений и создание богатейшей коллекции. Распространены культурные растения во всех географических районах неодинаково и каждая культура имеет свой центр происхождения.

Классификация.


Учебные задания.

Уровни.

Примечания.




1.Вспомни понятия «селекция», «сорт», «порода», « центры происхождения», записав пропущенные слова:

Селе́кция (лат. selectio - выбирать) — наука о создании _______ и улучшении существующих ________животных, ________ растений.

Селекцией называют также отрасль ___________ хозяйства, занимающуюся выведением новых _________ и _________сельскохозяйственных культур и _______животных.


Сорт - совокупность ______ растений одного вида, _____ созданная человеком и характеризующаяся определенными ______особенностями.

Порода - совокупность _____животных одного вида, ______ созданная человеком и характеризующаяся определенными _______особенностями.


Центры______ культурных растений - районы Земли, где _____и были ________

в культуру определенные _____ полезных для человека _____ и где сосредоточено их наибольшее генетическое разнообразие.


Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений создал ....






1




Индивидуальная работа.

2.Установи соответствие между терминами и их определениями, указав стрелками.

2

Индивидуальная работа

1.Селе́кция.

1.совокупность домашних животных одного вида, искусственно созданная человеком и характеризующаяся определенными наследственными особенностями.



2. Сорт.

2.учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений создал



3. Порода

3.районы Земли, где возникли и были введены в культуру определенные виды полезных для человека растений и где сосредоточено их наибольшее генетическое разнообразие.



4. Центры происхождения

культурных растений.

4.наука о создании новых и улучшении существующих пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов. Селекцией называют также отрасль сельского хозяйства, занимающуюся выведением новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур и пород животных.



5.Н.И.Вавилов.

5.совокупность культурных растений одного вида, искусственно созданная человеком и характеризующаяся определенными наследственными особенностями.



3.Установи связи, используя информационный лист, между центрами происхождения культурных растений и их географическим положением. Запиши их в виде схемы «Рыбная кость».

3

Индивидуальная работа

4.Установи связи, используя информационный лист, между центрами происхождения и видами окультуренных растений (на примере 4 растений для каждого центра) Запиши их в виде схемы «Рыбная кость».

3


Индивидуальная работа

5.Установи, используя информационный лист, процентное соотношение между центрами происхождения и видами окультуренных растений. Запиши их в виде схемы «Рыбная кость».

3

Индивидуальная работа

6.Выбери, используя информационный лист, центры, в которых были окультурены зерновые. Запиши их в виде схемы «Рыбная кость».

3

Индивидуальная работа

7.Выбери, используя информационный лист, центры, в которых были окультурены овощные растения. Запиши их в виде схемы «Рыбная кость».

3

Индивидуальная работа

8.Проанализируй и составь меню из продуктов, полученных на основе растений из Юго-Западноазиатского центра происхождения.

4

Работа в паре.

9. Напиши, почему исходный материал местного происхождения представляет большую ценность для селекционной работы.

5

Индивидуальная работа

10.Аргументируй, соседство, каких культурных растений благоприятно влияет друг на друга.

Составь схему их посадки на твоем приусадебном участке.

6

Индивидуальная работа





Рабочий лист урока биологии по теме: «Центры происхождения культурных растений» (10кл)


1.Вспомни понятия «селекция», «сорт», «порода», « центры происхождения», записав пропущенные слова:

Селе́кция (лат. selectio - выбирать) — наука о создании _______ и улучшении существующих ________ животных, ________ растений.

Селекцией называют также отрасль ___________ хозяйства, занимающуюся выведением новых _________  и _________ сельскохозяйственных культур и _______животных.


Сорт - совокупность ______ растений одного вида, _____ созданная человеком и характеризующаяся определенными ______особенностями.

Порода - совокупность _____ животных одного вида, ______ созданная человеком и характеризующаяся определенными _______ особенностями.


Центры______ культурных растений - районы Земли, где _____ и были ________

в культуру определенные _____ полезных для человека _____ и где сосредоточено их наибольшее генетическое разнообразие.


Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений создал ....



2.Установи соответствие между терминами и их определениями, указав стрелками.

1.Селе́кция.

1.совокупность домашних животных одного вида, искусственно созданная человеком и характеризующаяся определенными наследственными особенностями.

2. Сорт.

2.учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений создал

3. Порода

3.районы Земли, где возникли и были введены в культуру определенные виды полезных для человека растений и где сосредоточено их наибольшее генетическое разнообразие.

4. Центры происхождения

культурных растений.

4.наука о создании новых и улучшении существующих пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов. Селекцией называют также отрасль сельского хозяйства, занимающуюся выведением новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур и пород животных.

5.Н.И.Вавилов.

5.совокупность культурных растений одного вида, искусственно созданная человеком и характеризующаяся определенными наследственными особенностями.

3.Установи связи, используя информационный лист, между центрами происхождения культурных растений и их географическим положением. Запиши их в виде схемы «Рыбная кость».

4.Установи связи, используя информационный лист, между центрами происхождения и видами окультуренных растений (на примере 4 растений для каждого центра) Запиши их в виде схемы «Рыбная кость».

5.Установи, используя информационный лист, процентное соотношение между центрами происхождения и видами окультуренных растений. Запиши их в виде схемы «Рыбная кость».

6.Выбери, используя информационный лист, центры, в которых были окультурены зерновые. Запиши их в виде схемы «Рыбная кость».

7.Выбери, используя информационный лист, центры, в которых были окультурены овощные растения. Запиши их в виде схемы «Рыбная кость».

8.Проанализируй и составь меню из продуктов, полученных на основе растений из Юго-Западноазиатского центра происхождения.

9. Напиши, почему исходный материал местного происхождения представляет большую ценность для селекционной работы.

10.Аргументируй, соседство, каких культурных растений благоприятно влияет друг на друга.

Составь схему их посадки на твоем приусадебном участке.

Информационный лист.

Центры происхождения культурных растений (по Н.И. Вавилову)

Название центра

Географическое положение

Окультуренные растения

Южноазиатский тропический

Тропическая Индия, Индокитай, Южный Китай, острова Юго-Восточной Азии

Рис, сахарный тростник, огурец, баклажан, черный перец, банан, сахарная пальма, саговая пальма, хлебное дерево, чай, лимон, апельсин, манго, джут и др. (33% культурных растений)

Восточноазиатский

Центральный и Восточный Китай, Япония, Корея, Тайвань

Соя, просо, гречиха, слива, вишня, редька, шелковица, гаолян, конопля, хурма, китайские яблоки, опийный мак, ревень, корица, олива и др. (20% культурных растений)

Юго-Западноазиатский

Малая Азия, Средняя Азия, Иран, Афганистан, Юго-Западная Индия

Мягкая пшеница, рожь, лен, конопля, репа, морковь, чеснок, виноград, абрикос, груша, горох, бобы, дыня, ячмень, овес, черешня, шпинат, базилик, грецкий орех и др. (4% культурных растений)

Средиземноморский

Страны по берегам Средиземного моря

Капуста, сахарная свекла, маслина (олива), клевер, одноцветковая чечевица, люпин, лук, горчица, брюква, спаржа, сельдерей, укроп, щавель, тмин и др. (11% культурных растений)

Абиссинский

Эфиопское нагорье Африки

Твердая пшеница, ячмень, кофейное дерево, зерновое сорго, бананы, нут, арбуз, клещевина и др

(4% культурных растений)

Центральноамериканский

Южная Мексика

Кукуруза, длинноволокнистый хлопчатник, какао, тыква, табак, фасоль, красный перец, подсолнечник, батат и др.

(10% культурных растений)

Южноамериканский

Южная Америка вдоль западного побережья

Картофель, ананас, хинное дерево, маниок, томаты, арахис, кокаиновый куст, садовая земляника и др.

(10% культурных растений)


Хлебные зерновые культурыхлеба́ — группа растений некоторых ботанических семейств (в частности, злаковыхгречишных и амарантовых), возделываемых ради зерна, которое употребляется в пищу Принято делить все зерновые культуры на хлебные и зернобобовые. В число хлебных зерновых культур входят и крупяные культуры.Зерно хлебных зерновых культур богато углеводами (60—80 % на сухое вещество), а также содержит белки (7—20 % на сухое вещество), ферменты, витамины B (B1, B2, B6), PP и провитамин А (каротин).Зерновые культуры культивируются на всех континентах, кроме Антарктиды. Наиболее распространены посевы пшеницырисаячменя,кукурузыржиовсапроса. Из зерновых производят муку, кондитерские изделия, корма; применяют в приготовлении напитков, получении спирта

 Список хлебных зерновых культур

1 Амарант

2 Гречиха

3 Дагусса - в некоторых районах Северной Африки и Индии является важной зерновой культурой. Из зерна получают муку, крупу. Засухоустойчива, нетребовательна к почве, высокоурожайна.

4 Кукуруза

5 Могар

6 Овёс

7 Пайза

8 Полба — широко распространённая на заре человеческой цивилизации зерновая культура.

9 Просо

10 Пшеница

11 Рис

12 Рожь

13 Сорго

14 Чумиза

15 Ячмень

Джут — род кустарников, полукустарников и трав семейства мальвовые, прядильная культура. Около 100 видов, в тропиках Азии, Африки, Америки, Австралии.Возделывают однолетние короткоплодный и длинноплодный джут; в сухих стеблях 20—25 % волокна для технических, упаковочных, мебельных тканей, ковров. Волокна растения широко используют в текстильной промышленности.

Чечевица относятся к семейству бобовых. Блюда из чечевицы питательны, поскольку содержат растительный белок и большое количество сложных углеводов, но при этом в них в них практически не содержится жира.
Люпи́н — род растений из семейства Бобовые. Представлен однолетними и многолетними травянистыми растениями, полукустарничками,

кустарниками.

Нут — продукт питания, распространённый в странах западной и средней Азиисеверной Африкисеверной Америки. Из него готовят закуски. Нут активно используется в вегетарианской кухне и в индийской кулинарии. Традиционно употребление нута также в средиземноморском регионе.

Бата́т, сла́дкий карто́фель — вид клубнеплодных растений рода Ипомея семейства Вьюнковые. Ценная пищевая и кормовая культура.

Хи́нное деревоцинхона — род растений семейства мареновых. Хинное дерево стало знаменитым благодаря своей коре — южноамериканские туземцы издавна лечили ею малярию. Европейцы узнали о его целебных свойствах ещё в XVI веке; по совету испанских иезуитов «красной водой» из хинной корки была излечена малярия.



Учащиеся получают список с названиями культурных растений, которые они должны распределить по центрам происхождения в соответствии с заданным вариантом.

 1-й вариант

Южноазиатский тропический;
Абиссинский;
Южноамериканский.

2-й вариант

Восточноазиатский;
Средиземноморский;
Центральноамериканский.

3-й вариант

Юго-Западноазиатский;
Южноамериканский;
Абиссинский.

Названия растений:

1) подсолнечник;
2) капуста;
3) ананас;
4) рожь;
5) просо;
6) чай;
7) твердая пшеница;
8) арахис;
9) арбуз;
10) лимон;
11) сорго;
12) гаолян;
13) какао;
14) дыня;
15) апельсин;
16) баклажан;

17) конопля;
18) батат;
19) клещевина;
20) фасоль;
21) ячмень;
22) манго;
23) овес;
24) хурма;
25) черешня;
26) кофе;
27) томат;
28) виноград;
29) соя;
30) маслина;
31) картофель;
32) лук;

33) горох;
34) рис;
35) огурец;
36) редька;
37) хлопчатник;
38) кукуруза;
39) китайские яблоки;
40) сахарный тростник;
41) банан;
42) табак;
43) сахарная свекла;
44) тыква;
45) лен;
46) морковь;
47) джут;
48) мягкая пшеница.

Ответы:

1-й вариант

Южноазиатский тропический:
6; 10; 15; 16; 22; 34; 35; 40; 41; 47.
Средиземноморский:
2; 30; 32; 43.
Южноамериканский:
3; 8; 27; 31.

2-й вариант

Восточноазиатский:
5; 12; 17; 24; 29; 36; 39.
Абиссинский:
7; 9; 11; 19; 26.
Центральноамериканский:
1; 13; 18; 20; 37; 38; 42.

3-й вариант

Юго-Западноазиатский:
4; 14; 21; 23; 25; 28; 33; 45; 46; 48.
Южноамериканский:
3; 8; 27; 31.
Абиссинский:
7; 9; 11; 19; 26.




Лист ответов.


Селе́кция (лат. selectio - выбирать) — наука о создании новых и улучшении существующих пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов. Селекцией называют также отрасль сельского хозяйства, занимающуюся выведением новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур и пород животных.


Сорт - совокупность культурных растений одного вида, искусственно созданная человеком и характеризующаяся определенными наследственными особенностями.


Порода - совокупность домашних животных одного вида, искусственно созданная человеком и характеризующаяся определенными наследственными особенностями.


Центры происхождения культурных растений - районы Земли, где возникли и были введены в культуру определенные виды полезных для человека растений и где сосредоточено их наибольшее генетическое разнообразие.


Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений создал

Н. И. Вавилов.



2.Установи соответствие между терминами и их определениями, указав стрелками.

1.Селе́кция.

1.совокупность домашних животных одного вида, искусственно созданная человеком и характеризующаяся определенными наследственными особенностями.

2. Сорт.

2.учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений создал

3. Порода.

3.районы Земли, где возникли и были введены в культуру определенные виды полезных для человека растений и где сосредоточено их наибольшее генетическое разнообразие.

4. Центры происхождения

культурных растений.

4.наука о создании новых и улучшении существующих пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов. Селекцией называют также отрасль сельского хозяйства, занимающуюся выведением новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур и пород животных.

5.Н.И.Вавилов.

5.совокупность культурных растений одного вида, искусственно созданная человеком и характеризующаяся определенными наследственными особенностями.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
конспект урока - Центры происхождения культурных растений

Автор: Бондарева Галина Францевна

Дата: 20.10.2014

Номер свидетельства: 120998

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Конспект урока по биологии : Одомашнивание как начальный этап селекции. Центры происхождения культурных растений. "
    ["seo_title"] => string(125) "konspiekt-uroka-po-biologhii-odomashnivaniie-kak-nachal-nyi-etap-sieliektsii-tsientry-proiskhozhdieniia-kul-turnykh-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "187840"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426589424"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока по окружающему миру "Ученые России" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-uchienyie-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "231895"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442668051"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "конспект урока по биологии селекция"
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt_uroka_po_biologhii_sieliektsiia"
    ["file_id"] => string(6) "363100"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480259756"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока "Природные зоны Южной Америки" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-prirodnyie-zony-iuzhnoi-amieriki"
    ["file_id"] => string(6) "239330"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444756563"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока на тему "Эволюция человека""
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt_uroka_na_tiemu_evoliutsiia_chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "383120"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485242455"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства