Просмотр содержимого документа
«План конспект урока Иммунитет »
Тема:Иммунитет.Лимфа.
Цель: 1. образовательные:
-раскрыть материал о защитных свойствах организма;
-сформировать понятия инфекционные заболевания, иммунитет, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки;
- познакомить с видами иммунитета
2.развивающие:
-продолжить развивать логическое мышление, умение пользоваться полученными знаниями, анализировать факты.
3.воспитательные
-воспитание у учащихся бережного отношения к своему здоровью
-обосновать что здоровый образ жизни- это залог здоровья
Тип урока: комбинированный
Оборудование: таблицы. карточки. портреты И.И. Мечникова, Луи Пастера, диск со слайдами, буклеты о инфекционных заболеваниях.
Ход урока.
I Организационный часть
II. Работа над пройденном материалом
1. разноуровневый тест.
I вариант
1.Кровь – это
а) эпителиальная ткань
б)соединительная ткань
в) мышечная ткань
г) нервная ткань
2. Функция кровеносной системы-
а) регуляция процессов жизнедеятельности
б) накопление питательных веществ
в)газообмен
г) перенос веществ
3.Тканевая жидкость образуется из
а) эритроцитов
б) лейкоцитов
в) лимфы
г) плазмы крови
4. Свертывание крови происходит благодаря
а) сужению капилляров
б)разрушению эритроцитов
в) разрушению лейкоцитов
г) образованию фибрина
5. Лейкоциты
а) переносят кислород
б) участвуют в свертывании крови
в) защищают организм от инфекционных заболеваний
г) переносят углекислый газ
6. При малокровии в крови уменьшается
а) кровяной плазмы
б) тромбоцитов
в) лейкоцитов
г) эритроцитов
II вариант
1.Внутренного среду организма образуют:
а)кровь, лимфа,тканевая жидкость.
б) полоститела
в)внутренние органы
г) ткани образующие внутрь органы
2.В отличие от других тканей
кровь:
а) не имеет клеточного строения
б) соединительная ткань
в) жидкая ткань
г) состоит из округлых клеток
3. Кровь не участвует в
а) регуляции температуры тела
б) накопление питательных веществ
в)защите организма
г)транспорте веществ
4. Из тканевой жидкости образуются
а) лимфа
б) кровь
в)плазма крови
г)слюна
5. Эритроциты
а) участвуют в свертывании крови
б) переносят кислород
в)защищают организм от инфекционной заболеваний
г) переносят питательные вещества
6. Лейкоциты в отличие от эритроцитов
а) имеют округлую форму
б)не имеют ядра
в) способны самостоятельно передвигаться
г) очень мелкие
2 Работа с карточками
Ученикам раздаются карточки, где написаны анализ крови
Учащиеся должны по этим анализам судить о состоянии здоровья данного человека
Примеры карточек:
Лейкоциты-8700
Гемоглобин-7,2
Тромбоциты-200000
Лейкоциты-10000
Гемоглобин-14,2
Тромбоциты- 350000
Лейкоциты-5500 Лейкоциты-10000
Эритроциты-5 млн. Эритроциты-2 млн.
3 Решение биологических задач
а) Свертывание крови - защитная реакция организма, но есть заболевания, при которых кровь свертывается внутри сосудов. Почему эти заболевания опасны для жизни людей?
б) при угаре человек погибает от удушья, несмотря на что кислород в легкие поступает в достаточном количестве, а примесь оксида углерода в крови составляет всего 0,1 % . Почему возникает удушье?
III. Работа над новым материалом
1. Вводное слово
В наш организм постоянно попадают различными путями инородные вещества микроорганизмы, которые могут вызвать различные инфекционные заболевания. Но каждый раз мы не начинаем болеть. Почему? И какие болезни называется инфекционными?
2. Показ отрывка из к/ф об инфекционных заболеваниях.
3. Инфекционные заболевания – это заболевания . вызываемыми микроорганизмами . которые передаются от человека к человеку , от животного к человеку .
- Что относятся к микроорганизмам?
- Почему всегда не начинаем болеть?
- Вспомним сначала функции крови ( перечисление )
- Как выполняются защитная функция ?
- Фагоцитоз :
- как осуществляется?
-Кто открыл ? ( показ портрета И.И.Мечникова и схемы, показывающей механизм фагоцитоза )
Лейкоциты , способные на фагоцитоз называются фагоцитами.
В роле инородного вещества может оказаться и заноса.
(Работа по таблице, где показано как образуются гной.)
- Еще один вид лейкоцитов – это лимфоциты.
У них особая миссия.
Работа по таблице, где показано как образуются антитела.
антитела – вещества белковой природы ( иммуноглобулины ) , которые нейтрализуют вещества, вырабатываемые микроорганизмами.
4. Иммунитет
а) Фагоцитоз и образования антител называется иммунитетом т.е. свойство организма защищаться от инфекционных заболеваний.
Иммунитет – защитный механизм организма.
б) Виды иммунитета. Работа по таблице.
Иммунитет
естественный искусственный
врожденный приобретенный возникший под действием возникший под
вакцин ( активный ) действием сыворотки
( пассивный)
в) предупредительные прививки. К каким болезням делают.
5. Опыты Э.Дженнера и Л. Пастера. Их значение краткое сообщение двух учеников, показ портрет.
6. Ролевая игра.
журналисты задают вопросы врачу.
- Что такое СПИД ?
- Как можно заразиться СПИДом?
- Есть ли методы диагностики СПИДа?
- Как предохранить себя от СПИДа?
- Кто болеет СПИДом?
IV. Закрепление.
1.На первом году жизни ребенка в его крови имеет относительно большое число лейкоцитов. По мере его роста и развития происходит их постепенное снижение. Почему?
2. На протяжении всей истории существования человеческого общества его поражали многочисленные эпидемии, опустошая села, города. Но даже в разгар эпидемии еще до открытия прививок не все люди болели. Почему?
3. Рана загрязнена землей. Для предотвращения заболевания столбняком одни предлагают сделать прививку, а другие – ввести сыворотку. Кто из них прав?
4. При заболевании у больного повышается температура как защитная реакция организма. Однако при очень высокой температуре врачи прописывают лекарство, чтобы сбить ее. Как это объяснить?
V . Подведение итогов.
1. Дом . задание:
- изучить статью учебника об иммунитете и ответить на вопросы.
2. Оценок.
- сделать буклет о профилактике инфекционных заболеваний.
Слайды.
Инфекционные заболевания: Возбудители:
туберкулез Бактерия
дифтерия Бактерия
полиомиелит Вирус
краснуха Вирус
грипп Вирус
ветрянка Вирус
оспа Вирус
столбняк Бактерия
гепатит Вирус
дизентерия Амеба
Иммунитет- защитный механизм организма.
Вакцина- ослабленные или мертвые микробы
Сыворотка – готовые антитела
Предупредительные прививки
1. Против туберкулеза
2.АКДС- антикоклюш, дифтерия, столбняк
3. Против полиомиелита
4.Против гриппа
СПИД – синдром приобретенного иммунно-дефицита
Литература:
Н. И. Сонин, М.Р. Сапин «Биология 8кл»
А.М. Цузмер, О.Л. Петришина «Биология»
Б. Е. Абалонин « Избранные главы химической технологии»