Тема урока. Как питаются паразиты?
Давать определение понятий «паразит», «паразит — хозяин».Работать с рисунком, как источником информации о многообразии паразитов. Выделять общие признаки паразитов. Развивать умение анализировать примеры, взятые из дополнительных источников. Объяснять роль зелёного листа и корня в питании растений. Называть способы питания животных.
Обосновывать роль паразитов в природе. Доказывать зависимость жизни животных и человека от растений.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД, выполняемые учащимися |
1.Мотивация к учебной деятельности Учитель: Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль в порядке Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! | Проверяют подготовку к уроку, сосредотачивают свое внимание.
| |
2.Актуализация знаний 1. Самостоятельная работа: Отвечаем на тонкие и толстые вопросы ( по выбору – 3 тонких или 1толстый): Тонкие 1. Как происходит воздушное питание растений? 2. Как осуществляется корневое питание растений? 3. Какие вещества нужны животным для питания растений? 4. Как питается паук? 5. Для чего нужны зубы животным? 6. Каких животных называют растительноядными? Приведите примеры. 7. Какие животные называются хищниками? Приведите примеры. 8 Как питается паук? Толстые 1.Объясните, какую роль играет солнечный свет в питании растений? 2. Можно ли сказать, что жизнь всех организмов на Земле зависит от растений? Почему? 3. В чем проявляется связь корневого и воздушного питания растений? 4. Объясните, какую роль играет питание в жизни животных?
2. Демонстрация плодового тела гриба-трутовика, беседа о способах питания грибов-паразитов, определение темы и задач урока Заполнение таблицы ЗХУ Знаю | Хочу знать | Узнал | Растения создают органические вещества из неорганических сами. Животные используют органические вещества, созданные растениями. | А как питаются паразиты? Нужны ли они в природе? | |
|
Учащиеся отвечают на вопросы письменно в тетрадях Отвечают на вопросы, формулируют тему урока, заполняют 1 и 2 графы таблицы. | выполнение пробного учебного действия;(П) осознанное и произвольное построение речевого высказывания(П) фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения(Р) |
3.Объяснение нового материала 1. Самостоятельная работа с рисунком учебником с самопроверкой по эталону. Задание. Рассмотрите рисунки 54, 55. Выпишите в тетрадь названия паразитов, распределив их по группам: Растения – паразиты: петров крест, раффлезия Грибы – паразиты: трутовики Животные – паразиты: бычий цепень, печеночный сосальщик, свиной солитер Бактерии – паразиты: туберкулезные, холерные. 2.Особенности паразитов - работа в группах с текстом учебника, заполнение таблицы в учебнике 3. Формулировка определения паразита: Паразит – живой организм, извлекающий органические вещества из тела хозяина, в котором он обитает. 3.Широкое распространение паразитизма в природе, роль паразитов в регулировании численности - работа с текстом учебника Задание на скорость: Прочитайте текст на странице 64 и ответьте на вопрос: полезны или вредны паразиты в природе? |
Работают самостоятельно с рисунком учебника по алгоритму, делают выписки
Читают текст, опираясь на рисунок, заполняют таблицу в учебнике (карандашом), Выделяют родовое понятие в определении и видовые признаки, записывают определение Находят ответ в тексте учебника | работа с рисунком по алгоритму выделение ключевых предложений в тексте выделение главной и второстепенной информации поиск ответа на вопрос в тексте учебника преобразование информации рисунок - таблица |
4.Первичное закрепление с проговариванием вслух 1. Заполнение третьей графы в таблице ЗХУ, проговаривание со взаимопроверкой по эталону | |
|
5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону: Задание: Выписать номера верных утверждений Верно – неверно: 1.Паразиты создают органические вещества сами. 2. Паразиты получают органические вещества от организмов-хозяев: других растений, животных. 3. Паразиты могут питаться неорганическими веществами. 4. Трутовик – растение паразит. 5. Паразиты приносят вред организму хозяина, ослабляя его и отравляя продуктами жизнедеятельности. 6. Паразитам нужны органы прикрепления, чтобы удержаться в организме хозяина. 7. Паразиты нужны в природе: они мешают чрезмерному размножению некоторых организмов. 8.Туберкулезные бактерии – паразиты. 9. Петров крест – растение, паразит животных. 10. Паразиты широко распространены в природе. Эталон ответа: 2, 5, 6, 7, 8, 10. | | |
6.Включение в систему знаний и повторение Беседа сравнение способа питания растений и паразитов, животных и паразитов, формулирование выводов Кольца Венна Органические Вещества используются для роста и получения энергии Паразиты Получают органические вещества из организма хозяина Растения Создают органические вещества из воды и углекислого газа на свету | Отвечают на вопросы учителя дают оценку полноты и правильности ответов | |
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке Подведение итогов работы на уроке Самооценка работы на уроке по предложенным критериям | Анализируют работу класса на уроке, отвечают на вопросы учителя Оценивают свою работу на уроке по предложенным критериям | Контроль и оценка процесса и результата Использование критериев для обоснования своего суждения Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности |
8. Домашнее задание: 1) §20, подготовить рассказ об эмпузе По желанию 2)подготовить сообщения о паразитах, презентации о паразитах | Записывают домашнее задание | |