Тема урока | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ |
Тип урока | Урок общеметодологической направленности |
Целевые установки | Личностные: формирование научного мировоззрения обучающихся, ценностей биологического знания как важнейшего компонента естественно-научной картины мира. Метапредметные: развитие познавательные интересы и мотивы; умения работать в группе, выделять ключевые мысли в тексте, работать с дополнительной литературой, Интернет-ресурсами. Предметные: ознакомление с процессом пищеварения в кишечнике, всасыванием питательных веществ. |
Основное содержание изучаемой темы | Человек и здоровье. Химическая обработка пищи в тонком кишечнике и всасывание питательных веществ. Печень и её функции. Толстая кишка, аппендикс и их функции. |
Ключевые опорные точки темы урока | Человек и здоровье. Изменение в тонкой кишке. Функции печени. Значение толстой кишки. |
Термины и понятия | Желчь, поджелудочная железа, поджелудочный сок, кишечный сок, питательные вещества, брыжейка, кишечные ворсинки, кишечная стенка, печень, незаменимые аминокислоты, мочевина, гликоген, аппендикс, аппендицит. |
Планируемые образовательные результаты |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Понимание роли процесса пищеварения в кишечнике и всасывания питательных веществ для всего организма. | Познавательные УУД: умение структурировать знания о пищеварении в кишечнике, роли поджелудочной железы, печени, кишечных желез в пищеварении, о всасывании питательных веществ в пищеварительном канале. Регулятивные УУД: умение ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения. Коммуникативные УУД: умение учитывать позицию собеседника (партнера), организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками. | Обучающиеся должны знать: основные понятия темы, функции тонкого кишечника, пищеварительных соков, выделяемых в просвет тонкой кишки, кишечных ворсинок. Обучающиеся должны уметь: описывать с помощью иллюстрации в учебнике строение кишечных ворсинок; различать пищевые вещества по особенностям всасывания их в тонком кишечнике; раскрывать роль печени и аппендикса в организме человека; описывать механизм регуляции глюкозы в крови; называть функции толстой кишки. |
Организация деятельности обучающихся в информационно-коммуникационной предметной среде |
Информационные ресурсы | Формы работы | Межпредметные связи | Дидактические и раздаточные материалы | Биологический эксперимент | Демонстрации | Диагностические материалы |
Учебник Биология Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: человек Учебник для учащихся 8 класс общеобразовательных учреждений.-2-е изд: 2014 г. - с.141-144, рис.67 Рабочая тетрадь с печатной основой: Задание 109, 110, 111, 114, с.69-72. Интернет-ресурсы: Подготовка брошюры «Пищевые отравления», «Влияние алкоголя и курения на пищеварение», «Старайся правильно питаться!» Интерактивные: презентация «Пищеварение в кишечнике», «Острый аппендицит». | коллективная (К); индивидуальная (И); парная (П); групповая (Г) | Химия, ОБЖ | 1.Информационный текст «Всасывание». | Лабораторное исследование: Практическая работа: Виртуальный эксперимент: | | 1.Типовые задания. 2. Учебно-познавательные задачи. 3. Учебно-практические задачи. 4.Информационный текст. |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД обучающихся как результат совместной деятельности |
I. Актуализация изученного |
Организует деятельность по актуализации знаний о пищеварении в ротовой полости и желудке с помощью таблицы - Что вы уже узнали о пищеварении? 1)Из каких органов состоит пищеварительная система? 2)Какие процессы происходят в ротовой полости? 3)Какие процессы происходят в желудке? 4)Какие функции выполняет желудок? 5)Какие форму и размер имеет желудок? | Внимательно слушают вопросы учителя (К) и отвечают на них (И) Самостоятельно заполняют столбец «До» в таблице: ДО | УТВЕРЖДЕНИЕ | ПОСЛЕ | | Кишечник человека состоит из тонкой и толстой кишки. | | | Двенадцатиперстная кишка – основное место расщепления всех питательных веществ. | | | Среда в тонком кишечнике щелочная. | | | В толстой кишке происходит всасывание воды. | | | Больше всего ферментов содержит поджелудочный сок. | | | Желчь расщепляет жиры. | | | В толстом кишечнике живут бактерии, вызывающие гниение. | | Поработайте над этим заданием самостоятельно. В столбце «ДО» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если не согласны с утверждением. Чтобы принять решение учитывайте ваш личный опыт, знания и убеждения. | Личностные: умение осмысливать свои знания о процессе пищеварения в желудке. Метапредметные Познавательные: Регулятивные: Слушать вопросы и дополнять, уточнять ответы одноклассников. Коммуникативные: Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся. Строить понятные для собеседника речевые высказывания, допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Предметные: актуализировать знания обучающихся о процессе пищеварения в кишечнике, всасывании питательных веществ, о значении толстой кишки в процессе пищеварения |
II. Самоопределение к изучению нового материала и целеполагание |
1.Организует обсуждение проблемного вопроса. ( 2 -3 гипотезы записываются учителем на доске) 2.С помощью вопросов подводит учащихся к формулировке цели и учебных задач урока. 3.Предлагает сформулировать цель урока и выстроить учебные задачи для достижения намеченной цели | 1.Ученики, отвечая на проблемный вопрос учителя «Как отличается форма строения желудка от формы строения кишечника и чем это объясняется»? Выдвигают гипотезы и ищут ответы на них(И) .
2.Ищут ответы на вопрос учителя для формулирования цели и задач урока (К).
3.С помощью учителя работаю по целеполаганию (К, И). Моя цель на уроке узнать о…. | Личностные: умение формировать учебно-познавательную мотивацию учения, (интерес) и находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение». Метапредметные Познавательные: Высказывать логические рассуждения в выдвижении гипотез. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания при выдвижении гипотез и их обсуждении. Регулятивные: Ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Определять цели, способы взаимодействия. |
III. Учебно-познавательная деятельность |
Организует работу в 3-х группах, анализирует и корректирует результаты работы групп. Организует работу с текстом «Всасывание» Предлагает выполнить задание 111 в РТ. | Используя материал П. 33 заполняют таблицу в тетрадях. Заполнение таблицы происходит по группам (Г): 1 группа. Изучают текст на с.141-142. Заполняют таблицу. Орган | Особенности строения и состава. | Функции | Вырабатываемые вещества | Тонкая кишка | | | | 2 группа. Изучают текст на с.142. Заполняют таблицу. Орган | Особенности строения и состава. | Функции | Вырабатываемые вещества | Печень | | | | 3 группа. Изучают текст на с.142-143. Заполняют таблицу. Орган | Особенности строения и состава. | Функции | Вырабатываемые вещества | Толстая кишка | | | | Афиширование результатов работы (Г). Читают текст и отвечают на вопросы: 1.Где заканчивается пищеварение? 2.Что такое всасывание? 3.Каков механизм всасывания? 4.Какие продукты пищеварения интенсивно всасываются в кровь? Пользуясь рис.67 на с.141.выполняют задание 111 в РТ на с.70 (И). | Личностные: умение понимать и осмысливать знания о работе кишечника, важности процесса всасывания питательных веществ в организме Метапредметные Познавательные: Общеучебные Логические Знаково-символические действия -из полного текста в таблицу. Регулятивные: Коммуникативные: Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владеть монологической и диалогической формами речи. Предметные: умение актуализировать знания обучающихся о процессе пищеварения в кишечнике, всасывании питательных веществ, о значении толстой кишки в процессе пищеварения. | | |
IV. Интеллектуально-преобразовательная деятельность |
1. Организует самостоятельную работу по вариантам (РТ с.70) 2. Предлагает разрешить жизненную ситуацию, и выявить основные ошибки в поведении девочки (с использованием материала учебника на с.143). | 1. Самостоятельно работают (И): I вариант –с.70 задание 109; II вариант –с.70, задание 110. 2.Работают в парах с текстом «Острый аппендицит». Задание: читают и анализируют текст, выявляют основные ошибки в поведении заболевшей девочки (К): «Острый аппендицит» Из медицинской карты врача: «1 июня. Солнце палило беспощадно. Чтобы купить вещи Вере предстояло обойти еще несколько магазинов, но сил уже не оставалось. Утомляла не только жара, но и слабость, начинающаяся где-то в животе. 2 июня. Следующее утро не принесло желанных сил и бодрости. К вечеру друзья позвали поиграть в волейбол, и, несмотря на общее недомогание, Вера не хотела упускать возможности хорошо провести время. Уже на спортивной площадке она стала понимать, что совершила ошибку, согласившись. Живот словно был наполнен колючками, из-за которых даже дышать было тяжело. 2 июня - ночь. Уснуть не удавалось. Тошнота подкатывала к горлу, колючки в животе выросли в булыжники с острыми краями. Вспоминая существующие болезни, Вера пыталась понять, что же с ней происходит». | Личностные: умение формировать учебно-познавательную деятельность. Метапредметные Познавательные: Общеучебные Логические Знаково-символические действия Регулятивные: Коммуникативные: Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владеть монологической и диалогической формами речи. Предметные: актуализировать знания обучающихся о процессе пищеварения в кишечнике, всасывании питательных веществ, уметь анализировать жизненные ситуации. |
V. Оценочно-рефлексивная деятельность |
I. Организует деятельность по закреплению и оцениванию изученного материала и предлагает обучающимся выбрать один вопрос на с.143 и обсудить его в парах. 2.Организует выполнение задания «Найди соответствие».
II. Предлагает в таблице заполнить третий столбец | Выбирают вопросы (И), обсуждают ответы в парах (П), отвечают на них. На основе имеющихся знаний дополняют третье понятие так, чтобы в правой части существовала такая же связь, как в левой части соответствия. Взаимопроверяют себя по эталону (И): Пример эталона: Предсердие - сердце = желчный пузырь – печень Задание. легкие – дыхание == тонкий кишечник –……. зубы – кариес == десна – ………… желудок – желудочные железы = ротовая полость –………… печень – желчь = поджелудочная железа – ……………. углеводы – глюкоза = белки – ……………………. желудок – язва желудка = аппендикс – …………………… II. Самостоятельно оценивают свою деятельность на уроке и заполняют третий столбец в таблице. | Личностные: понимать роль процесса пищеварения в кишечнике и всасывания питательных веществ для всего организма. Метапредметные Познавательные: Логические Знаково-символические действия Регулятивные: Коммуникативные: Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владеть монологической и диалогической формами речи. Предметные: закрепить знания о процессе пищеварения в кишечнике, всасывании питательных веществ, о значении толстой кишки в процессе пищеварения. |
Домашнее задание: Для всех параграф 33, рабочая тетрадь (РТ) с.71, задание 112. На выбор подготовить сообщение об опытах академика И.П.Павлова над безусловными и условными рефлексами, оформить брошюры «Пищевые отравления», «Влияние алкоголя и курения на пищеварение», «Старайся правильно питаться!» Подготовка к ГИА выучить термины урока |
В тонкой кишке происходит превращение пищевых веществ в те соединения, которые усваиваются организмом. Здесь переваривается около 80% поступивших с пищей углеводов и почти 100% белков и жиров. В тонком кишечнике осуществляется и интенсивное всасывание питательных веществ. Что же из себя представляет всасывание?
Всасывание – это совокупность процессов, обеспечивающих перенос веществ из кишки в кровь и лимфу, которые осуществляются преимущественно в тонкой кишке. Органами всасывания являются ворсинки.
Ворсинки – это тонкие выступы слизистой кишки длинной около 1 мм. Внутренняя поверхность кишечника имеет площадь 0,65 кв.м, наличие ворсинок увеличивает площадь кишечника до 4 – 5 кв.м (что в 2- 3 раза больше поверхности всего тела). Вдоль ворсинки располагаются гладкие мышечные волокна, которые во время пищеварения сокращаются, а содержимое их кровеносных и лимфатических сосудов выдавливается и уходит в общий ток крови и лимфы. При расслаблении мышечных волокон ворсинка расправляется, набухает и накапливает всосавшиеся через эпителий питательные вещества. Действие ворсинок как всасывающего аппарата напоминает работу насоса. Ворсинки сокращаются от 4 до 6 раз в минуту.
Проникшие через стенки ворсинок продукты всасывания поступают в кровеносные капилляры и лимфатические сосуды. Непосредственно в кровь всасывается глюкоза и расщепленные до аминокислот белки. Жиры при наличии желчи всасываются в виде растворенных в воде солей жирных кислот и глицерина, в клетках эпителия они превращаются в характерные для человека жировые вещества, за тем поступают из кишечника не сразу в кровь, а сначала в лимфу и уже оттуда попадают в кровеносную систему. Всасывание поступающих с пищей жиров невелико. Всего за сутки у человека может всосаться примерно 150 – 160 г жира. Некоторые вещества всасываются не только в тонком отделе кишечника, но и в других отделах пищеварительного тракта: часть лекарств и воды - в ротовой полости; в желудке – вода, алкоголь, соли, глюкоза, аминокислоты; в толстой кишке – вода, могут всасываться и углеводы.