kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Первоцветы школьного двора

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан для учащихся 6 класса по УМК Пасечника В.В. Форма занятия -экскурсия, которая проводится во время цветения первоцветов (примулы, фиалки лесной, первоцвета весеннего и др.) 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Первоцветы школьного двора»








МБОУ «СОШ № 13»




План-конспект урока по биологии (6 класс) по теме:

« Первоцветы школьного двора».


Составила учитель биологии:

Михнева Елена Васильевна.













ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема урока

Первоцветы школьного двора.

Данная разработка урока по теме «Первоцветы школьного двора» составлена для УМК В.В.Пасечник и др. и соответствует требованиям ФГОС второго поколения. Урок биологии разработан для учащихся 6 класса.

Форма занятия - экскурсия.

Экскурсия проводится во время цветения первоцветов (примулы, фиалки лесной, ветреницы лютичной, лука гусиного, первоцвета весеннего и т.д.).


Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

-знать первоцветы школьного двора, занесенные в Красную книгу Ставропольского края;

- рассмотреть многообразие первоцветов и их роль в природе;

-уметь составлять описание растения по морфологической карте.

-способствовать формированию умений проводить исследования;




- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

- познавательные: - работать с учебником и дополнительной литературой;

- находить отличия;

- составлять схемы-опоры;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.


Решаемые учебные проблемы

- образовательные: знать первоцветы малой Родины, а так же о роли в природе и для человека.

- развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять по опорным фотографиям первоцветы; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Первоцветы ,морфологическое описание растения, лекарственные вещества, эндемичные виды.


Вид используемых на уроке средств ИКТ


Индивидуальная, фронтальная, групповая форма работы.

Частично-поисковый и исследовательский метод.

Демонстрация гербарных материалов.

Показ фотографий и видиозарисовок первоцветов .

Образовательные интернет-ресурсы

Информационно-технологические ресурсы/ ноутбук/: Красная книга Ставропольского края, дополнительная литература, карточка с заданиями, раздаточный ящик микролаборатория /лупы, карандаши, блокноты/.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

«Сегодня мы будем изучать интересную тему, и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал.  Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра. Кто сегодня хочет узнать много нового? Кто хочет побывать настоящим исследователем интересного мира – мира  живых организмов?».

«Прежде чем стать настоящими учеными мы с вами должны проверить - насколько вы готовы к нашему путешествию в страну исследователей. Билетом в исследовательскую лабораторию будут служить ответы на вопросы, которые мы  рассматривали на предыдущем уроке».

Мы уже изучили строение растения. Рассмотрели многообразие растений на нашей планете. Сегодня нам предстоит познакомиться с первоцветами нашего школьного двора. Давайте вспомним и проверим наши знания.

Учащиеся получают разноуровневые задания для работы в группах.



1.Учащиеся класса делятся напять групп.

2.Один ученик читает стихотворение о первых цветущих растениях.

Уолтер де ла Мэр.

Прошел подснежник - идет шафран,
А следом тюльпан цветет.
Нарцисс расцветает белый, как воск,
И желтый, как майский мед.
Все яблоки, сливы и вишни в цвету.
В сиреневом ливне край.
Красны ограды из диких роз -
Приходит душистый май.

Учащиеся изучают задания для работы в группах.

2. ЭТАП Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Рассказ учителя о растениях, цветущих вокруг нас. Рассматривание цветков ветроопыляемых и насекомоопыляемых. Беседа с учащимися:

1.Какие приспособления ветроопыляемых растений к образованию семян вы знаете?

Задание для всех учащихся.

Найдите вокруг нас ветроопыляемые растения и рассмотрите их цветы. ( Верба,тополь,ясень,вяз)

2.А теперь обратите внимание на растения насекомоопыляемые. Чем они выделяются?

3.Почему у цветковых растений венчик красивый, яркий? ( чтобы привлекать насекомых)

4.Почему эти растения занесены в красную книгу?

Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы, проговаривают и осознают. - Это многолетние растения;

1.-Жизненная форма у раннецветущих растений: кустарники или деревья;

-Цветы не имеют околоцветника;

- Главные части цветка увеличены /пестики с высокими столбиками и широкими рыльцами, тычинки с огромными пыльниками на длинных тычиночных нитях/;

-Цветы собраны с соцветия;

-Цветение проходит до распускания листьев;

-Растения произрастают большими скоплениями.

2. -Яркостью околоцветника;

-Приятным ароматом;

-жужжанием около них пчел; …

3. У цветковых растений венчик красивый, яркий, ароматный для того чтобы привлекать насекомых-опылителей.

3. Они цветут первые после зимы, это низкорослые многолетние эфемеры которые хочется сорвать и понюхать.






3. ЭТАП целеполагания

Изучить многообразие цветущих вокруг нас растений.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения работать с книгой.

  2. Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

  3. Продолжить формирование навыков использовать, символы, схемы для структурирования информации.

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

  2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

  3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

1.Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии.

  1. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

  2. Продолжить формирование умения определять критерии изучения растения по морфологическим признакам.

  3. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  4. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

  5. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

  1. Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

  3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

  4. Оценивать собственный вклад в работу группы.


4. ЭТАП планирования.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

        1. Показ фотографий и видиозарисовок первоцветов 2.Предоставляет ознакомиться с текстом инструктивных карточек и самостоятельно описать морфологию цветущего растения по схеме:

Корень-

Стебель-

Лист-

Цветок-

Местообитание-

Значение-



1.Поиск материала из предложенных дополнительных источников по идентификации выбранных растений каждой отдельной группой детей.

2. Составление морфологического описания первоцвета по предложенной схеме.

5 ЭТАП "Открытие" нового знании.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Группы учащихся работают по описанию одного растения для создания общего проекта.

План проекта:

1.Введение- рассказ о первоцветах школьного двора.

2. Цель проекта- исследовать первоцветы, растущие рядом с нами.

3. Сохранятся ли первоцветы на Земле?

4.По морфологической карте описать растения, цветущие ранней весной.

5.Найти пути защиты первоцветов от вымирания на Земле.

6.Выводы.

7. Литература.

8.Приложение ( рисунки, загадки, стихи)


Проявление познавательной инициативы.

Проведение исследований.

Обсуждение в группах варианты решения.

Карточка с заданиями (группа № 1)

Задания:

  1. Найдите растение Пастушья сумка. ОКОЛО САДА.

  2. Исследуйте растение и опишите его по плану, выбрав нужное из дополнительной литературы:

  3. Систематика Вид- Пастушья сумка

Род-----------------------

Семейство---------------

Класс---------------------

Отдел--------------------

Царство-----------------

К- корневая система------------------------------------типа.

С- стебель: -----------------------------------------------------------------------------

Л-листья-----цвет---------------------------,опушенность-------------------------листорасположение---------------------------------------- собраны прикорневой розеткой, жилкование--------------------------------------------------

Ц- цветок: окраска-------------------------------------,соцветие---------------------размер------

П- плод:-----------------------------------------------------------------------------------

Местообитание---------------------------------------------------------------------------

Значение для человека--------------------------------------------------------------

и для природы---------------------------

Как вы думаете, почему это растение так названо?)

  1. Сделайте вывод по работе, почему эти растения первоцветы, почему у них жёлтые и белые венчики? Почему вы должны их охранять?

Загадку загадать всем учащимся.

Приложение №1 Загадка. Вышли в поле пастушки,

За спиной у них мешки,

А в мешках котомочки

На тугой тесемочке .

Отгадка. / Растение Пастушья сумка/

Карточка с заданиями (группа № 2)

Задания:

  1. Найдите растение фиалка душистая. НА КЛУМБЕ НАПРОТИВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ВХОДА.

  2. Исследуйте растение и опишите его по плану, выбрав нужное из дополнительной литературы:

  3. Систематика Вид- Фиалка душистая

Род-----------------------

Семейство---------------

Класс---------------------

Отдел--------------------

Царство-----------------

К- корневая система------------------------------------типа.

С- стебель: ---------------------------------------------------------------------------------

Л-листья-----цвет---------------------------,опушенность---------------------------листорасположение---------------------------------,жилкование-----------

Ц- цветок: окраска-------------------------------------,соцветие-----------------------,размер---------

П- плод:------------------------------------------------------- Местообитание-------

Значение для человека-------------------------------------------------------------------

и для природы------------------------------------------------------------------------

  1. Сделайте вывод по работе, почему эти растения первоцветы, почему у них жёлтые и белые венчики? Почему вы должны их охранять?

  2. Прочти выразительно стихотворение

  3. Приложение №2.

Я нашла в лесу фиалку.

А сорвать фиалку жалко.

Пусть останется в лесу.

Лучше память о ней принесу.



Карточка с заданиями (группа № 3)

Задания:

Найдите растение Первоцвет весенний. НА АЛЬПИЙСКОЙ ГОРКЕ.

  1. Исследуйте растение и опишите его по плану, выбрав нужное из дополнительной литературы:

  2. Систематика Вид- Первоцвет весенний

Род-----------------------

Семейство---------------

Класс---------------------

Отдел--------------------

Царство-----------------

  1. К- корневая система------------------------------------типа

Виоизмененный побег----------------------------------------

С- стебель: ---------------------------------------------------------------------------------

Л-листья-----цвет---------------------------,опушенность------------------------------------,листорасположение----------------------------------------собраны в прикорневую розетку,

жилкование--------------------------------------------------------------------------------

Ц- цветок: окраска-------------------------------------,соцветие-------------------------размер----

П- плод:-------------------------------------------------------------------------------------

Местообитание----------------------------------------------------------------------------

Значение для человека-------------------------------------------------------------------

и для природы----------------------------

Как вы думаете, почему это растение так названо?)

  1. Сделайте вывод по работе, почему эти растения первоцветы, почему у них жёлтые и белые венчики? Почему вы должны их охранять?

  2. Прочитать выразительно легенду об этом растении из дополнительной литературы и спишите ее на отдельный лист.

Карточка с заданиями (группа № 4)

Задания:

Найдите растение Гусиный лук. НА АЛЬПИЙСКОЙ ГОРКЕ

  1. Исследуйте растение и опишите его по плану, выбрав нужное из дополнительной литературы: Систематика Вид- Гусиный лук

Род-----------------------

Семейство---------------

Класс---------------------

Отдел--------------------

Царство-----------------

К- корневая система------------------------------------типа.

Л-листья-----цвет---------------------------,опушенность---------------------------- собраны в прикорневую розетку, листорасположение-------------------------- жилкование-------

Ц- цветок: окраска-------------------------------------,соцветие-------------------размер-------

П- плод:------------------------------------------------------------------------------------

Местообитание----------------------------------------------------------------------------

Значение для человека------------------------------------------------------------------

и для природы-----------------------------

  1. Сделайте вывод по работе, почему эти растения первоцветы, почему у них жёлтые и белые венчики? Почему вы должны их охранять?

  2. Зарисуйте простым карандашом растение на отдельном листе и подпишите его.

Карточка с заданиями (группа № 5)

Задания:

Найдите растение Гиацинт Восточный .

  1. Исследуйте растение и опишите его по плану, выбрав нужное из дополнительной литературы:

  2. Систематика Вид- Гиацинт Восточный

Род-----------------------

Семейство---------------

Класс---------------------

Отдел--------------------

Царство-----------------

К- корневая система------------------------------------типа.

Видоизмененный побег------------------------------------

С- стебель: --------------------------------------------------------------------------

Л-листья-----цвет---------------------------,опушенность--------------------------листорасположение----------------------------------,жилкование-----------------

Ц- цветок: окраска-------------------------------------,соцветие---------------------размер-------------

П- плод:-------------------------------------------------------------------------------------

Местообитание----------------------------------------------------------------------------

Значение для человека------------------------------------------------------------------

и для природы----------------------------

  1. Сделайте вывод по работе, почему эти растения первоцветы, почему у них жёлтые и белые венчики? Почему вы должны их охранять?

  2. Зарисуйте растении простым карандашом на отдельном листе и подпишите его.








6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.

Консультативная помощь в группах учащихся.

Самостоятельная работа в малых группах.

Выполняют подбор различного материала по своему растению и составляют описательную характеристику для защиты минипроекта.


7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Ребята мы сегодня работали в природной мастерской. Каждый из нас изучал особенности раннецветущих растений нашего школьного двора. Сейчас каждая группа расскажет о своем растении.

2.Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:

-Все ли вам было понятно в течение урока?

-Какая часть урока показалась самой интересной?

-Какая часть урока вызвала затруднение?

-Какое у вас настроение после урока?

3.Подведение итогов .

1группа подготовила миниисследования о Пастушьей сумке.

2группа подготовила миниисследования о Фиалке душистой.

3группа подготовила миниисследования о Первоцвет весенний.

4группа подготовила миниисследования о Гусиный лук.

5группа подготовила миниисследования о Гиацинт восточный.




8 ЭТАП Домашнее задание.



На выбор выполнить одно задание.

  1. Изучите первоцветы на территории нашего села. Результаты исследования запишите в тетрадь.

  2. Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие лекарственные первоцветы используют люди в разных странах?

  3. Используя ресурсы Интернет и дополнительную литературу, подготовьте сообщения об отраслях промышленности, где человек использует различные вещества растений.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Первоцветы школьного двора

Автор: Михнева Елена Васильевна

Дата: 12.11.2019

Номер свидетельства: 526670

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ "
    ["seo_title"] => string(80) "rol-dopolnitiel-nogo-obrazovaniia-v-razvitii-tvorchieskikh-sposobnostiei-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "104110"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402668507"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект урока "Брейн – ринг по русскому языку с элементами краеведения" для 2 класса. "
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-briein-ringh-po-russkomu-iazyku-s-eliemientami-kraieviedieniia-dlia-2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "173232"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423939595"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Метод проектов, как средство развития творческих способностей обучающихся, воспитанников начальных классов"
    ["seo_title"] => string(80) "mietod_proiektov_kak_sriedstvo_razvitiia_tvorchieskikh_sposobnostiei_obuchaiushc"
    ["file_id"] => string(6) "368510"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481482313"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства