Просмотр содержимого документа
«Открытый урок: "Позвоночные животные"»
Тема: «Позвоночные животные»
Цели:
Изучить особенностям строения рыбы, связанные с обитанием в водной среде.
Задачи: Образовательные:
выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);
анализировать результаты наблюдений;
фиксировать их результаты;
сравнивать различные объекты;
выявлять сходство и различия объектов;
выделять общее и частное в изучаемых объектах;
сопоставлять характеристики разных объектов;
устанавливать причинно-следственные связи между объектами, их положение в пространстве и времени;
Развивающие:
Развивать умение ставить цели урока, исходя из заданной темы;
Удерживать цель деятельности до получения ее результата;
Оценивать весомость приводимых доказательств;
Корректировать деятельность на уроке в зависимости от поставленных задач;
Анализировать собственную работу;
Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием ( отвечать на вопрос, что я не знаю и не умею?)
Воспитательные:
Воспитание любви к природе;
Готовность учащихся к поступкам на благо природы;
Умение отстаивать свою точку зрения;
Умение слышать и слушать чужое мнение.
УУД Личностные УУД:
Регулятивные УУД: умение ставить цели урока, планировать свою деятельность, достигать результата в процессе учебной деятельности, корректировать деятельность в процессе урока, анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной или неуспешной деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.
Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи.
Познавательные УУД: выявление особенностей строения клетки, сравнение объектов, умение рассматривать объекты, выявлять их сходство и различие, фиксировать результаты в рабочей тетради, делать выводы.
Планируемые результаты Предметные:
Знать: особенности внешнего строения рыбы связанного с обитанием в водной среде
Уметь: выполнять лабораторную работу, уметь ее оформлять, делать выводы, ориентироваться в тексте учебника, работать с раздаточным материалом, выслушивать чужое мнение, соблюдать дисциплину на уроке.
Личностные: соблюдать правила поведения на уроке, мотивировать свои действия, проявлять терпение и доброжелательность, сравнивать разные точки зрения, применять правила делового сотрудничества.
Метапредметные: Умение ставить цели, достигать их с помощью планирования своей деятельности, оценивать свою деятельность в процессе изучения, корректировать работу на уроке в случае необходимости.
Основные понятия: Признаки адаптации рыб к водной среде обитания: обтекаемая форма тела, чешуя, плавники, боковая линия.
Утро у многих людей начинается с зарядки и мы с вами урок начнём с Зарядки.
Какой тип мы с вами изучаем? (хордовые)
Вставьте термины
Главные особенности типа хордовых - это, во-первых, наличие осевого ….. в виде лежащей над кишечником …..
Мы уже знаем, что ……… не имеют головного мозга и, соответственно, у них нет черепа, поэтому их выделяют в группу бесчерепных хордовых
Хордовых животных, имеющих головной мозг, защищенный черепом, и вместо хорды позвоночник, состоящий из хрящевых или костных позвонков, объединяют в группу …….., или позвоночных.
1. хорды 2. скелета 3. черепных 4. Ланцетники
Работа по карточкам.
Карточка № 1.
Заполните пропуски в тексте.
Ланцетники относятся к подтипу ……….. Как и у всех представителей типа ………………., центральная часть нервной системы расположена на ……………… стороне тела, над …………….. Под хордой расположена ……………… система, передний отдел которой пронизан ………………... щелями. Кровеносная система ……………… типа, состоит из ……………… брюшного и отходящих от них мелких ………Функции сердца у ланцетника выполняют ……………….. Хорда выполняет роль …………У одних она сохраняется в ……………….., а у других только ……….
Карточка № 2.
1. Почему тип называется хордовые?
2. Какую роль играет хорда?
3. Каково внешнее строение ланцетника?
Карточка № 3.
Дайте определение терминами.
хордовые,
бесчерепные,
хорда,
нервная трубка,
ланцетник,
Карточка № 4.
Дыхательная система ланцетника.
Среда обитания ланцетника
Органы выделения ланцетника.
Беседа по вопросам: 1.Где обитает ланцетник? 2.Каковы приспособления у ланцетника к жизни на дне моря? 3.Почему ланцетника относят к типу хордовых? 4.Какую роль у ланцетника играет хорда? 5.Перечислите основные признаки типа Хордовые.
II. Изучение нового материала
Учитель:Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир , с некоторыми жителями этого мира вы хорошо знакомы, а об остальных вам предстоит узнать.
Отгадав загадки, вы назовёте жителей удивительного мира и тему урока.
Загадки: . « Крылья есть, а не летает?
Хищна и прожорлива, длинна и поворотлива
Полосатые бока, и клюёт на червяка
У маленькой скотинки сто монеток на спинке
« Крылья есть, а не летает
учащиеся называют тему урока и цель.
Тема урока «Классы рыб: общая характеристика»
цель урока: Изучить характеристику классов рыб
Учитель:
В этносах различных народов существует много пословиц и поговорок и сказок о рыбах. Вспомните их.
Поговорки: Человек ищет, где лучше, а рыба – где глубже».
Чувствует себя ,как рыба в воде
Без труда не выловишь и рыбку из пруда
Нем . как рыба
Проблемный вопрос:: Почему в народных сказаниях рыб наделяют различными волшебными качествами? ( учащиеся отвечают выдвигают свои гипотезы
Гипотеза: «Если в народных сказаниях рыб наделяют различными волшебными свойствами, следовательно, рыбы имеют такие особенности строения, которые отличают их от всего животного мира на земле.»
Выберите правильные утверждения
1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.
2. Тело большинства рыб покрыто чешуей. (+)
3. Кожа рыб имеет железы, выделяющие слизь. (+)
4. Грудными плавниками рыба при передвижении пользуется как веслами.
5. Глаза у рыб не имеют век. Рыбы спят с открытыми глазами. (+)
6. Имеются рыбы, у которых в течение всей жизни сохраняется хорда. (+)
7. Кровеносная система рыб незамкнутая.
8. Сердце рыб состоит из двух отделов: предсердия и желудочка. (+)
9. Кровь у рыб в предсердии венозная, а в желудочке артериальная.
10. У всех рыб имеется плавательный пузырь.
11. Органы выделения рыб – почки. (+)
Класс Хрящевые рыбы (630 видов) Появились около 300 млн. лет назад.(запись в тетрадь)
Каким образом мы можем определить, нуждаются ли животные в охране, успешны ли?
Предполагаемый ответ. В мире живой природы очень просто выясняется успешность организмов – жив, значит успешен.
В процессе работы в группах заполняется таблица «Отряды Хрящевых рыб».
«Отряды Хрящевых рыб».
Название отряда, число видов.
Признаки отряда.
Места обитания.
Представители
отряда.
1. Акулы (250)
Тело удлиненное, торпедообразное, кожа шероховатая,5-7 жаберных щелей, плавательного пузыря нет, зрение слабое, ведут активный образ жизни.
Моря и океаны.
Тигровая акула,
акула-молот,
белая акула.
2.Скаты (350)
Тело сплющенное, ромбовидное, грудные плавники сросшиеся, хвостовой плавник в виде хлыста, жабр нет, плавательный пузырь отсутствует.
Моря и океаны.
Манта, хвостокол,
орляк пятнистый.
3. Химерообразные (30)
Развит передний отдел тела, хвостовой отдел заканчивается нитевидным придатком, кожа гладкая, жабр нет, плавательного пузыря нет.
Моря и океаны.
Химера европейская,
носатая химера.
Таблица заполняется учащимися. В процессе заполнения - работа с учебником.
Самостоятельная работа по заполнению таблицы (отряд Химерообразные).
III. Обобщение, вывод:
Представители класса Хрящевые рыбы обитают в морях и океанах, имеют разнообразную форму тела, хрящевой скелет, 5 – 7 жаберных щелей, у них отсутствует плавательный пузырь (записи в тетрадях).
Вопрос-суждение.
Каким образом мы можем конкретизировать значение биологических знаний в современном обществе и лично для вас, учеников? Что изменится, если у вас будут эти знания?
Предполагаемый ответ.
На современном этапе – основа для бионики, кибернетики; сохранение целостности биосферы.
Составление кластера « Значение Хрящевых рыб»
- звено в цепи питания - употребление в пищу (акульи плавники, печень – витамин А, акульи яйца) - изделия из кожи акул (сумочки, дорогая обувь, бумажники) - эстетическое - опасность для человека
-дубленая кожа – шагрени, кожа как наждачная бумага.
-делают напильники
IV. Подведение итогов урока
Рефлексия.
- Какие моменты урока вам запомнились больше всего?
- Оцените свою деятельность, достигли мы цели или нет?
1) Какое строение имеет акула?
2) Чем скат отличается от акулы и что у него с ней общего?
3) Все ли акулы опасны для человека?
4) Каким образом вы будете себя вести в водной среде (в водоеме - озере, в реке) чтобы не утонуть?
Предполагаемый ответ
Как скаты – лечь на воду горизонтально, вода вытолкнет нас;
Как акулы – двигаться.
Слайд.15Составим синквейн по отрядам.
1 понятие (одно слово) – акулы
2 прилагательное 2 слова – торпедообразные , опасные
3.глагол – пожирают, плавают,нападают.
4. предложение (из 4 –х слов) акулы часто нападают на людей.