kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок на тему семейство Пасленовые

Нажмите, чтобы узнать подробности

План конспект урока

Тип

Тема

Цель

Задачи:

А. Образовательные

Б. Воспитательные

В. Развивающие

Методы и методические приемы

Оборудование

Дополнительная литература:

План урока

В:

В:

Слайд 1

В:

Слайд 2

В:

О:

В:

Слайд 3-4

В:

Запись в тетрадь

В:

Слайд 5

В:

Слайд 6

В:

Слайд 7

В:

О:

В:

Запись в тетрадь

В:

О:

Слайд 8-9

В:

О:

В:

Слайд 10-12

В:

Слайд 13-18

В:

Изучение нового материала

Семейство Пасленовые

 Познакомить  с отличительными признаками растений семейства Паслёновые

1.       

2.       

3.      Познакомить учащихся с типичными представителями семейства Пасленовые

4.      Ознакомить с общими признаками характерными для Пасленовых

5.      Ознакомить с разнообразием растений семейства Пасленовые 

1.       

2.      осуществление экологического, эстетического  воспитания

формирование любви к природе

сформировать положительное отношение к окружающей природе

Словесные методы: беседа, рассказ, объяснение

Наглядные методы: демонстрация изобразительных пособий

Практические методы:  определение, распознавание

А. раздаточный материал:  бланки с тестами

Б. демонстрационный материал: презентация, таблицы, плакаты, натуральные природные объекты

Рохлов В., Теремова А. Занимательная ботаника, книга для учащихся и родителей. М.: «Аст-пресс», 1998 г.

Этапы урока:

I.Организационный момент (2 мин.)

II.Проверка знаний учащихся по теме: «семейство Розоцветные  » форма контроля – тесты (5 – 7 мин)

III. Изучение нового материала (25 – 30 мин.):

А.  Особенности строения цветка

Б.  Особенности строения плода

В.  Жизненные формы

Г.  Л.Р : «Строение цветка и плода растений семейства Пасленовые  

IV. Закрепление и обобщение (5 мин.)

V.  Домашнее задание (2 мин.)

Ход работы:

Здравствуйте ребята! Садитесь! На прошлом занятии мы изучили Семейство Пасленовые. Сейчас я проверю, как вы усвоили тему. Я раздам вам листочки с заданиями, а вы будите на них отвечать. Убираем со стола все лишнее и начинаем.

Из списка признаков и названий растений необходимо выбрать тезисы, соответствующие семейству Розоцветные,правильные ответы обвести в кружок.

1.Стручок                                           А.Капуста

2. Ягода                                              Б. Земляника

3. Кисть.                                             В. Вишня

4. Семянка.                                         Г. Горчица

5. Костянка                                        Д. Пастушья сумка

6. Зонтик                                            Е. Абрикос

7. Травы                                             Ж. Черемуха

8. Ч4 Л4 Т2+4 П1                              З. Левкой

9. Ч5 Л5 Т8 П1                                   И. Ярутка.

10. Деревья                                         К. Шиповник

Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомиться с растениями класса двудольные, и узнаем о растениях семейства Паслёновые.

Как вы думаете, какая цель стоит перед вами на сегодняшнем уроке?

Совершенно верно, изучить особенности растений семейства Паслёновые, выяснить по каким признакам их объединяют в одно семейство.

 Схема описания семейства Пасленовые

1.     Название семейства.

2.     Численность видов.

3.     Распространение (ареалы обитания).

4.     Жизненные формы растений данного семейства.

5.     Особенности строения цветка и соцветия.

6.     Типы плодов и семян, способы распространения.

7.     Особенности строения вегетативных органов.

8.     Примеры растений.

9.     Значение в природе и хозяйственное значение.

Это не очень многочисленное семейство. К нему относятся около 2,5 тысяч видов. Растения этого семейства распространены в основном в тропических странах Нового Света, но достаточное количество видов распространено в умеренных областях обоих полушарий.

Прошла не одна сотня лет, прежде чем в Европе узнали о картофеле, томатах, перцах, баклажанах. Привезённые из дальних стран, как диковинные растения, они вначале выращивались на клумбах, в цветочных горшках, оранжереях. У каждого растения своя судьба, своя история. Но все они, постепенно завоёвывая мир, становились растениями-переселенцами, заняли одно из важнейших мест в жизни людей.

Жизненные формы растений данного семейства разнообразны. В умеренных широтах семейство представлено преимущественно травянистыми растениями, изредка встречаются полукустарники, ещё реже – кустарники.

В тропиках, особенно в Южной Америке, преобладают лазающие кустарники, а так же встречаются и деревья.

Как вы думаете от какого растения произошло название семейства?

Своё название семейство паслёновых получило от однолетнего травянистого растения – паслёна чёрного

Цветки у растений этого семейства имеют одинаковое строение и являются, как и у многих других растений, ключевым параметром при определении семейства.

Давайте рассмотрим модель цветка картофеля

Формула цветка – *Ч(5)Л(5)Т5П1 –

 правильный цветок с двойным околоцветником, чашечка состоит из пяти сросшихся между собой чашелистиков, а венчик состоит из пяти сросшихся лепестков, тычинок 5 несросшихся, пестик один.

Обратите внимание на цветок картофеля. Тычинки у этого цветка крупные и плотно прилегают к пестику. 

Для чего может служить подобное приспособление, в чём заключается его биологическая роль?

расположение тычинок вплотную к пестику является приспособлением к самоопылению. У картофеля цветки часто раскрываются уже опылёнными, то есть опыление происходит внутри цветка, ещё до того как он раскроется. Учёные-селекционеры при выведении новых сортов картофеля вынуждены удалять тычинки из нераскрывшихся цветков, чтобы избежать самоопыления. Для этого аккуратно раздвигают лепестки нераскрывшегося венчика и удаляют пыльники тычинок, ещё до того как они созреют. В результате, когда цветок раскрывается, в нём нет тычинок, а есть только пестик, соответственно самоопыление произойти не могло, и учёные производят искусственное опыление той пыльцой, которая им нужна.

У растений семейства Паслёновые цветки часто бывают крупные, одиночные (душистый табак, петуния, дурман). Но также часто встречаются растения с более мелкими цветами, собранными в соцветия (паслён, белена).

Посмотрите на эти растения и скажите какое у них соцветие?

Среди соцветий наиболее часто встречаются соцветия кисть (паслён чёрный), завиток (белена чёрная), метёлка.

Большинство растений этого семейства – насекомоопыляемые растения.

Какие приспособления к опылению насекомыми мы можем выявить у этих растений?

У этих растений крупные цветки или более мелкие, но собранные в соцветия. Венчики цветков ярко окрашены. Цветки многих растений семейства паслёновых источают сильный аромат. Кроме того, цветки вырабатывают нектар, который и привлекает насекомых-опылителей. Но растения этого семейства опыляются не только пчёлами, шмелями и так далее.

Такие растения, как душистый табак и петуния, опыляются ночными бабочками-бражниками. У душистого табака есть особые приспособления для опыления именно этими насекомыми. 

Как вы думаете, на какие хитрости могут пойти растения для привлечения именно ночных бабочек? 

Цветки этого растения распускаются обычно вечером и начинают источать сильный сладкий аромат, привлекающий ночных бабочек. Кроме того, эти цветки имеют белую окраску, хорошо различимую именно в темноте и сумерках.

Плод паслёновых сочный – ягода (паслён, помидор, картофель), или сухой – коробочка (петуния, табак душистый). Ягоды картофеля ядовиты. Семена растений данного семейства с эндоспермом.

Листья у большинства видов семейства паслёновые простые, без прилистников, расположены на стебле очерёдно. Листовая пластинка может быть как цельной (паслён сладко-горький, дурман, белена), так и рассечённой (картофель, томат). Но цельная листовая пластинка встречается чаще. Часто все части растения покрыты железистыми волосками, иногда способными выделять неприятный запах (например, томаты)

Какой будет корневая система у растений семейства паслёновые?

(Стержневая)

Давайте с вами вспомним о видоизменённых побегах – клубнях, которые образует картофель.

Какова функция клубней картофеля?

В них запасаются питательные вещества (в основном крахмал).

А вы можете доказать, что клубни картофеля – не корни, а видоизменённые побеги?

 На клубнях картофеля находятся почки, которые образуются только на побегах и не могут образовываться на корнях растений. Рядом с почками можно увидеть листовой рубец. Листья также могут образовываться на стебле и не могут на корне.

Пищевые растения: Картофель, Томат, Баклажан,Перец(сладкий, пряный)

Лекарственные растения: красавка, скополи, дурман, белена.

Декоративные :некоторые виды табака, перца, петунии, физалиса

Ядовитые растения:Паслён чёрный, Паслён сладко-горький, Табак курительный

Сорняки (дурман, белена, паслен черный).

Упражнение на закрепление

Назовите количество видов семейства Пасленовые?

Назовите растения семейства Пасленовые?

Паслен черный, паслен сладко-горький.

Назовите формулу цветка семейства Пасленовые?

Формула цветка  *Ч(5)Л(5)Т5П1.

Назовите плод паслена черного и паслена сладко-горького?

Плод ягода.

Какие признаки объединяют растения семейства Пасленовые?

Формула цветка и плод.

Какие культурные растения семейства Пасленовые вам известны?

Картофель, баклажан, перец, томат.

Какие ядовитые растения из семейства Пасленовые вам известны?

Белена, красавка

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему семейство Пасленовые»

План конспект урока

Тип

Тема

Цель


Задачи:

А. Образовательные






Б. Воспитательные



В. Развивающие




Методы и методические приемы

Оборудование






Дополнительная литература:



План урока













В:


































В:

Слайд 1








В:


Слайд 2


В:

О:





В:

Слайд 3-4











В:

Запись в тетрадь












В:

Слайд 5





В:




Слайд 6





В:

Слайд 7












В:

О:


В:


Запись в тетрадь







В:

О:




Слайд 8-9






В:

О:


В:


Слайд 10-12






В:


Слайд 13-18















В:

Изучение нового материала

Семейство Пасленовые

 Познакомить с отличительными признаками растений семейства Паслёновые

  1. Познакомить учащихся с типичными представителями семейства Пасленовые

  2. Ознакомить с общими признаками характерными для Пасленовых

  3. Ознакомить с разнообразием растений семейства Пасленовые

  1. осуществление экологического, эстетического воспитания

формирование любви к природе


сформировать положительное отношение к окружающей природе



Словесные методы: беседа, рассказ, объяснение

Наглядные методы: демонстрация изобразительных пособий

Практические методы: определение, распознавание


А. раздаточный материал: бланки с тестами

Б. демонстрационный материал: презентация, таблицы, плакаты, натуральные природные объекты


Рохлов В., Теремова А. Занимательная ботаника, книга для учащихся и родителей. М.: «Аст-пресс», 1998 г.



Этапы урока:

I.Организационный момент (2 мин.)

II.Проверка знаний учащихся по теме: «семейство Розоцветные » форма контроля – тесты (5 – 7 мин)

III. Изучение нового материала (25 – 30 мин.):

А. Особенности строения цветка

Б. Особенности строения плода

В. Жизненные формы

Г. Л.Р : «Строение цветка и плода растений семейства Пасленовые

IV. Закрепление и обобщение (5 мин.)

V. Домашнее задание (2 мин.)

Ход работы:

Здравствуйте ребята! Садитесь! На прошлом занятии мы изучили Семейство Пасленовые. Сейчас я проверю, как вы усвоили тему. Я раздам вам листочки с заданиями, а вы будите на них отвечать. Убираем со стола все лишнее и начинаем.

Из списка признаков и названий растений необходимо выбрать тезисы, соответствующие семейству Розоцветные,правильные ответы обвести в кружок.

1.Стручок                                           А.Капуста

2. Ягода                                              Б. Земляника

3. Кисть.                                             В. Вишня

4. Семянка.                                         Г. Горчица

5. Костянка                                        Д. Пастушья сумка

6. Зонтик                                            Е. Абрикос

7. Травы                                           Ж. Черемуха

8. Ч4 Л4 Т2+4 П1                              З. Левкой

9. Ч5 Л5 Т8 П1                                   И. Ярутка.

10. Деревья                                         К. Шиповник


Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомиться с растениями класса двудольные, и узнаем о растениях семейства Паслёновые.

Как вы думаете, какая цель стоит перед вами на сегодняшнем уроке?

Совершенно верно, изучить особенности растений семейства Паслёновые, выяснить по каким признакам их объединяют в одно семейство.

 Схема описания семейства Пасленовые

1.     Название семейства.

2.     Численность видов.

3.     Распространение (ареалы обитания).

4.     Жизненные формы растений данного семейства.

5.     Особенности строения цветка и соцветия.

6.     Типы плодов и семян, способы распространения.

7.     Особенности строения вегетативных органов.

8.     Примеры растений.

9.     Значение в природе и хозяйственное значение.


Это не очень многочисленное семейство. К нему относятся около 2,5 тысяч видов. Растения этого семейства распространены в основном в тропических странах Нового Света, но достаточное количество видов распространено в умеренных областях обоих полушарий.

Прошла не одна сотня лет, прежде чем в Европе узнали о картофеле, томатах, перцах, баклажанах. Привезённые из дальних стран, как диковинные растения, они вначале выращивались на клумбах, в цветочных горшках, оранжереях. У каждого растения своя судьба, своя история. Но все они, постепенно завоёвывая мир, становились растениями-переселенцами, заняли одно из важнейших мест в жизни людей.

Жизненные формы растений данного семейства разнообразны. В умеренных широтах семейство представлено преимущественно травянистыми растениями, изредка встречаются полукустарники, ещё реже – кустарники.

В тропиках, особенно в Южной Америке, преобладают лазающие кустарники, а так же встречаются и деревья.

Как вы думаете от какого растения произошло название семейства?

Своё название семейство паслёновых получило от однолетнего травянистого растения – паслёна чёрного


Цветки у растений этого семейства имеют одинаковое строение и являются, как и у многих других растений, ключевым параметром при определении семейства.

Давайте рассмотрим модель цветка картофеля

Формула цветка – *Ч(5)Л(5)Т5П

 правильный цветок с двойным околоцветником, чашечка состоит из пяти сросшихся между собой чашелистиков, а венчик состоит из пяти сросшихся лепестков, тычинок 5 несросшихся, пестик один.

Обратите внимание на цветок картофеля. Тычинки у этого цветка крупные и плотно прилегают к пестику. 

Для чего может служить подобное приспособление, в чём заключается его биологическая роль?

расположение тычинок вплотную к пестику является приспособлением к самоопылению. У картофеля цветки часто раскрываются уже опылёнными, то есть опыление происходит внутри цветка, ещё до того как он раскроется. Учёные-селекционеры при выведении новых сортов картофеля вынуждены удалять тычинки из нераскрывшихся цветков, чтобы избежать самоопыления. Для этого аккуратно раздвигают лепестки нераскрывшегося венчика и удаляют пыльники тычинок, ещё до того как они созреют. В результате, когда цветок раскрывается, в нём нет тычинок, а есть только пестик, соответственно самоопыление произойти не могло, и учёные производят искусственное опыление той пыльцой, которая им нужна.

У растений семейства Паслёновые цветки часто бывают крупные, одиночные (душистый табак, петуния, дурман). Но также часто встречаются растения с более мелкими цветами, собранными в соцветия (паслён, белена).

Посмотрите на эти растения и скажите какое у них соцветие?

Среди соцветий наиболее часто встречаются соцветия кисть (паслён чёрный), завиток (белена чёрная), метёлка.

Большинство растений этого семейства – насекомоопыляемые растения.

Какие приспособления к опылению насекомыми мы можем выявить у этих растений?

У этих растений крупные цветки или более мелкие, но собранные в соцветия. Венчики цветков ярко окрашены. Цветки многих растений семейства паслёновых источают сильный аромат. Кроме того, цветки вырабатывают нектар, который и привлекает насекомых-опылителей. Но растения этого семейства опыляются не только пчёлами, шмелями и так далее.

Такие растения, как душистый табак и петуния, опыляются ночными бабочками-бражниками. У душистого табака есть особые приспособления для опыления именно этими насекомыми. 

Как вы думаете, на какие хитрости могут пойти растения для привлечения именно ночных бабочек? 

Цветки этого растения распускаются обычно вечером и начинают источать сильный сладкий аромат, привлекающий ночных бабочек. Кроме того, эти цветки имеют белую окраску, хорошо различимую именно в темноте и сумерках.

Плод паслёновых сочный – ягода (паслён, помидор, картофель), или сухой – коробочка (петуния, табак душистый). Ягоды картофеля ядовиты. Семена растений данного семейства с эндоспермом.

Листья у большинства видов семейства паслёновые простые, без прилистников, расположены на стебле очерёдно. Листовая пластинка может быть как цельной (паслён сладко-горький, дурман, белена), так и рассечённой (картофель, томат). Но цельная листовая пластинка встречается чаще. Часто все части растения покрыты железистыми волосками, иногда способными выделять неприятный запах (например, томаты)

Какой будет корневая система у растений семейства паслёновые?

(Стержневая)

Давайте с вами вспомним о видоизменённых побегах – клубнях, которые образует картофель.

Какова функция клубней картофеля?

В них запасаются питательные вещества (в основном крахмал).

А вы можете доказать , что клубни картофеля – не корни, а видоизменённые побеги?

На клубнях картофеля находятся почки, которые образуются только на побегах и не могут образовываться на корнях растений. Рядом с почками можно увидеть листовой рубец. Листья также могут образовываться на стебле и не могут на корне.


Пищевые растения: Картофель, Томат, Баклажан,Перец(сладкий, пряный)

Лекарственные растения: красавка, скополи, дурман, белена.

Декоративные :некоторые виды табака, перца, петунии, физалиса

Ядовитые растения:Паслён чёрный, Паслён сладко-горький, Табак курительный

Сорняки (дурман, белена, паслен черный).

Упражнение на закрепление

Назовите количество видов семейства Пасленовые?

Назовите растения семейства Пасленовые?

Паслен черный, паслен сладко-горький.

Назовите формулу цветка семейства Пасленовые?

Формула цветка *Ч(5)Л(5)Т5П1.

Назовите плод паслена черного и паслена сладко-горького?

Плод ягода.

Какие признаки объединяют растения семейства Пасленовые?

Формула цветка и плод.

Какие культурные растения семейства Пасленовые вам известны?

Картофель, баклажан, перец, томат.

Какие ядовитые растения из семейства Пасленовые вам известны?

Белена, красавка







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок на тему семейство Пасленовые

Автор: Салкеева Асем Абаевна

Дата: 19.04.2016

Номер свидетельства: 320338

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Открытый урок на тему семейство Пасленовые"
    ["seo_title"] => string(42) "otkrytyiuroknatiemusiemieistvopaslienovyie"
    ["file_id"] => string(6) "320337"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461064632"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Открытый урок "Вредные привычки""
    ["seo_title"] => string(33) "otkrytyi_urok_vriednyie_privychki"
    ["file_id"] => string(6) "394540"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1487737026"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Класс однодольные.Семейство лилейные. "
    ["seo_title"] => string(41) "klass-odnodol-nyie-siemieistvo-lilieinyie"
    ["file_id"] => string(6) "215262"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432631088"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Конспект урока на тему: "Сложноцветные" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-na-tiemu-slozhnotsvietnyie"
    ["file_id"] => string(6) "103257"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402575071"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства