Тема: Класс Однодольные. Семейство Лилейные.
Цель: к концу урока учащиеся смогут назвать 2 представителя семейства Лилейные, указать 5 признаков семейства Лилейные, назвать формулу цветка Лилейные.
Задачи:
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, электронная презентация, раздаточный материал.
Базовые понятия и термины: систематика, таксон, класс, семейство, однодольные, лилейные, луковичные, фитонциды.
Тип урока: комбинированный урок с элементами игры.
Ход урока:
І. Организационный этап
- Добрый день, ребята! Поприветствуйте присутствующих, присаживайтесь.
А теперь сосредоточьтесь на своих знаниях и настройтесь на работу!
Сообщение темы урока, целей, задач, выработка критериев успеха.
ІІ. Проверка домашнего задания
Начнем наш урок с повторения.
Давайте вспомним, о чем мы говорили с вами на прошлых уроках.
ІІІ. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
Игра «Найди ошибку»
- Какие систематические единицы вы знаете? (ответы учащихся)
Перед вами систематическая таблица, которая содержит ошибки. Ваше задание исправить их.
І вариант І вариант ІІ вариант
Царство Растения Царство Однодольные
Отдел Семя Отдел Покрытосеменные
Класс Астровые Класс Двудольные
Семейство Бобовые, Пасленовые Семейство Бобы, Паслен
Род Клевер, Паслен Род Клеверные, пасленовые
Вид Клевер, Паслен Вид Паслен черный, Клевер луговой
Проверка задания критерии оценивания:
если ошибок нет– «5»,
за одну ошибку – «4»,
за две ошибки - «3»,
более двух ошибок – «2»
Игра «Крестики – нолики»
Учащимся предложено какое-нибудь изученное семейство цветковых растений, необходимо распределить признаки, которые относятся к данному семейству, результаты расставить в квадрат в виде крестиков –ноликов- крестик ставится, если признак относится к данному семейству, а нолик ставится, если признак к этому семейству не относится
1.розоцветные 3бобовые
4 О 8 О 12 Х
3 Х 7 О 11О
2 О 6 О 10 О
1 О 5 Х 9 О
2крестоцветные
4О 8 Х 12 О
3О 7 Х 11 О
2О 6 О 10 О
1 Х 5 О 9 О
4 О 8 О 12 О
3 О 7 О 11О
2 Х 6 Х 10 Х
1О 5 О 9 О
4 пасленовые
4 Х 8 О 12 О
3 О 7 О 11 Х
2 О 6 О 10 О
1 О 5О 9 Х
Проверка задания критерии оценивания:
если ошибок нет– «5»,
за одну ошибку – «4»,
за две ошибки - «3»,
более двух ошибок – «2»
IV. Сообщение темы, изучение нового материала
- И тема нашего сегодняшнего урока звучит так: Класс Однодольные. Семейство Лилейные»
(тему записываем в тетрадь).
- Однодольные и двудольные растения имеют много общего, но они имеют ряд отличий.
Перед вами таблица «Сравнительная характеристика классов Однодольные и Двудольные» необходимо заполнить пропуски.
Признаки класса Двудольные Признаки класса Однодольные
Зародыш семени имеет… (две) семядоли Зародыш семени имеет одну семядолю
Корневая система… (стержневая) Корневая система мочковатая
Жизненная форма… (деревья, кустарники, травы) Травы, очень редко древесные формы
Листья… (простые и сложные, Листья простые .
Жилкование… (сетчатое) Жилкование дуговое или параллельное.
Кол-во частей цветка кратно…. Кол-во частей цветка кратно….
Опыление… (чаще насекомыми) Опыление чаще ветром
Проверка задания критерии оценивания:
если ошибок нет– «5»,
за одну ошибку – «4»,
за две ошибки - «3»,
более двух ошибок – «2»
- Чтобы точно определить к какому классу принадлежит растение одного признака недостаточно, нужна совокупность признаков. Встречаются нетипичные случаи, например, растение Вороний глаз принадлежит по всем признакам к однодольным растениям, но жилкование у него сетчатое.
- А сейчас приступим к изучению семейства Лилейные.
К этому семейству относятся многолетние травянистые растения, которые имеют луковицы или корневища. Редко это лианы или деревья своеобразного облика.
К семейству Лилейные относятся лилии, тюльпаны, гиацинты, пролески, ландыш, купена, крокусы и многие другие растения. Лилейные включают в себя около 3300 видов.
Прежде чем вы получите следующее задание, хочу вам рассказать вот о чём.
В 1554 году посланник австрийского императора Огье де Бюсбек увидел в саду турецкого султана цветы, которые привлекли его внимание изяществом и красотой. Посол закупил партию луковиц и привёз их в Вену, так они попали в Венский сад. Вскоре эти растения появятся при королевских дворах. Очень прижился этот цветок в Голландии, где за одну луковицу вице-король заплатил 4/4 пшеницы, 48/4 ржи, 4 быка, 8 свиней, 12 овец, 2 бочки вина, 2 бочки масла, связку платьев и серебряный кубок. Что это за цветок? Тюльпан
1. Рассмотрим строение тюльпана и дадим описание растения по плану.
План описания растения.
1.Форма произрастания.
2.Внешнее строение стебля(прямостоячий, вьющийся).
3. Корневая система.
4.Видоизмененный побег (корневище, луковица).
5.Лист (простой, сложный).
6.Цветок (правильный-неправильный,
однополый- двуполый)
-околоцветник (двойной, простой)
-Венчик состоит из…………лепестков(3+3)
-Тычинок…………(3+3)
-Пестик…………(1)
Формула цветка-*О(3+3)Т(3+3)П1
7.Плод-………….или………………….(коробочка,ягода
Семейство Лилейные (Liliaceae)
Большинство лилейных — многолетние травы с сочными запасающими подземными органами (корневищами, луковицами).
Листья чаще всего удлиненные ланцетовидные или линейные,
Цветки различных размеров собраны в кисти, метелки, колосья или зонтиковидные соцветия, реже цветки одиночные (тюльпан — Tulipa). Цветки обоеполые, с простым венчиковидным околоцветником.
Околоцветник из двух трехчленных кругов, раздольно- либо сростнолистный, в основании листочков околоцветника иногда развиваются нектарники.
Шесть тычинок, расположенных в два круга,а пестик один. : *О(3+3)Т(3+3)П1
Плод — коробочки, вскрывающиеся несколькими способами, либо ярко окрашенные ягоды.
Проверка- читают текст учитель комментирует выборочная проверка 3 работ, за правильный ответ звезда.
- Изучая каждое семейство, нужно обязательно знать представителей этих семейств. Многие из них имеют очень важное хозяйственное значение
Прочитав текст составьте кластер
Значение представителей лилейных в природе и жизни человека
Из некоторых видов лилий получают лекарственные препараты и ароматные вещества. Тюльпаны – прекрасные декоративные цветы, которые украшают и наши клумбы. Такое растение, как купена, растет в смешанных лесах и также используется как лекарственное растение. Нельзя не сказать несколько слов о луке и чесноке. Люди еще в давние времена заметили, что если разрезать луковицу и положить в комнате, то человек не заражается микроорганизмами и у него не поражаются носоглотка и дыхательные пути. И только в ХХ веке после открытия таких веществ, как фитонциды, ученые смогли раскрыть причину исчезновения микробов в комнате. Фитонциды – это летучие вещества, обладающие антимикробным действием, повышающие иммунитет организма. Например, фитонциды чеснока убивают возбудителей тифа, дизентерии, холеры. А фитонциды лука дезинфицируют помещением. Действительно, лук обладает бактерицидными и антисептическими свойствами, борется с вирусами, улучшает аппетит, усвоение пищи, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. Чеснок отлично повышает иммунитет, предотвращая инфекционные заболевания и отлично борется с вирусом гриппа и стафилококками. Лук и чеснок – это эффективное средство для лечения многих заболеваний. Поэтому, когда возникает угроза эпидемии гриппа, врачи рекомендуют включать в рацион питания лук и чеснок.
V. Обобщение, систематизация, контроль знаний
Игра «Что лишнее?»
Тюльпан, шафран, нарцисс, астра, гиацинт.
Прострел, роза, крокус, купена, ландыш.
Игра «Да» или «нет»
1. Лилейные имеют в цветке 4 лепестка (нет).
2. К лилейным относится дурман обыкновенный (нет).
3. Растения большинства лилейных, являются охраняемыми (да).
4. У лилейных плод ягода или коробочка (да).
5. Корневая система представителей лилейных стержневая (нет).
6. На корнях лилейных находятся клубеньковые азотфиксирующие бактерии (нет).
7. К лилейным относится шафран (да).
8. Цветок лилейных имеет двойной околоцветник (нет).
9. У цветков лилии пять тычинок и пять пестиков (нет).
10. Тюльпан имеет шесть лепестков венчика (да).
Проверка задания критерии оценивания:
если ошибок нет– «5»,
за две ошибки – «4»,
за три ошибки - «3»,
более двух ошибок – «2»
VI. Подведение итогов урока
Критерии успеха
Я могу назвать…….
Я могу написать…….
Я могу перечислить…….
Рефлексия
? Сегодня я узнал(а)…
? Было интересно…
? Затруднения вызвал вопрос о…
? Я понял(а), что…
? Теперь я смогу…
? Дома я попробую…
? Меня удивило то, что…
? Урок дал мне знания о …
? В жизни мне пригодится…
VII. Оценивание работы учащихся.
Оцените свою работу на уроке с помощью руки:
Отлично-палец вверх
Хорошо-палец в сторону
Удовлетворительно-кулак
Домашнее задание:
1) Знать характерные признаки семейства Лилейные (представителей, формулу цветка, тип плода,значение)
Подготовить дополнительный материал (сказки, легенды, стихи, загадки) о представителях
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Класс однодольные.Семейство лилейные. »
Тема:Класс Однодольные. Семейство Лилейные.
Цель: к концу урока учащиеся смогут назвать 2 представителя семейства Лилейные, указать 5 признаков семейства Лилейные, назвать формулу цветка Лилейные.
Задачи:
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, электронная презентация, раздаточный материал.
Базовые понятия и термины: систематика, таксон, класс, семейство, однодольные, лилейные, луковичные, фитонциды.
Тип урока: комбинированный урок с элементами игры.
Ход урока:
І. Организационный этап
- Добрый день, ребята! Поприветствуйте присутствующих, присаживайтесь.
А теперь сосредоточьтесь на своих знаниях и настройтесь на работу!
Сообщение темы урока, целей, задач, выработка критериев успеха.
ІІ. Проверка домашнего задания
Начнем наш урок с повторения .
Давайте вспомним, о чем мы говорили с вами на прошлых уроках.
ІІІ. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
Игра «Найди ошибку»
- Какие систематические единицы вы знаете? (ответы учащихся)
Передвами систематическая таблица, которая содержит ошибки. Ваше задание исправить их .
І вариант ІІ вариант
Царство Растения Царство Однодольные
Отдел Семя Отдел Покрытосеменные
Класс Астровые Класс Двудольные
Семейство Бобовые, Пасленовые Семейство Бобы, Паслен
Род Клевер, Паслен Род Клеверные, пасленовые
Вид Клевер, Паслен Вид Паслен черный, Клевер луговой
Проверка задания критерии оценивания:
если ошибок нет– «5»,
за одну ошибку – «4»,
за две ошибки - «3»,
более двух ошибок – «2»
Игра «Крестики – нолики»
Учащимся предложено какое-нибудь изученное семейство цветковых растений, необходимо распределить признаки , которые относятся к данному семейству, результаты расставить в квадрат в виде крестиков –ноликов- крестик ставится, если признак относится к данному семейству, а нолик ставится, если признак к этому семейству не относится
1.розоцветные 3бобовые
4 О
8 О
12 Х
3 Х
7 О
11О
2 О
6 О
10 О
1 О
5 Х
9 О
2крестоцветные
4О
8 Х
12 О
3О
7 Х
11 О
2О
6 О
10 О
1 Х
5 О
9 О
4 О
8 О
12 О
3 О
7 О
11О
2 Х
6 Х
10 Х
1О
5 О
9 О
4 пасленовые
4 Х
8 О
12 О
3 О
7 О
11 Х
2 О
6 О
10 О
1 О
5О
9 Х
Проверка задания критерии оценивания:
если ошибок нет– «5»,
за одну ошибку – «4»,
за две ошибки - «3»,
более двух ошибок – «2»
IV. Сообщение темы, изучение нового материала
- И тема нашего сегодняшнего урока звучит так: Класс Однодольные. Семейство Лилейные»
(тему записываем в тетрадь).
- Однодольные и двудольные растения имеют много общего, но они имеют ряд отличий.
Перед вами таблица «Сравнительная характеристика классов Однодольные и Двудольные» необходимо заполнить пропуски.
Признаки класса Двудольные Признаки класса Однодольные
Зародыш семени имеет… (две) семядоли Зародыш семени имеет одну семядолю
Корневая система… (стержневая) Корневая система мочковатая
Жизненная форма… (деревья, кустарники, травы)Травы, очень редко древесные формы
Листья… (простые и сложные, Листья простые .
Жилкование… (сетчатое) Жилкование дуговое или параллельное.
Кол-во частей цветка кратно….. Кол-во частей цветка кратно…..
Опыление… (чаще насекомыми) Опыление чаще ветром
Проверка задания критерии оценивания:
если ошибок нет– «5»,
за одну ошибку – «4»,
за две ошибки - «3»,
более двух ошибок – «2»
- Чтобы точно определить к какому классу принадлежит растение одного признака недостаточно, нужна совокупность признаков. Встречаются нетипичные случаи, например, растение Вороний глаз принадлежит по всем признакам к однодольным растениям, но жилкование у него сетчатое.
- А сейчас приступим к изучению семейства Лилейные.
К этому семейству относятся многолетние травянистые растения, которые имеют луковицы или корневища. Редко это лианы или деревья своеобразного облика.
К семейству Лилейные относятся лилии, тюльпаны, гиацинты, пролески, ландыш, купена, крокусы и многие другие растения. Лилейные включают в себя около 3300 видов.
Прежде чем вы получите следующее задание, хочу вам рассказать вот о чём.
В 1554 году посланник австрийского императора Огье де Бюсбек увидел в саду турецкого султана цветы, которые привлекли его внимание изяществом и красотой. Посол закупил партию луковиц и привёз их в Вену, так они попали в Венский сад. Вскоре эти растения появятся при королевских дворах. Очень прижился этот цветок в Голландии, где за одну луковицу вице-король заплатил 4/4 пшеницы, 48/4 ржи, 4 быка, 8 свиней, 12 овец, 2 бочки вина, 2 бочки масла, связку платьев и серебряный кубок. Что это за цветок? Тюльпан
Рассмотрим строение тюльпана и дадим описание растения по плану.
Большинство лилейных — многолетние травы с сочными запасающими подземными органами (корневищами, луковицами)..
Листья чаще всего удлиненные ланцетовидные или линейные,
Цветки различных размеров собраны в кисти, метелки, колосья или зонтиковидные соцветия, реже цветки одиночные (тюльпан — Tulipa). Цветки обоеполые, с простымвенчиковидным околоцветником.
Околоцветник из двух трехчленных кругов, раздольно- либо сростнолистный, в основании листочков околоцветника иногда развиваются нектарники.
Шесть тычинок, расположенных в два круга,а пестик один.: *О(3+3)Т(3+3)П1
Плод — коробочки, вскрывающиеся несколькими способами, либо ярко окрашенные ягоды.
Проверка- читают текст учитель комментирует выборочная проверка 3 работ, за правильный ответ звезда.
- Изучая каждое семейство, нужно обязательно знать представителей этих семейств. Многие из них имеют очень важное хозяйственное значение
Прочитав текст составьте кластер
Значение представителей лилейных в природе и жизни человека
Из некоторых видов лилий получают лекарственные препараты и ароматные вещества. Тюльпаны – прекрасные декоративные цветы, которые украшают и наши клумбы. Такое растение, как купена, растет в смешанных лесах и также используется как лекарственное растение. Нельзя не сказать несколько слов о луке и чесноке. Люди еще в давние времена заметили, что если разрезать луковицу и положить в комнате, то человек не заражается микроорганизмами и у него не поражаются носоглотка и дыхательные пути. И только в ХХ веке после открытия таких веществ, как фитонциды, ученые смогли раскрыть причину исчезновения микробов в комнате. Фитонциды – это летучие вещества, обладающие антимикробным действием, повышающие иммунитет организма. Например, фитонциды чеснока убивают возбудителей тифа, дизентерии, холеры. А фитонциды лука дезинфицируют помещением. Действительно, лук обладает бактерицидными и антисептическими свойствами, борется с вирусами, улучшает аппетит, усвоение пищи, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. Чеснок отлично повышает иммунитет, предотвращая инфекционные заболевания и отлично борется с вирусом гриппа и стафилококками. Лук и чеснок – это эффективное средство для лечения многих заболеваний. Поэтому, когда возникает угроза эпидемии гриппа, врачи рекомендуют включать в рацион питания лук и чеснок.
V. Обобщение, систематизация, контроль знаний
Игра «Что лишнее?»
Тюльпан, шафран, нарцисс, астра, гиацинт.
Прострел, роза, крокус, купена, ландыш.
Игра «Да» или «нет»
1. Лилейные имеют в цветке 4 лепестка (нет).
2. К лилейным относится дурман обыкновенный (нет).
3. Растения большинства лилейных, являются охраняемыми (да).
4. У лилейных плод ягода или коробочка (да).
5. Корневая система представителей лилейных стержневая (нет).
6. На корнях лилейных находятся клубеньковые азотфиксирующие бактерии (нет).
7. К лилейным относится шафран (да).
8. Цветок лилейных имеет двойной околоцветник (нет).
9. У цветков лилии пять тычинок и пять пестиков (нет).
10. Тюльпан имеет шесть лепестков венчика (да).
Проверка задания критерии оценивания:
если ошибок нет– «5»,
за две ошибки – «4»,
за три ошибки - «3»,
более двух ошибок – «2»
VI. Подведение итогов урока
Критерии успеха
Я могу назвать……..
Я могу написать……..
Я могу перечислить……..
Рефлексия
Сегодня я узнал(а)…
Было интересно…
Затруднения вызвал вопрос о…
Я понял(а), что…
Теперь я смогу…
Дома я попробую…
Меня удивило то, что…
Урок дал мне знания о …
В жизни мне пригодится…
VII. Оценивание работы учащихся.
Оцените свою работу на уроке с помощью руки:
Отлично-палец вверх
Хорошо-палец в сторону
Удовлетворительно-кулак
Домашнее задание:
Знать характерные признаки семейства Лилейные (представителей, формулу цветка, тип плода,значение)
Подготовить дополнительный материал (сказки, легенды, стихи, загадки) о представителях семейства Лилейные или найти растения семейства лилейных, занесенных в Красную книгу