Тема: «Вредные привычки. Курение и его влияние на здоровье».
Цель проекта: Сформировать у детей представление о вреде курения на организм, способствовать формированию негативного отношения обучающихся к табакокурению
Задачи проекта: • Выявить причины вредной привычки; • Доказать экспериментальным путём наличие в дыму вредных веществ и их накопление в лёгких; • Доказать губительность никотина для клеток дыхательной системы и всего организма в целом; • Учить предвидеть последствия вредных привычек для человека; • Воспитывать активные жизненные позиции негативного отношения к курению; • Воспитывать потребность в работе сообща для достижения общих целей;
Оборудование: компьютер, проектор, схемы опросов социологов, отрывок мультфильма «Остров сокровищ», химоборудование для опытов, плакат или запись на доске: «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации» О.Де Бальзак, таблица по биологии «Вред курения», презентация: « Вредные привычки. Курение», видеоролики о вреде курения, результаты анкеты о курении, таблица по биологии: «Лёгкие курящего и некурящего человека».
Подготовительная работа: объединение детей в малые учебные группы, распределение заданий, определение путей реализации заданий, выполнение заданий, подготовка элементов презентации проекта, выполнение буклетов.
Исследовательские группы:
1 группа – историки: готовят исследовательский материал по истории возникновения табакокурения.
2 группа – социологи: проводят социологический опрос о причинах табакокурения.
3 группа – химики и биологи: выявляют состав табачного дыма и его негативное воздействие на организм.
4 группа – медики: готовят материал о заболеваниях органов нашего организма в результате курения.
5 группа – математики: собирают статистические данные о вреде курения.
Ход урока-проекта
I. Оргмомент. Вступительное слово учителя. Объявление темы урока. Сегодня вы все присутствуете на презентации нового проекта. Мы предлагаем вашему вниманию тему, которая не теряет своей актуальности уже много лет. Вы, наверно, не раз слышали о вреде курения. Сегодня мы поговорим о такой острой для современного общества проблеме, как табакокурение.
II. Актуализация имеющихся у учащихся знаний. Все вы, наверное, что-то знаете об этой проблеме и, действительно, ничего не знать о ней трудно: каждый день мы видим курящих мужчин, женщин, детей, они встречаются нам на улицах, мы видим их на экранах телевизоров, в кино, а прилавок любого магазина пестрит многообразием огромного количества пачек сигарет. И тема нашего урока звучит так: «Вредные привычки. Курение и его влияние на здоровье». (слайд №1). (записывают в тетрадях).
Сейчас я предлагаю вам вспомнить, что вы знаете о курении, и подумать над тем, что бы вы хотели узнать о курении. Нарисуйте в тетрадях таблицу, состоящую из трех столбиков: «Знаю», «Хочу знать», «Узнал» (слайд №2). Заполните два первых столбца таблицы, в третий пока ничего не пишите. Постарайтесь, чтобы в каждом столбце было хотя бы два тезиса… Пишите коротко, сжато, тезисно…
III. Беседа (фронтальный опрос). Обсуждение того, что обучающиеся знают о курении.
Сегодня на уроке мы узнаем из истории табака, как он попал в Европу, какой вред здоровью приносит эта вредная привычка. Наш урок называется урок-проект или урок-исследование. А называется он так потому, что вы, ребята при подготовке к этому уроку проводили небольшую исследовательскую работу. Сами находили необходимый материал к уроку, рисовали плакаты антитабачной рекламы. Были в роли историков, биологов, медиков, социологов.
Сегодня на уроке мы проведём небольшой суд над сигаретой и постараемся выяснить, почему же считается, что курение вредит здоровью, чем оно опасно, как распространилось, и почему с ним так нелегко справиться?
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Вредные привычки"»
Урок-проект «Суд над сигаретой»
Тема: «Вредные привычки. Курение и его влияние на здоровье».
Цель проекта: Сформировать у детей представление о вреде курения на организм, способствовать формированию негативного отношения обучающихся к табакокурению
Задачи проекта: • Выявить причины вредной привычки; • Доказать экспериментальным путём наличие в дыму вредных веществ и их накопление в лёгких; • Доказать губительность никотина для клеток дыхательной системы и всего организма в целом; • Учить предвидеть последствия вредных привычек для человека; • Воспитывать активные жизненные позиции негативного отношения к курению; • Воспитывать потребность в работе сообща для достижения общих целей;
Оборудование: компьютер, проектор, схемы опросов социологов, отрывок мультфильма «Остров сокровищ», химоборудование для опытов, плакат или запись на доске: «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации» О.Де Бальзак, таблица по биологии «Вред курения», презентация: « Вредные привычки. Курение», видеоролики о вреде курения, результаты анкеты о курении, таблица по биологии: «Лёгкие курящего и некурящего человека».
Подготовительная работа: объединение детей в малые учебные группы, распределение заданий, определение путей реализации заданий, выполнение заданий, подготовка элементов презентации проекта, выполнение буклетов.
Исследовательские группы:
1 группа – историки: готовят исследовательский материал по истории возникновения табакокурения.
2 группа – социологи: проводят социологический опрос о причинах табакокурения.
3 группа – химики и биологи: выявляют состав табачного дыма и его негативное воздействие на организм.
4 группа – медики: готовят материал о заболеваниях органов нашего организма в результате курения.
5 группа – математики: собирают статистические данные о вреде курения.
Ход урока-проекта
I. Оргмомент. Вступительное слово учителя. Объявление темы урока. Сегодня вы все присутствуете на презентации нового проекта. Мы предлагаем вашему вниманию тему, которая не теряет своей актуальности уже много лет. Вы, наверно, не раз слышали о вреде курения. Сегодня мы поговорим о такой острой для современного общества проблеме, как табакокурение.
II. Актуализация имеющихся у учащихся знаний. Все вы, наверное, что-то знаете об этой проблеме и, действительно, ничего не знать о ней трудно: каждый день мы видим курящих мужчин, женщин, детей, они встречаются нам на улицах, мы видим их на экранах телевизоров, в кино, а прилавок любого магазина пестрит многообразием огромного количества пачек сигарет. И тема нашего урока звучит так: «Вредные привычки. Курение и его влияние на здоровье». (слайд №1). (записывают в тетрадях).
Сейчас я предлагаю вам вспомнить, что вы знаете о курении, и подумать над тем, что бы вы хотели узнать о курении. Нарисуйте в тетрадях таблицу, состоящую из трех столбиков: «Знаю», «Хочу знать», «Узнал» (слайд №2). Заполните два первых столбца таблицы, в третий пока ничего не пишите. Постарайтесь, чтобы в каждом столбце было хотя бы два тезиса… Пишите коротко, сжато, тезисно…
III. Беседа (фронтальный опрос). Обсуждение того, что обучающиеся знают о курении.
Сегодня на уроке мы узнаем из истории табака, как он попал в Европу, какой вред здоровью приносит эта вредная привычка. Наш урок называется урок-проект или урок-исследование. А называется он так потому, что вы, ребята при подготовке к этому уроку проводили небольшую исследовательскую работу. Сами находили необходимый материал к уроку, рисовали плакаты антитабачной рекламы. Были в роли историков, биологов, медиков, социологов.
Сегодня на уроке мы проведём небольшой суд над сигаретой и постараемся выяснить, почему же считается, что курение вредит здоровью, чем оно опасно, как распространилось, и почему с ним так нелегко справиться?
Табак - рода многолетних трав из семейства пасленовых.
* со стороны обвинителя:
– историк
– медик
– биолог
– математик
– химик
– социолог
(Участники в соответствующих костюмах.)
Для начала обратимся к историкам.
Историк : Табак – это однолетнее растение семейства пасленовых, в листьях которого содержится никотин.
Европейцам долгое время не было известно курение табака. Табак родом из Америки. Впервые с ним познакомились участники экспедиции Христофора Колумба, 12 октября 1492 года Колумб причалил к неизвестному острову. Он и его товарищи наблюдали, как индейцы выпускали изо рта дым, который они втягивали из листьев, свернутых в трубки и зажженных на конце. Такие трубки индейцы называли «сигаро». Они курили растение “петум” – так они его называли. Нередко индейцы клали сушеные тлеющие листья в специальные сосуды, которые называли «табако»., Жители острова поднесли гостям сушеные на солнце листья, свернутые в трубочку.
После второго похода Колумба, семена табака были занесены в Испанию, а оттуда во все уголки Земного шара. Быстрому распространению способствовало удивительное свойство табака - привычная тяга к курению, с которой трудно совладать человеку.
В Европу табак был ввезен экспедицией Колумба испанским монахом Романом Панно в 1496 г. В 1560 г. Табак попал во Францию. Французский посол в Португалии подарил его Екатерине Медичи, которая страдала приступами головной боли (мигренью). По совету Нико королева измельчала табак и нюхала его. Действительно, это на некоторое время приносило ей облегчение, и в благодарность Жаку Нико это целебное средство Екатерина Медичи стала называть никотином.
Так табак стал применяться, как средство от всех болезней. Однако это продолжалось недолго. Частые случаи отравлениям табаком, пожары от курения вызвали разочарование. Победоносное шествие табака сменилось его преследованием.
В Россию табак завезен английскими купцами в 1585 году через Архангельск. Курение и нюхание табака жестоко преследовалось. Царь Михаил Федорович вел жестокую борьбу с курильщиками: уличенные в курении строго наказывались: их били кнутом, а торговцам отрезали носы, рвали ноздри и ссылали в далекие города.
В Англии по указанию Елизаветы I (1585г.) курильщиков приравнивали к ворам и водили по улице с веревкой на шее.
С приходом к власти Петра I был отменен запрет.
Так постепенно все народы пристрастились к курению. Произошло это потому, что в состав табака входят вещества, способные вызвать зависимость от него.
Судья: Спасибо за информацию. Слово защите.
Табак: А вот Петр I стал внедрять табакокурение: по его мнению - это способствовало принципам западной цивилизации.
Считалось, что табак целебен, его дым отпугивает болезни, злых духов. Табак считали стимулирующим и успокаивающим средством. Табачные листья использовались как лечебное вещество.
Судья: Слово медикам.
Медик: Что касается Петра I. Славный царь простудился, заболел и вследствие слабости прокуренных легких умер до срока.
Курение табака, а также применение его в качестве лекарства (в виде настойки, капель, пилюль, экстрактов) часто вызывало тяжелые отравления, нередко кончавшиеся смертью. Это заставило правительство вести борьбу с курением.
(видеоролик из мультфильма «Остров сокровищ»)
Судья: Слово математикам.
Математик:
От табакокурения в мире ежегодно умирает около шести миллионов человек. Это больше, чем от войн, ДТП, алкоголя, наркомании…
Распространение табакокурения в России - самое высокое в мире.
Ежегодно в России от причин, связанных с курением, преждевременно умирает до 500 тысяч человек.
До 500 тысяч человек уничтожено без авиации, без артиллерии, без подводных лодок… Табачный конвейер смерти укладывает в гробы 6 человек ежеминутно…
Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 мин. Каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением. 13 секунд (звук метронома). За год – это 2,5 млн. человек.
Подсчитано, что население земного шара за год выкуривает 12 биллионов папирос и сигарет! Поистине астрономические цифры. Общая масса окурков – 2 520 000 тонн.
Судья: Да! Страшные цифры услышали мы от математиков.
Судья: Есть ли что табаку сказать в защиту?
Табак: Нет.
Судья: Слово для обвинения табакокурения медикам. Ведь именно они назвали курение - чумой XX века.
Медик: У курящего человека ухудшается память, внимание, почерк, глазомер.
Курение или здоровье - выбирайте сами. Появился термин: “болезни, связанные с курением”. Вот снимок легких. Легко увидеть здесь затемнение. Это злостный курильщик. Природу затемнения придется определять медикам. Это может быть туберкулез или рак.
Бедные легкие. Это пористый орган. В течение года у курильщика в легких накапливается около 1 кг табачного дегтя.
В медицине известен случай. Когда при вскрытии трупа скальпель заскрежетал о камень это оказалось, что в легких скопилось около 1,5 кг угля. Курил этот человек около 25 лет и умер от рака легких.
Легкие у курильщика пепельно-серого цвета, местами обугленные. Провели опыт. Кроликам в уши втирали экстракт, приготовленный из кусочков ткани легких заядлого курильщика, у них вскоре появились раковые изменения.
Известно пагубное влияние никотина на организм в целом. Изменения не только внутри. Бледность, тусклый взгляд, желтый цвет зубов - все это выдает курильщика.
Судья: Видеосвидетельство (просмотр кинофильма).
Судья: У защиты есть желание взять слово.
Табак: Да. Если все так плохо, то как же опровергнуть поговорку “Капля никотина убивает лошадь”. А люди курят и их не убивает никотин.
Судья: Кто возьмет слово. Биологи - говорите.
Биолог: Уточню. Одной капли никотина хватит, чтобы уничтожить тройку взрослых лошадей, до полутонны каждая. А как же человек?
В каждой отдельной сигарете никотина не смертельная доза, но если одновременно выкурить 100 сигарет - смертельный исход неизбежен.
В нашей лаборатории проводился опыт с мышами. Поместили мышей в банки и периодически заполняли их дымом. У 90% мышей развился рак.
Судья: Чем же тогда пагубна сигарета? Состав химический интересен. Слово в обвинении химикам.
Химики: В табачном дыме около 30 вредных веществ: аммиак, оксид углерода, канцерогенные углеводороды (рак), радиоактивный элемент полоний 20, табачный деготь, мышьяк, калий. Фильтры не помогают (лишь на 20% задерживают вещества).
Опыт 1: В крышке бутылки сделали отверстие. Туда вставили трубку, в один её конец – ваты, в другой – сигарету, которую подожгли. Затем надавливаем на бутылку, изображая дыхание. Итог: вата загрязнена, на стенках бутылки тонкий слой налёта.
Судья: Почему же люди курят? Это так вредно. Слово по результатам анкетирований социологу. Он расскажет о мнениях по нескольким вопросам. Опрос проводился раньше. А сейчас – только результаты. Отчёт представлен в виде схем и таблиц.
Вопрос № 1. От чего зависит здоровье? Схема № 1:
Наследственность - 20% Здравоохранение - 10% Окружающая среда - 20% Образ жизни - 50%
Вопрос № 2. Почему люди начинают курить? Схема № 2:
Причины
Ответы учащихся (%)
1. Желают казаться взрослее
74,4 %
2. Не хотят отличаться от своих друзей
51,2 %
3. Из любопытства
25,6 %
4. Заставляют друзья
14 %
5. Потому что курят родители
14 %
6. Не могу бросить
4,6 %
7. Назло родителям
2,3 %
Борьба с курением.
Анализ анкетирования (слайд №)
Борьба на уровне государства (слайд №)
Способы борьбы с курением в других странах (слайд№)
Англия – вычитают деньги из зарплаты за время, проведенное в курительной комнате.
Дания – запрещено курить в общественных местах.
Сингапур – курение – 500 долларов штраф. Нет рекламы на табачные изделия.
Финляндия – врачи установили 1 день - 17 ноября, когда курильщики приходят на работу без сигарет.
Япония г. Ваки – решение: 3 дня в месяц без курения.
Франция – После антитабачной кампании число курильщиков сократилось более, чем на 2 млн. человек.
Судья: Последнее слово подсудимой.
Сигарета: Я признаю свою вину полностью. Раскаиваюсь. Последние слова я хочу обратить к подросткам. Из этого суда сделайте вывод - курить - здоровью вредить. И сколько бы вам не было лет 13 - 30 - 60 сигарету не брать. Помогите другу, отцу, деду бросить курить и не дайте себе пойти на поводу компании, в которой курить престижно. Занимайтесь спортом и будьте здоровы. Простите меня те, кто хоть раз дотронулся до меня. Я знаю, есть такие. Я понесу заслуженное наказание. У меня все.
Судья: Увести подсудимую для вынесения окончательного приговора.
(Суд удаляется на совещание)
Входит корреспондент: Я – корреспондент местной газеты. Мы объявили конкурс на лучшего знатока о вреде курения. Для этого позвольте у вас взять интервью.
Итак:
1. Какой вред здоровью может принести сигарета?
2. Какие вредные вещества в сигарете?
3. Помогают ли фильтры избежать вредных воздействий?
4. Как вы поясните поговорку “Капля никотина убивает лошадь!”.
5. Как ведется борьба с курением в других странах? У нас в стране? В школе?
Судья: Согласно вышеизложенному, учитывая особо тяжкие последствия курения, суд решил: активно вести антиникотиновую пропаганду среди друзей, никогда не прикасаться к сигарете и вести здоровый образ жизни.
Для начала мы с ребятами разработали вот такие буклеты для повсеместного распространения, как среди подростков, так и среди взрослых. Можете их распространить среди тех, кого считаете нужным.