kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок "Птицы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке решался комплекс взаимосвязанных задач: изучение нового материала, его закрепление, повторение и проверка знаний и умений ранее изученных тем биологии и смежных предметов, на базе которых строилось усвоение нового содержания, формирование естественно - научного мировоззрения, которому подчинены все остальные задачи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Птицы"»

Урок по биологии

Учитель биологии Щербинина Светлана Николаевна

Тема: Птицы

Тип урока: комбинированный

Форма урока: обучающая

Класс: 7

Продолжительность 40 минут


Цель урока: познакомить учащихся с характеристикой птиц; происхождением и внешним строением птиц, отметив особенности связанные с полетом.

Задачи:

  • Образовательная: дать общую характеристику птиц; познакомиться с происхождением птиц; рассмотреть внешнее строение птиц; раскрыть особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания, провести лабораторную работу по рассматриванию пера птицы.

  • Развивающая: продолжить формирование умений выделять главное, сравнивать изученных животных между собой, работать с натуральным объектом, с дополнительными источниками информации; обобщать, делать выводы, анализировать, синтезировать, классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса детей.

  • Воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученного задания; воспитывать терпимость к взглядам других людей; пробудить интерес к самостоятельному решению задач; воспитывать бережное отношение к природе, к птицам.


Методы обучения: коммуникативный, аналитический, проблемный, частично-поисковый, опережающего обучения, объяснительно-иллюстративный.


Технологии, используемые на уроке: информационно-коммуникационная, развивающего обучения, опережающего обучения, технология проблемного обучения, игровая (элементы), проектная (элементы), здоровьеобразовательная.


Межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, история, физика, география, музыка.


Оснащение урока: мультимедийная установка, аудиозаписи, учебная презентация, сравнительная таблица классов пресмыкающихся и птиц, раздаточный материал для выполнения практической работы (перья разных типов, лупы, препаровальные иглы), фотографии птиц для выполнения проектной работы.


ХОД УРОКА

Звучит фонограмма П.И. Чайковский «Песня жаворонка»


1. Оргмомент


Слайд1 (звучит музыка)

Учитель:

Здравствуйте, садитесь.

Ребята, я не случайно включила это музыкальное произведение, его автор русский композитор П.И. Чайковский, а называется оно «Песня жаворонка»

С раннего детства нас окружает один из многочисленных классов животных.


Слайд 2

Представители этого класса населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без их щебета мир был бы скучен. Вот почему мы эту встречу посвящаем им, нашим пернатым друзьям.


Слайд 3

Тема нашего сегодняшнего урока – “Класс Птицы. Общая характеристика класса”


Слайд 4

В детстве вам всем читали сказки. Вспомните – гуси-лебеди, коршун, царевна-лебедь, сорока, петушок, гадкий утёнок и т.д.


Слайд 5

Птицы вдохновляли поэтов, чьи стихи вы изучаете на уроках литературы – С.Я. Маршак, Б. Заходер, А. Барто, Э. Асадов (Дикие гуси)


Слайд 6 - 10

А сколько известных художников изображали птиц на своих полотнах. Это

  • Василий Верещагин (Апофеоз войны)

  • Алексей Саврасов (Грачи прилетели)

  • Николай Рерих (Заморские гости)

  • Аркадий Рылов (В голубом просторе)

  • Константин Юон (Конец зимы)


Учитель

Прежде, чем мы начнем непосредственно знакомиться с новой темой, я бы хотела, чтобы у меня сегодня были помощники, которые возьмут на себя роль ученых (раздаются слова).

Слайд 11

Известно, что птицы произошли от древних пресмыкающихся, которые жили на деревьях, могли перепрыгивать с ветки на ветку и планировать с дерева на дерево.


Слайд 12 - 14

Палеонтолог

Один из “кандидатов” на звание самой древней птицы, освоившей перемещение при помощи крыльев, был археоптерикс, что в переводе с латинского означает “древнекрылый”.

Он обладал одновременно чертами и птиц и рептилий: у него были зубы, ребра, пальцы с когтями, длинный хвост и крылья, покрытые перьями. Летал он еще плохо, планировал только с дерева на дерево, размером был примерно с ворону. Жил он около 150 млн лет назад.


Слайд 15

Учитель

Я предлагаю вам рассмотреть внешнее строение современной птицы. Какие части тела отличают птицу от пресмыкающихся? (Цевка, крылья) Поскольку птицы произошли от пресмыкающихся, у них должны быть общие признаки внешнего строения. К ним относятся: почти полное отсутствие кожных желез, за исключением копчиковой, развитой у водоплавающих птиц,


Слайд 16

наличие хорошо различимых чешуй на задних конечностях, ороговевший покров клюва, острые когти.

Мы рассмотрели внешнее строение птиц и поняли, что этот класс имеет какие-то черты класса пресмыкающихся, но с другой стороны отличается от них.

  • Ребята, кто же такие птицы? (Ответы детей)

– в отличие от пресмыкающихся, птицы являются теплокровными, т.е. температура их тела постоянна, примерно 41 градус, и не зависит от окружающей среды. Они относятся к высшим позвоночным животным. Как вы думаете почему? (Теплокровные)

– А какое же отличие внешнего строения является все же главным? (Крылья, перьевой покров)


– Задумывались ли вы, почему птицы летают? Давайте спросим об этом у орнитологов с научной точки зрения. Кстати, кто такие орнитологи?


Слайд 17

Орнитолог 1: Скелет птиц облегчен. Кости полые, в некоторых из них появились перегородки, которые придают корпусу прочность. На грудине птицы имеется большой выступ – киль, который служит опорой для мощных летательных мышц. Некоторые современные птицы лишены киля, но одновременно они утратили и способность летать.


Орнитолог 2: У летающих птиц самые сильные мышцы расположены вблизи центра тяжести тела, что увеличивает устойчивость птиц во время полета. Большого развития достигают мышцы груди, поднимающие и опускающие крыло.


Слайд 18

Орнитолог 3: У класса птиц удивительная система воздушных мешков. Это тонкостенные выросты бронхов. Они располагаются между внутренними органами и мышцами. Объем воздушных мешков в 10 раз больше объема самих легких. Во время полета мешки выполняют роль насоса: с их помощью в несколько раз увеличивается объем воздуха, проходящего по дыхательным путям. Благодаря этому кровь насыщается кислородом и на вдохе и на выдохе. Кроме того, воздушные мешки охлаждают интенсивно работающие мышцы и органы. Многие ныряющие птицы с помощью воздушных мешков меняют вес тела увеличивая его при погружении на глубину и уменьшая при выныривании.


Слайд 19

Орнитолог 4: К полету приспособлено строение всего тела птицы. Передние конечности превращены в крылья, так что птицы стали двуногими. Перьевой покров – легкий, прочный, надежно крепящийся на теле – дает незаменимую опору в воздухе. Перья придают телу обтекаемую форму, что очень важно при полете.


– А знаете ли вы, что перья – это производные кожи птиц. (Внимание на экран)

Раннее развитие пера птиц похоже на развитие роговой чешуи рептилий. Под местом, где должно появиться перо, скапливается специальная мезодермальная ткань, содержащая мелкие кровеносные сосуды, возникает сосочек – зачаток будущего пера, над этим сосочком эпидермис выступает наружу в виде бугорка покрытого эпителием. Начиная с этого момента развитие пера, отклоняется от развития роговой чешуи рептилий. Сосочек не остается на поверхности, а погружается вглубь, образуя фолликул пера. При образовании пера этот сосочек превращается в сильно вытянутую трубчатую структуру – чехлик пера, из которого будет развиваться собственно перо.


Большинство перьев состоит из стержня или ствола, очина, опахала.

Что такое ствол – понятно, а что же такое очин и опахало?

Об этом нам расскажут лингвисты.


Слайд 20

Лингвист 1: Конец крупных перьев полый и называется очином в память о тех временах, когда перья очинялись для письма. Ведь на бумаге раньше писали гусиными или вороньими перьями, которые нужно было предварительно срезать наискось, заострять и расщеплять с помощью перочинного ножа, отсюда и название ножа – перочинный.


Лингвист 2: В толковом словаре сказано, что Опахало – это приспособление для обмахивания во время жары или веер. В биологии: опахало это – эластичная пластинчатая часть контурного пера, лежащая по обе стороны от его стержня.


Слайд 20

Опахало состоит из множества тонких и узких пластин – бородок, расположенных в одной плоскости с двух сторон стержня. Своим очином перо сидит в перьевой сумке, в которой есть нервы и мышцы, управляющие движением пера.

– Как вы думаете, перья у птицы одинаковые? (Нет, каждое выполняет свою функцию)

Контурное перо – формирует контур тела птицы. Эти перья придают телу птицы обтекаемую форму. Эти перья являются основным типом.

Маховые перья – это длинные перья, предназначенные для полета, поэтому прочны и образуют плоскость крыла. Крепятся эти перья по краю крыла.

Перья, которые покрывают нижнюю часть маховых перьев, называются кроющими и являются вариантом контурных перьев.

Рулевые перья – прочные и длинные перья, составляют хвост птицы.


Слайд 21

Пуховые перья – находятся под контурными перьями. В отличии от маховых перьев у пуховых перьев очень тонкий стержень, а бородки не содержат крючков. Это перья промежуточного типа, между пухом и контурным пером.

Пух – отличается от пухового пера сильно укороченным стержнем и поэтому бородки сильно отходят пучком от очина.

– Как вы считаете, как называется перо под №1, №2. №3, №4. Давайте посмотрим, каковы их функции.

– К какому типу перьев относятся данные перья? (Ответы детей – соединить названия с пером).

– Чем похожи все перья? (Ответы)

– Сейчас я вам предлагаю выполнить лабораторную работу.


Слайд 22-23

Лабораторная работа "Строение перьев"

Прошу соблюдать технику безопасности и использовать иглы только по назначению.


Перед вами лежат различные перья, лупы и как я уже говорила препаровальные иглы. Я предлагаю вам рассмотреть данные перья, определить, к какому типу перьев они относятся сравнивая с рисунками на экране.

Давайте прочитаем инструктивную карточку.

1. Рассмотрите перья, найдите основные его части: узкий ствол, его основание – очин, опахала, расположенные по обе стороны ствола. С помощью лупы рассмотрите опахала и бородки 1-го порядка – это роговые пластинки, отходящие от ствола.

2. На основании рассмотренного пера птицы, отметьте особенности строения и определите его тип и функции. Запишите.


Ребята. Также хочу напомнить вам, что нельзя поднимать перья на улице, какими бы красивыми они не были. Ведь оно могло быть от больной птицы, а существует много болезней, передающихся от птиц к человеку. Перья, которые вы рассматривали, обработаны мною паром.


– А могут ли все эти перья принадлежать одной птице? (Ответы) Почему, они же все разные? (Ответы) Верно, у каждого пера своя функция. Но все вместе они образуют покров тела птицы, способный защитить ее от механического воздействия. Но есть у пера еще два главных свойства. Слово нашим физикам.


Физик 1:

Слайд 24

Перья птицы обладают теплоизоляцией. Они сохраняют тепло тела и регулируют теплообмен с окружающей средой: между бородками находятся молекулы воздуха, которые удерживают тепло тела птицы. Распушив перья в мороз, птица как бы “надевает шубу”, а плотно прижав их к телу в жару, меняет ее на легкий “кафтан”. Наибольшей теплоизоляцией обладает пух и пуховые перья.

– Как вы думаете, чей пух является самым теплым? (Ответы).


Слайд 25

Самым теплым пухом обладает северная водоплавающая утка – гага. Своим пухом, который она выщипывает из своей груди, она утепляет гнездо. И из-за этого пуха она и страдает.

Эта птица занесена в Красную книгу и охраняется законом.


У перьев и крыла есть еще одно свойство. Предоставим слово второму физику.


Физик 2:

Слайд 26

Перо птицы обладает аэродинамикой. При полете птица меняет угол наклона своего крыла, достигая максимально выгодного. Хвост служит птице для торможения полета, когда она готовится сесть на ветку или круто подняться вверх.


Слайд 27-31

Люди всегда хотели летать как птицы.

Именно образ летящей птицы сподвиг людей на создание летательных аппаратов.


Слайд 32

Птицы – животные теплокровные, с постоянной температурой тела, совершенными органами дыхания. У птиц четырехкамерное сердце. Оно обеспечивает несмешиваемость артериальной и венозной крови.


Слайд 33

Хорошо развиты головной мозг и органы чувств и необычная гортань, которых у птиц две верхняя и нижняя. Благодаря им птицы могут издавать различные голосовые сигналы.


Слайд 34

Птицы общаются с помощью этих голосовых сигналов.

Они подают сигналы опасности, обозначают границы своего гнездового участка, привлекают самок, зовут на помощь и т.д.


Люди часто подражают пению птиц: стараются петь в их манере а ещё насвистывают как будто подражая птицам, а виртуозов называют мастерами художественного свиста.


Слайд 35

А сейчас я прошу вас выполнить небольшое задание (биологические карты)

А сейчас обменяйтесь тетрадями, во

Сдайте тетради.


Слайд 36

И в заключении хочу сказать:

птицы широко расселились на всех материках и островах земного шара, освоили для жизни разнообразные природные зоны, именно длительное существование в различных физико-географических условиях отразилось на многообразии и численности видов.

На этом всё, у кого какие вопросы по новой теме?


Слайд 37

Откройте дневники и запишите задание на дом. §27


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок "Птицы"

Автор: Щербинина Светлана Николаевна

Дата: 01.11.2016

Номер свидетельства: 354381

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Открытый урок трудового обучения в 3 классе. Аппликация из ладошек. Птицы. Групповая работа "
    ["seo_title"] => string(99) "otkrytyi-urok-trudovogho-obuchieniia-v-3-klassie-applikatsiia-iz-ladoshiek-ptitsy-gruppovaia-rabota"
    ["file_id"] => string(6) "164096"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422590838"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект открытого урока "как зимой помочь птицам""
    ["seo_title"] => string(49) "konspekt_otkrytogo_uroka_kak_zimoi_pomoch_ptitsam"
    ["file_id"] => string(6) "494005"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1546800168"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Открытый урок по окружающему миру"
    ["seo_title"] => string(40) "otkrytyi_urok_po_okruzhaiushchemu_miru_1"
    ["file_id"] => string(6) "527953"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1574284202"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "ОТКРЫТЫЙ УРОК В 4 "Б"  КЛАССЕ ПО НОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ БиС на тему: Николай Иванович Сладков "Загадочный зверь"."
    ["seo_title"] => string(107) "otkrytyi-urok-v-4-b-klassie-po-novoi-tiekhnologii-bis-na-tiemu-nikolai-ivanovich-sladkov-zaghadochnyi-zvier"
    ["file_id"] => string(6) "266977"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450279664"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "ОТКРЫТЫЙ УРОК В 4 "Б"  КЛАССЕ ПО НОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ БиС на тему: Николай Иванович Сладков "Загадочный зверь"."
    ["seo_title"] => string(109) "otkrytyi-urok-v-4-b-klassie-po-novoi-tiekhnologii-bis-na-tiemu-nikolai-ivanovich-sladkov-zaghadochnyi-zvier-1"
    ["file_id"] => string(6) "266978"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450279672"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства