Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему "Строение цветка"»
Тема урока: «Строение цветка»
Цель урока: познакомить учащихся со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений; создать условия для формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных.
Познавательных:
формирование умения строить логические рассуждения, поиск и использование аналогий, умений опираться в поиске решений на собственный опыт;
формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, моделировать, сопоставлять.
Коммуникативных:
умение слушать и понимать одноклассников и учителя;
умение принимать чужую точку зрения;
умение строить высказывания.
Предметных:
усвоение учащимися строения , многообразия и разновидностей цветка, его биологического значения;
закрепление знания биологических терминов, понятий, определений.
Метапредметных:
умение конструктивно работать с материалом учебника и дополнительного источника;
формировать умения добывать информацию из учебника.
Личностных:
формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии и хрупкости живой природы и воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное;
создание условий для развития умений планирования предстоящей деятельности, поиска способов решения проблемы, личностной рефлексии, самооценкой достигнутого;
развитие внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности.
Тип урока – изучение нового материала
Оборудование: модель цветка яблони; раздаточный материал; карточки с обозначениями для составления формул цветков, карточки с заданиями для работы на уроке каждому ученику. цветущие комнатные растения; Мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока.
Организационный момент
Здравствуйте ребята, меня зовут Валентина Николаевна. Сегодня я буду вести у вас урок.
Проверка знаний
Мы начнем с проверки домашнего задания. На столах у вас лежат тесты по пройденному материалу. В течение 5 минут вы работаете с тестом.(индивидуальная работа обучающихся)
Теперь обменяйтесь работами. И проверьте, что написал ваш товарищ. На экране вы видите правильные ответы. Если в тесте не допущено ни одной ошибки, то ставьте оценку «5». Если допущено не больше 3-х ошибок, ставите «4», до 6 ошибок оценка «3», 6 и более – оценка «2».
Теперь поднимите руки кто получил «5», кто получил «4» и т.д.
Актуализация знаний
Ребята, отгадайте загадку:
Очищают воздух, Создают уют, На окнах зеленеют, Круглый год цветут.
( ЦВЕТЫ)
К цветкам у нас особое отношение: они всегда привлекают внимание людей. Великий поэт Данте писал: «Я шёл вперёд, но всюду замедлялись мои шаги при взгляде на цветы». Цветы нас радуют своей красотой. Люди изображают их на посуде, картинах, платках. О цветах сочиняют стихи, песни, загадки, складывают легенды.
Что же такое цветок? Для чего он нужен?
Попробуем сформулировать тему нашего урока… «Строение цветка»
Какова цель нашего урока?
(Какое строение имеет цветок, одинаковы ли цветки у разных растений, для чего цветку каждый орган).
Итак, цель нашего урока: Изучить части цветка, их значение и функции
III Изучение нового материала
Что же называется цветком?
Задание 1.
У вас на столах лежат карточки с текстом. Объединитесь в группы по 4 человека и попробуйте ответить на вопросы и дать определение понятию цветок.
(цветок развивается из почки; стеблевая часть – цветоножка, цветоложе; а чашечка, венчик, тычинки, пестик – образованы видоизмененными листьями).
Текст на столах. Цветок развивается из генеративной почки. Он состоит из стеблевой части (цветоножка и цветоложе), листовой части (чашелистики, лепестки) и генеративной части (тычинки, пестик или пестики). Цветок может располагаться как на верхушке главного побега, так и бокового. Он прикрепляется к стеблю посредством цветоножки. Верхняя расширенная часть цветоножки называется цветоложем, на котором располагаются все органы цветка. Чашечка, венчик, тычинки, пестик – образованы видоизмененными листьями.
- Можно ли назвать цветок побегом? Почему?
- Для чего служит цветок?
Цветок – видоизмененный укороченный ……….., служащий для ……………………………………
Учитель подводит итог.
Мы хорошо поработали. Надо отдохнуть. Встаем на физминутку.
На лугу растут цветы
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
Задание 2.
1.Познакомьтесь со строением цветка яблони, изучив рисунок … в учебнике.
2. Перечислите органы цветка, используя рисунок.
3. А теперь покажите и назовите их на модели цветка яблони.
Рассказ учителя с элементами беседы (Работа со слайдами диска)
Лепестки цветка имеют разную окраску, форму и размеры. Они образуют – венчик, самую яркую и заметную часть цветка. Почему венчик цветка такой яркий и заметный? (Для привлечения насекомых, которые прилетают сюда за нектаром и пыльцой, опыляя цветки). Если лепестки срастаются между собой, такой венчик называется сростнонолепестным. Если лепестки не срастаются, то венчик называется раздельнолепестным (демонстрация растений на слайдах)
Достаточно часто случается так, что венчик окружен чашечкой, которая состоит из чашелистиков. Чашечка тоже может быть сростнолистная (гвоздика, дурман) и раздельнолистная (слива). Вместе венчик и чашечка образуют околоцветник.
На экране рисунок цветка тюльпана, гороха и ясеня
Давайте сравним эти три цветка.
Дети сравнивают и формулируют вывод.
Выделяют цветки, имеющие простой и двойной околоцветник. Цветки ивы, ясеня, молочая, осоки не имеют околоцветника. Их называют «голыми».
Задание 3.
1. Найдите в тексте учебника понятия «правильные цветки» и «неправильные цветки». Используйте картинки цветков у вас на столе. Определите, какие цветки правильные, какие неправильные.
(на столе картинки нарцисса, орхидеи, ромашки, львиного зева, виолы, георгина)
2. Какие органы располагаются в центре цветка?
Главные части цветка – пестик и тычинка. Давайте более подробно разберем строение основных частей цветка. После просмотра слайда вы должны ответить на следующий вопрос: «Из каких частей состоят тычинка и пестик?» (тычинка состоит из пыльника и тычиночной нити.)
Внутри пыльника развивается и созревает пыльца, а тычиночная нить поднимает пыльник на необходимую высоту. Число тычинок в разных цветках различно.
Пестик состоит из рыльца, столбика и завязи. В гнёздах завязи находятся семязачатки. Какую роль выполняют семязачатки? (Из них образуются семена).
Почему же тычинки и пестики называют главными частями цветка? Главными эти части названы потому, что участвуют в образовании семян, т.е. семенном размножении.
Что будет, если мы будем рвать цветы без надобности? (они не дадут потомства, а значит, могут исчезнуть)
Задание 4
Перед вами цветки соцветия ивы. Чем отличаются эти цветки?
Цветок в соцветии ивы Цветок в соцветии ивы
(Отсутствует пестик) Такой цветок называется тычиночным, или мужским.
А у этого цветка, какой орган отсутствует? (Отсутствует тычинка). Такой цветок называется пестичным, или женским.Рассказать как обозначаются цветки. («копье и щит Марса» и «зеркало Венеры»)
Рассказ учителя с элементами беседы
Данные цветки называются раздельнополыми.
Цветки вишни, картофеля называется – обоеполым. Почему они получили такое название? (в цветках есть и тычинки, и пестик)
Формула цветка - запись строения цветка с помощью условных обозначений Посмотрите на экран и скажите, что же обозначается данными условными обозначениями.
Промежуточная рефлексия
1. О цветах можно говорить бесконечно! Интересна и многообразна не только форма, но и его поведение. Всем известна способность соцветия подсолнечника поворачиваться за солнцем, цветок баобаба цветет только одну ночь, очень долго цветут тропические орхидеи, иные до 90 дней, самый крупный цветок до1 м. в диаметре имеет раффлезия (посмотрите в учебнике) , в цветках некоторых растений температура поднимается до 45 градусов. И все это очень целесообразно и не случайно. Попробуйте ответить на вопрос: а для кого же цветут цветы, нужно-ли самому растению это буйство форм и цвета или же …( Учитель подводит учащихся к пониманию, что размеры, яркая окраска, запах-это приспособления для привлечения насекомых, которые производят опыление. Только после этого формируется плод с семенами.)
V. Закрепление знаний и способов действия
1.Конкурс «Анаграмма».
Переставьте или добавьте вместо пропусков буквы в словах так, чтобы получились названия частей цветка
1.Вязазь.
2. Л-п-ст-к
3.Китпес.
4.О-л-цв-тн-к.
5.Лькинпы.
2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Цветок — орган размножения покрытосеменных растений.
2. Цветок представляет собой видоизменённый лист.
3. Функции цветка — это половое и бесполое размножение.
4. Цветок соединен со стеблем цветоножкой.
5. В цветке имеются пестики и тычинки.
VI. Подведение итогов, рефлексия.
1.Строение какого органы вы изучили?
2. Все ли цветки имеют сходное строение?
3. Какую роль выполняют венчик, пестик, тычинка.
4. Почему не нужно без надобности рвать цветковые растения.