kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок "Митоз и Мейоз"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  • продолжить формирование мировоззрения учащихся о непрерывности жизни;
  • познакомить с химико-биологической разницей процессов, происходящих в клетке во время митоза и мейоза;
  • формировать умение последовательно выстраивать процессы митоза и мейоза;
  • формировать навыки сравнительного анализа процессов деления клетки;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Митоз и Мейоз"»


«№ 3 Булаев орта мектебі» КММ

КГУ «Булаевская средняя школа № 3»











Открытый урок

«Митоз и Мейоз»









Учитель биологии:

Тюлендинова Ж.А













2017 – 2018 о.ж

2017 – 2018 уч.год

Цели:

  • продолжить формирование мировоззрения учащихся о непрерывности жизни;

  • познакомить с химико-биологической разницей процессов, происходящих в клетке во время митоза и мейоза;

  • формировать умение последовательно выстраивать процессы митоза и мейоза;

  • формировать навыки сравнительного анализа процессов деления клетки;

Задачи:

1. образовательные:

а) актуализировать знания учащихся о разных видах деления клетки (митозе, амитозе, мейозе);

б) сформировать представление о главных чертах сходства и различия между процессами митоза и мейоза, их биологической сущности;

2. воспитательная:

а) развивать познавательный интерес к информации из разных областей науки;

3. развивающие:

а) развивать навыки работы с разными видами информации и способами её предъявления;

б) продолжить работу над развитием навыков анализировать и сравнивать процессы деления клетки;


План урока:

1. Организационный момент;

2. Актуализация знаний, основных терминов и понятий, связанных с процессами деления клетки;

3. Обобщение знаний о процессах митоза и мейоза;

4. Закрепление знаний по изученной теме;

5. Домашнее задание.

Ход урока

1.Организационный момент.

Пояснение цели урока, его место в изучаемой теме, особенности проведения.

2.Актуализация знаний, основных терминов и понятий, связанных с процессами деления клетки: - деление клеток;

- митоз, амитоз, мейоз;

- половые, соматические клетки;

- гаплоидный, диплоидный набор хромосом;

- редукционное деление;

- конъюгация хромосом;

- кроссинговер


3. Обобщение знаний о процессах деления клетки:

3.1. Митоз:

- демонстрация интерактивной модели “Митоз”;

- беседа о фазах митоза:


Фаза митоза, набор хромосом (n-хромосомы,с - ДНК)

Рисунок

Характеристика фазы, расположение хромосом

Профаза

2n4c

Демонтаж ядерных мембран, расхождение центриолей к разным полюсам клетки, формирование нитей веретена деления, “исчезновение” ядрышек, конденсация двухроматидных хромосом.

Метафаза

2n4c

Выстраивание максимально конденсированных двухроматидных хромосом в экваториальной плоскости клетки (метафазная пластинка), прикрепление нитей веретена деления одним концом к центриолям, другим – к центромерам хромосом.

Анафаза

4n4c

Деление двухроматидных хромосом на хроматиды и расхождение этих сестринских хроматид к противоположным полюсам клетки (при этом хроматиды становятся самостоятельными однохроматидными хромосомами).

Телофаза

2n2c

Деконденсация хромосом, образование вокруг каждой группы хромосом ядерных мембран, распад нитей веретена деления, появление ядрышка, деление цитоплазмы (цитотомия). Цитотомия в животных клетках происходит за счёт борозды деления, в растительных клетках – за счёт клеточной пластинки.


- беседа об изменении формулы ядра в клетке;

- беседа о результатах митоза: из одной диплоидной материнской клетки образуется две диплоидные материнские клетки;

- беседа о биологическом значении митоза:

а) обеспечивает стабильность кариотипа соматических клеток в течение всей жизни организма;

б) представляет собой один из главных механизмов роста, т.к. в результате митоза число клеток в организме увеличивается; в) обеспечивает бесполое размножение, регенерацию утраченных частей, замещение клеток у многоклеточных организмов.


3.2. Мейоз.


- демонстрация интерактивной модели “Мейоз”

- беседа о фазах мейоза:



Фаза мейоза, набор хромосом (n - хромосомы, 
с - ДНК)

Рисунок

Характеристика фазы, расположение хромосом

Профаза 1
2n4c

Демонтаж ядерных мембран, расхождение центриолей к разным полюсам клетки, формирование нитей веретена деления, “исчезновение” ядрышек, конденсация двухроматидных хромосом, конъюгация гомологичных хромосом и кроссинговер.   

Метафаза 1
2n4c

Выстраивание бивалентов в экваториальной плоскости клетки, прикрепление нитей веретена деления одним концом к центриолям, другим – к центромерам хромосом.

Анафаза 1
2n4c

Случайное независимое расхождение двухроматидных хромосом к противоположным полюсам клетки (из каждой пары гомологичных хромосом одна хромосома отходит к одному полюсу, другая – к другому), перекомбинация хромосом.

Телофаза 1
в обеих клетках по 1n2c

Образование ядерных мембран вокруг групп двухроматидных хромосом, деление цитоплазмы.

Профаза 2
1n2c

Демонтаж ядерных мембран, расхождение центриолей к разным полюсам клетки, формирование нитей веретена деления.

Метафаза 2
1n2c

Выстраивание двухроматидных хромосом в экваториальной плоскости клетки (метафазная пластинка), прикрепление нитей веретена деления одним концом к центриолям, другим – к центромерам хромосом.

Анафаза 2
2n2c

Деление двухроматидных хромосом на хроматиды и расхождение этих сестринских хроматид к противоположным полюсам клетки (при этом хроматиды становятся самостоятельными однохроматидными хромосомами), перекомбинация хромосом.

Телофаза 2
в обеих клетках по1n1c

Всего
4 по 1n1c

Деконденсация хромосом, образование вокруг каждой группы хромосом ядерных мембран, распад нитей веретена деления, появление ядрышка, деление цитоплазмы (цитотомия) с образованием двух, а в итоге обоих мейотических делений – четырех гаплоидных клеток.

- беседа об изменении формулы ядра клетки

- беседа о результатах мейоза:

из одной гаплоидной материнской клетки образуется четыре гаплоидные дочерние клетки

- беседа о значении мейоза: 

а)поддерживает постоянное число хромосом вида из поколения в поколение (диплоидный набор хромосом каждый раз восстанавливается в ходе оплодотворения в результате слияния двух гаплоидных гамет;

б) мейоз - один из механизмов возникновения наследственной изменчивости (комбинативной изменчивости);

4. Закрепление знаний по изученной теме.

Сравнение митоза и мейоза”

Сравнение

Митоз

Мейоз

Сходства

1.Имеют одинаковые фазы деления.

2.Перед митозом и мейозом происходит самоудвоение молекул ДНК в хромосомах (редупликация) и спирализация хромосом.

Различия

1. Одно деление.

1. Два последовательных деления.

2. В метафазе все удвоенные хромосомы выстраиваются по экватору раздельно.

2. Гомологичные удвоенные хромосомы выстраиваются по экватору парами (бивалентами).

3. Нет конъюгации

3. Есть конъюгация

4. Удвоение молекул ДНК происходит в интерфазе, разделяющий два деления.

4. Между первым и вторым делением нет интерфазы и не происходит удвоения молекул ДНК.

5. Образуются две диплоидные      клетки (соматические клетки).

5. Образуются четыре гаплоидные клетки (половые клетки).

6.Происходит в соматических клетках

6. происходит в созревающих половых клетках

7.Лежит в основе бесполого размножения

7.Лежит в основе полового размножения

5. Домашнее задание.

Прочитать параграфы 32-34,

Ответить на вопросы после параграфа 32-34.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок "Митоз и Мейоз"

Автор: Тюлендинова Жадра Актаевна

Дата: 14.02.2018

Номер свидетельства: 457418

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Сравнение митоза и мейоза"
    ["seo_title"] => string(25) "sravnieniiemitozaimieioza"
    ["file_id"] => string(6) "282964"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453744541"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока по биологии " В мире прекрасного и вечного " презентация "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-po-biologhii-v-mirie-priekrasnogho-i-viechnogho-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "129262"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415650389"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Открытый урок на тему:Терминологическая работа  по биологии "
    ["seo_title"] => string(65) "otkrytyi-urok-na-tiemu-tierminologhichieskaia-rabota-po-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "187836"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426588850"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Элективный курс Клетки и ткани 10-11 класс "
    ["seo_title"] => string(44) "eliektivnyi-kurs-klietki-i-tkani-10-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "132468"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416337169"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства