kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок на тему:Терминологическая работа по биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Терминологическая работа по биологии. Некоторые приемы запоминания. Атымтаева А.О., учитель биологии КГУ сш.им. Ушинского, Карасайский район, Алматинская область. В предмете биология встречается множество слов латинского и греческого происхождения, труднозапоминающихся и непонятных для учащихся. Уяснив их значение, разобравшись в происхождении у обучающихся повышается интерес к предмету, активизируется познавательная деятельность. В биологии латинский язык — международный официальный язык. Зная корень иностранного слова можно уметь объяснить значение многих биологических терминов. Происхождение слова (Латинское, греч. Название) Корень термина Биологический термин «Биос» - жизнь, живой «цитос» - клетка «карион» - греч., ядро «генез»-происхождение, род, возникновение «сома» - тельце, тело «кардио» - сердце «нуклеус» - лат., ядро «плазма»- греч.,бесцветная масса «морфа»-греч.,форма «Био»логия «био»сфера био-синтез био-химия био-масса цито-логия цито-скелет цито-плазма фаго «цитоз» пино «цитоз» цито-кинез карио-плазма эу-кариоты про-кариоты карио-кинез ово-генез спермато-генез гамето-генез партено-генез онто-генез эмбрио-генез органо-генез био-генез (абиогенез) антропо-генез рибо-сома лизо-сома хромо-сома информо-сома сферо-сома кардио-логия эпи-кард мио-кард эндо-кард нуклео-тид нукле-иновая кислота цито-плазма карио-плазма гиало-плазма морфо-логия аро-морфоз Запоминание знаний — это их запечатление в памяти. Прочность знаний зависит от следующих факторов: – уровня сформированности познавательных мотивов; – характера и качества преподавания, от уровня познавательной активности учащихся; – установки учителя на запоминание существенного. Правила запоминания: 1. Сосредоточься, отвлекись от других мыслей, нацелься на запоминание. 2. Старайся понять основной смысл материала., иначе будет действовать механическая память, которая менее продуктивна, чем логическая. 3. Удели особое внимание структуре материала, уясни, чем вызвана такая последовательность его изложения. 4. Отдели основополагающий от иллюстративного. 5. Произнеси насколько раз новые слова. 6. Проговори вслух формулировки выводов, законов. 7. Воспроизведи весь материал. Задания для развития внимания. Среди набора букв найди биологические термины и объясни их. 1.Бэндоспермвтргщотсэпластидыогучпестикъхэьгчапыльцаъуцитоплазмалуброчягщвакуольъштулдфхзчядровцпртцветоклбдгноаи 2.Щгцкпинфузориясеанбецистамаляриямтоджобъамебаэвгленафцуйгахтгидраж 3.Мчсыдендритклеткаболцжщзхюэлтканьгщьбкариоплазмашогхеюжщдргщнзаксонпнкцнейронадреналинлтмщх 4.Вкеншивирусзхьвафыпрокристымитохондрияяджхлдбацетабулярияабфырпло слдфагоцитозячсинтьбюн 5.Бюеселекциявуфциеждлорриинбридинггетерозисдьхэшщгиполиплоидиямулх Исключение понятий. 1.Генетика, цитология,селекция, микробиология,технология,вирусология. 2.Ген, геном, ДНК, РНК, АТФ. 3.Архей, палеозой, протерозой, протобионты, мезозой, кайнозой. 4.Митоз, почкование, стробиляция,мейоз,конъюгация,онтогенез. 5.Кулан, тарпан, муфлон, тур, архар, сайгак. Ассоциации (выделение существенных признаков). 1.Биология (климат, человек, наука, земля, растения, животные). 2.Сердце ( сосуды, капилляры, миокард, венулы,эндокард, артериолы, эпикард). 3.Папоротник ( заросток, вайя,щитовник, можжевельник, сорус,фитонциды) 4.Нематоды (острица, планария, гидроскелет, аскарида,целом, нереида). 5.Паслен (ягода, перец, симбиоз,коробочка, томат,соломина, корневище). Классификация. По какому признаку можно классифицировать животных? 1.Пчела 2.Крокодил 3.Рыба 4.Змея 5.Воробей 6.Археоптерикс 7.Варан 8.Кенгуру. Последовательность действий при работе над понятием. 1. Дай определение рассматриваемому понятию. 2. Вычлени ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода. 3. Приведи пример, конкретизируюший данное понятие, найди область его применения. 4. Попробуй связать его с другими понятиями данного предмета и смежных с ним дисциплин. 5. Употребляя данное понятие, составь небольшой рассказ для закрепления. Терминологическая работа необходима на каждом уроке биологии. Усвоение системы биологических терминов и понятий способствует развитию основных психических процессов познавательной сферы: развитию внимания, памяти, умению ясно мыслить, делать выводы, сформировать четкие общебиологические представления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему:Терминологическая работа по биологии »

Терминологическая работа по биологии.

Некоторые приемы запоминания.


Атымтаева А.О., учитель биологии

КГУ сш.им. Ушинского,

Карасайский район, Алматинская область.

В предмете биология встречается множество слов латинского и греческого происхождения, труднозапоминающихся и непонятных для учащихся. Уяснив их значение, разобравшись в происхождении у обучающихся повышается интерес к предмету, активизируется познавательная деятельность.

В биологии латинский язык — международный официальный язык. Зная корень иностранного слова можно уметь объяснить значение многих биологических терминов.


Происхождение слова

(Латинское, греч. Название)

Корень термина

Биологический термин

«Биос» - жизнь, живой





«цитос» - клетка







«карион» - греч., ядро




«генез»-происхождение, род,

возникновение








«сома» - тельце, тело





«кардио» - сердце




«нуклеус» - лат., ядро



«плазма»- греч.,бесцветная масса




«морфа»-греч.,форма




«Био»логия

«био»сфера

био-синтез

био-химия

био-масса

цито-логия

цито-скелет

цито-плазма

фаго «цитоз»

пино «цитоз»

цито-кинез


карио-плазма

эу-кариоты

про-кариоты

карио-кинез

ово-генез

спермато-генез

гамето-генез

партено-генез

онто-генез

эмбрио-генез

органо-генез

био-генез (абиогенез)

антропо-генез

рибо-сома

лизо-сома

хромо-сома

информо-сома

сферо-сома

кардио-логия

эпи-кард

мио-кард

эндо-кард

нуклео-тид

нукле-иновая кислота


цито-плазма

карио-плазма

гиало-плазма



морфо-логия

аро-морфоз


Запоминание знаний — это их запечатление в памяти. Прочность знаний зависит от следующих факторов:

  • уровня сформированности познавательных мотивов;

  • характера и качества преподавания, от уровня познавательной активности учащихся;

  • установки учителя на запоминание существенного.

Правила запоминания:


  1. Сосредоточься, отвлекись от других мыслей, нацелься на запоминание.

  2. Старайся понять основной смысл материала., иначе будет действовать механическая память, которая менее продуктивна, чем логическая.

  3. Удели особое внимание структуре материала, уясни, чем вызвана такая последовательность его изложения.

  4. Отдели основополагающий от иллюстративного.

  5. Произнеси насколько раз новые слова.

  6. Проговори вслух формулировки выводов, законов.

  7. Воспроизведи весь материал.

Задания для развития внимания.

Среди набора букв найди биологические термины и объясни их.

1.Бэндоспермвтргщотсэпластидыогучпестикъхэьгчапыльцаъуцитоплазмалуброчягщвакуольъштулдфхзчядровцпртцветоклбдгноаи

2.Щгцкпинфузориясеанбецистамаляриямтоджобъамебаэвгленафцуйгахтгидраж 3.Мчсыдендритклеткаболцжщзхюэлтканьгщьбкариоплазмашогхеюжщдргщнзаксонпнкцнейронадреналинлтмщх 4.Вкеншивирусзхьвафыпрокристымитохондрияяджхлдбацетабулярияабфырпло слдфагоцитозячсинтьбюн

5.Бюеселекциявуфциеждлорриинбридинггетерозисдьхэшщгиполиплоидиямулх

Исключение понятий.

1.Генетика, цитология,селекция, микробиология,технология,вирусология.

2.Ген, геном, ДНК, РНК, АТФ.

3.Архей, палеозой, протерозой, протобионты, мезозой, кайнозой.

4.Митоз, почкование, стробиляция,мейоз,конъюгация,онтогенез.

5.Кулан, тарпан, муфлон, тур, архар, сайгак.




Ассоциации (выделение существенных признаков).

1.Биология (климат, человек, наука, земля, растения, животные).

2.Сердце ( сосуды, капилляры, миокард, венулы,эндокард, артериолы, эпикард).

3.Папоротник ( заросток, вайя,щитовник, можжевельник, сорус,фитонциды)

4.Нематоды (острица, планария, гидроскелет, аскарида,целом, нереида).

5.Паслен (ягода, перец, симбиоз,коробочка, томат,соломина, корневище).


Классификация.

По какому признаку можно классифицировать животных?


1.Пчела

2.Крокодил

3.Рыба

4.Змея

5.Воробей

6.Археоптерикс

7.Варан

8.Кенгуру.


Последовательность действий при работе над понятием.


    1. Дай определение рассматриваемому понятию.

    2. Вычлени ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода.

    3. Приведи пример, конкретизируюший данное понятие, найди область его применения.

    4. Попробуй связать его с другими понятиями данного предмета и смежных с ним дисциплин.

    5. Употребляя данное понятие, составь небольшой рассказ для закрепления.


Терминологическая работа необходима на каждом уроке биологии.

Усвоение системы биологических терминов и понятий способствует развитию основных психических процессов познавательной сферы: развитию внимания, памяти, умению ясно мыслить, делать выводы, сформировать четкие общебиологические представления.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок на тему:Терминологическая работа по биологии

Автор: Атымтаева Акмарал Омиралыевна

Дата: 17.03.2015

Номер свидетельства: 187836


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства