3.Этап. Создание проблемной ситуации.(2 мин.) | Организует осознание обучающимися внутренней потребности к построению учебных действий, создавая для учеников проблемную ситуацию. Демонстрирует Слайд№3-5 1 .«Полна, полна чудес могучая природа.» (А.С.Пушкин) 2. Наша планета уникальна, потому что на ней есть жизнь. 3. Всегда ли мир организмов был таким, каким существует в наше время? Задает вопросы: 1.Какую параллель можно провести между высказываниями на слайде и эволюционной теорией? | Изучают информацию на слайде, отвечают на вопросы. Делают вывод о многообразии живых организмов на Земле, об их изменении, усложнении их организации, появлении новых более совершенных организмов. | П: учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. К: учитывание разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. |
4. Этап. Целеполагание. (6мин.) | Организует работу по формулировке темы урока и цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний. Проводит подводящий диалог: 1.Ч.Дарвин считал, что в природной среде возможное перенаселение видов, возникает как следствие геометрической прогрессии размножения К чему это приводит? 2. Какие особи одержат победу в этом состязании? ( Наиболее приспособленные) 3.Сформулируйте тему нашего урока(главный вопрос). 4. С какими факторами среды обитания могут состязаться особи определенной популяции? (абиотическими, биотическими внутри вида, биотическими между видами, антропогенным) 5. Чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать ? Давайте сформулируем цель нашего урока. Выслушивает предположения детей. Акцентирует внимание детей на лучших формулировках, демонстрирует Слайд 6 с предметными целями урока. | Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. Отвечают на вопросы: 1. К борьбе за существование 2. Особи, наиболее приспособленные к условиям окружающей среды. Предлагают и согласовывают с учителем тему (главный вопрос) урока: « Борьба за существование и естественный отбор» . Записывают тему урока. Формулируют цель урока: изучить формы борьбы за существование: внутривидовую, межвидовую, борьбу с неблагоприятными условиями окружающей среды, закрепить понятие о естественном отборе, определять результаты воздействия движущих факторов эволюции на органический мир: приспособленность организмов к среде обитания, образование новых видов, многообразие видов в природе. Осознают цель предстоящей деятельности. | Р:Целеполагание:умеютформулировать учебную задачу, устанавливают связи между содержанием учебного материала и целью его предоставления. П: умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. К: учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли. |
5. Этап. «Открытие» нового знания (15мин.) | Формирует основы критического мышления, развивает умение находить общее, закономерности, отличное; развивает способности к обобщению. Эволюция в природе, по Ч. Дарвину, обусловливается факторами, аналогичными тем, которые определяют эволюцию культурных форм. Приспособленность естественных видов – тоже результат отбора, который производился не человеком, а условиями среды. Одним из главнейших условий естественного отбора в природной среде Ч. Дарвин считал возможное перенаселение видов, возникающее как следствие геометрической прогрессии размножения. Например Слайд 7-10 Таким образом, плодовитость организмов в целом очень велика, но до половозрелого состояния доживают не все. Значительная часть потомства гибнет по различным причинам. Дарвин делает заключение, что между организмами возникает борьба за существование. В понятие «борьба за существование» он вкладывает широкий и метафорический смысл. В «Происхождении видов» Ч. Дарвин пишет: «Я должен предупредить, что применяю этот термин в широком и метафорическом смысле, включая сюда зависимость одного существа от другого, а также включая (что еще важнее) не только жизнь одной особи, но и успех ее в оставлении после себя потомства». Давайте сформулируем, что такое борьба за существование. Слайд 11
Ребята, как вы думаете, какие формы борьбы существуют? Слайд 12 Давайте мы с вами поработаем в группах с материалом учебника и дадим характеристику видам борьбы за существование. Организует работу в группах. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Оказывает консультативную помощь. - В учебнике на стр. 202-203 прочитайте материал и заполните таблицу. Слайд 13 Форму таблицы демонстрирует на слайде. Слайд №14 Борьба за существование Форма борьбы | Определение | Причины | Пример | Внутри- видовая | | | | Межви- довая | | | | Борьба с неблагоприятными условиями | | | | Предлагает проверить выполненные задания по эталону и сделать выводы. Оценить работу каждой группы. Демонстрирует слайд №15- 17 эталон. Предлагает продолжить работу с учебником: Прочитайте 3й абзац на стр. 203 учебника и сделать вывод по прочитанному тексту. Слайд18 Предлагает прослушать сообщение учащегося. Предлагает проанализировать сообщение, и дать определение естественному отбору. Слайд19 Дает задания группам. Изучить материал учебника на стр204 (2,3) абзац и 205(1,2)абзац. Рассмотреть рисунок 73 на стр.205. (Схема опыта с плодовыми мушками дрозофиллами). Организует обсуждение результатов эксперимента, представленного в учебнике (рис.73, стр.205), предлагая ответить на вопросы: 1. Как ведут себя мушки, оказавшиеся в одном лабиринте? 2. Какие популяции особей удалось создать, руководствуясь стереотипом поведения? 3. Сделайте вывод: к чему приводит действие естественного отбора согласно этому опыту. Оценить работу каждой группы Слайд 20 Организует физкультминутку, в том числе упражнения для глаз. Проговаривает порядок выполнения упражнений: Чтоб глаза твои зоркие были, Чтоб в очках тебе не ходить, Эти лёгкие движенья Предлагаю повторить. Вдаль посмотри и под ноги, Вправо, влево побыстрей. Удивимся, что такое? И закроем их скорей. А теперь по кругу быстро, Словно стрелочка часов, Проведём глазами дружно, Ну, а дальше будь здоров! | Обсуждают, предлагают свои варианты. Записывают определение в тетрадь Работают в группах. Применяют выбранный способ действия для достижения цели урока. Читают стр. 202-203 учебника. Заполняют таблицу: 1 группа Формы борьбы за существование: внутривидовая. 2 группа: Формы борьбы за существование: межвидовая. 3 группа: Формы борьбы за существование: борьба с неблагоприятными физическими условиями. Сверяют свои таблицы с эталоном. Лидеры групп сообщают о результатах работы (правильности выполнения задания.) В процессе диалога приходят к выводу, что результатом борьбы за существование является естественный отбор. Один из учащихся выступает с коротким сообщением «Ч.Дарвин при сопоставлении фактов борьбы за существование и всеобщей изменчивости признаков и свойств пришел к заключению о неизбежности в природе избирательного уничтожения особей с вредными признаками и размножению особей с полезными для данных условий признаками- естественного отбора. Дают определение: Естественный отбор - процесс дифференцированного (неслучайного, избирательного) выживания и воспроизведения организмов в ходе эволюции. Работают с текстом учебника. Изучают рисунок 73 на стр205 учебника Отвечают на вопросы, которые содержат примерно такие ответы: 1. Меняют стереотип поведения: одни движутся вверх, другие вниз , третьи не имеют стереотипа движения и остаются в лабиринте. 2. Удалось создать 2 популяции мушек со стереотипом движения вверх и вниз. 3. Действие естественного отбора приводит к тому, что фенотипы начинают оказывать влияние на генофонд популяции. Выполняют физические упражнения. | П: учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение). - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи Р: выстраивать цепочку необходимых действий, проводит отбор источников информации. К: учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе. |
6. Этап. Применение нового знания.(10 мин.) | Организует работу по усвоению учащимися нового способа действия. Усвоение понятия «борьба за существование и естественный отбор». учащимся раздаются конверты, в которых находятся разрезанные части составленной ими ранее таблицы. Они должны восстановить ее в правильном виде. Слайд 21 Предлагает вспомнить вопрос, поставленный в начале урока:(что является одним из чудес могучей природы?) и ответить на него. Слайд 22 К какой форме борьбы за существование относятся следующие примеры: Слайд № 23 /С. Есенин/ А по двору метелица Ковром шелковым стелится, Но больно холодна. Воробышки игривые, как детки сиротливые Прижались у окна. Озябли пташки малые, голодные, усталые, И жмутся поплотней…. Слайд №24 /П. Усачев/ Лес кругом, широкая поляна… На траве широкой у кургана Жаркий бой ведут тетерева…. Слайд №25 /А. Марков/ А знаете, друзья, что еж Был с мягкой шерсткою когда-то? Но объявилась вдруг лиса, Защелкали зубами волки – И стали колкими глаза, и выросли иголки. Слайд 26 И меж растений царствует война. Деревья, травы – вверх растут задорно, За свет и воздух борются упорно А корни их, в земле неся, свой труд, За почву и за влажность спор ведут. Слайд27 Охотнице сове средь ночи темной Не жаль певца любви и неги томной, А соловей съедает светляка, Не посмотрев на прелесть огонька, Светляк же – ночи светоч оживленный, Вползая вверх, цветок съедает томный Э. Дарвин. Слайд 28 Наблюдается в любой части ареала вида в тех случаях, когда внешние условия среды ухудшаются, а также всюду, где особи оказываются в условиях излишнего тепла или холода, сухости или влажности | Работают с частями таблицы. Сравнивают с эталоном на слайде, исправляют допущенные ошибки. Проговаривают проблемный вопрос и отвечают на него: в результате борьбы за существование происходит естественный отбор, приспособление организмов к окружающей среде дает чудо природы - многообразие видов разной степени организации! Решают задачи на борьбу за существование с использованием материала на слайдах Называют формы борьбы за существование: 1.Борьба с неблагоприятными воздействиями неорганической среды 2. Внутривидовая 3. Межвидовая 4. Внутривидовая 5.Межвидовая Борьба с неблагоприятными воздействиями неорганической среды | П:учатся ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию. - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. К: учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли. Р: учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, -определять цель учебной деятельности; - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. |
Рефлексия (4 мин.) Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. Организует подводящий диалог Обратите внимание на наши записи! Демонстрирует: проблему урока, цель. - Задает вопрос: 1)всё мы выполнили? Что, на ваш взгляд, было наиболее трудным на уроке? 2) Какой момент урока вам был наиболее интересен? 3) Анализ вашей деятельности на уроке (в маршрутном листе подсчитываем количество баллов, заработанных во время урока, и выставляем себе отметку) 4) Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению в конце урока и прикрепите к доске магнитом. Слайд 29 | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения. | П:учатся ориентироваться в рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию. - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. К: учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся выражать свои мысли. Р: - учатся Осуществлять самоконтроль и коррекцию. |